Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая часть. Методические указания к практическим работам по курсу





МЕТОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

 

Методические указания к практическим работам по курсу

«Методы научно-технического творчества»,

для студентов, обучающихся по специальности 220301.65

и направлениям подготовки 220200.62, 150400.62, 150400.68

 

 

Одобрено методической комиссией по специальности

220301.65 «»Автоматизация технологических процессов и производств»

 

 

Москва

2009г.

 

Разработано на основе рабочей программы дисциплины «Методы научно-технического творчества»

Рецензенты: профессор кафедры «Автоматизированные станочные системы и инструмент» МГМУ «МАМИ» В.А. Михайлова

 

 

доцент кафедры «Автоматизированные станочные системы и инструмент» МГМУ «МАМИ» Б.Е. Пини

 

Работа подготовлена на кафедре «Автоматизированные станочные системы и инструмент»

 

Методы технического творчества: методические указания / А.Д.Максимов. – М. :

МГМУ «МАМИ», 2009. – 64 с.

 

В настоящих методических указаниях рассмотрены наиболее распространенные методы поиска новых технических решений с целью развития творческой активности студентов в процессе обучения, дается общая методика анализа технических систем, приведены правила составления заявки на изобретение.

 

 

© А.Д. Максимов, 2009

© МГМУ « МАМИ». 2009

 

Содержание:

 

Стр.

1. Метод фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций ..................4

2. Метод мозговой атаки ........................................................................................8

3. Метод аналогий ………………………………………………………………...12

4. Функциональный анализ технических систем .................................................16

5. Морфологический анализ и синтез технических систем ...............................22

6. Функционально-физический анализ технических систем ..............................33

7. Сопоставительный функциональный анализ технических систем ................39



8. Методические указания по составлению заявки на изобретение ...................46

Литература ................................................................................................................63

 

 

Практическая работа № 1.

Метод фокальных объектов, гирлянд случайностей

И ассоциаций.

 

Теоретическая часть.

Метод фокальных объектов – метод индивидуального или коллективного поиска новых оригинальных идей или новых разновидностей товаров широкого потребления.

Метод был предложен русским ученым М. Ломоносовым, а затем был раз­вит и усовершенствован В. Кунцем. Слово «фокальных» означает, что объект находится в фокусе (центре) внимания человека при поиске оригинальных идей.

Применение метода не требует специального обучения, но для его эффек­тивного использования нужно богатое воображение, развитое ассоциативное мышление, умение видеть скрытые свойства объекта. Работа по методу может использоваться как упражнение по развитию воображения и ассоциативного мышления.

Ассоциации являются отражением в сознании человека взаимосвязей пред­метов и явлений действительности в виде закономерной связи элементов созна­ния (ощущений, представлений), т.е. это образы, возникающие в сознании чело­века в ответ на какое-то раздражение, например, в ответ на слово - раздражи­тель. При этом выявляются так называемые первичные ассоциации, число кото­рых в ответ на одно слово колеблется обычно в пределах 10.

Кроме первичных ассоциаций, вызываемых обычно без задержки (замедле­ния), человек может генерировать большое число дополнительных ассоциаций, обычно именно эти ассоциации позволяют выявить неожиданные, нетрималь­ные свойства рассматриваемого понятия или объекта.

Умение найти связи между, на первый взгляд, независимыми утвержде­ниями или предметами позволяет увидеть новые связи в технических объектах, и это приводит к появлению нестандартных решений задач.

Для развития ассоциативного мышления можно (в качестве тренировки) ус­тановить ассоциативные переходы между двумя любыми, случайными, не свя­занными понятиями. Чем более развито у человека воображение, тем более дальние (по качеству промежуточных ассоциаций – шагов) ассоциативные пе­реходы он может найти. Так, например, переход от понятия «мост» к понятию «паутина», которые весьма отдалены, может иметь вид: «мост-река – берег – почва – трава – паук - паутина».

Также эффективным упражнением по развитию ассоциативного мышления является установление продолжительных ассоциативных переходов между двумя совершенно независимыми или противоположными утверждениями. На­пример, «когда гремит гром…» и «солнце слепит глаза…». На первый взгляд связи между этими утверждениями нет, но двигаясь от первого утверждения по ассоциативной цепочке переходов, можно в конце концов прийти ко второму утверждению, выстроив ассоциативную связь между ними.



 

2. Методика проведения поиска оригинальных (новых) идей методом фокаль­ных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций.

Поиск новых решений производится в несколько этапов (шагов).

Рассмотрим пример.

1-й шаг.Выбор объекта совершенствования, постановка задачи, определе­ние недостатков исходного объекта.

2-й шаг. Определение синонимов объекта (стул) ими будут кресло, табу­рет, пуф. Составим гирлянду синонимов: стул – кресло – табурет – пуф.

3-й шаг. Произвольный выбор случайных объектов, не имеющих отноше­ния к решаемой задаче. Например, наобум из головы или из энциклопедическо­го словаря, или как угодно по другому выбирают несколько имен существитель­ных, которые даже не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов составим вторую гирлянду. Например: электролампочка - ре­шетка - карман - кольцо - цветок - пляж.

4-й шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Например, получим: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманами, стул для пляжа, электрическое кресло, та­бурет для цветов и т. д.

5-й шаг. Составление перечня признаков случайно выбранных объектов. Необходимо определить возможно большее количество признаков в течении двух -трех минут. Все признаки удобно свести в таблицу, при этом необходимо как можно шире охватить область поиска признаков, перечисляя как основ­ные, так и второстепенные и малозначительные.

Наименование   Признак  
Электролампочка   Стеклянная, свето и теплоизлучающая,  
    колбообразная, прозрачная с цоколем.  
    с электроконтактами, матовая, цветная  
Решетка   Металлическая, пластмассовая,  
    плетеная, сварная, кованая, гибкая,  
    жесткая, крупная, мелкая, с разными  
    ячейками и т. д.    
Карман   Передний, боковой, задний, наружный,  
    Внутренний, накладной, ложный, с  
    молнией, прозрачный.  
Кольцо   Металлическое, деревянное,  
    пластмассовое, витое, сплошное,  
    надувное, эмалированное, с  
    гальваническим покрытием, с гербом,  
    с орнаментом, с драгоценными  
    камнями, с часами, приемником и т. д.  
Цветок   Одноцветный, многоцветный,  
    душистый, пятнистый,  
    колоколообразный,  
    поворачивающийся к солнцу, полевой,  
    самораскрывающийся, осенний,  
    водяной, садовый, балконный, с  
    шипами, симметричный,  
    искусственный и т. д.  
Пляж   Морской, речной, солнечный,  
    песчаный, галечный, гладкий,  
    бугристый, узкий, длинный, заросший  
    и т. д.  

6-й шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техни­ческому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например: присоединяя к гирлянде синонимов стул - кресло - табурет - пуф гирлянды признаков электролампочки можно получить следующее соединение: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, стул с электроконтактами и т. д.

Аналогично образуется перечень новых конструкций при присоединении гирлянды синонимом с другими признаками гирлянды случайных объ­ектов.

7-й шаг. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, сведенных в таблицу на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций. Так как они могут получиться неограничен­ной длины, их следует ограничить по времени. Каждый член коллектива зани­мается составлением гирлянд самостоятельно. Рассмотрим для примера гене­рирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта и электролампочки. Этот признак унас эпитет «стеклянная». Необходимо сна­чала поставить вопрос, что напоминает слово «стеклянная». Ответ может быть, например,волокно. Далее задастся вопрос: что напоминает слово «волокно»? Кому то оно напоминает плетение, вязание. Если следовать дальше, то вязание может напомнить бабушку, у которойревматизм и она его лечит наюжном курорте, гдежарко и она укрывается от солнца подзонтиком или втени са­довой беседки, где отдыхают всолнечные дни. Солнце может напомнитьэл­липтические орбиты, по которым движутсяпланеты и летают космонавты, стать которыми мечтают вседети и т. д. Отсюда гирлянда ассоциаций будет выглядеть следующим образом: стекло - волокно - вязание - бабушка - ревма­тизм - курорт - юг - жара - тень - зонтик - садовая беседка - солнце - эллипс - орбита - планета - космонавт - дети.

Аналогично создаются гирлянды ассоциаций по всем другим призна­кам лампочки, а затем генерируются гирлянды и по всем признакам других объектов таблицы.

8-й шаг. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. Например, только с использованием первой гирлянды ассоциаций можно получить: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, та­бурет для бабушки, кресло для лечения ревматизма, курортное кресло, кресло от жары, кресло для космонавта и т. д.

На этом шаге осуществляется оценка полученных технических объектов с точки зрения наличия оригинальных и заманчивых. Если таких оказывается мало, то можно продолжить создание гирлянд ассоциаций на основе какого-нибудь нового элемента гирлянд из 6-го шага.

9-й шаг. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Из множества сгенерированных на предыдущих шагах не рациональных, травиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. На практике интересные идеи составляют от 2% до 50% из всех выдвинутых. Подмечена такая закономерность, что чем больше найдено оригинальных идей, тем меньше среди них рациональных, т. е. наблюдается их обратно пропорцио­нальная зависимость. Отбор вариантов обычно производят в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно не рациональные варианты. Затем отбирают наибо­лее оригинальные варианты сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список этих вариантов целесообразно изучить с привлече­нием экспертов или творческого коллектива.

В список рациональных решений включают варианты наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства.

10-й шаг. Отбор наилучшего варианта из рациональных. Весьма простым и эффектным является методэкспертных оценок.

В состав группы экспертов обычно включают конструкторов, технологов, эконо­мистов, психологов, дизайнеров, коммерческих работников, из торговли, потребителей, а в ряде случаев и других специалистов - в области моды, стан­дартизации, информа­тики и т. д.

На основе анализа все идеи можно классифицировать по:

- функциональному назначению (кресло для лечения, для загорания и т. д.)

- конструкции объекта (кресло с зонтиком, карманом, встроенным радиопри­ем­ником и т. д.)

- технологии изготовления (плетеное кресло, эмалированный стул и т. д.)

- материалу (стеклянный стул, пластмассовое кресло, шерстяной пуф и т. д.)

- форме объекта (чашеобразное кресло, эллипсообразный пуф и т. д.)

- принципу дейст­вия (передвижной стул, катапультируемое кресло и т. д.)

- внешнему виду и оформлению (прозрачное кресло, разноцветный пуф и т.п.)

Идеи, классифицированные подобным образом иногда целесообразно ком­бини­ровать, так можно получить эллипсообразное пластмассовое кресло с зон­тиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.

 

Содержание отчета.

1. Цель работы.

2. Выбор объекта и описание проблемной ситуации.

3. Поиск оригинальных идейв соответствии с п.2. методики(в отчет вносятся только те случайные объекты, их признаки и элементы гир­лянд ассоциаций, на основе которых и были предложены оригинальные идеи на 4-ой, 6-ом и 8-ом шагах).

4. Классификация полученных идей.

5. Комбинирование отдельных идей и описание 2-х -3-х рациональных

предложений.

Контрольные вопросы.

1. В чем сущность метода и область его применения?

2. Что подразумевает «ассоциативное мышление»?

3. Этапы поиска новых решений методом «фокальных объектов...»?

4. Принципы классификации полученных идей?

 






Date: 2016-06-09; view: 100; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию