Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные процессы и механизмы памяти





Основными характеристиками памяти являются:

· объем,

· быстрота запечатления,

· точность воспроизведения,

· длительность сохранения,

· готовность к использованию сохраненной информации.

Объем памяти это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.

Смирнов Анатолий Александрович (1894-1980) — известный отечественный психолог, специалист в области психологии памяти, а также общей, возрастной и педагогической психологии и истории психологии. В период 1945— 1972 гг. возглавлял Институт психологии АПН СССР. В процессе исследований обнаружил взаимосвязь между непроизвольным и произвольным запоминанием, раскрыл взаимосвязь между памятью и мышлением. Экспериментально доказал, что характер непроизвольного запоминания связан со структурой деятельности субъекта. Результаты экспериментального исследования памяти были отражены им в ряде работ: «Психология запоминания» (1948), «Проблемы психологии памяти» (1966).

 

Быстрота воспроизведения - характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. При решении какой-либо задачи или проблемы, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. Характерны индивидуальные различия - одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», другие - испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения задачи.

Точность воспроизведения - отражает способность человека точно сохранять, и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть - искажается, и при воспроизведении информации человек может допускать ошибки.

Длительность - отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию: человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени.

Готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию -человек запомнает всю необходимую информацию, но не может ее воспроизвести через короткое время. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить.

Память — это сложный психический процесс, который объединяет целый ряд психических процессов.

1. Запоминание это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания:

· непреднамеренное (или непроизвольное) - запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий; простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека и связано с его интересами, потребностями, целями и задачами деятельности.

· преднамеренное (или произвольное) - характеризуется определенной целью - запомнить некую информацию, при этом используются специальные приемы запоминания; представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия – заучивание - многократное повторение материала до полного и безошибочного его запоминания. Главная особенность - проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание.

 

Зинченко Петр Иванович (1903-1969) - известный отечественный психолог, профессор Харьковского университета. Наибольшую известность ему принесли труды по исследованию памяти. Первые исследования П. И. Зинченко были выполнены в 1930-х гг. под руководством А. Н. Леонтьева. В последующих исследованиях основное внимание уделял изучению непроизвольной памяти. Основные результаты исследований памяти были им отражены в книге «Непроизвольное запоминание», 1961 г. Под его руководством была осуществлена разработка проблемы эффективности обучения и продуктивности памяти.

 

Большое значение при заучивании имеет не только общая задача (запомнить то, что воспринимается), но и частные, специальные задачи.

Преимущества произвольного запоминания со всей очевидностью выступают лишь на первый взгляд.


1. Исследования известного отечественного психолога П.И. Зинченко убедительно доказали, что установка на запоминание не является сама по себе решающей для эффективности процесса запоминания. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В опытах Зинченко непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.

2. Исследование А. А. Смирнов а подтвердило, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они старались запомнить специально.

Мнемическая деятельность - деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала; представляет собой специфически человеческий феномен, т.к. только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание - специальной формой сознательной деятельности; мнемическая деятельность всегда носит избирательный характер.

Исследование мнемической деятельности человека - одна из центральных проблем современной психологии.

Основные задачи изучения мнемической деятельности:

· определение доступного человеку объема памяти,

· определение максимально возможной скорости запоминания материала,

· определение времени, в течение которого материал может удерживаться в памяти.

Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмысления запоминаемого материала.

Механическое запоминание - запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Пример: заучивание статистических данных, исторических дат и т.д. Основа механического запоминания - ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени - необходимо многократное повторение материала.

Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, т.е. связаны логически. Осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.

Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Оба вида запоминания тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности, или пытаемся построить смысловые связи.

Пример: запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слови более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.


При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще через несколько часов - всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 % материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Способы осмысленного запоминания:

· выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана - текст расчленяется на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей, которыеимеют один общий смысловой стержень, единую тему;

· выделение смысловых опорных пунктов - каждая смысловая часть заменяется каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала;

· мысленно составляется план – происходит объединение заученного, каждый пункт плана - это обобщенный заголовок определенной части текста;

· сравнение - нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. - т.е сопоставление изучаемого материала с полученным ранее;

· конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.

· метод повторения - важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками.







Date: 2016-05-14; view: 438; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию