Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конституционно-правовые нормы





Составитель В. Г. Васильев

 

 

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

 

Курс лекций

для студентов всех форм обучения

по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция

 

Новосибирск, 2015


Издается в соответствии с планом учебно-методической работы СибИУ – филиала РАНХиГС

ББК 67.400я73

В 19-1

Рецензенты:

 

И. А. Кравец — доктор юридических наук, профессор,
зав. кафедрой конституционного и муниципального
права Сибирского института управления – филиала РАНХиГС;

Е. А. Сидорова — кандидат юридических наук, доцент
кафедры теории государства и права юридического факультета НГТУ

 

В 19-1 Васильев, В. Г.

Конституционное право: курс лекций. / В. Г. Васильев — Новосибирск: Изд-во СибИУ, 2015. — 213 с.

ISBN 978-5-8036-0389-4

Курс лекций дает представление о развитии конституционного строя и его особенностях в России, государственном устройстве и форме правления, о правовом положении ее субъектов, о системе органов государственной власти и местного самоуправления, об основных правах, свободах и обязанностях человека и других государственно-правовых явлениях, происходящих в РФ.

Разработан с целью методического обеспечения базовой учебной дисциплины «Конституционное право» по направлению подготовки бакалавриата «Юриспруденция»

Предназначен для студентов всех форм обучения Сибирского института управления – филиала РАНХиГС, а также для всех, интересующихся проблемами отечественного конституционного права.

В курсе лекций использованы правовые акты по состоянию на 1 сентября 2015 г.

ББК 67.400я73

Сибирский институт управления

Филиал РАНХиГС

ISBN 978-5-8036-0389-4 Введение

Учебная дисциплина «Конституционное право» формирует правовые знания, необходимые для специалистов различных сфер деятельности. Она предназначена для того, чтобы дать теоретическое представление о ряде государственно-правовых явлений: об основных закономерностях возникновения, функционирования и развития конституционного строя и его особенностях в России; государственном устройстве и форме правления Российской Федерации, правовом положении её субъектов; значении конституции в жизни государства и общества; основных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации, способах их защиты и возможностях ограничения; избирательной системе; формировании, компетенции и функции-онировании федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Кроме того, дисциплина «Конституционное право Российской Федерации» ориентирована на получение таких практических навыков, как умение:

¾ выражать и обосновывать свою точку зрения по государственно-правовой и политической проблематике, свободно оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями;

¾ использовать нормы конституционного права для решения управленческих, политических и социальных задач;

¾ оценивать правомерность действий должностных лиц при выполнении публичных функций.

В соответствии с вышеизложенным цели и задачи учебной дисциплины можно сформулировать следующим образом: изучение дисциплины должно способствовать формированию у студентов конституционного правосознания, юридического мышления, отвечающих требованиям построения в России правового государства и гражданского общества, а также приобретению навыков, которые можно будет использовать при работе в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Раздел 1.Основы теории

конституционного права

Тема 1. Конституционное право как отрасль права

Учебные цели: уяснение места конституционного права в системе права Российской Федерации, понятия и содержания конституционно-правовых норм и институтов, конституционно-правовых отношений, источников конституционного права.

 

План

1.1. Понятие конституционного права.

1.2. Конституционно-правовые нормы.

1.3. Источники конституционного права.

1.4. Конституционно-правовые отношения.

1.1. Понятие конституционного права

 
Российское право — это совокупность общеобязательных, установленных и санкционированных государством правовых норм, правил поведения, исполнение которых обеспечивается государством. Будучи единым по своей сущности, содержанию и предназначению, право подразделяется на составные части — отрасли права.

Отрасль права — это самостоятельная часть правовой системы, представляющая собой также совокупность правовых норм, регламентирующих специфическим методом качественно однородные общественные отношения (конституционное, административное, гражданское, уголовное и другие отрасли права). Конституционное право — одна из важнейших отраслей права.

В юридической практике различных стран используются два термина: конституционное право и государственное право. В Российской Федерации до 1993 г. чаще использовался термин государственное право, а после 1993 г. — конституционное право. Некоторые авторы пользуются двумя терминами одновременно — конституционное (государственное) право.

Термин конституционное право употребляется в трех значениях: ведущая отрасль права; юридическая наука; учебный курс. Конституционное право как отрасль права — это совокупность правовых норм, которые закрепляют основы общественного строя и политики Российской Федерации, основы правового положения личности, определяют национально-государственное устройство Российской Федерации, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, принято именовать ее предметом. Различные отрасли права регулируют общественные отношения в одной из сфер общественной жизни, а конституционное право регулирует отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми. Эти общественные отношения закрепляют суверенитет многонационального народа России, т. е. властные отношения, определяют принципы государственного и общественного устройства, основы политической и экономической системы государства, основы правового статуса человека в обществе, основы федеративного устройства и систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Одним из методов правового регулирования в конституционном праве является метод властеотношений, которыйзаключается в том, что одна из сторон общественных отношений наделяется государственно-властными полномочиями, а на другую сторону возлагается обязанность подчиняться велениям этой стороны. Возможны отношения и на основе равенства сторон — диспозитивный метод, а также метод гарантий, метод рекомендаций, метод поощрений и др.

Конституционно-правовые нормы

Конституционно-правовые нормы — это установленные или санкционированные государством правила поведения в сферах отношений, составляющих предмет конституционного права. Их исполнение обеспечивается сознательностью граждан, авторитетом государства, его организаторской работой, методами убеждения, а в случае необходимости и методами государственного принуждения. Для конституционно-правовых норм характерны все признаки правовых норм, но вместе с тем им присущ и ряд специфических особенностей:

¾ они являются ядром правовой системы, так как регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;

¾ носят учредительный характер, поскольку определяют содержание и форму правовых актов в других отраслях права;

¾ устанавливают правила поведения в самом общем виде, среди них значительное место занимают нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи;

¾ особенности механизма их реализации связаны с особого вида отношениями общего характера или правового состояния, например, состояние в гражданстве, состояние субъекта Российской Федерации в составе Федерации.

Некоторые авторы выделяют структурные особенности конституционно-правовых норм. Все правовые нормы, как правило, состоят из трех частей: а) гипотезы — условий применения правила поведения, б) диспозиции — самого правила поведения, в) санкции — последствий неисполнения правила поведения. В большинстве же конституционно-правовых норм, по их мнению, имеется только диспозиция и иногда гипотеза, а санкции содержатся в нормах других отраслей права (уголовного, административного и пр.). В нормах-принципах, нормах-целях нет и гипотезы.

 
Однако, несмотря на особенности внешнего проявления, конституционно-правовые нормы определяют основные параметры (цели, границы, способы, условия) поведения социальных субъектов в наиболее важных сферах общественной жизни. Одни из них устанавливают эти параметры вполне конкретно, другие же — лишь ориентируют, оказывают косвенное влияние на поведение. Отсутствие гипотезы ставит само правило поведения (диспозицию) в неопределенное состояние, так как не ясно, при каких условиях правило должно применяться. Отсутствие же санкции лишает правило поведения обязательности, возможности обеспечения его силой государственного принуждения. Без гипотезы норма бессмысленна, без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Таким образом, трехзвенность присуща всем правовым нормам, только структурные элементы нормы могут быть закреплены в разных статьях нормативного акта, т. е. норма права и статья нормативного акта — это не одно и то же. Положение, закрепленное в одной из статей Конституции, может служить санкцией для многих конституционно-правовых норм (например, ст. 125, ч. 6 Конституции Российской Федерации).

Конституционно-правовые нормы классифицируются:

1) по содержанию: нормы закрепляющие основы общественного строя, основы правового положения личности, национально-государственное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления;

2) юридической силе: нормы в зависимости от того, в каком нормативном правовом акте содержится та или иная норма (в Конституции Российской Федерации, в федеральном конституционном законе, в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации и т. д.);

3) характеру имеющихся в них предписаний: нормы управомочивающие, обязывающие, запрещающие;

4) степени определенности предписаний: нормы императивные, диспозитивные;

5) территории действия: нормы общегосударственные, региональные, местные;

6) назначению в механизме правового регулирования: нормы материальные, процессуальные.

 
1.3. Источники конституционного права

Материальными источниками конституционного права являются социально-экономические отношения в обществе, и в первую очередь — отношения собственности, определяющие характер и содержание права в целом. Важнейшим источником конституционного права считают также естественное право — это общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права, относящиеся к вечным ценностям и служащие главным критерием демократизма общества.

Идеи естественного права возникли еще в Древней Греции. Однако в понимании некоторых современных правоведов естественное право отрицает право позитивное, противопоставляя писаный закон естественному праву, более приоритетному. На практике это может привести к тому, что должностные лица получат возможность оправдывать свой произвол ссылками на естественное право, которое нигде и никем не закреплено. Таким образом, только те нормы поведения становятся правовыми, которые закреплены нормативными правовыми актами.

 
В юридическом смысле в качестве источников права рассматриваются формы, посредством которых выражается право и устанавливаются обязательные правила поведения. Существуют четыре формы источников права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, нормативный акт. В конституционном праве Российской Федерации обычно используются нормативные акты и договоры,хотя на практике встречаются и другие формы.

Система источников конституционного права Российской Федерации:

1.

 
 
 
 
Источники общефедерального значения: Конституция Российской Федерации; законы — федеральные конституционные, федеральные (в том числе кодексы), закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, действующие законы СССР, РСФСР, Российской Федерации в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации; декларации Российской Федерации; указы Президента Российской Федерации; постановления Совета Федерации, Государственной Думы, постановления Правительства Российской Федерации; регламенты, положения о деятельности федеральных органов власти; решения (постановления) Конституционного Суда Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти; Федеративный договор и иные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий; международные договоры; общепризнанные принципы и нормы международного права (хотя в мире нет общепринятого определения этих принципов и норм).

2. Источники на уровне субъектов Российской Федерации: конституции и уставы субъектов Российской Федерации, законы; действующие нормативные акты бывших обл-, крайсоветов, не противоречащие Конституции Российской Федерации; указы, постановления, решения президентов, глав администраций, представительных и исполнительных органов власти, конституционных и уставных судов; регламенты и положения о деятельности органов власти субъектов Российской Федерации.

3. Источники на уровне отдельных территорий: уставы городов, районов, сельсоветов, поселков; нормативные акты территориальных органов государственной власти; нормативные акты органов местного самоуправления.

К источникам конституционного права относятся только те нормативные правовые акты, которые содержат конституционно-правовые нормы.

1.4. Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовые отношения возникают в результате действия конституционно-правовых норм, это реальные (фактические) общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Для правоотношений характерно наличие, как минимум, двух сторон или участников отношений, именуемых также субъектами правоотношений, при этом один субъект обладает определенными правами, другой — соответствующими обязанностями, или оба связаны взаимными правами и обязанностями. Таким образом, юридическое содержание конституционно-правовых отношений составляют права и обязанности их участников, установленные нормами конституционного права Российской Федерации.

Юридический факт — это событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. События происходят независимо от воли субъекта, действия связаны с проявлением воли субъекта. Юридические лица принимают акты, а физические лица совершают поступки. Юридические действия могут быть правомерными и неправомерными, в том числе и неправомерным бездействием.

Субъектами правоотношений являются их участники, осуществляющие свои права, несущие обязанности и выступающие в качестве сторон. Субъекты конституционно-правовых отношений условно делятся на три группы, связанные:

¾ с человеком — российский народ, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, человек, лицо, личность, избиратели, объединения граждан;

¾ территорией — государства (в том числе Российская Федерация), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), административно-территориальные единицы, муниципальные образования;

¾ с государственно-властными полномочиями — органы государственной власти (федеральные и в субъектах Российской Федерации), органы местного самоуправления, депутаты, должностные лица, избирательные комиссии и др.

Объектами конституционно-правовых отношений являются: государственная территория; материальные ценности (частная, государственная, муниципальная собственность); действия субъектов конституционно-правовых отношений (юридические акты, юридические поступки); личные неимущественные блага (честь и достоинство высших должностных лиц, всех граждан, каждого человека, которые защищаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами).

В конституционном праве различают правомерное поведение и правонарушения. Правомерное поведение — это такое поведение субъектов, которое соответствует нормам конституционного права. Правонарушение — это действие (или бездействие), противоречащее требованиям норм конституционного права. Конституция Российской Федерации закрепляет обязательность соблюдения Конституции Российской Федерации и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. В случаях правонарушения предусматривается юридическая ответственность, которая представляет собой применение мер государственного принуждения к правонарушителям для восстановления правопорядка и для наказания субъекта, совершившего правонарушение.

В конституционном праве предусмотрены различные меры юридической ответственности. Важнейшие из них: признание Конституционным Судом Российской Федерации акта неконституционным; отмена Президентом Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации; приостановление Президентом Российской Федерации действия акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации или отказ в доверии; отставка Правительства Российской Федерации по требованию Президента Российской Федерации; роспуск Президентом Российской Федерации Государственной Думы; отрешение Президента Российской Федерации; отмена регистрации кандидата; признание выборов недействительными; отрешение от должности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; роспуск законодательных и представительных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; отмена решений о гражданстве; отказ в регистрации политических партий и их ликвидация по решению суда и др.

 
Комплексы родственных норм именуются конституционно-правовыми институтами, выступающими как часть, элемент системы конституционного права. К основным институтам относятся: основы конституционного строя; основы правового положения личности; национально-государственное устройство; система органов государственной власти и местного самоуправления.

Каждый из основных институтов конституционного права может содержать в себе ряд других, более мелких институтов. Например, институт правового положения личности в обществе можно разделить на институт прав и свобод и институт обязанностей человека. А институт прав и свобод, в свою очередь, может быть разделен на институты личных, политических и социально-экономи­ческих прав и свобод. В качестве самостоятельных институтов могут выступать право на жизнь, свобода слова, право частной собственности и т. д.

Таким образом, среди многих отраслей права центральное место занимает отрасль Конституционного права, правовые нормы которого регулируют важнейшие правовые отношения во всех сферах жизни общества, но не все отношения, а лишь те из них, которые можно назвать базовыми.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение отрасли права.

2. В чем заключается особенность предмета отрасли конституционного права?

3. Назовите основные методы правового регулирования в конституционном праве.

4. Назовите специфические особенности конституционно-правовых норм.

5. Составьте схему основных конституционно-право­вых институтов и покажите их взаимосвязь.

6. Изобразите схематически систему источников конституционного права.

7. В чем заключается сущность юридического содержания конституционно-правовых отношений?

8. Составьте схему субъектов и объектов конституционно-правовых отношений.

9. Какие меры юридической ответственности предусмотрены в конституционном праве?

 

Тема 2. Конституция Российской Федерации — основной закон государства

Учебные цели: усвоение понятия Конституции Российской Федерации как основного закона государства, ее юридических свойств.

 

План

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.

2.2.Юридические свойства Конституции Российской Федерации.

2.3. Порядок принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации.

 

2.1. Понятие и сущность конституции, принятие Конституции Российской Федерации

Декабря 1993 г.

Термин конституция происходит от латинского constitutio — установление. В Древнем Риме конституциями назывались императорские указы, а в средневековье — акты о феодальных вольностях.

Первые представления о конституции как основном законе государства были разработаны Аристотелем и другими учеными Древнего мира. Они касались в основном вопросов рационального устройства государственной власти в соответствии с понятиями демократии и справедливости.

В соответствии с современным понятием, конституция — это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Она учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования.

Это понятие связано с буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Буржуазия в борьбе с феодализмом добивалась ограничения королевской власти парламентом и установления равенства всех граждан. Первый акт конституционного типа — «Формы правления государством Англии, Шотландии и Ирландии и владениями, им принадлежащими», или «Орудие управления», — был принят в 1653 г., но через пять лет был отменен.

Первая конституция была принята в США в 1787 г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в принявшем конституцию Конвенте,— рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии.

 
В ХIХ в. конституции были приняты практически во всех странах Европы, кроме России, а в ХХ в. конституции были приняты в абсолютном большинстве государств.

Различают понятие конституции в узком и широком смысле слова. В узком смысле конституция — это основной закон государства, а в широком — это система правовых норм, закрепляющих правовое положение личности в обществе и характер органов, осуществляющих государственную власть. С этих позиций каждое государство имеет конституцию. В широком смысле слова можно говорить о конституциях даже рабовладельческих и феодальных государств.

 
Существует ряд требований к конституционным актам, претендующим называться конституцией. Общепризнанные принципы конституционализма: разделение властей; осуществление законодательной власти парламентом; определение парламентом государственных доходов и расходов; ответственность и подотчетность исполнительной власти перед парламентом; верховенство законов; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; формальное равенство всех граждан перед судом и законом.

Конституции, как правило, выполняют следующие функции: учредительную — закрепление новых общественных отношений или создание предпосылок для их появления; организаторскую — стимулирование политической активности государственных органов, общественных объединений, всех граждан на решение новых задач, поставленных основным законом; внешнеполитическую — создание правовой основы участия государства в международных интеграционных процессах; идеологическую — утверждение идеологического многообразия (конституция является выражением определенной идеологии, направленной на закрепление новых общественных отношений); юридическую — конституция становится основой вновь создаваемой правовой системы и нового правопорядка в стране, дает импульс развитию нового законодательства и, обладая прямым действием, сама регулирует общественные отношения. К числу важнейших функций конституции относятся также закрепление преемственности государственности, воспрепятствование территориальному распаду государства, сохранение его суверенности.

На волне перестройки в бывших союзных республиках СССР на рубеже 80–90-х гг. начинают активизироваться националистические силы, и в противовес этому в Российской Федерации провозглашается Декларация о суверенитете РСФСР, учреждается пост Президента России. Вопреки воле народа, который на референдуме в марте 1991 г. однозначно высказался за сохранение СССР, на встрече трех руководителей республик России, Украины и Белоруссии в декабре 1991 г. СССР был ликвидирован.

Еще раньше, 12 июня 1990 г., на I Съезде народных депутатов РСФСР была образована Конституционная комиссия во главе с Б. Н. Ельциным. В работу над проектом конституции включились практически все политические партии и движения. Однако ни один проект не удовлетворил Ельцина, поэтому в июне 1993 г. было созвано Конституционное совещание, но и проект Конституционного совещания не устроил Президента.

В результате 21 сентября 1993 г. издается Указ Президента Российской Федерации № 1400 «О поэтапной конституционной реформе» (Собрание актов Президента и Правительства РФ от 27 сентября 1993 г. № 39, ст. 3579), фактически отменявший Конституцию РСФСР 1978 г. Были распущены советы народных депутатов всех уровней. Верховный Совет, не подчинившийся этому указу, был расстрелян из танков, а депутаты Верховного Совета, выступившие в защиту Конституции РСФСР, заключены в тюрьму. Антипрезидентские выступления 3–4 октября были подавлены армией. Была запрещена деятельность многих политических партий, запрещен выпуск оппозиционных газет.

В этих условиях было объявлено, что 12 декабря 1993 г. состоится референдум по принятию новой Конституции Российской Федерации, проект которой был предложен самим Ельциным. Во всенародном голосовании по проекту новой Конституции приняли участие 58 187 755 избирателей (54,8 %). За принятие Конституции Российской Федерации проголосовали 32 937 630, или 58,4 %, избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, Конституция Российской Федерации была принята, а конституционный кризис в Российской Федерации был преодолен.

2.2. Юридические свойства Конституции
Российской Федерации

Современные конституции, как правило, принимаются народом или от имени народа. Поскольку народ в демократическом обществе является носителем суверенитета и единственным источником власти, он обладает и учредительной властью. Отсюда исходит учредительный характер Конституции Российской Федерации. Ее предписания выступают в качестве первоосновы, для них не существует никаких правовых ограничений. Конституция затрагивает все сферы общественной жизни, но регулирует в них лишь базовые основы общественных отношений.

Конституция является основным законом государства и обладает всеми чертами закона: общеобязательностью содержащихся в ней норм права; неконкретностью адресата правовых норм; независимостью действия норм от их исполнения; обеспечением действия правовых норм принудительной силой государства.

В то же время в качестве основного закона государства Конституция обладает специфическими признаками (свойствами), такими, как: юридическое верховенство Конституции по отношению ко всем иным нормативно-правовым актам; Конституция является базой текущего законодательства; прямое, непосредственное действие Конституции; особый порядок принятия и изменения Конституции; система правовой охраны Конституции.

Юридическое верховенство Конституции Российской Федерации закреплено в самой Конституции. Это означает, что никакие другие нормативные правовые акты не могут ей противоречить. Деятельность всех органов власти, граждан и их объединений должна соответствовать принципам и нормам, заложенным в Конституции.

Являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Конституция устанавливает, какие правовые акты принимают различные органы власти, их наименование, юридическую силу, порядок принятия правовых актов. В Конституции даются прямые указания на необходимость принятия соответствующих федеральных законов, что привело к радикальному изменению и обновлению текущего законодательства в стране.

Прямое, непосредственное действие Конституции Российской Федерации относится в первую очередь к правам и свободам человека. Права и свободы действуют независимо от того, принят ли закон, определяющий порядок реализации данного права.

В целях стабилизации конституционного строя в Российской Федерации предусмотрена специальная система правовой охраны Конституции. В самой Конституции Российской Федерации записан ряд положений по ее правовой охране:

¾ все органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, а законы и иные нормативные акты в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации;

¾ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя;

¾ важнейшая роль в укреплении конституционной законности отводится Президенту Российской Федерации, который является гарантом Конституции Российской Федерации, а в тексте его присяги подчеркивается, что Президент клянется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации;

¾ парламентский контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации осуществляют обе палаты Федерального Собрания;

¾ осуществлять меры по соблюдению законности в стране обязано Правительство Российской Федерации;

¾ Конституционный Суд Российской Федерации призван рассматривать по запросам дела о соответствии Конституции Российской Федерации всех нормативных актов, и только он имеет право официального толкования Конституции;

¾ обеспечивать законность в стране призваны все органы государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий;

¾ положения о защите Конституции и конституционного строя внесены в тексты присяги всех военнослужащих и служащих правоохранительных органов.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию и законы, защищать Отечество, уважать конституционные права других граждан, подчиняться правовым актам и судебным решениям, кроме того, граждане Российской Федерации имеют право обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобами на нарушения их конституционных прав и свобод.

2.3. Порядок принятия и пересмотра
Конституции Российской Федерации

 
Конституция, являясь основным законом, требует специфического порядка ее принятия. В различных зарубежных странах возможны различные варианты принятия конституции: парламентом; специальным органом — Конституционным Собранием (или Учредительным); на всенародном референдуме; другие промежуточные формы. В некоторых странах конституции были дарованы народу правившими монархами.

 
В российской истории можно проследить все отмеченные порядки. Были несостоявшиеся попытки дарования народу конституции монархами. В 1917 г. Временным правительством была предпринята попытка принятия конституции Учредительным собранием. Все советские конституции были приняты либо съездами депутатов, либо Верховным Советом (парламентом). Ныне действующая Конституция принята на референдуме, а в Конституции Российской Федерации предусмотрена возможность созыва Конституционного Собрания.

В целях повышения стабильности развития общества в Конституции Российской Федерации предусмотрен усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок. Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Порядок пересмотра 1, 2, 9-й глав Конституции Российской Федерации:

¾ эти главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием;

¾ предложение о поправке этих глав должно быть поддержано тремя пятыми состава Государственной Думы и Совета Федерации;

¾

 
после этого созывается Конституционное Собрание, которое также не может пересмотреть Конституцию Российской Федерации, но оно вправе разработать новый проект Конституции, который принимается двумя третями голосов Конституционного Собрания или всенародным голосованием (более 50 % голосов избирателей).

Внесение поправок к главам 38 Конституции Российской Федерации осуществляется в порядке принятия федерального конституционного закона, предложение должно быть одобрено:

¾ двумя третями депутатов Государственной Думы;

¾ тремя четвертями членов Совета Федерации;

¾ органами законодательной власти не менее двух третей субъектов Российской Федерации;

В окончательном виде закон подписывается Президентом Российской Федерации.

 
Процесс рассмотрения закона в субъектах Российской Федерации контролируется Советом Федерации, и должен завершиться не позднее одного года со дня принятия закона. Кроме того, действия Совета Федерации могут быть оспорены в Конституционном Суде.

Измененияв ст. 65Конституции Российской Федерациивносятся на основании Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31 октября 2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» (Рос. газ. от 20 декабря 2001 г.). В соответствии с этим законом иностранное государство или его часть могут быть приняты в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта. В таком порядке в состав РФ в марте 2014 г была принята Республика Крым, и образованы 2 новых субъекта РФ – Республика Крым и ГФЗ Севастополь.

Образование нового субъекта может произойти также путем объединения двух и более существующих субъектов. Изменения статьи 65 могут произойти также в связи с изменением конституционно-правового статуса субъекта. Однако закона об изменении статуса субъекта пока нет.

 
Часть 2 ст. 137 Конституции предусматривает внесение изменения в ст. 65 в случае изменения наименования субъекта. Согласно постановлению Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. № 15-П «По делу о толковании части 2 ст. 137 Конституции Российской Федерации» (Рос. газ. от 14 декабря 1995 г.), субъект самостоятельно решает вопрос об изменении своего наименования, которое вносится в ст. 65 указом Президента Российской Федерации.

Например, указами Президента Российской Федерации в 1996, 2001, 2003 гг. в ст. 65 Конституции Российской Федерации были внесены измененные наименования субъектов Российской Федерации: Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Калмыкия, Чувашская республика, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.

*

* *

 

Таким образом, являясь ядром правовой системы Российской Федерации, Конституция служит юридическим источником всех правовых норм, применяемых в государстве. Граждане Российской Федерации, а также все органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию и законы.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите этапы создания и принятия Конституции РФ.

2. Изобразите схематически структуру Конституции РФ по главам и разделам.

3. Каковы юридические свойства Конституции РФ?

4. В чем сущность юридического верховенства Конституции РФ?

5. Какие предусмотрены меры правовой охраны Конституции РФ?

6. Изобразите схематически порядок пересмотра 1, 2 и 9-й глав Конституции РФ.

7. Изобразите схематически порядок внесения поправоккглавам 3–8 Конституции РФ.

8. Каким образом вносятся изменения в ст. 65 Конституции РФ?

Date: 2016-06-07; view: 577; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию