Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Классификация экскурсий
Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения1. Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.). В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д. Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков. Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные. По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы: - историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Минска", "Из истории Вильнюса" и др.); - археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок); - этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей; - военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Линия Сталина" под Минском и др.); - историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей); - экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы: - производственно-исторические; - производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.); - производственно-технические; - профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы: - историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.); - историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.); - по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.); - по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский в Клину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.); - в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.); - историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.); - литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
- экскурсии с показом архитектурных построек данного города; - экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; - экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора; - экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам; - экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; - экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.; - экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.; - экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом); - экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса; - экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации; - экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.; - экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения; - учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников; - пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы; - показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.; - рекламная экскурсия.
Вопрос 16 Всеми́рная туристи́ческая организа́ция, ЮНВТО, ВТООН[1] (англ. United Nations World Tourism Organization; UNWTO; фр. Organisation Mondiale du Tourisme; OMT; исп. Organización Mundial del Turismo; OMT) — учреждение ООН, занимающаяся развитием устойчивого и общедоступного туризма. Ведущая международная организация в сфере туризма. Штаб-квартира находится в Мадриде. Генеральный секретарь — Талеб Рифаи (Иордания). Создана в Гааге в 1925 году как Международный конгресс официальных туристских ассоциаций (ICOTT). После Второй мировой войны переименована в Международный союз официальных туристских организаций (IUOTO; МСОТО) (со штаб-квартирой в Женеве), в который входили 109 национальных туристических организаций и 88 ассоциированных членов. Целями и задачами МСОТО были не только содействие развитию туризма в целом, но и использование всего лучшего, что мог дать туризм в качестве международного компонента торговли и стратегии экономического развития для развивающихся стран[2].
В 1967 году МСОТО преобразован в межправительственный орган, сотрудничающий с другими организациями — ВОЗ, ЮНЕСКО и другими. В 1969 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признавалась роль, которую преобразованный Международный союз официальных туристских организаций должен играть в сфере туризма. В 1974 году МСОТО был преобразован во Всемирную туристскую организацию. Первая генеральная ассамблея ВТО прошла в Мадриде в мае 1975 года. Там же разместился Секретариат ВТО. В 2003 году ВТО получила статус специализированного учреждения Организации Объединённых Наций и впоследствии стала называться UNWTO (ЮНВТО/ВТООН). В 2006 году в состав ВТООН входило 150 стран, 7 территорий и около 300 ассоциированных членов, представляющих предприятия частного сектора, учебные заведения, туристские ассоциации и местные туристские администрации. По состоянию на август 2014 года в состав Всемирной туристской организации входило 156 членов[3].
20-я сессия Генеральной ассамблеи — высшего руководящего органа организации — прошла с 24 по 29 августа 2013 года в Виктория-Фолс (Зимбабве). Членами организации являются 156 государств.[5]
Ряд развитых стран, в которых в том числе развит туризм (США, Великобритания, Бельгия, Новая Зеландия, страны Северной Европы, ОАЭ и т. д.), не являются членами Всемирной туристской организации.
Страны, которые никогда не входили во ВТООН: Антигуа и Барбуда, Барбадос, Белиз, Бельгия, Великобритания, Дания, Доминика, Гренада, Гайана, Ирландия, Исландия, Кирибати, Коморские острова, Лихтенштейн, Люксембург, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, Новая Зеландия, Объединённые Арабские Эмираты, Палау, Самоа, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Люсия, Сингапур, Соединённые Штаты Америки, Соломоновы Острова, Сомали, Суринам, Тонга, Тувалу, Финляндия, Швеция, Эстония, Южный Судан.
Страны, ранее входившие во ВТООН, но покинувшие организацию по тем или иным причинам: Бельгия (до 1997), Канада (до 2012), Гренада (до 1997), Латвия (2005—2012).
Также есть 6 ассоциированных членов (Фламандское сообщество, Пуэрто-Рико, Аруба, Гонконг, Макао, Мадейра) и 2 наблюдателя (Святой Престол и Организация освобождения Палестины).
Всемирная туристская организация финансирует и реализует проекты развития в сфере туризма, передает опыт туристской деятельности развивающимся странам в целях устойчивого развития. ВТООН является исполнительным агентством Программы развития ООН.
В 2002 была одобрена программа ВТООН и ЮНКТАД «Устойчивый туризм — залог искоренения нищеты», направленная на решение задач: устойчивое развитие туризма и искоренение нищеты.
Крупные проекты ВТООН:
Генеральный план развития туризма в Пакистане (2001) Генеральный план развития туризма в провинциях Китая (2000—2002) Развитие национальных парков в Руанде (1999) Стратегия развития туризма в Молдавии (1999)
Date: 2016-05-14; view: 563; Нарушение авторских прав |