Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление образовательными системами разного уровня: сущность и принципы





Система образования - совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. Основная функция системы образования - передача знаний и воспитание следующих поколений.

Система образовательных учреждений:Начальное образование Среднее образование Высшее образование

Уровни специализированного образования: Дополнительное образование детей

Профессиональное образование: Начальное профессиональное образованиеСреднее профессиональное образование Высшее профессиональное образование:Бакалавриат, Подготовка специалистов, Магистратура.Послевузовское профессиональное образованиеАспирантура ДокторантураПовышение квалификации Второе высшее образование Переподготовк Профессиональная подготовка.

Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. К числу основных закономерностей специалисты внутришкольного управления и менеджмента относят такие закономерности, как: зависимость эффективности функционирования системы управления учебно-воспитательной работы от уровня структурно-функциональных связей между субъектом и объектом управления; обусловленность содержания и методов управления учебно-воспитательной работой содержанием и методами организации педагогического процесса в школе и др. Ю.А. Конаржевский в числе ведущих закономерностей внутришкольного менеджмента называет аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность школьных руководителей к различным видам управленческой деятельности. Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора, менеджера в практической деятельности. Управление образовательными системами осуществляется в соответствии с определенными принципами.

В научной теории управления принципы управления — это основополагающие, фундаментальные правила, руководящие положения, которые должны соблюдаться при осуществлении процесса управления, обеспечивая достижение заданных целей. Принципы составляют идейную основу теории и практики управления и используются как фундаментальные положения.

Традиционная классификация принципов управления базируется на основных положениях реформы общего образования, осуществлявшейся в начале 90-х гг. XX в., и объединяет следующие организационные принципы управления в образовании:

принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении; принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении;принцип конкретного целеполагания;принцип целенаправленности; принцип кооперации и разделения труда; принцип функционального подхода.

Принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении. До конца XX в. практика управления учреждениями в России строилась на основе принципа Централизма. Централизация была чрезмерной, что приводило к гипертрофии административной власти и перегрузке руководите­лей. При этом не учитывались личностные, профессиональные и Деловые качества подчиненных, не использовались их интеллектуальные силы при выработке важных управленческих решений, культивировалось дублирование в управлении, низовые звенья в управляющей системе становились пассивными.

Децентрализация управления предполагает делегирование прав низовым звеньям управления, перераспределение власти между руководителями и общественными организациями, что способствует демократизации управления, повышает динамичность и гибкость управляющей системы в целом, развивает самостоятельность, инициативу, творчество членов школьного коллектива, укрепляет их желание участвовать в управлении, формирует сознательную дисциплину труда. Было время, когда высказывались мнения о том, что демократизация, например, школы требует полной децентрализации ее управления: школой должен управлять совет, которому подчинялся бы директор. Но, как показала практика, полная децентрализация управления ведет к хаосу в работе, рассогласованности управленческих и воспитательных воздействий на детей, конфликтным ситуациям в коллективе, что связано с борьбой общественных групп и группировок за влияние, постоянными сбоями в функционировании школы как системы. Все это пагубно сказывается на организации учебно-воспитательного процесса и его результатах.

 

Управленцы-практики считают, что в подобных случаях именно централизация в управлении ликвидирует разлад и нормализует ситуацию. По их мнению, централизованное управление:


действует в интересах всей воспитательно-образовательной системы школы, а не только в интересах отдельных ее звеньев;сокращает время и процедуру принятия решений;позволяет сократить управленческий аппарат;обеспечивает возможность решения вопросов на профессиональном уровне;позволяет концентрировать все организационно-управленче­ские средства, ресурсы и усилия, обеспечивая их целенаправленность, слаженность, последовательность, непрерывность, интеграцию, а также координацию действий всех звеньев управления;повышает требовательность к исполнению обязанностей людей в низовых звеньях управления.

Демократизация школы предусматривает тенденции к централизации и децентрализации. Причем, как свидетельствует практика, мера соотношения той и другой тенденции зависит от конкретной ситуации в образовательном учреждении.

Принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении отражает единство противоположностей. Единство коллегиальности и единоначалия достигается в результате всестороннего анализа ситуации, когда все, кто принимает участие в выработке решения, исходят из интересов дела и понимают ответственность, лежащую на руководителе. Единоначалие чаще всего отождествляют с авторитарным руководством, когда директор, не советуясь ни с кем, принимает самовластные решения, проявляет недоверие к коллективу. На самом деле все руководители в своей деятельности вынуждены быть в чем-то авторитарными, в чем-то демократичными, а в чем-то либеральными. Единство коллегиальности и единоначалия — объективный, закономерный результат личностных взаимодействий в коллективах. С развитием демократии принцип единства коллегиальности и единоначалия в управлении постепенно приобретает новое цивилизованное содержание и формы реализации. Принцип рационального сочетания прав, обязанностей и ответственности в управлении тесно связан с предыдущими принципа­ми управления. Права — это предоставленная субъекту права (директору, учителю, воспитателю, ученику, родителю и т.д.) свобода, возможность действовать или пользоваться чем-либо, гарантированные законами, постановлениями и т.д. Обязанности — то, что входит в круг обязательных действий субъекта деятельности (работника). Ответственность предполагает необходимость давать отчет в своих действиях, поступках и отвечать за их возможные последствия, за результаты работы. Как показывает практика, при неоптимальном соотношении прав, обязанностей и ответственности резко падает эффективность управления. Большие права при малой ответственности приводят к принятию необдуманных решений. Огромная ответственность при отсутствии реальных прав не позволяет качественно реализовывать задачи, возложенные на школу. Баланс прав, обязанностей и ответственности в деятельности руководителей школы достигается путем рационального определения сферы подчиненности, составления должностных инструкций. Принцип конкретного целеполагания — основа планирования и контроля, т.е. содержания деятельности управленца любого уровня. Нарушение данного принципа приносит образованию в целом, и особенно образовательному процессу, большой педагогический и социальный ущерб. Принцип целенаправленности отражает требование ставить цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и перспективности. Неопределенно сформулированная цель уже на начальном этапе процесса управления является дезорганизующим, дезориентирующим фактором, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспективность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер поступательного движения, развитие учебного заведения как сложной педагогической системы.


Принцип кооперации и разделения труда обусловливает опору управленца на общественные организации учебного заведения, на коллективное творчество и коллективный разум при реализации всех намеченных планов. В соответствии с этим принципом стремление руководителя все сделать самому — составить план работы, организовать его выполнение, единолично контролировать деятельность всех исполнителей — недопустимо.Реализация принципа функционального подхода также является условием постоянного развития, совершенствования управленческой деятельности на основе обновления, уточнения и конкретизации функций (т.е. действий, деятельности) исполнителей. Должностные инструкции, правила трудового распорядка, научно обоснованные требования к учебно-воспитательной деятельности учителя не могут быть неизменными. принцип комплексности — предполагает сочетание целевой направленности управленческой деятельности и ее полифункциональности. Например, при разрешении конфликтной ситуации руководитель принимает целенаправленное решение (цель — помощь сторонам в оценке ситуации и последствий конфликта и обеспечение конструктивного выхода из конфликта).







Date: 2016-05-14; view: 562; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию