Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема. Проблема. СверхзадачаСтр 1 из 3Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Разработка замысла сценического этюда» по дисциплине «Режиссура театрализованных представлений и праздников» студента\ки 1 курса Чухрай Софьи направление 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» Защита проведена
Краснодар – 2016 Содержание: Введение..............................................................................................стр. 3 1.Глава 1. Этапы работы режиссера над этюдом……………..……………стр.4. 1.1. Система К.С. Станиславского и «Биомеханика» В.Э. Мейерхольда…стр.4-6. 1.2. Понятие «Этюд» и «Сценический этюд»……………………………...стр. 6-5 1.3. Тема. Проблема. Сверхзадача………………………………………….стр. 5 2. Глава 2. Процесс постановки этюда. ……………………………………стр. 2.1.Застольный период. Сценарий этюда………………………………. …стр.6-7 2.2. Репетиционный процесс и работа актеров. ………………………….стр. 9 Заключение…………………………………………………………………..стр. 10
Введение. Перед тем, как приступить к постановке моего этюда, была пройдена важнейшая задача: написание замысла и работа с актерами. Тема этюда - «Спорт» - была определена заранее. Я понимала, будет ли постановка иметь успех или нет, зависит в большей части от меня - режиссера. Главным образом, режиссера должна зацепить тема, проникнувшись ей, он одухотворенно доведет ее до завершения и зацепит зрителя своим видением. Когда был выбран замысел, вдохновляющая меня идея, я спокойно стала переходить к работе с актерами. Нам был необходим достаточной длинный застольный период, для того чтобы я могла четко рассказать и обозначить цели и задачи актеров. Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что современным режиссерам-постановщикам необходим глубокий анализ и знание темы своей постановки, будь даже она и в такой малой форме как этюд. Целью данной курсовой работы является разработка замысла сценического этюда.
2. Раскрыть содержание замысла этюда. 3. Рассмотреть поведение исполнителей на площадке. Глава 1. Этапы работы режиссера над этюдом. 1.1. Система К.С. Станиславского и «Биомеханика» В.Э. Мейерхольда.
Будучи режиссером своего этюда, понимая, что мне в первый раз придется работать с актерами моего отрывка, я не могла не вникнуть в суть моей роли – роли постановщика и не углубить свои познания теории актерского мастерства и театра. Русский театральный режиссер, первый народный артист СССР, актер и реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей»(1.стр 87). Создатель знаменитой актерской системы, поистине, был гениален, а его труды по сей день имеют огромную популярность в России и во всем мире. Станиславский увидел противоречия в современных театральных учениях и, поняв их смысл и законы, создал новый путь для развития сценического искусства. Он работал над своими идеями, записывал мысли после очередного увиденного спектакля, анализировал их. Он пристально вглядывался в жизнь людей, природу, быт, и с годами многое понял. В дальнейшем, Константин Сергеевич пытался найти способ объединения законов природы актера в одно целое, в одну систему. Анализируя сложный путь создания сценического образа, он доказал, что процессы переживания и воплощения «должны порождать, поддерживать и развивать друг друга». Искусство переживания сильно в воздействии на окружающих: актеру рукоплещут, если он заставил зрителей пережить то, что он сделал на сцене. Сила воздействия в том, что актер переживает - творит здесь, сейчас, при нас. При зрителях создается живое чувство и образ. Человек чувствует этот образ, принимает его и начинает переживать вместе с ним. На человеческом подсознании остается эффект того, что это уже не актер перед ним, а реальный персонаж, который естественно проживает данный отрезок времени. Подлинное сочувствие, понимание, страх – все эти процессы проходят ниже порога сознания. Актеру и режиссеру, нужно продумывать предлагаемые обстоятельства, и понимать, что неконтролируемые эмоции: смех, плач, смятение, говорят о человеке правду. Именно, правда и искренность в актерской игре необходимы более всего. «Сначала убедись, а потом убеждай», так говорил Станиславский.(2) Чувства актёра — это его личные чувства, источником которых является его внутренний мир. Актер пытается найти нужные чувства в себе, обращаясь к тому, что с ним произошло в жизни или начиная фантазировать. Необходимо понять и продумать обстоятельства, в которых существует персонаж, чтобы он чувствовал и действовал наиболее верным образом, Он должен понять мысли персонажа, причины его поступков. Как писал К. С. Станиславский, «сценическое действие должно быть внутренне обосновано, логично, последовательно и возможно в действительности».
Помимо силы искусства переживания К.С. Станиславский вкладывал еще и готовые приемы актерской игры для соотношения с действительностью: мимика, голос, движения. «Ремесло», как считал автор, дает актеру понять основу его профессии: «Выходить на сцену и играть». Искусство представления закрепляет форму нужных переживаний в процессе долгих репетиций. Актер должен правдоподобно исполнять то или иное действие, создавая необходимый образ, даже если он этим никогда не делал. Действия и телодвижения должны быть отточены. Взаимодействие с партнёрами — очень важный аспект актёрской профессии. Партнёры должны друг другу помогать на сценической площадке, в процессе репетиций. Чувствование партнёра, взаимодействие с ним — один из основных элементов актёрской игры, позволяющих поддерживать включённость в процесс игры на сцене.
Станиславский выделял четыре этапа работы над ролью и над собой: Познание – знакомство с ролью, предлагаемыми обстоятельствами и положением персонажа в действии. Я как режиссер своего этюда, начиная работу с актерами в застольный период, рассказывала: - какими особенностями и характерными чертами наделен персонаж - как он мыслит - на что обращено его внимание - его внешние и внутренние действия
Переживание – анализ роли и ее понятие. Воплощение – за счет понимания места (где я нахожусь?), времени (в какой отрезок времени, когда?) и действия (что я делаю?). Воздействие – передача образа зрителю.
Метод физических действий - ценнейший вклад Станиславского в психотехнику актера, сердцевина его системы. Но существует еще и система актерского тренажа, созданная Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом. «Биомеханика» - термин, введенный в начале 1920 года, потряс театральных деятелей и вызвал интерес во всем мире. Это описание системы упражнений, которые направлены на совершенствование физической формы и развитие тела актера, позволяя идти от внешнего к внутреннему, чтобы достичь эмоциональной правды на сцене. «Биомеханика стремится экспериментальным путём установить законы движения актёра на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актёра».
Суть концепции биомеханики в теории В. Э. Мейерхольда опирается на опыт актерского искусства разных исторических эпох и типов театра (средневекового японского и китайского, европейского площадного, комедии дель арте, классического испанского, русской актерской школы XVIII-XIX вв. и др.), Биомеханика дает основы контроля актеру над собственными физическими и психическими действиями, он управляет рефлекторной зависимостью своих возможностей от пластического и ритмического рисунка действий. Мейерхольд писал, что человеческое тело – это биологический организм, где выразительность движений тела достигается путем правильного использования возможностей этого организма.
Этюд – это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением режиссера. Если за этим отрезком стоят живые наблюдения, но в нем нет процесса рождения, развития и завершения факта, то это не этюд. Этюд – событийный эпизод, как и всякий жизненный факт, возник, развился, исчерпался. Это своеобразная формула жизни, основа ее логики, Сценический этюд часто сравнивают с упражнением. Но если между ними нет различия, тем не менее, такие понятия существуют. Они остались как в театральной практике, как и в практике ряда других искусств. Еще учась в детской школе искусств, я узнала, что существует такое понятие как «музыкальный этюд». В нем существует только техническая задача: отработка техники скорости выполнения музыкального упражнения. В отличие от музыкального, сценическое упражнение не ограничивается только техникой, но и включает в себя некоторые элементы творчества. Как музыкант и начинающий режиссер я сравнила два понятия в теории и на практике. Если музыкальный этюд нужно точно играть по нотам, то сценический этюд выполняется актером, в порядке импровизации, как отклик на поставленную задачу. Исполнители упражнения свободны в выборе логики действия. Сценический же этюд предполагает отобранную и зафиксированную логику развития событий и поведения действующих лиц.
В технике тренировочных упражнений, как правило, нет ярко выраженной сверхзадачи. Сначала ее заменяет цель учащихся или студентов – в совершенстве овладеть техникой актерской игры. В основе этюда лежит художественный замысел режиссера, едва заметная сверхзадача, определяющая сквозное действие Поэтому, в отличии от упражнения, в этюде по ходу действия невозможно изменить сверхзадачу. Если упражнение носит импровизационных характер, где логика всего действа фиксирована и основана на повторении, то в сценических этюдах нужно разбираться в предлагаемых обстоятельствах, фактах, событиях, действиях. В репетиционном процессе работа над этюдом идет параллельно вместе с репетициями. Но эта работа не должна подменять собою тренировку. Но она не должна опережать, а тем более подменять собою тренировку. Сначала намечаются естественные этапы преобразования упражнения в этюд, будь это работа с воображаемыми предметами, или одна деталь, вокруг которой происходит все действо. Актерам предлагается совершить просто жизненное действие. Затем, дать задание повторить его, но с той разницей, что он уже знает. При повторении, актеры начинает забывать логику действий данную изначально, и воспроизводит все по памяти. Режиссер помогает исправить допущенную ошибку, и направляет внимание актера на воспроизведение процесса, а не на повтор уже знакомых действий. Воспитательное значение и развитие профессиональных качеств актера – это цели работы с этюдом. Выбор темы и сюжета дает начало работы, а определение идейной цели (сверхадачи) – ее завершения. Недоработанный по действию, лишенный конфликта или сверхзадачи этюд можно считать провальным, так как приучает к поверхности содержания. Станиславский учит, что «этюд сам по себе, сам для себя не может иметь ни смысла, ни жизни». В предлагаемом способе все этюды, даже самые маленькие, будут однажды и навсегда оживляться изнутри сверхзадачей и сквозным действием». Тематика этюда – «Спорт» Художественная гимнастика, вид спорта, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом - лента, мяч, обруч, скакалка, булава, и без него.
Тема. Проблема. Сверхзадача. Тема – это проблема или круг жизненных проблем, волнующих автора/режиссера, которые должны быть наглядно рассмотрены в сценарии. Тема произведения, этюда, спектакля подчинена актуальности, конкретности, злободневности и объективности.
Теперь, если мы определим тему этюда - влияние нарушения простейших нравственных норм на формирование отношений между людьми, - то конфликт может быть выражен, как борьба против соблазна пренебречь нормами взаимоотношений во имя собственных задач и интересов за необходимость придерживаться их в любых ситуациях; конфликт представляет собой столкновение двух противоборствующих сил, которые мы будем называть линиями, выражающими действие и контрдействие;
В работе над этюдами следует придерживаться следующих правил: -соблюдать единство места, времени и действия; -создавать зоны оправданного вынужденного молчания; -включать ситуации, близкие исполнителям по пониманию и доступные для реализации их в условиях учебного процесса; -придерживаться разумности использования времени (не более 5-8 минут на этюд); -разрабатывать законченный сюжет; -иметь в этюде конфликт как основу развития действия; -иметь тему, разрабатываемую в этюде;
|