Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Патриархат и патриархатыИтак, «женская власть» как стратегия подчиненных и дискурсивная фигурация неотделима от патриархата. Однако патриархат неоднороден, и современные исследователи чувствительны к различиям патриархатных обществ. Социолог феминистской ориентации С. Уолби определила патриархат как систему социальных структур и практик, при которой мужчины доминируют, подавляют и эксплуатируют женщин (Walby 1986). Патриархат как система мужского доминирования воспроизводится посредством государства, семьи, разделения труда, религии, системы образования и других социальных институтов. На дискурсивном уровне патриархат выражается в том, что мужская точка зрения оказывается доминирующей в социальном и гуманитарном знании, в культуре в целом, а женский взгляд и опыт оттеснены в «культурное Зазеркалье» (Воронина 2005). Символический патриархат может быть описан как культурный андроцентризм (Fraser 1997), иерархия ценностей которого выстроена таким образом, что все то, что маркируется как женское, обладает заведомо меньшим значением, нежели символическое мужское. В этих определениях патриархата осуществление власти понимается преимущественно как угнетение и эксплуатация, которые проявляются в механизмах принуждения, насилия, дискриминации и других формах исключения. Механизмы исключения женщин как социальной категории меняются и соответствуют разным типам патриархата и разным институциональным контекстам. Исключение, осуществляемое с помощью насилия, сменяется более цивилизованными формами исключения, связанными с работой идеологического аппара- Патриархат и «женская власть» та господства, с социально-психологическими механизмами и механизмами групповой динамики. Наиболее тонким и изощренным механизмом исключения является «вытеснение» («mobbing»). Это понятие в феминистской правовой теории употребляется наряду с терминами «моральная дискриминация» («moral discrimination») и «моральное давление» («moral harassment»). Вытеснение — это мягкий способ исключения меньшинства, который с трудом поддается регистрации в исследовательском поле. Его маркером может быть только осознание этого явления, подобно тому как дедовщина в качестве механизма поддержания патриархата в армии проблематизи-руется только при злоупотреблении авторитетом. В своей классической форме теория патриархата опирается на представление об отношениях власти как взаимодействии с нулевой суммой, при которой вся власть сконцентрирована в руках господствующей группы, а угнетенные полностью лишены власти. Таким образом, общество представляет собой дихотомию господствующих и подчиненных, угнетателей и угнетенных, власть имущих и безвластных. Наше представление о власти при патриархате более сложное. Оно позволяет дополнить интерпретацию механизмов патриархатного угнетения еще одним весьма существенным аспектом — анализом власти подчиненных как необходимым структурным компонентом патриархатного господства. При этом мы должны иметь в виду различия патриархатных обществ и соответственно различия способов осуществления «власти слабого иола». «Власть безвластных» существенно трансформируется при изменении форм патриархата. Рассмот-рим представления некоторых феминистских исследователей о различиях патриархатных обществ более подробно. Шведский социолог Г. Терборн выстраивает политическую и историческую географию патриархатов, различая их по критерию устройства частной сферы. Именно сфера семейных и интимных отношений рассматривается им как ключевое иоле системы подавления женщин. Под «классическим патриархатом» он понимает семейный уклад, предполагающий безусловную власть отца в семье, сильное влияние родителей на заключение браков, главенство мужа и вторичный статус дочери но сравнению с сыном (Therborn 2004: 130). С точки зрения Тер-борна в конце XX века в результате процессов эмансипации и Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях последующего консервативного ренессанса «депатриархализа-ции» в современном мире существует три основных типа гендерного порядка: постпатриархат, неопатриархат и промежуточный тип'е. В постпатриархатных обществах женщины обладают автономией; они в экономическом и властном отношении относительно независимы от родителей и мужей. Достигается равенство прав мужчин и женщин в семье. Женщины обретают публичную власть (несмотря на то, что продолжает сохраняться господство мужчин в публичной сфере). В неопатриархат-ных обществах, в той степени, в которой женщины лишены автономии и доступа в публичную сферу, они могут пользоваться только скрытыми рычагами приватной власти-манипуляции. В обществах промежуточного типа возникают разные конфигурации власти. Именно в таком контексте мы рассматриваем гендерный порядок советского и постсоветского типа. Для анализа баланса власти в патриархатных обществах разного типа эвристичным является понятие «патриархальная сделка», предложенное Д. Кандиоти (Kandiyoti 1988)17. Согласно этой теории, договор между гендерными группами, выделяемыми по признаку пола, выгоден для обеих сторон, поскольку подчиненные получают выгоды, мобилизуя имеющиеся у них ресурсы. «Патриархальная сделка» — гарантия защиты и безопасности представителей низших статусных групп, полу- "' Это постпатриархатные общества (Северная Америка, Латинская Америка с некоторыми исключениями, Япония, Корея, Океания, в основном Восточная Европа и Россия), неопатриархатные общества (большинство мусульманских стран, Индия, сельские области Китая, некоторые регионы Латинской Америки) и общества промежуточного типа (Южная Азия, Южная Африка, Турция, Западная Африка). 17 Мы различаем патриархальный и патриархатный порядок. По определению К. Миллет (1994), патриархат — это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому. Здесь под патриархальным порядком понимается система контроля, осуществляемая расширенной семьей, в первую очередь старшим поколением, при низкой степени автономии супружеской пары. Под патриархатным порядком понимается главенство мужчины в автономной (проживающей отдельно, имеющей собственные источники дохода) нуклеарной семье (паре). Патриархат и «женская власть» чаемая ими в обмен на подчинение предписанным ролям18. Ответственность за организацию жизни общины в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свой статус подчиненных и следуя поло-ролевым предписаниям, женщины на самом деле используют разнообразные формальные и неформальные стратегии, стремясь максимизировать свою безопасность и оптимизировать жизненные шансы. Кандиоти сравнивает две системы патриархата — Су б-Сахару и Азию (Южную, Восточную и мусульманский Средний Восток). Исследовательница анализирует различия «правил игры» в гендерном устройстве обществ, которые задают разные структурные условия для действий слабых агентов. В первом случае (Сахара) женщины имеют большую автономию, во втором (Азия) — меньшую. Для Кандиоти важным является тезис о различиях патриархатных обществ, которые часто игнорируются исследователями, интерпретирующими патриархат как некое монолитное и унифицированное социальное устройство. В наиболее жестких системах патриархата у женщин практически нет открытых рычагов власти, а в менее жестких патриархатных обществах женщины, не имея легитимной публичной власти, тем не менее обладают определенной автономией и авторитетом в рамках своих ролей. Соответственно они используют разные стратегии влияния, причем пространство для таких стратегий существует и в странах «классического» патриархата. Согласно Кандиоти, «классический» патриархат предполагает минимальную автономию женщин или ее полное отсутствие, вторичный статус женщин в патриархальной родительской и патрилокальной супружеской семье (Kandiyoti 1988: 274—290). Полное господство мужчин в обществе означает их ответственность за благополучие подчиненных (младших мужчин и женщин). Однако пример мусульманских стран Азии — стран «классического» патриархата (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) — показывает, что старшие женщины осуществляют контроль взаимодействия в родовом сообществе. 18 «Патриархальная сделка» может быть также проиллюстрирована механизмами воспроизводства дедовщины в призывной армии. Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях последующего консервативного ренессанса «депатриархализа-ции» в современном мире существует три основных типа гендерного порядка: постпатриархат, неопатриархат и промежуточный тип|(;. В постпатриархатных обществах женщины обладают автономией; они в экономическом и властном отношении относительно независимы от родителей и мужей. Достигается равенство прав мужчин и женщин в семье. Женщины обретают публичную власть (несмотря на то, что продолжает сохраняться господство мужчин в публичной сфере). В неопатриархат-ных обществах, в той степени, в которой женщины лишены автономии и доступа в публичную сферу, они могут пользоваться только скрытыми рычагами приватной власти-манипуляции. В обществах промежуточного типа возникают разные конфигурации власти. Именно в таком контексте мы рассматриваем гендерный порядок советского и постсоветского типа. Для анализа баланса власти в патриархатных обществах разного типа эвристичным является понятие «патриархальная сделка», предложенное Д. Кандиоти (Kandiyoti 1988)17. Согласно этой теории, договор между гендерными группами, выделяемыми по признаку пола, выгоден для обеих сторон, поскольку подчиненные получают выгоды, мобилизуя имеющиеся у них ресурсы. «Патриархальная сделка» — гарантия защиты и безопасности представителей низших статусных групп, полу- "' Это постпатриархатные общества (Северная Америка, Латинская Америка с некоторыми исключениями, Япония, Корея, Океания, в основном Восточная Европа и Россия), неопатриархатные общества (большинство мусульманских стран, Индия, сельские области Китая, некоторые регионы Латинской Америки) и общества промежуточного типа (Южная Азия, Южная Африка, Турция, Западная Африка). 17 Мы различаем патриархальный и патриархатный порядок. По определению К. Миллет (1994), патриархат — это семейная, социальная, идеологическая, политическая система, в которой женское всегда подчинено мужскому. Здесь под патриархальным порядком понимается система контроля, осуществляемая расширенной семьей, в первую очередь старшим поколением, при низкой степени автономии супружеской пары. Под патриархатным порядком понимается главенство мужчины в автономной (проживающей отдельно, имеющей собственные источники дохода) нуклеарной семье (паре). Патриархат и «женская власть» чаемая ими в обмен на подчинение предписанным ролям18. Ответственность за организацию жизни общины в целом возлагается на старших мужчин. Подтверждая свой статус подчиненных и следуя поло-ролевым предписаниям, женщины на самом деле используют разнообразные формальные и неформальные стратегии, стремясь максимизировать свою безопасность и оптимизировать жизненные шансы. Кандиоти сравнивает две системы патриархата — Су б-Сахару и Азию (Южную, Восточную и мусульманский Средний Восток). Исследовательница анализирует различия «правил игры» в гендерном устройстве обществ, которые задают разные структурные условия для действий слабых агентов. В первом случае (Сахара) женщины имеют большую автономию, во втором (Азия) — меньшую. Для Кандиоти важным является тезис о различиях патриархатных обществ, которые часто игнорируются исследователями, интерпретирующими патриархат как некое монолитное и унифицированное социальное устройство. В наиболее жестких системах патриархата у женщин практически нет открытых рычагов власти, а в менее жестких патриархатных обществах женщины, не имея легитимной публичной власти, тем не менее обладают определенной автономией и авторитетом в рамках своих ролей. Соответственно они используют разные стратегии влияния, причем пространство для таких стратегий существует и в странах «классического» патриархата. Согласно Кандиоти, «классический» патриархат предполагает минимальную автономию женщин или ее полное отсутствие, вторичный статус женщин в патриархальной родительской и патрилокальной супружеской семье (Kandiyoti 1988: 274—290). Полное господство мужчин в обществе означает их ответственность за благополучие подчиненных (младших мужчин и женщин). Однако пример мусульманских стран Азии — стран «классического» патриархата (где девочки выдаются замуж родителями, подчиняются не только мужу, но и старшим родственникам) — показывает, что старшие женщины осуществляют контроль взаимодействия в родовом сообществе. 18 «Патриархальная сделка» может быть также проиллюстрирована механизмами воспроизводства дедовщины в призывной армии. Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях Их «ресурсами» является материнское и супружеское влияние, которое они оказывают на сыновей и мужей. Старшие женщины выбирают жену для сына, и в дальнейшем невестка подчиняется свекрови и признает ее власть в семье. Старшие женщины заинтересованы в том, чтобы воспроизводилась их семейная власть; они манипулируют мужьями и сыновьями, препятствуют выделению молодых семей из расширенной семьи. Такие стратегии считаются основой «женского консерватизма». Им противостоят стратегии молодых мужчин, стремящихся отделиться от семьи, а также распространение романтической любви в современном мусульманском мире, которая создает потребность в выделении супружеской пары в «автономную единицу», независимую от старших родственников, и ограничение контроля со стороны последних. Иными словами, постепенно происходит проблематизация правил «патриархальной сделки» даже в жестких патриархатных системах. Начинаются «переговоры» и конфликты по поводу гендерного распределения ресурсов, прав и обязанностей. Условия «патриархальной сделки» в современном мире могут оспариваться и переопределяться. «Патриархальная сделка» проходит нормальную и кризисную фазу. В период нормальной фазы классического патриархата всегда существуют анормальности (разведенные или бездетные женщины, женщины, у которых нет сыновей или чьи сыновья нарушают «правила игры»). Однако такие феномены считаются случайными, норму конституирует патриархальная семья. В кризисной фазе постклассического патриархата начинается проблематизация гендерного устройства, существующие правила перестают действовать, уже нельзя не замечать аномалии. Реакция на такую проблематизацию двойственна. С одной стороны, происходит рост автономии женщин и их реальной власти, осуществляется борьба за равные права и т. д.; с другой стороны, усиливается консервативная реакция, воспроизводится патриархат и соответственно остаются востребованными скрытые рычаги влияния слабых. Понятие «патриархальная сделка» предполагает признание особых стратегий зависимых женщин. Для осмысления феномена «женской власти» как структуры патриархата полезны также рассуждения Н. Фрезер, которая различает разные типы угнетения женщин. Классический Патриархат и «женская власть» патриархат характеризуется сочетанием экономического и культурного угнетения женщин. Постклассический патриархат, который переживает современное, в том числе и российское, общество, в значительной мере определяется тенденциями преодоления правового и экономического угнетения женщин, но совершенно явным образом воспроизводит культурное угнетение — андроцентризм. Во многих современных обществах именно андроцентризм оказывается особенно живучим; он проявляется и в феномене стеклянного потолка, свидетельствующем о наличии барьеров социального продвижения женщин, и в поло-типизации менее оплачиваемых видов труда, и в гендерном дисбалансе в сфере политического участия (Eraser 1997). Культурное угнетение женщин можно определить как системную характеристику общества, при котором большее символическое значение имеют черты, традиционно описываемые как признаки мужественности. Культурный сексизм заключается в символическом принижении того, что считается в обществе женственным, и ассоциируется с женщинами, но не только с ними. Непризнание или принижение женского опыта и его символической репрезентации сказывается в низкой оценке и самооценке женщин и в стремлении части женщин «догнать и перегнать» мужчин в символической конкуренции. Культурный андроцентризм культивирует различия полов и придает им символический характер. Однако эти культурно-биологические различия рассматриваются как основания сегрегации и неравного доступа к общественным благам. Именно андроцентризм как культуральный патриархат порождает так называемые женские стратегии достижения власти. Чтобы обойти препятствия, чинимые культурным сексизмом, нужно воспользоваться особым женским ресурсом, ресурсом слабого пола. Но чтобы преодолеть андроцентризм, необходимо изменить гендерную культурную карту. Необходимы символическая децентрализация традиционной мужественности и обеспечение уважения к символически менее значимому гендеру. Деконструкция «женской власти» есть часть стратегии по перекраиванию гендерной культурной карты общества. Часть устойчивых гендерных различий, к которым относится и так называемая женская власть, является следствием устойчивых паттернов угнетения женщин; такие различия со- Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях храияются как оправдание и рационализация культурного патриархата. Так же как К. МакКинон (MacKinnon 1986) и А. Янг (Young 1990), мы утверждаем, что женская власть-манипулирование есть артефакт подавления женщин, и задача феминизма заключается в том, чтобы дезавуировать ее как особую женскую стратегию приспособления к патриархату. Эту же точку зрения разделяет П. Бурдье в своей работе «Мужское господство»: «Не имея возможности понять фундамент общей веры, находящийся в основании самой игры, они (мужчины и женщины. — Авт.) могут воспринимать только отрицательные свойства, которыми господствующая точка зрения наделяет женщин. К ним относится, например, хитрость, или, если взять более положительную характеристику, интуиция. В действительности они навязываются женщинам посредством силовых отношений, которые объединяют и разделяют так же, как и приписываемая женщинам негативная добродетель. Дело представляется так, как будто... женщина, которая символически обречена на подчинение и покорность, может получить некоторую власть в домашней борьбе, лишь используя такую силу, как хитрость, способную обратить против сильного его же собственную силу. Например, женщина может действовать как серый кардинал, согласный оставаться в стороне и в любом случае не признающий за собой какой бы то ни было власти, чтобы управлять по доверенности» (Бурдье 2005: 298—299). Итак, все приведенные рассуждения, привлекая внимание к различиям патриархатов, тем не менее демонстрируют, что во всех патриархатных обществах сохраняется «женская власть» как власть подчиненных. Рассмотрим специфику этой власти в российском обществе. Россия как разрушающийся патриархат и динамика «женской власти» К. Воробек, исследуя Россию досоветского времени, полагает, что женщины могут быть сильными даже в условиях патриархатного общества (Worobek 1991). Они адаптируются к патриархату, максимизируя свою власть в пределах предписанных им традиционных ролей. Авторитет матери особенно значим в традиционном обществе. Он может проявляться в том числе в сфере политического конфликта19. Неформальная Патриархат и «женская власть» «власть женщин» закреплена обычным правом и связана с их ролью в воспроизводстве; женщины оказывают влияние через своих детей, участвуют в организации браков, в управлении семейными и клановыми отношениями, тем самым участвуя в политических и экономических связях. В аграрных патриархальных обществах женщины обретали власть через усвоение ролей, соответствующих их возрасту и предписанному полу, а также через молчаливое сопротивление (Репина 1997; Worobeck 1991). Та же тематика прослеживается применительно к советскому контексту, далеко не изжившему патриархальные нравы, несмотря на официальную риторику гендерного равенства (политику гендерной мобилизации). В исследовании повседневности сталинизма Ш. Фицпатрик, опираясь на идеи Дж. Скотта, описывает разнообразные стратегии подчиненных (Фицпатрик 20(Jla, 20016). Ее работа включает анализ гендерной проблематики. Исследовательница выделяет особые женские стратегии приспособления. Реакцией на стратегическое принуждение партии-государства становится формирование специфических женских способов действия. С одной стороны, это вписывание себя в проекты власти, активная адаптация к ним, а с другой — разнообразные виды избегания и манипулирования. Фицпатрик показывает, что женские обращения в государственные инстанции — жалобы, доносы, петиции — связаны с государственной политикой поддержки советской семьи и материнства, политикой выдвижения женщин в публичную сферу. В частности, значительное число таких обращений — это жалобы на мужей, которые уклоняются от супружеского долга или уплаты алиментов. Женщины апеллируют к государственным инстанциям, ожидая от них поддержки в борьбе с институциональным патриархатом, когда, несмотря на «политику выдвижения», их притесняют начальники на работе или когда они становятся объектами сексуальных домогательств. Государственный советский патриархат (представляя себя как государственный феминизм) существовал таким образом, что женщины вырабатывали особые стратегии,.соче- 1!) См., например, правило «белого платка» у мусульманских народов или роль организаций солдатских матерей. Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях тающие противодействие традиционным патриархатным структурам и использование их. Они вступали в альянс со справедливыми и безличными «государственными патриархами» и не пренебрегали ресурсами, унаследованными от классического патриархата. Такие стратегии стали возможными благодаря тому, что государство позиционировало женщин как граждан особого типа, имеющих исключительные обязанности и права в советском обществе. Советское общество может быть описано как общество разрушающегося классического патриархата, кризиса «патриархальной сделки» при сохранении культурного патриархата, т. е. андроцентризма. Когда патриархат начинает разрушаться, стратегии женщин дифференцируются и трансформируются. Одна группа стратегий связана с ростом эгалитарных тенденций — автономии и независимости женщин, с борьбой за права и обретением реальной власти в публичном пространстве. Вторая группа стратегий способствует воспроизводству консервативных гендерных ценностей, воспроизводству и акцентуации «женской власти» как власти-манипулирования. Обе эти тенденции присутствуют в постсоветских обществах. Итак, «женская власть» как «власть слабых» — это признак патриархата. Ее акцентуация представляет собой мобилизацию традиционной женственности в целях совладания с рисками разрушающейся «патриархальной сделки». Скажем это другими словами. Эгалитарные тенденции российского гендерного порядка выражаются в том, что женщины утрачивают потребность в манипулятивных стратегиях; они становятся агентами, реализующими реальную публичную власть (противоположность косвенной власти-манипулирования). XX век — это период гендерной модернизации и разрушения (или трансформации) патриархата в разной степени в различных частях света, это время усиления публичных позиций женщин и развития тенденций гендерного равенства (Therborn 2004). Публичная «власть женщин» описывается в феминистской литературе как право доступа женщин к ресурсам, как контроль над ними, а также как возможность принимать и проводить в жизнь решения в домашнем хозяйстве, в политике, в экономике, в культуре. Власть при этом рассматривается не как господство над другими, а как способность и институционально закрепленная возможность действовать и преодолевать препятствия, сопро- Патриархат и «женская власть» тивляться подавлению, вырабатывать и принимать решения. Власть — это способность менять правила, это потенциал трансформации (Empowerment 1999: 28). Однако существует контртенденция. В той степени, в какой публичная «власть женщин» в современной России остается неполной, неравной или недостаточно легитимной, сохраняется потребность в манипулятивных стратегиях. Особым является вопрос о том, что происходит с «властью безвластных» в процессе разрушения классического патриархата (в период постпатриархата). Мы полагаем, что кризис патриархата предполагает усиление и расширение ареала «власти безвластных», с одной стороны, и кризис ее легитимности — с другой. Разрушающийся патриархат допускает женщин в публичную сферу, но ограничивает их возможности, создавая конкуренцию между субъектами разного пола в публичной сфере. Конкуренция с нарушением правил в современной российской публичной сфере (которую иногда описывают в категориях дикого капитализма) ставит женщин в невыгодные условия. Именно на этой фазе патриархата усиливается использование традиционной «женской власти» в не свойственных для нее контекстах публичного пространства. Такими стратегиями власти женщины пытаются компенсировать нехватку ресурсов прямого управления, с одной стороны, и институционализированного насилия — с другой. Однако такая власть-манипулирование не считается легитимной: полагают, что именно ее используют «стервы» — женщины, представляющие угрозу мужскому господству, замаскированному в виде «честных правил игры». Нелегитимная «женская власть» принимает разные формы, но существует две ее разновидности, которые мы считаем ключевыми, — власть сексуально-эротическая и власть заботы. В обоих случаях аффективно ориентированные действия — забота или сексуальное поведение — становятся способами извлечения благ, механизмами неявного контроля или ограничения свободы действий других. Сексуально-эротическая власть осуществляется через использование ресурсов сексуальной привлекательности за пределами легитимной сферы желания и любовных отношений (напомним высказывание Позднышева из «Крейцеровой сонаты» — см. эпиграф). Власть заботы исполняется как манипулятивная, когда она ограничивает возможности самостоятельного действия тех, на кого направлена. Глава 1. Теоретические подходы в гендерных исследованиях
|