Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судебная система. Органы контроля. Судебная власть в Болгарии является независимой ветвью власти, призванной защищать права и законные интересы граждан
Судебная власть в Болгарии является независимой ветвью власти, призванной защищать права и законные интересы граждан, юридических лиц и государства. Основы судебной системы определены в Конституции и детализированы в Законе о судебной системе 1994 г. (суд, прокуратура, органы следствия). В систему судебных органов входят: Верховный кассационный суд, Верховный административный суд, апелляционные, окружные, военные и районные суды. Законом могут создаваться и специальные суды, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (например, Внешнеторговый арбитражный суд Торгово-промышленной палаты Болгарии, Государственный арбитражный суд). Верховный кассационный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами; Верховный административный суд - надзор за точным и единообразным применением законов в административном правоприменении. В решении кадровых вопросов в судебной системе Болгарии важная роль принадлежит специальному органу - Высшему судебному совету, который состоит из 25 членов, причем председатели Верховного кассационного и Верховного административного судов и главный прокурор являются его членами по праву, 11 членов избирает Народное собрание, а остальные 11 органы судебной власти. Срок мандата выборных членов Высшего судебного совета - 5 лет. Председательствует на заседаниях министр юстиции, не участвующий в голосовании. Высший судебный совет назначает, повышает, понижает, перемещает и освобождает от должности судей, прокуроров и следователей, предлагает кандидатуры председателя Верховного кассационного суда, председателя Верховного административного суда и главного прокурора. Председатели Верховного кассационного, Верховного административного судов и главный прокурор назначаются на должность и освобождаются от нее Президентом Республики по предложению Высшего судебного совета сроком на 7 лет без права повторного избрания. Президент не может отказать в назначении или освобождении от должности, если предложение направлено повторно. Судьи, прокуроры и следователи становятся несменяемыми после 3 лет пребывания в должности. Они освобождаются от должности только в случае ухода на пенсию, подачи заявления об отставке, вступления в силу приговора, которым назначено наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление, а также при длительной, более 1 года, фактической невозможности исполнять свои обязанности (ч.3 ст.129). Большинство дел по первой инстанции рассматриваются коллегией из профессионального судьи и 2 народных заседателей, дела по особо тяжким преступлениям - коллегией из 3 профессиональных судей и 4 заседателей. В вышестоящих инстанциях дела рассматриваются коллегией из 3 профессиональных судей. Прокуратура соответствует структуре судебных органов. Главный прокурор осуществляет надзор за законностью и методическое руководство деятельностью всех прокуроров. Согласно Конституции (ст.127) прокуратура следит за соблюдением законности, а именно: 1) привлекает к ответственности лиц, которые совершили преступления, и поддерживает обвинение по уголовным делам общего характера; 2) осуществляет надзор за исполнением уголовно-правовых и других принудительных мер; 3) предпринимает действия по отмене не соответствующих закону актов; 4) в предусмотренных законом случаях участвует в гражданских и административных делах. В целом прокуроры в Болгарии продолжают выполнять ту роль, которую они играли до 1989 г. Оказание юридической помощи гражданам и юридическим лицам возложено на адвокатуру, которую Конституция (ст.134) определяет как "свободную, независимую и самоуправляющуюся". Ее организация и деятельность определяются Законом об адвокатуре 1991 г. (ред. 1996 г.). Специализированным органом конституционного контроля в Болгарии является Конституционный суд (КС), учрежденный в 1991 г. Его статус регулирует глава 8 Конституции и Закон о Конституционном суде 1991 г. В решении от 16 декабря 1993 г. КС указал, что он не является судебным органом и стоит вне трех ветвей власти. КС состоит из 12 судей, 1/3 которых избирается Народным собранием, 1/3 назначается Президентом и 1/3 избирается на общем собрании судей Верховного кассационного и Верховного административного судов. Мандат судей КС длится 9 лет. Состав Суда обновляется каждые 3 года всеми формирующими его инстанциями. Полномочия КС определены в Конституции, согласно которой он: 1) дает обязательные толкования Конституции; 2) выносит решения по искам об установлении неконституционности законов и других актов Народного собрания, а также актов Президента; 3) решает споры о компетенции между Народным собранием, Президентом и Советом министров, а также между органами местного самоуправления и центральными органами; 4) выносит решения о соответствии Конституции заключенных Республикой Болгария международных договоров (до их ратификации), как и о соответствии законов общепризнанным нормам международного права и международным договорам, одной из сторон которых является Болгария; 5) выносит решения по спорам о конституционности политических партий и союзов; 6) выносит решения по спорам о законности выборов Президента и Вице-президента; 7) выносит решения по обвинениям, выдвинутым Народным собранием против Президента и Вице-президента; 8) выносит решения по спорам о законности выборов народных представителей. Решения Конституционный суд принимает большинством голосов всех судей. Высшим органом финансового контроля в Болгарии является Счетная палата, избираемая Народным собранием. В соответствии с Конституцией (ст.91) Счетная палата контролирует выполнение бюджета.
Литература
Андреева Г.Н. Административное право Болгарии // Административное право зарубежных стран. М., 1996. Гл.8. Конституция Республики Болгария // Правоведение. 1991. N 6; Право и жизнь. 1992. N 1 и 2. Новые конституции стран Восточной Европы и Азии (1989-1992). М., 1996. Уголовный кодекс Республики Болгария / Пер. с бол г. Д.В. Милушева, А.И. Лукашова. СПб., 2001. Koschucharoff A. Bulgaria // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. 1. 1972. P. B59-76.
Date: 2016-02-19; view: 474; Нарушение авторских прав |