Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические указания. Приступая к изучению темы, необходимо иметь в виду, что марксизмом называют учение К





 

Приступая к изучению темы, необходимо иметь в виду, что марксизмом называют учение К. Маркса (1818-1883 гг.), Ф. Энгельса (1820-1895 гг.)
и развитое В.И. Лениным (1870-1924 гг.). Возникновение марксизма – закономерный процесс и критическое переосмысление всей предшествующей
философской мысли. Марксизм вышел на историческую арену в 40-х годах,
в России – в конце XIX века. Появлению философии марксизма предшествовали научно-теоретические, социально-экономические и естественнонаучные предпосылки. К социально-экономическим относятся: утверждение капитализма и выход пролетариата как самостоятельной силы на историческую арену (восстание лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии и чартистское движение в Англии). К естественнонаучным пред-посылкам относятся: закон сохранения и превращения энергии, эволюционная теория Дарвина и клеточная теория. Теоретические источники марксизма: немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм. В истории марксизма различают три этапа: начало деятельности Маркса и Энгельса, развитие теории от буржуазной революции до Парижской коммуны и от Парижской коммуны до смерти Маркса и Энгельса. Далее различают: Ленинский этап его развития, Сталинский этап, советский период и неомарксизм (современный и его разновидности).

Отвечая на второй вопрос темы, необходимо уяснить, что марксизм объяснил, почему основным элементом развития общества является способ производства в единстве двух его сторон – производительных сил и производственных отношений. Именно они определяют положение общества, характер организации труда, социально-классовую структуру и все другие проявления общества. Совокупность производственных отношений выступает в качестве базиса (скелета), на котором формируется надстройка данного общества (идеи, теории, взгляды, учреждения, организации, идеология). Классики марксизма выделили несколько типов организации общества – общественно-экономических формаций: первобытный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический; ввели понятия общественное бытие (материальная жизнь общества) и общественное сознание (духовная его жизнь, отражение материальной жизни в идеях, представлениях, теориях), сделав вывод, что общественное бытие определяет общественное сознание.

Третий вопрос темы раскрывает главную особенность философии марксизма – решение им проблемы человека, ибо целью коммунистического общества является освобождение человека от всех форм гнета. По Марксу, вся предшествующая история была историей развития частной собственности. Победа пролетарской революции есть не уничтожение частной собственности, а лишь начальный шаг к ее «упразднению».

Коммунизм есть не идеальный способ производства, а историческая эпоха, включающая целый ряд способов производства, основным содержанием которой является уничтожение частной собственности, по завершению которой наступит новая эпоха – эпоха «положительного гуманизма», где «свободное развитие каждого будет условием развития всех».

Уничтожение частной собственности – это овладение всей совокупностью господствующих над индивидами производственных отношений. Поэтому целью коммунистических преобразований, прежде всего является освобождение человека от всех форм гнета (отчужденных производственных отношений), возвращение человеку отчужденной от него человеческой сущности, то есть возвращение к самому себе как человеку общественному, к человеческому общественному бытию, что является действительным разрешением противоречий между человеком и природой, человеком и человеком, между сущностью и существованием, между свободой и необходимостью, между индивидом и родом. Сущность социализма и коммунизма – планомерное уничтожение производственных отношений, а оно полностью совпадает с уничтожением труда, ибо он является силой, стоящей над индивидом. Но нельзя считать упразднение труда как уничтожение всякой деятельности, во имя основания царства бездеятельности. Упразднение труда – это есть превращение трудовой деятельности в подлинно человеческую, уничтожение производственных отношений во имя утверждения отношений человеческих.

Четвертый вопрос темы освещает развитие философии марксизма в России в лице Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. С именем Плеханова связывают раскрытие им идей о законах развития общества, роли народных масс и личности в истории, роли идеологии в жизни общества и механизме ее обратного воздействия на экономику. Он не избежал ошибок, полагая, что наши ощущения (иероглифы) способны передавать как сами события, так и те отношения, которые между ними существуют (влияние Гельмгольца), то есть допускал возможность идеализма в естественнонаучном знании. Вкладом В.И. Ленина в разработку философии марксизма явилась книга «Материализм и эмпириокритицизм», где получили развитие следующие идеи: основной вопрос философии – как вопрос об отношении материи и сознания, анализ понятий «материя» и «сознание», теория познания как теория отражения, проблемы истины. Он показал, что законы диалектики полностью приемлемы для анализа общественных процессов. Нельзя отрицать вклада В.И. Ленина в философию конца XIX – начала XX веков.


Последний вопрос темы мало разработан в литературе, здесь огромное поле для дальнейших исследований. После смерти Ленина главными становятся проблемы изучения и разработки ленинских положений марксизма. В 20-х годах сложился формализм, сторонником которого был А.М. Деборин. Он допускал, что марксистская философия – это синтез гегелевской диалектики и фейербаховского материализма, не заметив качественного скачка, происшедшего в философии марксизма. Со второй половины 30-х до начала 50-х годов (культ личности Сталина) все философские проблемы рассматривались в свете работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938 г.), которая страдала схематизмом и содержала ряд ошибочных положений: противопоставление диалектического и исторического материализма, отсутствовало понимание диалектики как общей теории развития, закон единства и борьбы противоположностей бал заменён учением о единстве противоположностей при отсутствии закона отрицания отрицания. И таких «просчетов» в его работе предостаточно. Тем не менее, в стране шла работа по разработке коренных вопросов диалектического материализма: о материи и сознании, законах диалектики, практике как критерии истины. Среди исследователей были Т. Павлов («Теория отражения»), Е.П. Ситковский («Категории материалистической диалектики», «Материя и сознание»), П.В. Копнин («О количественных и качественных изменениях в природе») и др.

Под неомарксизмом следует понимать название целой группы философских течений, ориентирующихся на отдельные положения и использующих категориальный аппарат марксистской философии. Неомарксизм может быть разделен на два основных направления: гуманистическое и сциентистское. Гуманистические основы заложены в 30-х годах венгерским философом Д. Лукачем и итальянским философом А. Грамши, а сциентистское (научное) течение сформировалось в 60-х годах под влиянием работ французского философа Л. Альтюсера. Гуманисты полагали, что в марксизме недостаточно внимания уделялось личности, проблемам духовности, и стремились восполнить этот пробел. К этому течению можно отнести: франкфуртскую школу (Адорно, Хебермас), которая была теоретической базой движения «новых левых»; фрейдо-марксизм (Райх, Фромм); экзистенциальный марксизм (Сартр, Мерло-Понти); группу «Праксис» (Петрович, Маркович). Сциентисты стремились придать своим исследования естественнонаучный характер. Его продолжателями являются: итальянский философ Делла Вольпе, считавший, что философские абстракции непригодны для конкретно научных исследований; аналитический марксизм (Коэн) в Англии и США в конце 70-х годов, развивающее учение об обществе на основе методов современной науки (функциональный анализ, теория игр и др.).


Основные понятия

БАЗИС И НАДСТРОЙКА – основные категории марксизма; базис – экономический строй общества, система производственных отношений, соответствующих определенному уровню развития материальных производительных сил. Надстройка – это система идей и складывающихся в соответствии с ней идеологических отношений.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – одна из форм материализма, создателями которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ – учение марксизма о закономерностях общественной жизни, законах развития истории.

КЛАССЫ – это большие группы людей, которые характеризуются четырьмя социально-экономическими признаками: местом в исторически определенной системе общественного производства, отношением к средствам производства, ролью в общественной организации труда, способом получения доли дохода. Маркс и Энгельс объяснили происхождение классов экономическими причинами развития общественного труда и возникновением частной собственности, а Ленин разработал теорию классов и классовой борьбы (в работе «Великий почин») и дал развернутое определение классов.

КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ – типы мировоззрения, сутью которых является абсолютизация либо интересов общества, группы, либо интересов отдельного человека. Причем принцип индивидуализма в марксизме определяет человека как антисоциальное существо, а принцип коллективизма налагает высокую меру ответственности человека за судьбу коллектива. Но если коллективизм, индивидуализм – это абсолютизация одной из сторон человеческой сущности, то коллективность и индивидуальность – это поистине диалектическое единство её противоположных начал, выражающих две её тенденции: к слиянию с обществом и выделению «Я» в качестве автономной единицы.

КОММУНИЗМ – это эпоха, а не особый способ производства, которая характеризуется становлением практического гуманизма, связанного с освобождением человека от всех конкретных форм гнета отчужденных производственных отношений, возвращение человеку отчужденной человеческой сущности; это положительное упразднение частной собственности, самоотчуждение человека и в силу этого – подлинное присвоение человеком его сущности.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА – это учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления, основанное на марксистском диалектическом методе, основными чертами которого являются: рассмотрение природы как единого целого, где все явления взаимосвязаны; рассмотрение природы в ее непрерывном закономерном изменении и развитии; понимание развития как перехода из одного качественного состояния в другое; понимание внутренних противоречий как борьбы между старым (отжившим) и новым (рождающимся) как движущей силы развития.


ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ – две стороны жизни общества (материальной и духовной), находящиеся между собой в определенных взаимосвязях. Общественное бытие (материальные отношения людей в процессе производства) определяет общественное сознание (отражение в духовной жизни людей их общественного бытия), но второе оказывает обратное воздействие на первое.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ – исторический тип
общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм – к коммунистической формации, это не общество вообще, не абстрактное общество, а конкретное, функционирующее по определенным законам как единый социальный организм.

ОТЧУЖДЕНИЕ – понятие, характеризующее процесс превращения продуктов человеческой деятельности, свойств и способностей человека в нечто независимое от него и господствующее над ним.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ – система субъективных (рабочая сила) и вещественных (средства производства) факторов, необходимых для преображения вещества природы в нужные человеку продукты.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ – совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе производства, необходимых для движения общественного продукта от производства до потребления.

РЕВОЛЮЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – коренной переворот в социально-эко-номической структуре общества, сопровождающийся внезапным насильственным изменением существующего политического строя.

СОЦИАЛИЗМ («общественный») – низшая фаза коммунистической эпохи, сутью которой является планомерное и сознательное уничтожение частной собственности, производственных отношений и самоотчуждение человека с целью возвращения ему его отчужденной сущности. Коммунистическая эпоха имеет три фазы: низшую (социализм), среднюю (развитой социализм) и высшую (коммунизм в собственном смысле слова). Основное содержание социализма – уничтожение трех экономических форм частной собственности (капитал, деньги и права), снятие отчужденных экономических отношений распределения, обмена, производства и потребления.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА – понятие, характеризующее сферу материально-производственной деятельности людей и состоящее из двух неразрывно связанных сторон: производительных сил и производственных отношений. Развитие производства начинается с развития его производительных сил, которые на определенном уровне вступают в противоречие с производственными отношениями; это влечет за собой замену старого экономического базиса новым, а затем следует смена возвышающейся над ним надстройки. Смена способа производства совершается не по произволу людей, а в силу действия закона соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

ЧЕЛОВЕК – субъект исторического процесса, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них, благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием. Если индивид – это единичный человек, отдельное живое существо в отличие от коллектива, индивидуальность – это неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа, то человек – это обобщенное понятие, отражающее специфическую сущность живых существ типа homo sapiens. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений». Личность – это человеческий индивид, в определенной мере присвоивший социальные качества и воспроизводящий социокультурный опыт человечества.

 







Date: 2016-06-09; view: 313; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию