Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности редакционно-подготовительных работ





Редакционно-подготовительные работы при создании топографических карт заключаться в следующем:

-собираются, анализируются и систематизируются картографический материал

-изучаются географические особенности картографируемой территории.

-осуществляется написание редакционного плана на тематическую карту

-отрабатывается программное обеспечение для создания карты

Редактирование тематических карт во многом аналогично редактированию общегеографических карт, но имеет свои особенности:

1. В создании тематических карт участвуют картограф и специалист (консультант) по теме карты. Специалист привлекается для отработки специального содержания - создания авторского макета, консультации и р4ецензирования.

2. Составление тематического содержания требует сбора, анализа и обработки большого количества картографических материалов: – статистических источников (списки, таблицы, отчеты); – графических данных (схемы, материалы полевых обследований, полевых съемок); – широко используются космические снимки в качестве дополнительных картографических материалов; – литературных источников (исторические данные, материалы научных исследований, монографии и т.д.)

3. При разработке серий тематических карт составляют типовую основу - дубликат оригинала геодезической основы, используемой при изготовлении серии отраслевых, тематических или специальных карт одной и той же области. Применение типовых основ обеспечивает значительный эффект в технологическом и экономическом отношениях. Географическая основа служит для локализации (привязки) спецнагрузки. При создании тематических карт по космическим снимкам используют основы, содержащие изображение местности и разреженную топографическую нагрузку (фотопланы, фотосхемы).

4. Увеличение объема экспериментальных и научно методических исследований. Особенно это необходимо при разработке карт нового типа, создании более совершенных систем условных знаков, способов картографического изображения, приемов генерализации.

5. Компоновка тематических карт, в отличии от компоновки общегеографических карт, разрабатываеться с учетом размещения текстов, иллюстраций, диаграмм, графиков. Вид компоновки тематических карт зависит от назначения карты, её содержания, выбранной картографической проекции, масштаба, характера применения карты (настольная, стенная, атлас). Часто для карт тематического атласа применяется «плавающая» компоновка - отсутствует картографическая сетка, изображение картографируемой территории дается в пределах административных или иных границ.

6. Особенностью создания тематических карт является применение особых способов картографического изображения различных объектов и явлений (значкового, картодиаграммы, картограммы и др.) и принципов генерализации специального содержания.

7. Сложной задачей тематического картографирования является составление легенды карты. Легенда содержит группировки объектов в их классификации, разрабатывается вместе с выбором способов изображения и может быть представлена в виде табличных или матричных форм. Существует несколько типов легенд тематических карт:

-Элементарные (отражают узкую тематику с односторонней характеристикой отдельных объектов; структура легенды определяется качественными и количественными показателями);

- Комплексные (содержание легенд состоит из нескольких показателей, передаться совместные характеристики взаимосвязанных явлений и характерны для комплексных карт);

- Типологические (разрабатываться на основе научных классификаций, обеспечивают полную характеристику явлений, в легенде выделяются группы разной дробности- типы, виды, подвиды и т.д.; характерны для почвенных карт, карт растительности);

8. Особенностью редакционных работ в тематическом картографировании также является выполнение авторских работ. Авторские работы выполняются в специальных учреждениях специалистом по теме карты или картографом, специализирующемся в определенной отрасли знаний. К авторским работам относят авторский оригинал и авторский макет.

Авторский макет (эскиз) - первоначальный вариант содержания проектируемой карты, выполненный на голубом оттиске географической основы. На оттиске наносят объекты тематического содержания. В графическом исполнении возможны отступления от принятых условных знаков, размеров и красочности оформления.

Авторский оригинал - составляют на географической основе он имеет полную нагрузку содержания и отработанную легенду. На географическую основу с графической точностью карты редактор или специалист с соответствующей области наносит элементы специального содержания. Оригинал составляют по основным источникам, в соответствии с принятыми условными знаками и красочным оформлением карты.

В картографическом производстве авторские оригиналы, изготовленные с высоким качеством и с учетом требований картографического производства, используются как составительские оригиналы специального содержания.

 

 

3. Назначение, требование и классификация морских карт. Топогр карты шельфа.

Среди морских карт различают морские навигационные карты (МНК), гидрографические и батиметрические. МНК предназначены для обеспечения судовождения, безопасности плавания, изучения и анализа навигационно-гидрографической обстановки.

В соответствии с масштабом и назначением на них показывают береговую полосу, рельеф морского дна (отметки глубин и изобаты), навигационные опасности, грунты, средства навигационного обеспечения, ориентиры, фарватеры и опасные районы, другие элементы. Гидрографические — сводные навигационные карты мелкого масштаба; батиметрические — изображают рельеф морского дна.

Навигационные морские карты подразделяются на общие и специальные. Общие карты подразделяют на генеральные, путевые, частные карты и планы.

МНК подразделяют на:

• генеральные карты масштабов 1:5 ООО ООО — 1:1 ООО ООО, предназначенные для плавания в открытом море в значительном удалении от берегов;

• путевые карты (1:1 ООО ООО д о 1:500 ООО) — для плавания в открытых и прибрежных водах; иногда с полной потерей видимости берега;

• частные карты (1:100 000 — 1:25 000) — для прибрежного судоходства в сложных навигационных условиях;

• планы (1:25 000 — 1:500) — для захода в порты, гавани, рейды и передвижения в их пределах.

Специальные навигационные карты предназначены так же, как и общенавигационные для графического решения задач судовождения и для удовлетворения специальных навигационных и других требований. Они представляют собой обычные навигационные или бланковые карты различных масштабов с нанесенной на них дополнительной нагрузкой содержания. Наиболее распространенные типы специальных карт: радионавигационные карты со специальными стадиметрическими, гиперболическими или азимутальными сетками, предназначенными для определения места судна с помощью радионавигационных систем, и н авигационно-промысловые карты с подробной грунтовой характеристикой морского дна, предназначенные для обеспечения лова рыбы.

МНК создаются в нормальной равноугольной проекции Меркатора (для полярных территорий преимущественно стереографическая проекция). Вследствие больших изменений частных масштабов на картах устанавливают стандартные параллели (две или одна), масштаб на которых является главным и подписывается под рамкой карты. Положение стандартных параллелей выбирают с таким расчетом, чтобы искажения площадей внутри листа карты не превышали 33%.

Конкретный масштабный ряд для МНК не установлен. В пределах указанных групп карт конкретный масштаб листа выбирается с таким расчетом, чтобы лист покрывал акваторию, предназначенную для плавания судов.

Рамкой карты служат крайние меридианы и параллели. На сетке обозначают минуты (морские мили), поделенные на 10 частей (кабельтовые). Нередко на картах присутствует дополнительная система линий.

Кроме того, присутствуют система изогон и данные о магнитном склонении.

На МНК нет номенклатуры. Каждому листу карты присвоен адмиралтейский номер и титул (название района).

МНК создаются на основании специальных гидрографических съемок, проводимых картографическими предприятиями Военно-Морского Флота РФ. Карты оперативно обновляются. При существенных изменениях — переиздаются (год издания указывается справа под нижней рамкой). При небольших изменениях карты корректируются и впечатывается новая информация. Содержание МНК всего масштабного ряда однотипно, хотя подробность изображения различна в соответствии с назначением групп карт. На листах МНК может быть показана часть суши. В этом случае дается ее топографическое изображение с выделением ориентиров, видимых с моря (вышки, трубы, объекты береговой обстановки).

Береговая линия на МНК показывается по наименьшему стоянию воды (для безприливных морей — среднему многолетнему; для приливных — наинизшему многолетнему). Она рисуется с максимальной подробностью. Иногда дают специальную легенду: обрывистый берег, обрывистость с бечевником, косы, отмели, пляжи, отмечают скалистые, обсыхающие, абразивные, намывные, шхерные, фиордовые, лиманные и другие берега.

Рельеф дна передают отметками глубин в метрах. Их частота и точность зависят от масштаба карты. Изобаты служат дополнением цифровой модели. Они проводятся лишь в местах, хорошо обеспеченных промерами, методом механической интерпретации. Система изобат присутствует только на генеральных картах, при этом в каждом случае используют индивидуальную переменную шкалу сечения. Отметки глубин и изобаты дополняют многие условные знаки: банки, рифы, подводные и надводные камни, скалы, бары и т.д.

Грунты на М Н К изображают на основе специальной индексации: набор букв означает цвет, основную породу и состояние грунта (например, «блПвз» — белый вязкий песок или «злГЛтв» — зеленая твердая глина).

Навигационные опасности показывают с помощью множества условных знаков, указывающих водоросли, буруны, водовороты, Сооружения навигационной обстановки (наземные — маяки, башни и др. и на воде — буи, плавучие маяки) не только наносят на карту, но на полях листа приводят рисунок их внешнего вида.

Мелкомасштабные МНК принято называть гидрографическими. На них периодически дают сводку данных навигационных карт в пределах океанов. В отличие от батиметрических карт, на них системой изобат переменного сечения рисуют не подводный рельеф, а выделяют зоны одинаковой глубины. Навигационные карты создаются также на крупные судоходные реки, озера, водохранилища. Часто их называют лоциями. Их содержание соответствует МНК, но они дают более полную характеристику судоходных путей (шлюзы, плотины, гидроузлы, укрепленные берега, дамбы, акведуки и т.д.).

Карты шельфа

Шельф — это материковая отмель, т.е. окраина материков, мелководье с особыми природными условиями и небольшими уклонами дна. Во всех широтах шельф относительно хорошо прогревается, имеет богатую подводную растительность и животный мир.

Россия особенно заинтересована в создании топографических карт шельфа (ТКШ), так как окружена шельфовыми морями. Поскольку

на шельфовую зону приходится полоса непосредственного взаимодействия суши и моря, Т КШ должны были соединить в себе черты топографических и морских навигационных карт, передавать внешние черты подводного ландшафта и специфику хозяйствования в районе мелководья. Топографические карты шельфа предназначены для следующих главных целей:

• обеспечения поисково-разведочных работ на полезные ископаемые;

• контроля за освоением береговой зоны и защиты ее от разрушения;

• строительства и эксплуатации промышленных сооружений, прокладки коммуникаций (кабелей, трубопроводов др.);

• организации и ведения промысла рыб и морских животных в мелководных зонах;

• обеспечения тематических съемок и картографирования ТКШ должны составляться подробно, в относительно крупном масштабе.

При разработке системы Т КШ принята во внимание тесная связь шельфовой зоны с материком, взаимная обусловленность природных процессов и особенностей хозяйственного использования. Поэтому по построению топографические карты суши и шельфа едины, т.е. они имеют одну математическую основу, проекции, масштабы, зарамочное оформление.

Поскольку ТКШ распространяются на зону взаимодействия двух стихий (земной и водной), на них используют условные обозначения топографических и морских навигационных карт, а также дополнительные знаки.

Положение береговой линии на Т КШ идентично с топографическими картами суши, но приводится возможно более полная характеристика прибрежной зоны. Условными знаками выделяют береговые отмели и мели, особенности грунта в зоне осушки (камень, галечник, ил, скалы и т.д.). Особое внимание уделяют динамическим явлениям. Стрелками обозначают постоянные вдоль береговые течения и местные образования — буруны, сейши, водовороты и др. На полях карты дают специальную гидрографическую справку с описанием явлений (постоянство и периодичность, глубина возмущения вод, связь с погодными явлениями и т.д.).

Основное содержание Т КШ — подводный рельеф. Он показывается системой горизонталей с минусовыми значениями, т.е. рельеф шельфа рисуется, как подводное продолжение рельефа суши.

Горизонтали дополняют отметками глубин и условными знаками отдельных образований (скалы, камни и др.) До 50-метровой глубины

подводные горизонтали проводят часто (на картах масштаба 1:10 ООО сечение составляет 2 м; на картах 1:50 ООО — 5 м; на картах 1:100 ООО — Юм). На больших глубинах сечение увеличивают. произвольного сечения, это помогает выделить местный микрорельеф.

С морских навигационных карт на Т КШ переходят характеристики грунта — буквенные обозначения его цвета, состава и состояния, а данные о подводной растительности показываются значительно подробнее со многими ботаническими характеристиками.

Однако система условных обозначений еще окончательно не закреплена.

Так же, как и на морских картах, на Т КШ присутствуют все прибрежные сооружения. Это — эстакады, буровые платформы, линии связи, подводные сооружения и др. Особо отмечают пути следования судов, районы, опасные для плавания по природным или антропогенным причинам. Иногда приводят сведения о загрязнении вод, наличии плавника и др. Для Т КШ введены характеристики ледового режима. Особые условные обозначения, содержание гидрографической справки, графики на полях карты и другие приемы передают сведения о

сроках замерзания, других климатических показателях, образовании устойчивого ледового покрова, трещиноватости, сроках очищения от льда и т.д. ТКШ создают, главным образом, на основе эхолотных измерений, например с помощью локаторов бокового обзора, которые дают не только данные о глубинах, но еще и снимки поверхности дна. Технология быстро совершенствуется, действуют автоматизированные съемочные комплексы, обеспечивающие батиметрическую съемку, геофизические и ландшафтные наблюдения. Карты шельфа — новая система карт. Их содержание и технологии создания быстро совершенствуются. Точные нормативные документы не выработаны. Особенностью создания Т КШ в России и за рубежом является «пакетная» подготовка съемочных материалов. В «пакет», помимо топографической карты шельфа, входит ряд тематических карт. Обычно это геологическая, геофизическая и подводного ландшафта.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 747; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию