Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Я сжался, оледенелпораженный
Я быстро кивнул. И потом еще кивнул раза три, но мальчишка уже не видел этих кивков. Он схватил мою ложку и быстро, в одно мгновение, доел овсяный суп...» «Меня осенило. Так вот про каких шакалов говорили вче-Ра гладкие парни!»... «Какими же надо быть голодными, что- бы отираться в столовке, доедать чужие куски, вылизывать чужие тарелки?» — размышляет наш юный повествователь. Недетские думы. Недетские заботы. Недетские конфликты. Недетские переживания. Коля видит, что голодающие дети, с которыми он познакомился в столовой, отчаянно и терпеливо оберегают покой своей матери, которая больна тифом, лежит в больнице. Для Коли эта забота его новых друзей становится его личной болью. Заметим, что Коля принял самое прямое участие в том, что совершенно, казалось бы, противоречило его характеру. Гордый, знающий цену собственному достоинству, не унижавшийся, он пошел с Вадимом к заводу, где можно было выпросить жмыха (остатки от семян подсолнечника, когда из него делают масло). Выпросив жмых, друзья убегают от погони других мальчишек, а те неистово орут: «Шакалы! Шакалы!» Пуще всего боявшийся унижения, Коля испытывает себя и этим чувством, выдерживает его, потому что так надо. Потому что в итоге он помогает другу. Ради этого идет на унизительное, казалось бы, поведение, но ведет себя достойно, как взрослый, вполне сознательно проанализировав ситуацию. Здесь нужен еще один акцент. Ребенок рано начинает понимать, а точнее, интуитивно чувствовать причины, истоки добра и зла. Коля убежден, что преследующие их мальчишки не все так голодны, чтобы драться за кусок жесткого жмыха. Их действиями руководит зло, привычная в военное время борьба за кусок хлеба. Наш герой, понимая ситуацию, опасность, возможный горький исход дела, однако, не показывает Вадиму своих сомнений. Береги честь смолоду! В педагогической практике мы обращаемся к этой мысли чаще всего тогда, когда работаем со старшими подростками. А народ придумал этот емкий афоризм, имея в виду беречь честь «с младых ногтей», что означает — с первых лет жизни. Доброе имя — самое неразменное. Это понимает любимый герой А.Лиханова уже в преддо-школьные годы. Обратим внимание на диалектику души ребенка в повести «Магазин ненаглядных пособий». Он интуитивно чувствует свое истинное место в жизни: еще маленький, мама и бабушка решают то, что определяет его статус — быть школьником или детсадовцем. Они заботятся о нём. Он должен слушаться. Вместе с этим Коля — уже личность и не может допустить удара по самолюбию, способен проявить определенное упорство, чтобы сделать то, что считает ценным, даже необходимым. Магазин «ненаглядных» пособий для него место, где можно побыть наедине с самим собой. Где. рассматривая заспиртованную змею, легко представить себя ее владельцем, вообразить, как все на тебя обращают внимание. Как же?! У него — змея. Не менее интересно разглядывать в витринах магазина разных жуков, пауков, изящных бабочек. Разглядывая диковинные витрины, наш герой проводит немало времени в магазине, проходит школу самоанализа, самооценки, без чего не может состояться личность. Бабушка каждый раз удивленно и осуждающе выспрашивала внука, как это он ухитряется целый час тратить на дорогу от школы до дома. Но внук-то знал, что он не напрасно проводил время. Одна только возможность представить себя обладателем живой змеи сколько рождала самых удивительных сцен. Можно, например, потихоньку положить змею в портфель Нинке Прав-диной, «что было бы тут — представить просто невозможно...». Когда новичка Витьку Борецкого одноклассники жестоко высмеяли, Коля, ни секунды не задумываясь, пересел к нему за парту, этим показав, что Витька не одинок. Поддержав Витьку, наш герой, однако, вроде бы изменил своему верному другу Вовке Крошкину, с которым сидел за одной партой. Выходит так: делаешь добро одному, обижаешь другого. «Я сидел с Борецким и боялся, как бы Вовка не показал на меня пальцем когда-нибудь в коридоре при народе из других, не знающих, в чем дело, классов и не сказал бы: «Этот пацан — предатель!» А когда учительница, проходя в переменку мимо Коли, сказала ему: «Ты благородный человек», — мальчика продолжают мучать сомнения: «Благородство тут было ни при чем, ясное дело, просто так получилось. И вышло совсем даже нехорошо. Вовка Крошкин никак не исчезал у меня из головы: ни за что обидел человека». А мы, читатели? А нам важно помочь детям увидеть истинное благородство инстинктивной нравственности. Без расчета на благодарность. По голосу совести. По зову души, способной к состраданию, Коля, не задумываясь, занял место рядом с униженным человеком. Место невыгодное, если идти от разума в оценке этой ситуации. Главное же, пожалуй, в том, что всем своим последующим поведением он стремится сблизить озлобленных мальчишек Витьку и Вовку, чувствуя, что нет оснований для вражды. Человек — не игрушка, даже если он мал. Может быть, именно потому, что Коля всегда, сколько он помнит, чувствовал себя человеком, в нем своевременно развилось чувство собственного достоинства и потребность понимать других людей. Наш герой неустанно трудится над своим самосознанием, с неиссякаемой любознательностью. Потребность брать у жизни уроки. Не уставать от уроков жизни. Понимать, что ее познание беспредельно, и чем больше сделано ранних открытий в человекознании, тем интереснее расти, тем больше оснований уважать себя и не бояться задавать вопросы окружающим. Снимается опасность оказаться смешным. Ищущий знание — уважаем. Такое направление мысли нашего героя, такое подсознание предопределяют его действия в последней части рассматриваемой трилогии, в повести «Детская библиотека». На встрече со студентами в Московском государственном университете культуры писатель взволнованно говорил о том, какую действенную роль сыграли книги в его детстве, о любимой учительнице, чей образ прекрасно выписан в рассматриваемой трилогии; о добрейшей библиотекарше, которая через всю жизнь пронесла благоговейное отношение к книге, к чтению, покоряла детей умением общаться с книгами как с живыми уважаемыми людьми. «Вы уже много прочитали. И все же я завидую вам, — говорил А.Лиханов, обращаясь к студентам. — Вы будете работать в библиотеке. Это не только храм книги. Библиотека — место наилучшего способа общения между людьми: общения на основе книги. Детская библиотека — лаборатория, где постоянно совершаются открытия: нового читателя, его способности к чтению-творчеству, открытие вместе с ним нового писателя, новой книги... Детская библиотека — Дом духовного возвышения каждого из читателей». Эти слова в еще большей мере относятся к школе. Date: 2016-02-19; view: 516; Нарушение авторских прав |