![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Теоретические проблемы возникновения речи ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
В настоящее время существует большое количество разнообразных теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Сегодня достаточно трудно дать однозначный ответ в отношении того, является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. · Речь не является врожденной, а формируется в процессе онтогенеза. Например, у детей, выросших в изоляции от людей, не существует никаких признаков членораздельной речи. Только у человека, выросшего среди людей, может появиться вербальная понятийная речь. Дети – «Маугли» · Существуют факты, позволяющие говорить о врожденности речи. Примеры: многие высшие животные обладают средствами коммуникации, по многим своим функциям напоминающими речь человека; предпринимались относительно успешные попытки научить животных (обезьян) примитивному языку знаков (язык глухонемых и др.). Существуют доказательства того, что дети с рождения способны отличать речь человека и выделять ее из множества звуков. Еще одно доказательством врожденности речи - стадии развития речи и их последовательность у всех детей одинаковы независимо от того, где они родились и в условиях какой культуры они развивались. Существует целый ряд теорий, пытающих объяснить или описать процесс формирования речи. 1. Теория научения. Ребенок обладает врожденной потребностью и способностью подражать, в том числе звукам. Получая положительное эмоциональное подкрепление, подражание ведет к быстрому усвоению сначала отдельных звуков человеческой речи, затем слогов, слов, высказываний, правил их грамматического построения. Овладение речью сводится к научению всем ее основным элементам, а механизмами формирования речи являются подражание и подкрепление. 2. Теория специфических задатков. Автор Н. Хомский утверждает, что в организме и мозге человека с рождения имеются некоторые специфические задатки к усвоению речи и ее основных атрибутов. Эти задатки начинают проявляться и окончательно складываются примерно к годовалому возрасту и открывают возможность для ускоренного развития речи с одного года до трех лет (имеется в виду прежде всего усвоение самой речи, развитие же речи как средства мышления продолжается до периода половой зрелости). Данныйвозраст называется сензитивным для формирования речи. В течение этого периода развитие речи обычно происходит без осложнений – например, дети иммигрантов усваивают незнакомый язык быстрее, чем сами взрослые, а дети, воспитывавшиеся вне человеческого общества, т. е. не имевшие в этом возрасте необходимых условий для овладения языком, не могут приобрести навыки человеческой речи в более позднем возрасте. 3. Когнитивная теория Ж. Пиаже. Развитие речи зависит от присущей ребенку с рождения способности воспринимать и интеллектуально перерабатывать информацию. Детское спонтанное словотворчество является подтверждением существования у ребенка интеллектуальной способности перерабатывать информацию, развитие речи связано с развитием мышления. Установлено, что первые высказывания ребенка относятся к тому, что он уже понимает, а прогрессирующее развитие мышления в период от одного года до трех лет создает предпосылки для успешного освоения ребенком речи. Могут ли другие биологические виды овладеть человеческим языком! Речь у обезьян. 4. Психолингвистическиая теория. Процесс речевого развития представляет собой циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми. Вначале мысль формируется в слово, которое одновременно выступает и как фраза, и как предложение. Затем осуществляется разворачивание данного слова в целые фразы. В результате одна и та же мысль может быть выражена и словом, и целой фразой. 5. Теория взаимосвязи мышления и речи Л.С. Выготского. Показал значение слова для психического развития человека и его сознания. Согласно его теории знаков, на более высоких ступенях развития наглядно-образное мышление превращается в словесно-логическое благодаря слову, которое обобщает в себе все признаки конкретного предмета. Слово является тем «знаком», который позволяет развиться человеческому мышлению до уровня абстрактного мышления. Слово - средство общения, поэтому оно входит в состав речи. При этом специфической особенностью слова является то, что, будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи, но, приобретая свое значение, оно сразу же становится органической частью того и другого. Учитывая данную особенность слова, Выготский считал, что именно в значении слова заключается единство речи и мышления, высшийуровень такого единства - речевое мышление. На этих ранних этапах исторического развития речь состояла из еще не дифференцированных по своей форме отдельных речевых единиц, обладающих весьма общими, широкими и одновременно несколько различными значениями. Речевое общение могло проходить только в конкретной ситуации, где практическое действие являлось тем процессом, в котором слова приобретали конкретные значения. На данных этапах развития речь всегда была включена в практическую деятельность - симпраксическая речь. В дальнейшем, с усложнением языка, мышление постепенно освобождается от своей непосредственной слитности с действием и все более приобретает характер внутренней, «идеальной» деятельности. В результате наступает период, когда мышление полностью начинает протекать в форме внутреннего процесса отражения действительности, используя для этого словесные понятия. Такой уровень развития мышления потребовал более развитой речи, соответствующей уровню развития мышления - внутренняя речь.
Основные виды речи Речь человека имеет разнообразные формы. Выделяют два основных вида речи: устная и письменная (рис. 13.3).
Рис. 13.3. Общая характеристика речи Сходство: в современных языках письменная речь, как и устная, является звуковой - знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов. Формы устной речи . · разговор - основной исходный вид устной речи – разговорная, или диалогическая речь. · монолог - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют – монологическая ( речь оратора, лектора, докладчика и др.). Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая - требует от говорящего умения связно, строго последовательно излагать свои мысли. · диалогическая и монологическая речь может быть активной или пассивной. Активная форма речи - речь говорящего человека; пассивная форма - речь слушающего человека. Письменная речь. Изображается графически, с помощью письменных знаков. Кинетическаяречь. Первоначально это был основной и, вероятно, единственный вид речи, он выполнял все речевые функции: обозначения, выражения и др. Со временем этот вид речи утратил свои функции и в настоящее время используется в основном в качестве эмоционально-выразительных элементов речи - жестов. Кинетическая речь по-прежнему остается основной формой речи для некоторых людей (глухонемых от рождения или потерявшие возможность слышать или говорить) Выделяют еще два вида речи: · внутренняя - связана с обеспечением процесса мышления · внешняя - связана с процессом общения, обмена информацией. Основные функции речи: · выражение - с помощью речи человек высказывает свое отношение к определенному предмету, явлению и к самому себе,речь имеет определенную эмоциональную окраску, что способствует пониманию окружающими нашего отношения к предмету; · воздействие - с помощью речи пытаемся побудить другого человека или группу людей к определенному действию или формируем у слушателей определенную точку зрения на что-либо, данная функция осуществляется через приказ, призыв или убеждение;с помощью суггестии (внушения) врач-психотерапевт может вызвать у человека определенные ощущения, в том числе связанные с лечебным эффектом; · сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми с помощью слов; обеспечивает контакты между людьми и наше взаимодействие; возможно, данная функция в историческом плане явилась основным первоисточником развития речи человека; · обозначение - способность давать названия предметам и явлениям; обеспечивает отвлеченное мышление с помощью абстрактных понятий; является высшей функцией речи, осуществление ее стало возможным лишь на высших ступенях речевого развития. Date: 2016-05-14; view: 2605; Нарушение авторских прав |