Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кубанский государственный университет. Методические рекомендации





МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»

 

 

ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

38.03.01 ЭКОНОМИКА

 

Методические рекомендации

 

 

Краснодар, 2016

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…..…4

1.1 Цели и задачи бакалаврской работы………………………….…….…… 4

1.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы……………………….10

1.3 Структура и содержание бакалаврской работы……………………….……11

1.4 Особенности выполнения комплексной бакалаврской работы….…….….16

1.5 Особенности выполнения бакалаврской работы в форме

научно-исследовательских работ………………………………………………16

1.6. Основные этапы и сроки выполнения бакалаврской работы…………17

1.7. Руководитель бакалаврской работы……………………………………..19

1.8 Внешнее рецензирование бакалаврской работы…………..………………21

2 Подбор литературы и работа с ней ………………………………23

3 Оформление выпускной квалификационной работы ….26

3.1 Оформление текстовой части………………………………………….…...26

3.2 Оформление иллюстраций……………………………………………….….30

3.3 Оформление таблиц…………………………………………………………31

3.4 Написание формул……………………………………………………….…..33

3.5 Сноски, ссылки и примечания………………………………………………34

3.6 Список использованных источников……………………………………….36

3.7 Примеры оформления списка использованных источников…..…….……38

3.8 Оформление приложений…………………………………………………...40

4 ТРЕБОВАНИЯ НОРМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………….…..41

5 Процедура защиты выпускной квалификационной

работы БАКАЛАВРА….………………………………………………….....42

Список литературы ………………………………………………………44

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….45

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящие Методические рекомендации, разработанные на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «бакалавр»), утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, и Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры выпускников Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма устанавливают порядок подготовки, оформления и защиты бакалаврской выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

Они могут быть ис­пользованы студентами при написании курсовых работ по направлению подготовки 38.03.01 Экономика.

Методические указания содержат требования по подготовке, оформле­нию и защите и выпускных квалификационных работ, принципы научного руководства, этапы вы­полнения выпускных квалификационных работ (бакалаврских работ), методику работы с литературой и библиографи­ческого описания использованных источников; правила оформления текста, таблиц, иллюстраций и формул, выводов и предложений; приложения.


1 ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

1.1 Цели и задачи выпускной квалификационной работы

 

 

Выпускная квалификационная работа в соответствии с основной образовательной программой бакалавриата (ООП) представляет собой самостоятельную и логически завершенную бакалаврскую работу, связанную с решением задач того вида (видов) профессиональной деятельности (расчетно-экономической; аналитической, научно-исследовательской; организационно-управленческой; педагогической), к которым готовится бакалавр.

Выпускная квалификационная работа бакалавра должна отразить умения студента самостоятельно разработать избранную тему и сформулировать соответствующие рекомендации.

Выполнение работы является заключительным этапом обучения студента на соответствующей ступени образования и имеет целью:

- расширение, закрепление и систематизацию теоретических знаний по избранному направлению подготовки;

- приобретение навыков практического применения теоретиче­ских знаний при решении организационно-управленческих задач;

- формирование навыков ведения самостоятельных теоретиче­ских и опытно-экспериментальных исследований;

- приобретение опыта обработки, анализа и систематизации ре­зультатов исследований, оценки их практической значимости;

- приобретение опыта представления и публичной защиты ре­зультатов исследовательской деятельности.

В соответствии с поставленными целями студент в процессе вы­полнения бакалаврской работы должен решить следующие задачи:

1 Обосновать актуальность выбранной темы, ее ценность и зна­чение для сфер управления предприятием (организацией, фирмой).

2 Изучить теоретические положения, нормативно-техническую документацию, статистические материалы, справочную и научную литературу по избранной теме.

3 Изучить материально-технические и социально-экономиче­ские условия производства и характер их влияния на изменения технико-экономических показателей работы и управленческой ситуа­ции конкретного предприятия.

4 Собрать необходимый статистический материал для проведе­ния конкретного анализа.

5 Изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, от­носящимся к теме.

6 Провести анализ собранных данных, используя соответствующие методы обработки и анализа информации.

7 Сделать выводы и разработать рекомендации на основе проведенного анализа по повышению эффективности работы предприятия.

8 Выполнить расчет экономической эффективности от внедрения предлагаемых мероприятий.

9 Оформить работу в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к подобного рода работам.

В зависимости от темы выпускной квалификационной работы, соответствующей выбранному студентом направлению деятельности, при ее подготовке и защите выпускник должен показать владение следующими компетенциями, установленными ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, а именно:

общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-3);

способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-4).

Профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-6);

способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

педагогическая деятельность:

способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных организациях различного уровня существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

способностью принимать участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13).

учетная деятельность:

способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);

способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);

способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16);

способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);

способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18);

расчетно-финансовая деятельность:

способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);

способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);

способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);

способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);

банковская деятельность:

способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);

способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);

способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);

способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);

способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);

страховая деятельность:

способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);

способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);

способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31);

способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).

Независимо от темы работы, при ее выполнении и представлении на заседании государственной итоговой аттестации выпускник должен показать способность и умение профессионально излагать специальную информацию, презентовать полученные результаты, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.

 

 

1.2 Выбор темы выпускной квалификационной работы

 

Темы выпускных квалификационных работ определяются образовательной организацией. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном образовательной организацией, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель.

Выбор темы определяется интересами и склонностями студента к той или иной проблеме, потребностью развития и совершенствования самого производства, научной специализацией кафедры и ее преподавателей.

При выборе темы выпускной квалификационной работы следует руководствоваться актуальностью проблемы, возможностью получения конкретных статистических данных, наличием специальной научной литературы, практической значимостью темы для конкретного предприятия.

Студенту, занимающемуся в научном студенческом кружке, целесообразно подготовить работу по теме, над которой он работал несколько лет. Выпускная квалификационная работа является продолжением и логическим завершением исследований, начатых в курсовых работах и в период производственной практики, нашедших отражение в отчете по практике. Студент может руководствоваться примерным перечнем тем выпускных квалификационных работ, имеющимся на выпускающей кафедре, предварительно проконсультировавшись со своим научным руководителем.

Студент, желающий выполнить работу на тему, не предусмотренную примерной тематикой, должен обосновать свой выбор и получить разрешение заведующего кафедрой. Если одна и та же тема выбрана многими студентами, то кафедра оставляет ее только за теми студентами, которые наиболее аргументированно обосновали свой выбор; остальным студентам предлагается выбрать другую тему. После выбора темы ее точное название указать в заявлении и получить на кафедре задание на выпускную квалификационную работу.

Следует иметь в виду, что формулировка темы выпускной квалификационной работы, утвержденная приказом ректора университета, изменению не подлежит.

 

1.3 Структура и содержание выпускной квалификационной работы

 

 

Структура выпускной квалификационной работы включает следующие разделы:

- титульный лист (1 стр.)

- содержание (1 стр.);

- введение (3- 5 стр.);

- 1 Теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы (12 стр.).

- 2 Анализ состояния проблемы исследования на конкретном предприятии (10 стр.).

- 3 Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы (15 стр.).

- заключение (основные выводы и предложения) (3 - 4 стр.);

- список использованных источников (не менее 35 проработанных источников);

- список публикаций автора по теме выпускной квалификационной работы (при наличии);

- приложения (формы сбора, способы обработки информации и др., в том числе не менее двух опубликованных статей или докладов на конференциях).

Рекомендуемый объём выпускной квалификационной работы бакалавра – 50 – 55 страниц печатного текста без приложений.

Рассмотрим подробнее основные части бакалаврской работы.

Содержание отражает все заголовки разделов выпускной квалификационной работы с указанием страницы, с которых они начинаются.

Введение концентрирует основную информацию о ВКР. Объем – не более 3-5 страниц. В нем следует обосновать актуальность темы, раскрыть степень изученности проблемы, определить цель и задачи работы, ее предмет и объект, теоретико-методологическую основу проводимого исследования, указать источники фактического материала, методы его обработки, подчеркнуть теоретическую и практическую значимость исследования, дать краткую характеристику структуры работы.

Цель исследования формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Далее цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.

Задачи традиционно формулируются в форме перечисления: изучить…, выявить…, проанализировать…, разработать…, систематизировать…и т.д. Каждая из задач в отдельности представляет собой последовательный шаг исследователя в процессе продвижения к обозначенной цели, таким образом, решение задач определяет содержание, очередность и наименования параграфов работы.

Кроме того, во введении дается общая структура работы, выделяются ключевые моменты каждой главы, определяется значимость полученных результатов. Объем введения должен составлять не менее 2-3 страниц.

Основная часть бакалаврской работы состоит из трех глав, каждая из которых, в основном, делится на три параграфа.

Эта часть носит содержательный характер, в ней отражается процесс решения и результаты поставленных задач, приводится анализ объекта и предмета исследования, описывается ход и результаты экспериментальной и (или) практической работы. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме ВКР и полностью ее раскрывать. Каждая глава должна заканчиваться выводами. Названия параграфов (подразделов) также должны отражать их содержание. Слово «Глава» в заголовке не пишется. Указывается лишь ее номер арабскими цифрами. Затем идут точка, пробел и название главы. Номера параграфов состоят из двух цифр: номера главы и номера параграфа. После второй цифры точка не ставится. Переносы не допускаются.

1 Теоретические и методические подходы к постановке конкретной проблемы менеджмента.

На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы. По первой главе судят о глубине теоретической базы бакалаврской работы. Приветствуется использование источников монографического характера и публикаций в ведущих российских и зарубежных специализированных журналах.

В процессе изучения литературных источников очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Разработка методического раздела выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы) предполагает обзор теоретических подходов к методике исследования, разработку собственной программы исследования, включая обоснование выборочной совокупности, подготовку форм сбора первичной информации (анкеты, аналитические таблицы, бланки фиксации результатов и т.п.), а также методику ее обработки и анализа полученных данных.

Одно из главных требований данной главы — наличие конкретных ссылок на библиографические источники.

2 Анализ состояния проблемы исследования на конкретном предприятии.

В этой главе на основе разработанной методики исследования анализируется состояние проблемы на конкретном предприятии. Материалами для анализа могут быть планы работы организаций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить имеющиеся недостатки в работе.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по ее производственной деятельности за последние три года. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

3 Управленческие решения и их обоснование в рамках изучаемой проблемы.

Результаты анализа служат базой для разработки и обоснования в выпускной квалификационной работе конкретных управленческих решений для улучшения экономического состояния объекта исследования и совершенствования системы менеджмента.

В частности, намечаются пути использования вскрытых резервов, устранения выявленных недостатков в работе, обосновываются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач работы.

При подготовке этого раздела студенты должны учесть основные принципы: системный подход, т.е. учет всех или большинства взаимообусловливающих задач управления объектом; комплексный подход с позиций оперативного и стратегического управления; динамичность, предполагающая регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменившимися условиями работы базовой организации, содержанием деятельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании анализа, выявления недостатков и возможностей разрешения проблемы студент приводит достаточно полные и аргументированные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организации — структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

В этом же разделе даются методические подходы и выполняются расчеты экономической эффективности от предлагаемых мероприятий; обосновываются экономическая, социальная и другие ценности полученных результатов

Заключение содержит оценку полученных результатов, их соответствия поставленным задачам, уровня достижения цели, выводы о подтверждении (не подтверждении) выдвинутых гипотез, обоснование возможностей практического применения полученных результатов.

Например, в соответствии с предложениями по совершенствованию системы управления целесообразно внести изменения в действующую систему управления организации — структурную и функциональную схемы, процедуры выполнения управленческих работ, положения об организации и ее структурных подразделениях, планы работ и т.д.

Выводы и предложения, которые следует формулировать четко, с нумерацией отдельных пунктов, должны быть краткими, давать представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности результатов выпускной квалификационной работы бакалавра.

В заключении не приводятся новые выводы и рекомендации, которых нет в выпускной квалификационной работе.

Список использованных источников должен содержать сведения об источниках, использованных при написании бакалаврской работы (законодательные и нормативные материалы, учебники, учебные и методические пособия, монографии, другие научные труды, статьи из журналов и иных периодических изданий и информационных материалов). Особое внимание следует уделить трудам преподавателей выпускающей и родственных кафедр. В списке следует привести не менее 35 проработанных источников, на которые содержатся ссылки в работе.

В приложения можно вынести вспомогательные материалы: выдержки из официальных и справочных документов, инструкции, описания общепринятых методик, вспомогательные расчеты, формы отчетности, распечатки ЭВМ, справки о внедрении, сведения об опубликованных работах по результатам исследования. С одной стороны, они призваны дополнять и иллюстрировать основной текст, а с другой — разгружать его от второстепенной информации. Все материалы, помещаемые в приложениях, должны быть связаны с основным текстом, в котором обязательно делаются ссылки на соответствующие приложения.

Выпускная квалификационная работа бакалавра может быть основой для последующей разработки магистерской диссертации

 

1.4 Особенности выполнения комплексной бакалаврской работы

 

 

Темы выпускных квалификационных работ могут быть комплексными. К выполнению подобных тем выпускающая кафедра предъявляет особые требования:

а) изучение одного объекта с позиций разных направлений исследования;

б) изучение разных объектов с позиций одного направления исследования.

Объектом работы является организация. При этом один и тот же объект в работе может являться предметом, разного вида исследований — экономических, организационных, социологических, экономико-математического моделирования и т.д.

Выпускающая кафедра предлагает лучшим студентам коллективно разработать специальные комплексные темы, предусматривающие разностороннее и глубокое изучение выбранного объекта.

Допускается выполнение комплексной бакалаврской работы в случае, если несколько студентов решают сложную организационно - экономическую задачу в масштабах крупной организации, или если работают над решением общей научной задачи (проблемы) в разных организациях общей отраслевой направленности.

Решение о закреплении за группой студентов комплексной темы исследования в ходе подготовки выпускной квалификационной работы принимает заведующий выпускающей кафедрой с учетом степени подготовки и деловых качеств каждого студента, а также актуальности и сложности поставленных задач.

 

1.5 Особенности выполнения выпускной квалификационной работы в форме научно-исследовательских работ

 

К выполнению бакалаврских работ в форме научно-исследовательских работ (НИР) следует привлекать наиболее сильных, конкурентоспособных студентов, которые планируют продолжать научные исследования при обучении в магистратуре. Эти студенты должны быть способны не только к обобщению, анализу и выявлению единичных проблем, но и к охвату проблемы в целом. Выпускная квалификационная работа в форме НИР должен содержать элементы новизны в постановке научной задачи (проблемы) и методах ее решения.

Желательно, чтобы практическая значимость выпускной квалификационной работы в форме НИР подтверждалась актами — справками о внедрении основных материалов, рекомендуемых в бакалаврской работе.

Выпускающей кафедрой рекомендуется подготовить научно-исследовательские работы, имеющие научно-исследовательский и поисковый характер.

Предложения и выводы выпускной квалификационной работы в форме НИР должны иметь высокий уровень обоснования, что обеспечивается использованием экономико-статистической информации, корректного выбора инновационной научной методологии и методов исследования, применением средств компьютерной техники при обработке информации.

 

1.6 Основные этапы и сроки выполнения выпускной квалификационной работы

 

Успешное выполнение выпускной квалификационной работы во многом зависит от четкого соблюдения установленных сроков и последовательного выполнения отдельных этапов работы. При этом рекомендуется календарный план разработки выпускной квалификационной работы, который включает отдельные практические мероприятия:

1) выбор темы работы и ее утверждение на кафедре не позднее, чем за полтора месяца до начала производственной практики у студентов очного отделения третьего года обучения;

2) подбор научной литературы и представление ее списка научному руководителю от кафедры не позднее, чем к началу занятий на четвертом году обучения;

3) написание и представление научному руководителю от кафедры введения и первой части (не менее 25%) выпускной квалификационной работы за 10 дней до окончания практики;

4) доработка первой части с учетом замечаний научного руководителя, написание и представление второго раздела и заключения (примерно еще 50%) бакалаврской работы после прохождения и сдачи отчетов по производственной практике;

5) завершение всей выпускной квалификационной работы бакалавра в первом варианте и представление ее научному руководителю от кафедры не позднее, чем за один месяц до ориентировочной даты защиты бакалаврских работ;

6) оформление работы в окончательном варианте и представление ее научному руководителю в согласованные с ним сроки (за две недели до защиты работ).

Планируются три смотра выпускных квалификационных работ. Основными завершающими мероприятиями в календарном плане-схеме является приказ по созданию Государственной аттестационной комиссии (ГАК), работа ГАК по защите квалификационных работ и отчет о работе ГАК.

В рамках первого смотра квалификационных работ студенты должны получить задание на работу от руководителя, ознакомиться с методическим обеспечением: общим учебно-методическим руководством и методическими указаниями по выбранному направлению подготовить примерную структуру будущей выпускной квалификационной работы, узнать сроки и цели последующих смотров.

В данный период студент обязан выполнить примерно 20% общего объема работы, подготовив введение и элементы основной части, которая включает:

1) обзор литературы;

2) формы сбора информации;

3) список библиографических источников.

В ходе второго смотра квалификационных работ студент должен выполнить около 70% общего объема — основную часть из двух глав:

1) теоретические и методические основы изучения проблемы;

2) анализ проблемы на предприятии;

3) рекомендации и мероприятия по совершенствованию объекта исследования.

В рамках семинара по родственным направлениям исследования студенты обосновывают выбор тем квалификационных работ, участников семинара знакомят с актуальностью и обоснованием задач, предварительными результатами исследования и предлагаемыми рекомендациями.

В рамках третьего смотра квалификационных работ проводится предварительная защита работ, представляются основные иллюстрации. Ориентировочное выполнение — 90% без предоставления документов для допуска к защите.

 

1.7 Руководитель выпускной квалификационной работы

 

В целях оказания студенту теоретической и практической помощи в период подготовки и написания выпускной квалификационной работы кафедра выделяет ему научного руководителя. Как правило, им является преподаватель кафедры.

Руководитель выпускной квалификационной работы обязан:

1) оказать помощь студенту в выборе темы бакалаврской работы и разработке плана его выполнения;

2) выдать задание на выпускную квалификационную работу (ВКР);

3) оказать помощь в выборе методики проведения исследования.

4) дать квалифицированную консультацию по подбору литературных источников и фактических материалов, необходимых для выполнения работы;

5) осуществлять систематический контроль выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с разработанным планом;

6) после выполнения бакалаврской работы дать оценку качества ее выполнения и соответствия требованиям, предъявляемым к нему (отзыв руководителя);

7) проводить предварительную защиту выпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента к ее защите.

Студент должен периодически (по обоюдной договоренности, примерно раз в неделю) информировать научного руководителя о ходе подготовки работы, консультироваться по вызывающим затруднения или сомнения вопросам, обязательно ставить в известность заведующего выпускающей кафедрой о возможных отклонениях от утвержденного графика выполнения работы.

Научный руководитель не является ни соавтором, ни редактором бакалаврской работы, поэтому не должен поправлять все имеющиеся в работе теоретические, методологические, стилистические и другие ошибки.

На различных стадиях подготовки и выполнения работы задачи научного руководителя изменяются.

На первом этапе подготовки научный руководитель советует, как приступить к рассмотрению темы, корректирует план работы и дает рекомендации по списку литературы.

В ходе выполнения работы научный руководитель выступает как оппонент, указывает студенту на недостатки аргументации, композиции, стиля и т.п., советует, как их лучше устранить.

Рекомендации и замечания научного руководителя студент должен воспринимать творчески - учитывать или отклонять их по своему усмотрению, так как ответственность за теоретически и методологически правильную разработку и освещение темы, качество содержания, оформление выпускной квалификационной работы полностью несет он, а не научный руководитель.

После получения окончательного варианта бакалаврской работы научный руководитель, выступающий экспертом кафедры, составляет письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует качество выпускной квалификационной работы бакалавра, отмечает положительные стороны, особое внимание обращает на отмеченные ранее недостатки, не устраненные студентом, мотивирует возможность или нецелесообразность представления бакалаврской работы в ГАК. Отрицательный отзыв руководителя не является препятствием для зашиты работы в ГАК, если студент не считает его достаточно объективным.

В отзыве руководитель отмечает также ритмичность выполнения работ в соответствии с графиком, добросовестность, определяет степень самостоятельности, активности и творческого подхода, проявленные студентом в период написания выпускной квалификационной работы, и рекомендует оценку.

 

 

1.8 Внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы

 

Для получения дополнительной объективной оценки труда студента проводится внешнее рецензирование выпускной квалификационной работы специалистами в соответствующей области.

В качестве рецензентов могут привлекаться специалисты производства и НИИ, профессора и преподаватели других вузов или своего вуза, если они работают на другой кафедре.

Законченная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом, представляется руководителю, который после просмотра и одобрения подписывает ее. Вместе с письменным отзывом руководителя работа передается заведующему кафедрой, решающему вопрос о направлении ее на внешнее рецензирование.

Рецензия должна отражать:

- актуальность, практическую направленность и значимость выпускной квалификационной работы (как для того предприятия, на материалах которого выполняется работа, так и для других предприятий отрасли и народного хозяйства);

- обоснованность выводов, глубину исследования темы, качество проведенного анализа;

- уровень проектных решений и мероприятий по их внедрению;

- прогрессивность примененных в работе методов исследований, обоснования, планирования, проектирования и др.;

- недостатки в теоретической части исследования и в разработанных мероприятиях по внедрению проектных решений и их реализации;

- логичность изложения материала, взаимосвязь разных разделов выпускной квалификационной работы;

- стиль и качество оформления графических материалов.

Помимо этого в рецензии должны быть отмечены:

1) наличие в работе самостоятельных оригинальных научных решений и организационных предложений;

2) профессиональные качества студента, уровень его теоретической подготовки и практический опыт;

3) предложения по дальнейшей разработке темы или расширению внедрения проектных решений.

Рецензия завершается обобщенной оценкой выполненной студентом выпускной квалификационной работы и представляется в ГАК.

В рецензии должны быть отмечены значение изучения данной темы, ее актуальность, насколько успешно студент справляется с рассмотрением теоретических и практических вопросов. Затем дается развернутая характеристика каждого раздела бакалаврской работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключение рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне бакалаврской работы и оценивает ее, после чего подписывает титульный лист выпускной квалификационной работы.

Рецензия должна быть получена не позднее, чем за три дня до защиты работы.

Оформленная рецензия сдается на кафедру вместе с выпускной квалификационной работой в установленные сроки. Если результат бакалаврской работы принимают к внедрению, то дополнительно необходимо представить к защите акт внедрения установленного образца.

В случае если заведующий кафедрой, исходя из содержания отзывов руководителя и рецензента, не считает возможным допустить студента к защите бакалаврской работы в ГАК, вопрос об этом рассматривается на заседании кафедры с участием руководителя и автора выпускной квалификационной работы. Протокол заседания кафедры передается через декана факультета на утверждение ректору.

 

 

Date: 2016-05-14; view: 445; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию