Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этический кодекс Российского психологического общества (отдельные положения)





 

Предисловие

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, пре­подавательская или научная деятельность), характеризу­ется его особой ответственностью перед клиентами, об­ществом и психологической наукой. Чтобы быть полез­ным, психолог нуждается в доверии.

Доверие общества к психологу может быть достиг­нуто только при соблюдении этических основ их пове­дения, содержащихся в настоящем кодексе. Этический кодекс психолога служит: а) для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов и б) для регуляции отношений психологов с обществом.

Этический кодекс даёт возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны: а) ру­ководствоваться принципами, правилами, нормами по­лучения и применения психологических знаний, б) уста­навливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и правила, излагаемые ниже, дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к его нарушителям.

Психолог и требования к нему

1. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по спе­циальностям «психология», «клиническая психология», а также лицами, которым в установленном порядке при­своены учёные степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологической науки. Учёная степень

в последнем случае принимается во внимание только в том случае, если она признана «ВАК РФ».

2. Разрешается указание на принадлежность к под­разделениям или комитетам ассоциации, кроме тех слу­чаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации.

3. Задачей психолога является а) расширение знаний о человеке и обществе и б) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундамен­тальные права человека. Психологи являются предста­вителями свободной профессии.

4. Психолог осуществляет профессиональную ори­ентацию и психологическую поддержку населения в Российской Федерации (из приложения к постановле­нию Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. № 1).

4.1. Профессиональная ориентация — это обобщён­ное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколе­ния, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содейст­вия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учётом его по­требностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.

4.2. Основные методы профессиональной ориента­ции:

а) информирование — индивидуальное, групповое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

б) психологическое и медицинское консультирова­ние;

в) психологическая, психофизиологическая, меди­цинская диагностика;

г) различные педагогические методы.

4.3. Психологическая поддержка — система соци­ально-психологических способов и методов, способст­вующих социально-профессиональному самоопределе­нию личности в ходе формирования её способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению её конкурентоспособности на рынке труда и адаптирован­ное™ к условиям реализации собственной профессио­нальной карьеры. Психологическая поддержка осущест­вляется путём оптимизации психологического состояния человека как следствия полного разрешения или сниже­ния актуальности психологических проблем, препятст­вующих трудовой, профессиональной, социальной са­мореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и не­формальных объединений людей.

4.4. Основные методы психологической поддержки:

а) психологическое просвещение;

б) психологическое и психотерапевтическое кон­сультирование;

в) психологическая диагностика;

г) психологический тренинг;

д) психологическая коррекция;

е) другие индивидуальные и групповые методы пси­хологической работы.

5. Требования к Результатам работы Психолога

5.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения об Испытуемом, сохраняющие­ся на любых видах носителей информации, на основа­нии которых Психолог квалифицирует психологические характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и ис­полняет его.

5.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным условием любых действий Психолога от­носительно Клиента. В результатах исследования долж­на содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Ре­зультаты исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологиче­ском сообществе, и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.

5.3. Результаты исследования в случае их неконтро­лируемого хранения могут представлять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для Общества. Об­ращение с результатами исследования должны быть жё­стко регламентированы. Психолог может делать видео-или аудиозаписи консультации или лечения или разре­шить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это Пациента или Клиента; это положение распростра­няется и на телефонные разговоры.

Главные Этические принципы и правила деятельно­сти Психолога

Содержание принципов и правил работы Психолога. Этика работы основывается на общечеловеческих мо­ральных и нравственных ценностях. Предпосылки сво­бодного и всестороннего развития личности и её уваже­ния, сближения людей, создание справедливого, гуман­ного, процветающего общества являются определяющи­ми для деятельности Психолога. Этические принципы и правила работы Психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессиона­лизм, гуманность его действий, уважение людей, с кото­рыми он работает, реальная польза от его усилий.

6. Принцип ненанесения ущерба Клиенту

6.1. Правило взаимоуважения Психолога и Клиента.

6.2. Правило безопасности для Клиента применяе­мых методик.

6.3. Правило предупреждения опасных действий За­казчика относительно Клиента.

7. Принцип компетентности Психолога Согласно принципу компетентности Психолог мо­жет оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональ­ными стандартами и применяет апробированные и про­веренные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полу­ченные результаты. Психолог может взяться за выпол­нение только такой работы, которая даёт возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соот­ветствии со своей компетенцией в психологических во­просах он действует на свою ответственность и незави­симо. Психолог обязан путём добросовестной подготов­ки быть информированным в новейших достижениях науки. В этой связи он также должен быть в курсе пред­писаний, регулирующих его профессиональную дея­тельность.

7.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

7.2. Правило профессионального общения Психоло­га и Клиента.

7.3. Правило обоснованности результатов исследо­вания Психолога.

8. Принцип беспристрастности Психолога Принцип беспристрастности Психолога не допуска­ет предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отноше­ния Заказчика к клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на данных, полу­ченных научными методами. Субъективное впечатле­ние, которое производит Клиент, его социальное поло­жение не должны оказывать никакого влияния на выво­ды и действия Психолога.

8.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом.

8.2. Правило научности результатов исследования Психолога.

8.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.

9. Принцип конфиденциальности деятельности Пси­холога

Принцип конфиденциальности деятельности психо­лога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основании доверительных отно­шений, не подлежит сознательному или случайному раз­глашению вне согласованных условий. Результаты ис­следований должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Клиническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины. Психодиагностические дан­ные, полученные относительно студентов при их обуче­нии, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонст­рации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении ко­торого должны соблюдаться правила конфиденциально­сти.

9.1. Правило кодирования сведений психологиче­ского характера.

9.2. Правило контролируемого хранения сведений

психологического характера.

9.3. Правило корректного использования Результа­тов исследования.

10. Принцип осведомлённого согласия

Принцип осведомлённого согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этиче­ских Принципах и правилах психологической деятель­ности и принимали в ней добровольное участие.


Список литературы

1. Дневник педагогической практики студента – практиканта: методические рекомендации/ под ред. профессора В.Г.Рындак. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.: Сфера, 1997.

3. Дубровина И.В. Психологическая служба школы. М.: МПА, 1995.

4. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.

5. Польская О.Я. Психологический практикум в школе. М.: Просвещение, 1984.

6. Психолого-педагогическая практика: Методические рекомендации для студентов факультета психологии/ Авторы – составители И.Х.Пикалов, М.Н.Олекс. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.

7. Рудакова Р.Б., Бетехтина Е.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы по психологии. Методические рекомендации для студентов факультета психологии. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007.

8. Успенский В.Б., Чернявская А.П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос, 2003.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 576; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию