Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления





 

Слово «интеллект» происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Следует отметить, что единого понимания данного термина до сих пор не существует.

1. Различные авторы связывают понятие «интеллект» с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения жизненных проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и т. д.

2. Другая точка зрения - мнение Ж. Пиаже о том, что интеллект — это то, что обеспечивает адаптацию человека.

Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое.

Широкий смысл интеллекта - это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации.

Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.

Под интеллектом можно понимать совокупность самых разнообразных умственных способностей, обеспечивающих успех познавательной деятельности человека.

Все наиболее известные теории, пытающиеся объяснить наличие у человека мышления и его происхождение, можно разделить на две большие группы.

Первая группа - теории, провозглашающие наличие у человека природных интеллектуальных способностей. Согласно положениям этих теорий, интеллектуальные способности являются врожденными и поэтому не изменяются в процессе жизни, а их формирование не зависит от жизненных условий.

Гештальтпсихология. С позиции данного научного направления интеллектуальные способности и сам интеллект определяются как совокупность внутренних структур, обеспечивающих восприятие и переработку информации с целью получения нового знания. При этом считается, что соответствующие интеллектуальные структуры существуют у человека с рож­дения в потенциально готовом виде, постепенно проявляясь по мере взросления человека и при возникновении потребности в них. При этом способность преобра­зовывать структуры, видеть их в реальной действительности и есть основа интеллекта.

Другая группа теорий рассматривает умственные способности как развивающиеся в процессе жизни человека. Они пытаются объяснить мышление исходя либо из внешних воздействийсреды, либо из идеи внутреннего развития субъекта, или же исходя из того и другого.

Активные исследования мышления проводятся с XVII в. К числу интеллектуальных спо­собностей в то время относились созерцание (как некоторый аналог абстрактного мышления), логическое рассуждение и рефлексия. Операциями мышления считались обобщение, синтез, сравнение и классификация.

Ассоциативная психология. В качестве механизмов мышления рассматривалась связь следов прошлого опыта и впечатлений, полученных в настоящем опыте. Способность к мышлению рассматривалась как врожденная. Способность к творчеству рассматривалась как не зависящая от ассоциаций врожденная способность разума.

Бихевиоризм. Мышление представлялось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями. Бесспорная заслуга – исследование проблемы формирования умений и навыков в процессе решения задач.

Психоанализ. Большое внимание уделялось проблеме бессознательных форм мышле­ния, а также изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека. Благодаря поиску бессознательных форм мышления в психоанализе было сформировано понятие «защитных психологических механизмов».

Психологическая теория деятельности. Разработка этой проблемы связана с именами А. А. Смирнова, А. Н. Леонтьева и др. Мышление понимается как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. А. Н. Леонтьевым была предложена концепция мышления, согласно которой между структурами внешней (составляющей поведение) и внутренней, (составляющей мышление) деятельности существуют аналогии. В состав мыслительной, теоретической деятельности могут входить внешние, практические действия, и наоборот, в структуру практической деятельности могут включаться внутренние, мыслительные операции и действия. Мышление как высший психический процесс формируется в процессе деятельности.

Теории обучения и развития. П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов. В последнее время, с развитием математики и кибернетики, появилась возможность создать новую информационно-кибернетичекую теорию мышления. Оказалось, что многие специальные операции, применяемые в программах машинной обработки информации, очень похожи на операции мышления, которыми пользуется человек. Поэтому появилась возможность изучить операции человеческого мышления с использованием кибернетики и машинных моделей интеллекта. Сформулирована целая научная проблема, получившая название проблемы «искусственного интеллекта».

Экспериментальные исследования процесса мышления. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов - положили начало широкому внедрению тестов в проблему исследования мышления (для людей разного возраста от 2 до 65 лет).

Все тесты, предназначенные для исследования мышления, можно разделить на несколько групп:

· тесты достижения, свидетельствующие о наличии у человека определенного объема знаний в той или иной научно-практической области. Тесты достижений широко используются при решении задач профессионального отбора. Успешное овладение профессией требует определенного общеобразовательного уровня - чем сложнее профессия, которой необходимо овладеть, тем более жесткие требования предъявляются к общеобразовательной подготовке кандидатов.

· интеллектуальные тесты, предназначенные в основном для оценки соответствия интел­лектуального развития обследуемого биологическому возрасту.

Тест Стэнфорд-Бине состоит из шкал для оценки общей осведомленности, уровня развития речи, восприятия, памяти, способности к логическому мышлению. Все задания в тесте распределены по возрастам. Суждение об интеллектуальном развитии (коэффициент интеллекта) выносится на основании сопоставления результатов обследования конкретного человека со средними показателями соответствующей возрастной группы. Поэтому с помощью этого теста можно определить так называемый умственный возраст обследованного (соответствие полученного результата среднему показателю соответствующего физического возраста).

Тест Векслера - существует несколько вариантов данного теста, которые используются в соответствии с возрастом обследуемых. Тест состоит из отдельных субтестов, по результатам которых формируются два основных показателя: ВИП - вербальный интеллектуальный показатель, суммирующий показатели субтестов, использующих речь; НИП - невербальный интеллектуальный показатель, состоящий из результатов выполнения заданий, где речь непосредственно не используется.

· критериально-ориентированные тесты, предназначенные для оценки способности человека решать определенные интеллектуальные задачи.

Тест МИОМ (в отечественной психологии) и модификация интеллектуальной батареи тестов Э. Амхауэра, предложенная Б. М. Кулагиным и М. М. Решетниковым (тест «КР-3-85»). Эти тесты состоят из ряда субтестов, которые оценивают:

ü уровень развития логического и аналитического мышления,

ü способность выполнять арифметические действия,

ü уровень развития образного мышления,

ü уровень развития вербальной и невербальной памяти и т. д.

На основе выполнения данных тестов выносится заключение об уровне развития некоторых психических процессов, позволяющих обследуемому успешно выполнять определенные интеллектуальные действия. Критериально-ориентировочные тесты, как правило, используются при решении задач профессионального отбора.

В процессе экспериментальных исследований был создан целый ряд концептуально-экспериментальных моделей интеллекта.

Наиболее известная модель интелекта предложена американским психологом Дж. Гилфордом (1897-1987). Согласно концепции Гилфорда, интеллект - это многомерное явление, которое может быть оценено по трем направлениям:

· по содержанию умственная операция, включенная в интеллект, может представлять собой:

ü действие с объектами,

ü символами,

ü преобразование смыслов,

ü поведение.

· по продукту умственная операция может быть:

ü единицей,

ü классом,

ü отношением,

ü системой,

ü трансформацией,

ü рассуждением.

· по характеру умственная операция может быть следующей:

ü оценивание,

ü синтез,

ü анализ,

ü запоминание,

ü познание.

Модель интеллекта Гилфорда включает 120 различных интеллектуальных процессов, которые сводятся к 15 факторам:

1. пять операций: познание (процессы понимания и восприятия информации), память (процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации), дивергентное продуктивное мышление (средства порождения оригинальных творческих идей), конвергентное мышление (процессы, которые обеспечивают решение задач, имеющих единственно правильный ответ), оценивание (процессы, позволяющие оценивать соответствие полученного результата с требуемым и на этой основе определять, решена задача или нет).

2. четыре вида содержания: фигуративное содержание (наглядно-образная информация), символическое содержание (знаки, буквы и т. д.), семантическое содержание (идеи и понятия), поведенческое содержание (чувства, мысли, настроения, желания).

3. шесть типов продуктов мыслительной деятельности: единицы (отдельные сведения), класса (совокупность сведений, сгруппированных по общим существенным признакам), системы (блоки, состоящие из элементов и связей между ними) и трансформации (преобразования и модификации информации)

 
 

 

 

Рис. 12.3. Модель интеллекта, предложенная Дж. Гилфордом

 

Несмотря на многочисленные теоретические поиски и экспериментальные исследования, единого мнения о структуре и природе мышления нет.

Бесспорно, мышление - один из высших познавательных психических процессов, оказывающий существенное влияние на всю деятельность человека, а также то, что в структуре мышления можно выделить определенные умственные операции.

 

Date: 2016-05-14; view: 1993; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию