Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трансформации ментально-ценностного ядра либеральной цивилизации в постсовременную эпоху





Незавершенность проекта Постмодерна позволяет говорить о постмодернистской культуре лишь как о потенциальном типе. Исследователи обращают внимание на определенные тенденции, которые способны трансформировать сложившиеся структуры западной цивилизации.

Перестройка смысло-ценностной системы постсовременной культуры выражается в утверждении нового соционормативного канона мира и человека. Реальность Постмодерна переживается как принципиально множественная, внеисторичная, требующая от человека постоянных переключений (прерывистость повседневности). Но эти перемены уже не воспринимаются как линейные, неумолимо приближающие прогресс: они никуда не ведут, напоминая рябь на глади океана. Мир природы, казавшийся неисчерпаемым человеку Модерна, теперь обнаруживает конечность и невосполнимость своих ресурсов. Таким условиям не соответствует старая концепция личности – индивидуальность, меняющая под себя покоренный окружающий мир.

Новый тип личности отличает пластичность, непостоянство и адаптивность, отсутствие подлинности, лицедейство, умение быть не столько собой, сколько другим. Возникает феномен «неуловимой идентичности Я», которое перестает культивировать свою индивидуальность, ограничиваясь лишь ее инсценировкой, внешней маркировкой. Личность осваивает искусство игры, дестабилизации и расщепления себя самой, выстраивает целую парадигму альтернативных «Я» и по сути становится «виртуальной». Возможности самоконструирования оказываются поистине безграничными: мода, анонимное общение в «мировой паутине» - Интернете, телесное творчество «bodyart», гендерное перевоплощение и языковая игра. Возрастает роль игрового и активного начала в культуре: популярны интерактивные игры и развлечения, зрительская аудитория хочет не только сопереживать, но и соучаствовать. Отказ от подлинной индивидуальности легко вовлекает субъекта в пространство массы. «Омассовление» постмодернистской личности легко уживается с искусной подделкой ее под самобытность. В массовой культуре нет авторов – вместо индивидуальности здесь творит сама культура. Мы наблюдаем «закат индивидуальности», постепенную переориентацию с личности на культуру.

Как указывает американский социолог Рональд Инглхарт, в постсовременном обществе перед человеком уже остро не стоит не только проблема выживания, но и проблема хорошего материального обеспечения. Если в доэкономическую эпоху субъектом управляла инстинктивная предтрудовая деятельность, а в экономическую – труд, то в рамках постэкономического порядка люди все меньше руководствуются материальными мотивами, т.е. соображениями выгоды, и все больше - мотивом творчества. Конечно, экономической и политической безопасности по-прежнему уделяется внимание, однако она уже не является синонимом счастья. Человек начинает нуждаться в большем: усовершенствовании качества жизни (экологичность), в возможности самовыражения (творчество), в достижении субъективного благополучия (удовлетворение жизнью) и экзистенциальной безопасности. Происходит смена ценностных приоритетов: материалистические ценности Модерна стали уступать место постматериалистическим. Р. Инглхарт и его последователи называют носителей подобной ценностной ориентации постматериалистами. Модернистская система ценностей (индивидуализм, свободное предпринимательство, ориентация на прибыль, а не на социальную ответственность и др.) оказываются неадекватными постиндустриальному, постэкономическому и информационному развитию. Так, индивидуализированный труд в эпоху Постмодерна нуждается в широких информационных и коммунитарных связях, изоляция от которых делает его работу невозможной и бессмысленной.

Таким образом, в постмодернистском в и дении мира стираются пространственные и временн ы е границы, человечество впитывает в себя и прошлое, и настоящее. Сам человек становится носителем некого коллективного сознания, заменившего индивидуальное «Я», вместо которого все громче говорит культура. Проект Постмодерна культуроцентричен; замыкая линию исторического времени, он возвращает человечество к исходным точкам – первобытным и архаическим формам жизни и сознания, которым суждено существовать в условиях постиндустриального века.

 

Date: 2016-06-08; view: 382; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию