Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское и смежные с ним отрасли права. В Индии не сложилось последовательного деления права на публичное и частное, а последнего - на гражданское и торговое





 

В Индии не сложилось последовательного деления права на публичное и частное, а последнего - на гражданское и торговое. Все вопросы, решения по которым входят в компетенцию гражданских судов, принято условно считать входящими в сферу гражданского права. Сложный, плюралистический характер индийской правовой системы проявляется прежде всего именно в этой сфере.

В вопросах личного статуса, наследования и некоторых других регулирование осуществляется нормами индусского и мусульманского права, действующими в отношении соответствующих общин. В современном виде индусское право регулирует, в частности, брачно-семейные и наследственные отношения, вопросы опеки, усыновления, алиментирования, пожертвования на благотворительные и религиозные цели, а также отдельные виды договоров (например, договоры займа и дарения).

Индусское право не кодифицировано. Как указывалось выше, правительство пошло по пути разработки отдельных законопроектов. Первым в 1955 г. вступил в действие Закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению. В 1956 г. вступили в действие еще три закона: о несовершеннолетних и опеке, о наследовании, об усыновлении и о выплате средств на содержание членов семьи. Эти акты и составили в совокупности то, что называют "Индусским кодексом".

Содержание индусского права на протяжении ХХ в. подверглось коренным реформам, направленным на преодоление кастового и полового неравенства, устранение наиболее архаичных черт брачно-семейных отношений.

Конституция 1950 г. отвергала систему каст. Статья 15 запрещает дискриминацию по мотивам кастовой принадлежности. Все вопросы, связанные с браком и разводом, были существенно реформированы и унифицированы упомянутым Законом о браке. В концепции индуизма брак - таинство, священный союз; он рассматривался традиционным индусским правом как дарение, совершенное родственниками жены родственникам мужа. От женщины как объекта договора согласия не требовалось; брак был, как правило, нерасторжимым, а многоженство разрешено (муж мог взять вторую жену, если, например, первая не выполняла супружеских обязанностей). Вместе с тем индусское право создавало множество препятствий к браку: запрещались браки между членами разных каст и даже между очень дальними родственниками. Все эти нормы отвергнуты новым индусским правом: введен одинаковый правовой режим для всех брачных союзов, независимо от кастового положения лиц, межкастовые браки узаконены; предусмотрена государственная регистрация обрядовых индусских браков; введен институт раздельного проживания супругов; Закон предусматривает возможность развода и установления алиментов. Кроме того, Закон требует, чтобы каждый из супругов дал личное согласие на брак, рассматриваемый отныне как договор, и устанавливает минимальный брачный возраст и для мужчины, и для женщины: уменьшено число препятствий к заключению брака. Таким образом, в индусском праве произошла настоящая революция. В то же время, в отличие от Закона о специальном браке 1954 г. (см. ниже), Закон о браке 1955 г. сохранил ряд традиционных принципов семейного индусского права, а развод хотя и допускался, но лишь по исчерпывающему перечню оснований, исключающему взаимное согласие.

В последующем произошли дальнейшие преобразования индусских правовых институтов, в результате чего резко сократилась сфера действия обычаев. Было разрешено усыновление сирот. Усыновленный ребенок полностью уравнивался в наследственных правах с законнорожденным. Было реформировано наследственное право в сторону расширения прав женщины.

Однако многие отмененные нормы старого индусского права на практике продолжают действовать и сегодня в качестве обычаев, традиций, особенно в сельских районах. Браки между членами разных каст остаются весьма редкими, а сам вопрос о вступлении в брак часто решается не будущими супругами, а их родителями.

Наследование в индусском праве регламентировалось очень сложной системой противоречивых норм. В одних кастах женщины отстранялись от наследования по мужской линии, в других имущество наследовалось только по женской линии; в целом имущественные права женщин ограничивались собственностью на имущество, полученное в дар от родителей или братьев ("стридхана"), однако понятие такого права, способы его приобретения, правовой режим имущества "стридханы" не совпадали не только между основными школами индусского права, но и внутри течений каждой из них. Лишь в первой трети XX в. началась модификация индусского права в этой сфере. В 1928 г. был принят Закон об устранении ограничений к наследованию индусов; в 1929 г. - Закон о праве наследования индусов, в 1937 г. - Закон о праве собственности индусских женщин. Закон 1928 г. разрешил наследование целому кругу лиц, так называемых нечистых (больных, калек, уродов и др.). Закон 1937 г. внес существенную перемену в наследственные права женщин: вдовы могли наследовать не только отдельную собственность своих не оставивших завещания мужей, но и их долю в неразделенной семейной собственности.


В ряде областей частного права индусское и общее право как бы переплетаются. Так, в области вещного права сохранена терминология английского права. Однако она применяется, например, к режиму земельной собственности, имеющему мало общего с ее режимом в Англии. Сами понятия, носящие английские названия, зачастую имеют совершенно иной смысл. Положения индийского коллизионного права также восходят к английскому праву, но внимание юристов Индии в этой сфере обращено на вопросы, связанные с коллизией законов, определяющих личный статус.

Вопросы личного статуса у мусульманской общины регулируются мусульманским правом. Имеются лишь два общенациональных закона, затрагивающих область мусульманского права, принятых еще в колониальный период: Закон о применении мусульманского личного права 1937 г. и Закон о расторжении мусульманского брака 1939 г. Первый регламентирует отношения, связанные с наследованием по закону, правом собственности женщин, браком (закреплением и расторжением), предоставлением содержания, выкупом за невесту, опекой, дарением, вакуфным имуществом. Действие обычаев на такие отношения не распространяется.

Территориальное право (lex loci), т.е. право, не связанное ни с религией, ни с племенными обычаями, стало развиваться в Индии только в период английского господства. Создание такого права было наилучшим способом регулирования отношений между людьми, принадлежащими к разным религиозным общинам. Кроме того, и мусульманское, и индусское право оставляло вне сферы своего регулирования христиан, евреев, парсов, а также лиц, принадлежность которых к той или иной религиозной общине вызывала сомнение.

Статья 44 Конституции предусматривает издание единого Гражданского кодекса для всех граждан Индии. Однако, как и в случае индусского права, на практике законодатель идет по пути издания отдельных законов. Так, дееспособность неиндусов и немусульман определяется в соответствии с Законом о совершеннолетии 1875 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Этот Закон не применяется в тех случаях, когда вопросы совершеннолетия подчинены личному праву. Брачные отношения между гражданами Индии, исповедующими разные религии, регулирует Закон о специальном браке 1954 г., который объявляет действительными браки между индусами и мусульманами (или другими неиндусами). Этот Закон оставляет гражданский брак за рамками индусского права, что означает введение светской формы брака для лиц любой религии. Заключающие такой брак индийцы не обязаны были впредь уведомлять друг друга или представителя власти о своем вероисповедании. Заключение специального брака выводило индусов из сферы действия норм индусского права о наследовании, а также из состава индусской нераздельной большой семьи. Кроме того, Закон допускал развод по взаимному согласию супругов.


Значительная часть действующего гражданского и торгового законодательства современной Индии была принята до независимости; наиболее важными нормативными актами являются: Закон о наследовании 1865 г. (замененный Законом 1925 г.), Закон о договорах 1872 г. (основной источник договорного права), Закон о доказательствах 1872 г., Закон о реальном исполнении обязательств 1872 г., Закон о ценных бумагах 1881 г., Закон о передаче собственности 1882 г. (дополненный в 1929 г.), регулирующий сделки, связанные с недвижимым имуществом, Закон о доверительной собственности 1882 г., Закон о продаже товаров 1930 г., Закон о товариществе 1932 г. и др. Вопросы деликтной ответственности (torts) не были кодифицированы. В результате принятия всех указанных законов, выработанных английскими юристами (часто даже в Лондоне), в Индии осуществилась настоящая рецепция английского права.

Среди актов, принятых после достижения независимости, следует выделить Закон о компаниях 1956 г., Закон об авторских правах 1957 г., Закон о реальном исполнении договоров 1963 г., Закон об исковой давности 1963 г., Закон о монополиях и ограничительной торговой практике 1969 г., Закон о патентах 1970 г. Эти акты также обычно следуют английским образцам.

В период независимости большое развитие получило экономическое (хозяйственное) законодательство.

Правительство Индии осуществляет контроль и регулирование жизненно важных отраслей национальной экономики, составляющих основу государственного сектора. Основным в данной сфере является Закон о промышленности 1949 г. Его положения регулируют и иностранные инвестиции. Все финансовые операции, связанные с деятельностью иностранного капитала, подчинены нормам Закона 1949 г. (Banking Company Act). Деятельность страховых компаний, индийских и иностранных, регулируется в соответствии с положениями Закона о страховании 1938 г. (Insurance Act). Особое положение в этой области занимают английские страховые компании, пользующиеся привилегиями, полученными еще до того, как Индия стала независимой республикой.

Вложение иностранного капитала в добывающую промышленность Индии подчинено положениям Закона 1948 г. (Mines and Mineral Act) и Концессионных правил о разработке минеральных ресурсов в Республике Индии 1949 г. (Indian Mineral Concession Rules).

Многие вопросы учреждения и деятельности предприятий, принадлежащих иностранному капиталу, а также его участие в смешанных компаниях с местным капиталом регулируются Законом 1947-1950гг. (Capital Issue Act) и Законом о компаниях 1956 г. (Indian Company Act).

С середины 1980-хгг. в Индии возросло внимание к иностранным частным инвестициям. В соответствии с общей установкой на придание экономике более открытого характера правительство провело ряд мероприятий по либерализации экономической политики.


Гражданско-процессуальные отношения в Индии регулируются ГПК 1908 г. Гражданский процесс основан на английской модели. Однако имеются некоторые местные особенности. Например, не предусмотрена возможность рассмотрения каких-либо гражданских дел судом присяжных. Существуют три формы обжалования судебных решений - апелляционная, ревизионная и надзорная. Третейское разбирательство регулируется Законом об арбитраже 1940 г. В 1996 г. принят новый Закон об арбитраже и согласительной процедуре.

Трудовое законодательство в Индии появилось раньше, чем в любой другой развивающейся стране, - еще в XIX в. (акты об охране труда 1881, 1891 и 1911 гг.). Более полное трудовое законодательство, в том числе о профсоюзных правах, формируется уже в 1920-е гг., когда образовавшиеся в стране профсоюзы во главе с Всеиндийским конгрессом профсоюзов начали забастовочную борьбу и обозначился подъем национально-освободительного движения (законы о профсоюзах 1926 г., о компенсациях рабочим при производственных травмах 1923 г., о выплате заработной платы 1936 г., о занятости детей 1938 г. и др.). Правда, в это же время появляется и антирабочее законодательство, в частности антизабастовочное (Закон о промышленных конфликтах 1929 г.).

Большая реформа трудового законодательства в Индии была проведена в первые годы независимого развития: законы о промышленных конфликтах 1947 г. (с рядом антизабастовочных положений), о фабричном труде 1948 г. и впервые о минимумах заработной платы того же 1948 г. Ряд положительных для трудящихся мер предусмотрел Закон о плантациях 1951 г. В последующие годы введены законы: об ученичестве 1961 г., о пособиях по материнству 1961 г., о премиальной оплате 1965 г. Но они, однако, сочетались с антизабастовочными законами о "производстве жизненно важных товаров" 1955 г. и об "обеспечении деятельности жизненно важных служб" 1968 г. В 1970-егг. в Индии активизируется нормотворческая деятельность государства в связи с обострением социально-экономических противоречий. Ряд положительных для трудящихся мер приняло правительство И. Ганди в ходе реализации "Программы 20 пунктов" 1975 г. (например, законы 1976 г. о запрещении долгового труда, о равном вознаграждении труда женщин, о минимуме заработной платы для сельскохозяйственных рабочих и др.).

Многочисленные законы о труде в штатах следуют в принципе примеру федерального законодательства. В 1977 г. начал работу специальный комитет по унификации трудового законодательства.

 







Date: 2016-02-19; view: 473; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию