Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Системная семейная психокоррекция и психотерапия
Семейную психокоррекцию мы рассматриваем как комплекс воздействий, направленных на гармонизацию личностной структуры и семейных взаимоотношений, а также на решение актуальных психотравмирующих проблем, обусловленных нарушенными семейными отношениями. Учитывая сложную многоуровневую структуру поведенческих нарушений у детей в связи с проблемами семейного воспитания, Ирина Ивановна Мамайчук выделила следующие блоки психокоррекционной работы с ребенком и его семьей: гностический, конструктивный, организационный, коммуникативный и реконструктивный. Основной целью гностического блока является формирование у подростков и их родителей адекватного представления о своих личностных особенностях, своих переживаниях и потенциальных возможностях и стилях семейного воспитания. Этот блок является чрезвычайно важным в психокоррекционном комплексе. Внутри этого блока мы выделяем следующие фазы: 1. Первичная психодиагностика (анализ родительских жалоб и особенностей их поведения). 2. Психологическая диагностика родителей и подростка с использованием игровых методов психокоррекции. Знакомство с родителями и ребенком начинается с первой встречи, в процессе которой психолог выслушивает жалобы родителей, а также составляет впечатление о них и подростке на основе их поведения и характера общения с психологом. Эффективность информации при первой встрече в значительной степени зависит не только от правильно поставленных вопросов, но и от умения психолога анализировать спонтанные высказывания в ходе общения психолога с родителями и родителей с ребенком. Итак, для первичного психологического заключения необходимо: определение содержания и структуры жалобы, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры и анализ подтекста жалобы. Конструктивный блок психологической коррекции направлен на проектирование психокоррекционного процесса, отбор средств и методов коррекционных воздействий с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка и его родителей. Организация психокоррекционного процесса зависит как от индивидуально-психологических особенностей его участников, так и специфики проблем. В связи с этим эффективность психокор-рекционных занятий может быть достигнута путем использования разнообразных стилей и форм работы с семьей (индивидуальная работа с одним из членов, групповая работа, использование директивных или недирективных способов психокоррекци-онных воздействий). Основной целью организационного блока является практическая реализация психокоррекционных задач. 1. Обучение подростка и его родителей умению объективно оценивать трудные для них жизненные ситуации, умению увидеть их как бы со стороны. 2. Активизация каждого участника психологической коррекции в процессе занятий. 3. Расширение диапазона возможных вариантов поведения родителей и подростков в трудных для них жизненных ситуациях. Для решения первой задачи целесообразно проводить занятия с семьей на уровне реального поведения в форме ролевой игры. Перед психологом стоит задача усиления мотивации родителей к участию в ролевых играх (вторая задача). Это достигается с помощью следующих психотехнических приемов: активная поддержка психологом всех членов семьи в процессе игры; непосредственное участие самого психолога в ролевой игре; разъяснение родителям целей и задач игры, т.е. создание положительной установки на игру. С целью расширения диапазона возможных вариантов поведения у родителей и подростков в трудных для них ситуациях (третья задача) рекомендуется проводить специальные групповые занятия с несколькими семьями. Подбор семей, участвующих в психокоррекции, проводится с учетом сходства проблем и их желания участвовать в психокоррекционных занятиях. Целесообразно использовать групповые дискуссии, чтобы совместно выработать оптимальный подход к той или иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического смысла. Психологическая коррекция не должна ограничиваться только психокоррекц. занятиями. Важное значение имеет правильная организация жизнедеятельности подростка и его семьи. Для этого психолог вместе с родителями составляет план организации досуга подростка, его учебных мероприятий на определенный период времени, обсуждает роль каждого из родителей в том или ином виде деятельности подростка. Важным критерием оценки эффективности занятий организационного блока является свободное выражение родителями и подростком собственных эмоций, понимание и раскрытие своих проблем, осознание своей роли в развитии ситуации конфликта с подростком. Коммуникативный блок отвечает за установление оптимальных взаимоотношений между всеми участниками коррекционного процесса (подростком, родителями и другими членами семьи), а также формирование новых приемов и способов общения и поведения с детьми. Это достигается с помощью сюжетно-ролевых игр с последующим обсуждением особенностей взаимодействия участников игры(просмотр видеозаписей и совместное обсуждение) Многочисленный опыт работы психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки личностных проблем, формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для формирования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает новые социальные навыки, особенно в сфере межличностного общения. На реконструктивной блоке групповой семейной психокоррекции решаются следующие задачи: коррекция неадекватных эмоциональных реакций; обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования. Это достигается с помощью психодраматических разыгрываний конфликтов одной из семей. Родители и подросток меняются ролями. После «просмотра» психодрамы члены группы совместно обсуждают проблему. Перечисленные выше блоки психокоррекции взаимосвязаны и представляют собой единый психокоррекционный комплекс. Сам психокоррекционный процесс складывается из трех этапов: установочно-диагностический, собственно коррекционный и закрепляющий. Многочисленные работы отечественных авторов по данной проблеме и опыт нашей работы убедительно показал, что различные теоретические положения, лежащие в основе психокоррекционных методов и приемов, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений, не противоречат друг другу при их практическом применении. При разработке психокоррекционных технологий необходимо ориентироваться не на конкретное теоретическое направление, а на клинико-психологические и личностно-уровневые характеристики подростка и его родителей. Использование многообразных психокоррекционных приемов позволяет индивидуализировать их применение в отношении конкретного участника психокоррекции в зависимости от его возраста, личностных особенностей, клинико-патопсихологической формы нарушения поведения.
Date: 2016-06-09; view: 713; Нарушение авторских прав |