Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания. Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что современной западной философией принято называть философскую мысль Европы конца XIX – ХХ веков
Приступая к изучению темы, необходимо уяснить, что современной западной философией принято называть философскую мысль Европы конца XIX – ХХ веков, основной чертой которой можно назвать противоречивость. Но какими бы ни были разными направления современной западной философии, всем им присущи общие черты и тенденции: они не представляют собой единого учения; практически все школы и направления являются разновидностями субъективного идеализма (объективный идеализм представлен только неотомизмом и его разновидностью – тейярдизмом); все они стоят на антидиалектических позициях; намечается общая тенденция перехода от позиций рационализма к позиции иррационализма (т.е. отрицание роли разума и неверие в возможности человеческого сознания; преувеличение таких элементов психики, как воля, инстинкт, бессознательное и др.); культ науки или наоборот отрицание ее возможностей в лице сциентизма или антисциентизма; концентрация внимания вокруг проблем человека и его места в мире (экзистенциализм, персонализм, философская антропология, религиозная философия); фидеизм как стремление подчинить науку и философию целям и защите религиозных догм; эклектизм – соединение в едином учении почти несоединимых идей и различных теорий, чаще всего из «большой тройки» (экзистенциализм, неопозитивизм и теотомизм). Изучая второй вопрос темы, надо обратить внимание на то, что позитивизм – это одно из ведущих направлений современной западной философии, охватившее прежде всего круги научно-технической интеллигенции, объявившее единственным источником положительного знания конкретные эмпирические науки, отрицавшее познавательную ценность философии. В истории философской мысли различают три его формы: классический позитивизм (Конт, Спенсер, Милль), эмпириокритицизм или махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (включающий школы: логического атомизма, логического эмпиризма, логической семантики, аналитической философии). В 60-70 гг. XIX в. в Германии и других странах Европы возникает широкое философское течение, представители которого рассматривали все существующее как правление некой первоначальной реальности – жизни, недоступной ни чувствительному, ни рациональному познанию и постигаемой только интуицией через непосредственные переживания. Идейным источником «философии жизни» явилось иррациональное и волюнтаристское учение немецкого философа Шопенгауэра (1788-1860), развитием которого является теория Ницше (1844-1900) о воли к власти и сверхчеловеке, но самым крупным из них был Бергсон (1859-1941) – автор теории о сверхразумной интуиции (схема 37). Четвертый вопрос темы связан с анализом одного из популярных течений западной философской мысли – экзистенциализма (или философии существования), охватившего круги художественной интеллигенции. Его предшественниками считают датского философа Кьеркегора, немецкого философа Ницше и Ф.М. Достоевского. В России его идеи проповедовали Шестов, Бердяев, в Германии – Хайдеггер и Ясперс, во Франции – Марсель, Сартр, Камю, а среди писателей ХХ в. его взгляды выражали Хемингуэй, Беккет, Сент-Экзюпери. Предметом изучения экзистенциализма был человек, его бытие. Однако, по их мнению, наука о человеке невозможна: каждый человек обладает своей истиной, у каждого своя философия, ибо каждый творит свой мир таким, каким хочет видеть. Жизнь – бессмысленна, абсурдна, а человек испытывает перед ней страх, поэтому стремится к смерти – это высшая свобода. Смерть – это цель существования. Жить или не жить – вот в чем вопрос экзистенциализма. Только на пути к смерти человек попадает в пограничную ситуацию, когда человек познает свою сущность и приобретает высшую ценность. Подходя к изучению пятого вопроса темы, необходимо помнить, что все религиозные школы современной западной философии являются разновидностями объективного идеализма и основаны на учении средневеко- Шестой вопрос темы изучает одно из самых популярных направлений западной философской мысли – фрейдизм и неофрейдизм, которые являются разновидностью мифотворчества. Основателем его является З. Фрейд – австрийский врач-психиатр, который, занимаясь лечением душевно больных детей, создал на этой основе философию бессознательного. Это учение подхватили «новые левые» – бунтующая молодежь и авторы различных жанров художественного творчества (литература «потока сознания», театр абсурда, сюрреализм, поэзия рока и какофоническая музыка). Учениками и последователями Фрейда были Юнг (1875-1961), Адлер (1870-1937) и Ранк (1880-1939). Если Юнг разработал учение о психологических типах и архетипах, Адлер – учение о «комплексе неполноценности», то Ранк – учение о «травме рождения». Идейными предводителями неофрейдизма являются: Хорни, Маркузе, Фромм. Основоположником теории фрейдо-марксизма считается К. Хорни (немка, активно выступавшая против фашизма), создавшая её вместе с Маркузе и Фроммом. Последний во прос темы посвящен анализу философских школ Запада, которые развивают проблемы взаимоотношений человека и общества с наукой и техникой, т.е. влияния НТР на мир. Различают два диаметрально противоположных подхода в решении этой проблемы: сциентизм (наука призвана стать ведущей областью человеческой деятельности и в состоянии усовершенствовать общество и решить все мировые проблемы) и антисциентизм (высказывающий сомнения в возможностях науки). Причем сциентизм и антисциентизм периодически сменяют себя на исторической арене. С 80-х годов нашего века поднимается новая волна озабоченности судьбами мира и человека, появляются теории «умеренного» или «сдержанного технооптимизма» (два последних Всемирных философских конгресса, последний из которых проходил в Москве в 1993 г., были посвящены этой проблеме).
Основные понятия АРХЕТИП – основной термин теории Юнга, означающий кодирование в структуре головного мозга человека некой «дремлющей мыслеформы», которая составляет основу общечеловеческой символики. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – учение З. Фрейда, которое рассматривает глубинный фундамент человеческой психики, определяющий всю созна- ВЕРИФИКАЦИЯ – основной принцип познания в позитивизме, когда истинность научных утверждений устанавливается в результате их опытной проверки путём сопоставления с чувственными данными. ВОЛЮНТАРИЗМ – направление, признающее волю человека первоосновой всего существующего. Главный его предводитель – Шопенгауэр, а продолжатели – Штирнер и Ницше. ГЕРМЕНЕВТИКА – искусство и теория истолкования текстов, методология гуманитарных наук и философское учение, согласно которому понимание является целью и средством человеческого бытия. ИНТРОЕКЦИЯ – философское понятие, обозначающее вкладывание сознания в мозг, то есть мыслей об объектах. ИНТУИТИВИЗМ – идеалистическое течение, в котором рациональному познанию противопоставляется непосредственное постижение действительности, основанное на интуиции, понимаемой как особой способности сознания, несводимой к чувственному опыту и логическому мышлению. ИРРАЦИОНАЛИЗМ – тип философского мировоззрения, согласно которому не разум играет существенную роль в познании и поведении человека, а чувства и интуиция. ЛИБИДО («страсть») – одно из основных понятий психоанализа, обозначающее бессознательное чувственное вожделение, половое влечение, т.е. силу сексуального возбуждения, психическую энергию, инстинкт любви. МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма, основанный на философских воззрениях Маха и его последователя Авенариуса. Основу махизма составляет концепция «экономии мышления» как идеал «чисто описательной» науки. НЕОМАРКСИЗМ – условное обозначение совокупности философских учений, в которых используются принципы и идеи марксизма, модифицированные в соответствии с требованиями современности. НЕОПОЗИТИВИЗМ – обобщенное название современных философских учений, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики (логический эмпиризм, лингвистическая философия). НЕОТОМИЗМ – философское учение современного католицизма, в котором модифицированы идеи средневекового схоласта Фомы (Томмазо) Аквинского. Его представители: Маритен, Лоц, Грабман и др. НЕОФРЕЙДИЗМ – обобщенное название группы учений, в которых использованы модифицированные идеи и положения психоанализа Фрейда. Его представители: Хорни, Маркузе, Фромм. ПЕРСОНАЛИЗМ – религиозно-философское учение, согласно которому предметом исследования должна быть личность (персона) как духовная сущность и первоэлемент бытия. ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ – понятие, обозначающее время и место постижения человеком экзистенции, основ собственного существования (например, за несколько минут до кончины или в состоянии глубокого психо-эмоционального стресса и т.п.). ПОЗИТИВИЗМ (положительный) – философия конкретно-научного знания, отрицающая познавательную и практическую ценность традиционной философской тематики, особенно проблем онтологии. Позитивизм прошел в своем развитии три этапа: классический (Конт, Спенсер, Милль), махизм (Мах, Авенариус) и неопозитивизм (логический атомизм, логический эмпиризм, логическая семантика, аналитическая философия). ПРАГМАТИЗМ – философское учение, согласно которому знанием является только то, что имеет практическую применяемость; философия действия. СТРУКТУРАЛИЗМ – философское мировоззрение, согласно которому имеет приоритет в исследовании объекта, являясь ключом к разгадке природы культуры. СУБЛИМАЦИЯ – в философии Фрейда переключение энергии с сознательно неприемлемых целей на социально приемлемые, т.е. энергия инстинктов преобразуется в социально приемлемую. УТИЛИТАРИЗМ (от «польза, выгода») – тип философского мировоззрения, согласно которому полезность является целью и средством че-ловеческого бытия, а ценность поступка определяется его полезностью (такой поступок считается нравственным). Основателем его был Бентам. ФЕМИНИЗМ – философский принцип, согласно которому права и свободы женщин должны быть равными с правами мужчин, так как право является высшей ценностью. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ – философское учение, согласно которому предметом учения должны быть акты сознания самого по себе, познаваемые при помощи особого метода (интуитивного усмотрения идеальных сущностей, обладающих непосредственной достоверностью). Задача феноменологии – раскрытие сущности предмета, явления. ФИДЕИЗМ (от «вера») – учение, утверждающее примат веры над разумом и стремящееся подчинить науку религии, использовать философию и научные знания для защиты религиозных догм. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ – иррационалистическое философское течение конца XIX – начала ХХ вв., выдвинувшее в качестве исходного понятия жизни некую интуитивно постигаемую реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ее представители: Ницше, Дилльтей, Зиммель, Бергсон. Возникла как оппозиция классическому рационализму. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ («существование») – философское учение, в конце которого находится проблема уникальности человеческого существования, проявляющегося в способности человека испытывать острейшие эмоциональные переживания. Проявления существования определяются через смерть, в пограничных ситуациях, где человек обретает свободу. ЭКЗИСТЕНЦИЯ – понятие, обозначающее способ существования личности, посредством которого человек обретает неповторимую уникальность и индивидуальность, проявляющуюся в специфических эмоциональных состояниях и переживаниях. ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ или МАХИЗМ – второй этап развития позитивизма (Мах, Авенариус), в основе которого лежит критика опыта, необходимость очищения научного опыта от умозрительных понятий, а основным законом познания является «экономия мышления» (достижений максимума знаний при минимуме затрат). Date: 2016-06-09; view: 333; Нарушение авторских прав |