Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение в курс. С этимологической точки зрения, слово «туризм» происходит от французского слова tourisme, или от tourСтр 1 из 2Следующая ⇒
С этимологической точки зрения, слово «туризм» происходит от французского слова tourisme, или от tour, что означает прогулка, поездка, путешествие, заканчивающееся возвращением к месту начала путешествия. Именно поэтому на начальном этапе туризм отождествлялся с путешествиями, отдыхом, но с развитием различных форм международных экономических отношений, появлением международной статистики возникла необходимость разграничения данных понятий. Путешествие – термин, обладающий значительной общностью понятийного смысла, обозначающий перемещение людей в пространстве и времени независимо от целей такового, т. е. оно может рассматриваться и как образ жизни, и как работа [1]. Туризм в свою очередь представляет собой особый вид путешествий, связанный с определенными целями: познавательными, деловыми, религиозными, спортивными, оздоровительными, рекреационными, перемещением в пространстве, ограниченный во времени и совершаемый туристом, то есть являющийся деятельностью самого туриста, связанной с восстановлением его душевных и физических сил. В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания. Необходимо учитывать также, что туризм - это организованная кем-то деятельность, связанная с процессом производства туристского продукта специализированными предприятиями, т.е., в отличие от путешествий, он является категорией, обладающей дуализмом внутренней природы явления. Туризм, являясь частным случаем путешествий, имеет четкие ограничения и строго определенные характеристики, которые в первую очередь связаны с деятельностью человека, осуществляющего данное путешествие, то есть туристом. В 1957 году Комитет ООН рекомендовал странам - членам ООН унифицировать определение «турист». Оно характеризовало туриста как человека, который путешествует на период от 24 часов и более в другую страну (район), отличную от места его постоянного проживания. С течением времени менялись цели путешествия, с которыми были связаны и статистические показатели. Данное определение дополнялось и было несколько видоизменено. В соответствии с рекомендациями, принятыми Всемирной туристской организацией в 1991 году на международной конференции по статистике путешествий туризма в Оттаве, всех путешествующих, пересекающих границу, делят на две группы: - тех, кого называют иностранными гостями; - тех, кого называют туристами. К туристам не относятся: - работники на границе; - иностранные рабочие; - военнослужащие, а также члены их семей, за исключением случаев, когда целью их путешествия является туризм; - транзитные путешественники, едущие без остановки, даже если время их пребывания более 24 часов; - работники дипломатических служб и члены их семей; - беженцы и вынужденные переселенцы, а также переезжающие на постоянное место жительства; - заключенные и сопровождающие их лица; - лица, целью которых является длительное обучение. Можно выделить следующие основные черты туриста: 1. это путешественник, единственный клиент предприятий туриндустрии. 2. это временный, ночующий посетитель. Если путешественник не осуществляет ночевки в месте временного пребывания - он считается экскурсантом. Если же время его пребывания составляет более полугода (по российскому законодательству) или более года (по общепринятой мировой практике) – он буде считаться претендентом на право постоянного или временного жительства. Однако, туристами признаются учащиеся за рубежом даже в случае, если обучение длиться более положенного срока, при условии отсутствия у студента оплачиваемой деятельности. 3. путешествующий не имеет и не ищет источников дохода в месте временного пребывания. [2] В соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания. Туризм-явление многогранное, поэтому необходимо учитывать наличие целого ряда основных направлений его влияния на жизнь общества: экономическое, социальное, гуманитарное, коммуникативное, экологическое, адаптационное. Соответственно, целью развития туризма является получение максимального экономического и социального эффекта, который может быть связан с прямым, или первичным, воздействием туризма и косвенным, или вторичным. Если говорить о прямом воздействии, то рассматривать его, в первую очередь, можно как результат вложения туристами денежных средств в туристские предприятия при потреблении туристских услуг, материальное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест. Контрольные вопросы 1.Какие основные характеристики определяют различие между путешественником и туристом? 2.Почему в соответствии с российским законодательством к категории «турист» может относится только лицо, пребывающее в стране (месте) временного пребывания от 24 часов до 6 месяцев? 3.В чем может проявляться отрицательное социально-экономической воздействие туризма? Каким образом можно избежать его негативное воздействие?
Задание: Сооставьте декларативные права, отраженные в Кодексе туриста и права, закрепленные ФЗ «Об основа туристской деятельности в Российской Федерации».
Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 3.Волошин Н.И. Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика,2002.-400с. 4.Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика,1998.-120с. 5.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 6.Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1993- 350с.
Тема 1.История развития туризма.
План лекции 1.История развития путешествий и туризма в мире. 2.Исторические этапы развития туризма в России. 3.Современное состояние туризма в мире и в России и перспективы его развития. 1.История развития путешествий и туризма в мире. Люди путешествовали всегда. Первоначально существовали неорганизованные путешествия и только с течением времени, с изменением целей перемещения, внедрением организационного момента в данную деятельность появился туризм. Еще первобытный человек в процессе кочевой жизни знакомился с окружающим миров, выбирал территории более удобные для проживания, скотоводства, земледелия. Развитие межплеменных связей привело к появлению первых путей сообщения между селениями (пешеходных, водных) и созданию первых карт, наносимых в виде рисунков на кожу или кору деревьев. С развитием общества, появлением основ географии стали развиваться и более далекие путешествия. Так, например, путешествия египтян по Нилу, Красному морю, в страны Азии, путешествия китайцев, которые не только составляли карты, но и книги о морях, реках, горах. Представители знатного сословия Греции и Рима путешествовали с целью ознакомления с культурой, природой других стран, с торговыми целями и с целью развлечения. Римляне строили гостиницы или почтовые дома, которые позволяли сделать путешествия более безопасными и удобными. Одним из наиболее известных древних путешественников является Геродот. Географические и этнографические данные, собранные Геродотом составили 9 книг и основывались на личных наблюдениях и впечатлениях автора о странах Востока и Малой Азии. В средние века продолжалось развитие торговых и культурных связей между странами. Большой вклад в изучение новых земель внесли арабские путешественники, составившие в 7-14 вв. подробные описания важнейших торговых путей, а также норманны, открывшие для нас Север. В Древней Руси составлялись летописи о путешествиях в Святую землю, описания быта, традиций, природных особенностей территорий. Говоря о путешествиях в средние века, нельзя обойти вниманием «хождение» русского купца Афанасия Никитина в Индию. Путешествия и крестовые походы 10-14 веков явились основой для эпохи великих географических открытий. Период Великих географических открытий связывают с именами таких мореплавателей как Христофор Колумб, Васко да Гама,Фернан Магеллан, которые не только расширили представления людей об окружающей их мире, но и способствовали формированию мирового рынка, составлению новых водных и сухопутных маршрутов. Очень важным этапом для развития путешествий являлось создание колониальных владей на вновь открытых землях. Однако начало современного международного туризма было заложено в 40-е годы 19 в., когда английский предприниматель Т.Кук организовал вначале путешествия внутри страны, а потом и за рубеж. В 1882 году было организовано первое кругосветное путешествие. Новый бизнес начал активно развиваться при сотрудничестве транспортных компаний, средств размещения и туристских фирм. Достижения в области транспорта, развитие международных отношений и мировой экономики отразились на темпах роста международного туризма. В настоящее время международный туризм - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей международной торговли услугами. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает 10 % оборота производственно- сервисного рынка планеты, на долю туризма приходится каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 35% мировой торговли услугами. За последние 20 лет туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли- доходы от него в мировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов и опережая торговлю алмазами, оружием, игорный бизнес. 2.Исторические этапы развития туризма в России.
В конце 19 начале 20 века в России по примеру западноевропейских стран были образованы первые туристские организации, к которым можно отнести альпийский клуб, основанный в г. Тифлисе в 1877 г., «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор», основанный в Ялте в конце 80-х годов и преобразованный в дальнейшем в Крымско-Кавказский, также разрабатывались новые экскурсии, организовывались зарубежные путешествия с целью обучения и обмена опытом. В связи с развитием туризма в конце 19- начале 20 в. российскими туристами были совершены первые кругосветные путешествия. Принято выделять несколько этапов в истории развития туризма в России после 1917 года. С 1917 года по 1929 год туризм развивался в рамках бывшего Российского общества туристов, которое ставило своей целью организацию путешествий внутри страны и за рубежом. С 1930 по 1936 год существовало Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, куда входили такие акционерные общества как «Советский турист», «Украинское межпаевое экскурсионное товарищество», «Турист Грузии». В 1929 году было создано Всесоюзное акционерное общество «Интурист». С 1936 года по 1969г. туризм развивался в рамках ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1958 году было открыто Бюро международного молодежного туризма «Спутник». С 1969 года по 1991 действовал Центральный Совет по туризму и экскурсиям. Для туризма этого периода было свойственно экстенсивное развитие. В 90-х годах в данной сфере произошли очень серьезные изменения, связанные с разрушением старой системы, развалом единой туристско-экскурсионной сети СССР, либерализацией внешнеэкономической деятельности и переходом к рыночной экономике и к рыночным рычагам регулирования туристской деятельности. Для этого периода становится свойственным интенсивный путь развития. Все вышеперечисленные этапы развития туризма в России основывались на определенных концепциях развития туризма. Так, до 1890 года существовала просветительская концепция, связанная с возрастанием роли экскурсий и социальной направленностью развития туризма. С 1890 по 1927гг. на первый план вышли предпринимательские концепции. Это было связано с развитием капитализма в России. Далее (1927-1969гг.) туризм развивался в рамках организационно-централизованной концепции при доминировании идеологической функции туризма и экскурсий. Четвертый этап характеризуется приоритетом административно-нормативной концепции, для которой свойственен рост социального туризма при падении качества обслуживания. С 1990 года в России действует новая концепция развития туризма, которая, к сожалению, на настоящий момент не может обеспечить решение всех противоречий, характерных для данного этапа развития туризма.
3.Современное состояние туризма в мире и в России и перспективы его развития. В настоящее время международный туризма - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей международной торговли услугами. По данным Всемирной туристской организации, туризм обеспечивает 10 % оборота производственно- сервисного рынка планеты, на долю туризма приходится каждое 16 рабочее место, 11% мировых потребительских расходов, 5% всех налоговых поступлений, 35% мировой торговли услугами. За последние 20 лет туризм превратился в ключевую отрасль мировой торговли- доходы от него в мировом экспорте товаров и услуг занимают второе место, уступая только экспорту нефти и нефтепродуктов и опережая торговлю алмазами, оружием, игорный бизнес. Развитие туризма в России сталкивается с целым рядом проблем, хотя и он признан приоритетным направлений развития экономики.
Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Концепция развития туризма в Российской Федерации до 2005года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 954-р от 11 июля 2002 г. // Гарант-справочная правовая система. 3.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 4.Волошин Н.И. Международный туризм: правовые акты. - М.: Финансы и статистика,2002.-400с. 5.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 6.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с. 7.Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1993- 350с. 8.Шаповал Г.Ф. История туризма.-Мн.:Экоперспектива,1999.-303с. Темы рефератов и докладов. 1.Зарождение первых путешествий. 2.Путешествия в древнем мире. 3.Походы и путешествия средневековья. 4.Туризм в дореволюционной России. 5.Современные проблемы туристского сектора России. 6.Перспективы развития туризма. Тема 2. Категории и виды туризма.
План лекции. 1.Основные функции туризма. 2.Типы и категории туризма. 3.Характеристика и соотношение въездного, выездного и внутреннего туризма. 4.Подходы к классификации туризма. 5.Характеристика основных видов туризма, классифицируемых на основе целей путешествий.
1.Основные функции туризма. Можно выделить следующие основные направления влияния туризма на жизнь общества, определяющие функции туризма: экономическое, социальное, гуманитарное, экологическое, коммуникативное. Сфера туризма способствует: - обеспечению экономического роста и социальной стабильности; - развитию инфраструктуры; - формированию интеллектуального, творческого, открытого, толерантного человека; - здоровью нации; - экологизации общества; - расширению мирохозяйственных связей; - росту международной торговли товарами и услугами; - инвестиционной активности; - повышению доли квалифицированных кадров, расширению использования современных технологий.
2.Типы и категории туризма. Туризм подразделяется на въездной, выездной и внутренний. Внутренний туризм- путешествия по стане лиц, постоянно проживающих в ней. Туризм выездной- путешествия лиц, постоянно проживающих в России, в другую страну. Туризм въездной- путешествия по РФ, постоянно проживающих в других странах. Категории туризма включают международный, национальный туризм и туризм в пределах страны. В РФ на протяжении уже многих лет развивается в первую очередь выездной туризм. Это связано с недостаточно высоким качеством обслуживания в России, низким уровнем развития индустрии туризма, недостаточной рекламой российского турпродукта за рубежом и самой России как безопасной страны, привлекательной для туризма и многими другими факторами. Для России, как и для любой другой страны, важно развивать внутренний и выездной туризм, т.к. это позволяет не вывозить капитал за рубеж, а привлекать его, создавать дополнительные рабочие места, расширять объем торговли. Для этого уже сейчас на государственном уровне принимаются определенные меры, составляются программы развития туризма, осуществляются капиталовложения в строительство современных средств размещения туристов и т.д.
3.Характеристика и соотношение въездного, выездного и внутреннего туризма. Начиная с 1990 года, в сфере туризма произошли существенные изменения, связанные, с одной стороны, с формированием рыночных отношений, разгосударствлением и приватизацией средств размещения, созданием туристских компаний, специализирующихся как на внутреннем, так и на международном туризме, включающем въездные и выездные маршруты, рост спроса на которые был первоначально связан с длительным отсутствием возможности свободного выезда за рубеж, с другой стороны, туристский бизнес был очень криминализирован, ориентирован на сиюминутную прибыль и, соответственно, не предполагал существенных вложений в материальную базу, повышение качества, внедрение новых технологий, использование зарубежного опыта, повышение квалификации кадров, что привело к разрушению уже созданной материальной базы туризма и глубочайшему кризису. Традиционно развивающийся внутренний туризм претерпел существенные изменения, связанные с отсутствием платежеспособного спроса, низкими количественными и качественными показателями. Глубочайший экономический кризис крайне отрицательно сказался именно на данном направлении туризма, и в течение 1990-1998 годов внутренний туризм развивался крайне медленно. Только начиная с 1998г., в результате финансового кризиса и существенного повышения курса доллара США, спрос на туристские услуги внутри страны начал расти, хотя в целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с невысоким уровнем развития внутреннего туризма. С появлением возможности свободного выезда наблюдается постоянный рост импорта туристских услуг, существенно опережающих такие статьи, как транспорт и услуги связи, при лидирующих позициях транспортных услуг в экспорте. За этот же период количество прибывших с туристскими целями иностранных граждан было несопоставимо ниже количества выехавших за рубеж российских туристов, что связано с воздействием таких факторов, как: - образ России как страны, непривлекательной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; - отсутствие за рубежом государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны, в том числе посредством участия в международных выставках и деятельности финансируемых государством загранпредставительств по туризму; - неблагоприятный для туристских посещений визовый режим, заключающийся в завышенной стоимости виз, длительных сроках их выдачи; - неразвитая инфраструктура, высокий моральный и физический износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса; - отсутствие благоприятного режима для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру; - невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, в том числе несоответствие цены и качества размещения в гостиницах. Только начиная с 1998 года, в результате активизации рекламы, повышения покупательной способности иностранных валют, обеспечения свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород, наблюдался постоянный рост числа иностранных граждан, прибывающих как с частными и служебными целями, так и с целью туризма. В настоящее время сохраняется лидерство выездного туризма по отношения к внутреннему и въездному, но данные статистики свидетельствуют о постепенном сокращении разрыва между ними в связи с ростом спроса на путешествия по России. Однако эти изменения необходимо рассматривать с учетом разницы в развитии различных видов туризма. 4.Продходы к классификации туризма. Существуют различные подходы к классификации туризма. Классификация путешествий по целям предполагает наличие познавательного, оздоровительного, развлекательного, религиозного и паломнического туризма, активного туризма к которому можно отнести горнолыжный, водный, различные виды спортивного туризма, самодеятельный туризм (путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно), экологический (приобщение к природе), деревенский, бизнес и конгресс туризм. По степени мобильности можно выделить: передвижной, стационарный, смешанный. По форме участия - индивидуальный, групповой, семейный. По возрасту - молодежный, детский, зрелый, смешанный. По продолжительности - однодневный, многодневный, транзитный. По использованию транспортных средств - автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный. По сезонности - активный туристский сезон, полусезон (межсезонье), несезон. По географии - межконтинентальный, международный, региональный, местный, приграничный. По способу передвижения: пешеходный, с использованием традиционных транспортных средств, с использованием экзотических видов транспорта. Различные виды туризма развиваются в большей или меньшей степени в зависимости от наличия туристских ресурсов и уровня развития туристской инфраструктуры.
5.Характеристика основных видов туризма. Особенности различных видов туризма определяются целями путешествий. 1.Познавательный или культурно-развлекательный туризм, включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. 2.Деловой туризм предполагает необходимость выполнения служебных или профессиональных задач посредством участия в конференциях, выставочной деятельности, инсентив – мероприятиях. 3.Религиозный туризм (паломничество), представляющий собой передвижения людей с целью посещения храмов, монастырей, святынь с размещением без дополнительного комфорта чаще всего в монастырских гостиницах. 4.Спортивный туризм включает такие категории, как детско-юношеский туризм, квалификационный, диверсифицированный (пассивный туризм, связанный с посещением крупных спортивных мероприятий в качестве болельщика, спортивные соревнования по типу шоу-программ), экстремально - приключенческий туризм (сплавы по горным рекам, сафари, альпинизм, спелеотуризм). 5.Рекреационный и лечебно – оздоровительный туризм связан с пассивным отдыхом в свободное время с целью восстановления физических и душевных сил. 6.Образовательный и научный туризм - поездки с целью получения или улучшения знаний (чаще всего иностранного языка), а также посещение различных научных экспедиций, а иногда и участие в их деятельности. 7.Деревенский туризм, связанный с отдыхом в деревенской семье или отдельно функционирующем средстве размещения, расположенном в сельской местности, ориентирован на экологически чистое питание и различные развлекательные мероприятия этнографической направленности. 8.Экологический туризм, включает все формы природного туризма, при котором основной мотивацией является наблюдение и приобщение к природе. Можно также выделить так называемый шоп – туризм, связанный с осуществлением покупок в стране временного пребывания, событийный, тематический, фестивальный и прочие виды туризма, которые чаще всего являются не основными, а сопутствующими. Для планирования туристских потоков с целью развития туристской отрасли имеет значение не просто классификация различных путешествий, но анализ современных тенденций развития основных видов туризма, их ресурсного обеспечения. Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник.-М.: Аспект Пресс,2002.-470с. 3.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 4.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с. 5.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 6.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с. 7.Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1993- 350с. 8.Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.-400с.
Задание 1.Классифицируйте следующие маршруты по целям путешествия, по степени мобильности, по форме участия, по возрасту путешествующих, по продолжительности, по использованию транспортных средств, по сезонности, по географии, по способу передвижения. Туристский маршрут «Золотая осень в Санкт-Петербурге» для группы школьников с размещением в общежитии. В программу тура входит проезд до места назначения на Ж/Д транспорте и автобусные экскурсии по городу (Обзорная, посещение Петропавловской крепости, Царского села, лицея А.С. Пушкина, зоологического музея, Кунсткамеры, Екатерининского дворца). Туристский маршрут «Моя мечта Париж» для группы школьников с размещением в отели категории **. В программу тура входит проезд до места назначения на комфортабельном автобусе и экскурсии (Пешеходная прогулка по Монмартру с посещением базилики Сакре-Кер, обзорная экскурсия по городу, посещение Лувра, Диснейленда, прогулка на теплоходе по Сене). Туристский маршрут в Израиль для группы взрослых, с посещением христианских святынь Галилеи с размещением в отели категории **. В программу тура входит проезд до места назначения на самолете и автобусные экскурсии (Храм Благовещения, место омовения паломников в реке Иордан, места Нагорной проповеди).
Темы рефератов и докладов 1.Внутренний туризм России. 2.Проблемы расширения въездного туристского потока. 3.Современное состояние выездного туризма. 4.Познавательный и научный туризм. 6.Лечебно-оздоровительный туризм. 7.Виды активного отдыха. 8.Экологический туризм. 9.Паломнические и религиозные туры.
Тема 3.Туристско-рекреационные ресурсы и районирование.
Цель: изучить туристские ресурсы как основу формирования туристского продукта и функционирования индустрии туризма.
План лекции. 1. Понятие и значение туристских ресурсов в развитии туризма. 2.Виды, характер и свойства туристских ресурсов. 3. Использование районирования в туризме. 4.Проблемы охраны туристских ресурсов.
1. Понятие и значение туристских ресурсов в развитии туризма. Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил. Концепция устойчивого развития туризма ООН-ВТО, Хартия туризма, а также рекомендации международных туристских конвенций и деклараций предполагают бережное и разумное природопользование, а также сохранение и приумножение туристских ресурсов. Если продукция других отраслей национальной экономики транспортируется к потребителю, то результатом деятельности туристской отрасли являются целевые перемещения потребителей (туристов) к местам сосредоточения рекреационных ресурсов, т.е. потребление туристских ресурсов происходит в месте их размещения. И именно наличие или отсутствие туристских ресурсов определяет возможность развития турима.
2.Виды, характер и свойства туристских ресурсов. Весь комплекс рекреационных ресурсов можно подразделить на следующие группы: 1. Природно- рекреационные- климат, водные ресурсы, минеральные источники, лечебные грязи, рельеф, пещеры, растительный и животный мир, природные парки и заповедники, живописные ландшафты, уникальные природные объекты. 2. Культурно- исторические - музеи, выставки, театры, археологические, исторические, архитектурные памятники, этнографические особенности рекреационной территории, фольклор, центры прикладного искусства. Мерилом ценности туристско-рекреационных ресурсов и объектов выступают такие их свойства как уникальность, аттрактивность (привлекательность), надежность, доступность, степень изученности, экскурсионная значимость, пейзажные и видеологические характеристики, потенциальный запас, способ использования. Необходимо учитывать, что не все территории обладают в равной мере ценными туристскими ресурсами, способными привлекать туристов.
3. Использование районирования в туризме. В 70-80-х гг. в бывшем СССР была предпринята попытка районирования туристских территорий с выделением зон приоритетного развития туризма с привязкой к экономическим районам и административным границам. Это было сделано для того, чтобы возникла возможность не только полной оценки туристских ресурсов, но и их разработки в дальнейшем. При делении территории РФ на зоны развития туризма можно выделить: 1. Заповедные зоны. 2. Зоны историко-культурных объектов. 3. Экскурсионные зоны. 4. Рекреационные центры. 5. Физкультурно-оздоровительные туристские зоны. 6. Зоны отдыха и лечебного туризма. Используется также районирование, основанное на степени обеспеченности тех или иных территорий туристской инфраструктурой, а также на принадлежности различных территорий к особо охраняемым.
4.Проблемы охраны туристских ресурсов. Несмотря на свою социально- гуманную роль, туризм видоизменяет экологию. Снижение нанесения ущерба экологии индустрией туризма регулируется на государственном и международном уровнях за счет: - экологического просвещения; - ограничения туристско-рекреационных нагрузок; - правового регулирования; - экономического регулирования; - налогового регулирования. Районирование в туризме позволяет обеспечить охрану туристских ресурсов в зависимости от особенностей туристско-рекреационных зон. Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 3.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с. 4.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 5.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с. 6.Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1993- 350с. 7.Сенин В.С. Краткий толковый словарь основных профессиональных терминов, понятий и определений, применяемых в туризме. - М.: Финансы и статистика,2003.-46с. 8.Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.-400с. Контрольные вопросы
1.Какие туристские ресурсы можно отнести к антропогенным? 2.В каком случае природные объекты можно отнести к антропогенным ресурсам?
Тема 4.Индустрия туризма.
Цель: рассмотреть различные подходы к определению индустрии туризма и выделить ее основные составляющие. План лекции 1.Индустрия туризма, ее понятие и основные составляющие. 2.Предприятия размещения и питания. 3.Предприятия транспортного обслуживания 4.Сектор развлечений.
1.Индустрия туризма, ее понятие и основные составляющие. Некоторая сложность в описании туристской индустрии связана с тем, что она тесно связана с другими отраслями экономики. Именно поэтому существуют различные определения индустрии туризма. Одно из первых определений было дано Конференцией ООН по торговле и развитию. Индустрия туризма –это совокупность производственных и непроизводственных видов деятельности, направленных на создание товаров и услуг для путешествующих лиц. В Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в соответствии с рекомендациями ООН понятие индустрии туризма звучит следующим образом: «это совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения, отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов(гидов), гидов-переводчиков и инструкторов». К предприятиям, являющимся первичными производителями туристских услуг относят туроператорские компании, осуществляющие формирование, продвижение и реализацию туристского продукта. В соответствии с действующий законодательством туроператорской деятельностью могут заниматься только юридические лица, способные обеспечить соответствующие финансовые гарантии посредством страхования или банковской гарантии. Формирование тура происходит на основе договорных отношений между туроператором и гостиницами, предприятиями питания и прочими организациями, входящими в индустрию туризма. Реализация туристского продукта осуществляется через различные каналы сбыта и в первую очередь через турагентства, которые обеспечивают продвижение и реализацию туристского продукта на основе агентских соглашений с туроператором. Турагентской деятельностью могут заниматься не только юридические, но и физические лица. В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, в соответствии с требованиями Федерального закона «О основах туристкой деятельности в Российской Федерации» должны содержаться: условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора; условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров; порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта; условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом; взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. Помимо этого в индустрию туризма входят также экскурсионные бюро, разрабатывающие и проводящие экскурсии в случае, если подобного структурного подразделения нет у туроператоров.
2. Предприятия размещения и питания.
Важнейшим элементом любого турпродукта является размещение. Размещение как составляющая индустрии туризма состоит не только в предоставлении в пользование специальных помещений для временного проживания, но и в предоставлении дополнительных услуг по приему, уборке, организации деловых мероприятий, оздоровлению и т.д. в зависимости от специализации. Постоянно растущий перечень дополнительных услуг, а также попытки упорядочить и сделать более эффективной систему взаимодействия туроператоров и предприятий размещения привели к появлению различных подходов к их классификации, характеризующих не только специфику обслуживания и специализацию, но и целый ряд других особенностей. В соответствии с рекомендациями по классификации средств размещения, данными Всемирной туристской организацией, в России был разработан ГОСТ Р 511185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования», закрепляющий два вида средств размещения – коллективные и индивидуальные. К коллективным средствам размещения относят: -гостиницы и аналогичные средства размещения (гостиницы, мотели, пансионаты, меблированные комнаты, общежития); -специализированные средства размещения (санатории, профилактории, лагеря труда и отдыха, дома отдыха, туристские приюты, стоянки, туристские спортивные базы, базы отдыха, дома охотника, конгресс - центры, общественные средства транспорта (поезда, круизные суда, яхты), наземный и водный транспорт, переоборудованный под средства размещения для ночлега, кемпинги. К индивидуальным средствам размещения относятся квартиры, комнаты в квартирах, дома, коттеджи, сдаваемые в наем. Предприятия общественного питания удовлетворяют физиологическую потребность туристов в пище. К туристской индустрии питания относят рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные и т.д. Предприятия питания классифицируются в зависимости от культуры и качества обслуживания, а также кухни и ассортимента предлагаемых блюд, числа посадочных мест, режима работы, формы обслуживания посетителей. В международной туристкой практике питание, как правило, связывают с проживанием, его стоимость включается в гостиничный тариф.
Проживание и питание – есть основные услуги современного отеля. Параллельно с ними гостиничное предприятие оказывает ряд дополнительных услуг, не всегда входящих в стоимость гостиничной услуги, но зато оказывающих максимальное воздействие на позитивность впечатления посетителей отеля. Дополнительные услуги позволяют не только учитывать индивидуальность каждого постояльца, но и дифференцировать гостиничное предприятие на конкурентном рынке.
3.Предприятия транспортного обслуживания
Услуга перевозки является основной в составе туристического продукта. Во – первых, необходимая для совершения туристической поездки мобильность человека неразрывно связана с эффективным функционированием транспортных компаний, во-вторых, от избранной схемы взаимодействия туристического оператора и транспортной компании во многом будет зависеть общая стоимость (доля стоимости перевозки в цене туристического пакета может составлять от 20 до 80%, увеличиваясь с уменьшением длительности поездки и категорией средства размещения, выбранного туристом), а следовательно конкурентоспособность турпакета на рынке. Сегодня туроператоры выступают ведущими заказчиками авиакомпаний, широко используют услуги железнодорожного, автомобильного, водного транспорта. Основной проблемой является износ транспортных средств. 4.Сектор развлечений. Развлечения- это не только забавы и удовольствия, но и мировая индустрия с миллиардным оборотом, растущим из года в год. Развлечения относят к числу главных мотивов туризма. Чаще всего развлечения ограничиваются экскурсионной программой, хотя могут включать в себя и посещение магазинов или игорных заведений. На курортах, в дорогих отелях для развлечения туристов нанимают аниматоров. Особое место в мировой индустрии развлечений занимают тематические парки. Такое разнообразие организации свободного времени в процессе отдыха определяет сектор развлечений как важнейшую составляющую туристской индустрии. Помимо всего вышеперечисленного в индустрию туризма входят производственные, торговые предприятия, предприятия бытового обслуживания, реклачно - информационные организации, организации, осуществляющие подготовку кадров для данной отрасли.
Таблица 2.5-Перечень предприятий туристской индустрии, родственных и сопутствующих ей отраслей.
Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Федеральный Закон № 128-ФЗ от 8 августа «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Гарант-справочная правовая система. 3.Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник.-М.: Аспект Пресс,2002.-470с. 4.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 5.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с. 6.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 7.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с. 8.Международный туризм: Правовые акты/Сост.Н.И.Волошин.-М.: Финансы и статистика,2000.-400с. 9.Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник под ред. Квартального В.А.-М.: Финансы и статистика,2002.-352с. 10.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник под ред. Квартального В.А.. - М.: Финансы и статистика,2001.-272с. 11.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник под ред. Квартального В.А.-М.: Финансы и статистика,2003.-288с. 12.Менеджмент туризма: туризм как объект управления. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с. 13.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник под ред. Квартального В.А. – М.: Финансы и статистика,2001.-320с. 14.Шаповал Г.Ф. История туризма.-Мн.:Экоперспектива,1999.-303с.
Контрольные вопросы 1.Кого можно отнести к поставщикам туристских услуг? 1.В чем проявляется информационная функция современных туроператоров? 2.Индивидуальный предприниматель планирует открыть туристскую фирму. Имеет ли он право работать в качестве туроператора? Обоснуйте ответ 3.Какие условия договора между туроператором и турагентом являются обязательными в соответствии с Федеральным Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»?
Тема 5.Туристский продукт.
План лекции. 1.Туристские услуги и туристский пакет. 2.Тур, туристский маршрут и туристский продукт. 3.Туристские товары, как составляющая туристского продукта.
1.Туристские услуги и туристский пакет. Услугой называется целесообразная деятельность, процесс осуществления которой носит материальный или нематериальный характер. Туристские услуги удовлетворяют потребности людей, связанные с отдыхом, развлечением, путешествиями, восстановлением физических и психических сил. К туристским услугам нематериального характера относят: - услуги туристско-экскурсионных учреждений; - услуги санаторно-курортных учреждений; а материального характера: - услуги торговли, предприятий питания, бытового обслуживания. Потребление нематериальных услуг осуществляется в месте, где они производятся- это является их специфической особенностью, т.к. их нематериальность предполагает невозможность их перемещения. Потребление туристских услуг связано с использованием туристских ресурсов, а, следовательно, с сезонностью, географическим расположением. Исходя из степени важности в процессе удовлетворения потребностей туристов, услуги можно разделить на основные, дополнительные и сопутствующие. Сочетание различных туристских услуг лежит в основе формирования туристского продукта.
2.Тур, туристский маршрут и туристский продукт. В соответствии с Законом «Об основах турдеятельности в РФ», туристский продукт определяется как право на тур, предназначенное для реализации туристу. Туристский продукт состоит из 3 элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары. Тур-это комплекс услуг по размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия. Т.е. фактически это первичная единица туристского продукта. В соответствии с законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристской деятельности-комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Тур формируется на основе туристского маршрута, который фактически является заранее разработанной, привязанной к местности трассой путешествия. Туристские маршруты могут быть линейными, радиальными или кольцевыми. Формирование туристского продукта осуществляется поэтапно через заключение соглашений с гостиницами, предприятиями питания, страховыми, транспортными компаниями.
3.Туристские товары, как составляющая туристского продукта. При формировании туристского продукта необходимо также учитывать такую составляющую, как товары, используемые в сфере туризма. Туристские товары- это материальные предметы потребления сувенирная и иная товарная продукция, необходимая туристу или экскурсанту во время путешествия. Грамотное использование туристских товаров позволяет не просто сделать тур более интересным для потребителя, но и обеспечить определенный положительный имидж стране (месту) временного пребывания туриста. Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Биржаков И.О. Введение в туризм – СПб.: «Издательский дом Герда»,2003.- 320с. 3.Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие - М.: Финансы и статистика, 2003.-304с. 4.Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика,2003.-368с. 5.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с. 6.Квартальнов В.А. Туризм. - М.: Финансы и статистика,2002.-320с. 7.Международный туризм: Правовые акты/Сост.Н.И.Волошин.-М.: Финансы и статистика,2000.-400с. 8.Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник под ред. Квартального В.А.-М.: Финансы и статистика,2002.-352с. 9.Менеджмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник под ред. Квартального В.А.. - М.: Финансы и статистика,2001.-272с. 10.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник под ред. Квартального В.А.-М.: Финансы и статистика,2003.-288с. 11.Менеджмент туризма: туризм как объект управления. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 320с. 12.Менеджмент туризма: Экономика туризма: Учебник под ред. Квартального В.А. – М.: Финансы и статистика,2001.-320с. 13.Сенин В.С. Введение в туризм. - М.: 1993- 350с.
Контрольные вопросы 1.Какие услуги, входящие в туристский продукт можно отнести к основным? Какие к дополнительным? Почему? 2.Могут ли услуги принимать материальную форму?
Тема 6. Государственное регулирование туристской деятельности.
Цель: рассмотреть цели и задачи государственного регулирования, изучить механизмы воздействия государства на индустрию туризма.
План лекции 1.Цели и задачи государственного регулирования туристской деятельности. 2.Основные инструменты государственного регулирования туризма. 3.Правовые основы государственного регулирования туристского сектора в РФ. 4.Организационая структура государственного регулирования туристского сектора.
1.Цели и задачи государственного регулирования туристской деятельности. Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики России, содействует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее функционирования, определяет и поддерживает долее перспективные регионы, формирует образ России как страны, благоприятной для туризма, и рекламирует поддержку и защиту российских туристов, То и ТА. Целями государственного регулирования туристской деятельности являются: 1. Обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. 2. Создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов. 3. Развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и граждан России, развитие международных контактов. 4. Сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного потенциала страны, туристских ресурсов. Государственное регулирование туристской деятельности осуществляется следующим образом: - созданием нормативных и правовых актов, направленных на упорядочение и совершенствование отношений в сфере туристской индустрии; - содействием в продвижении турпродукта на внутреннем и мировом туристских рынках; - лицензированием, стандартизацией в туристской индустрии, сертификацией; - установлением правил въезда, выезда и пребывания на территории РФ; - прямыми бюджетными ассигнованиями на разработку и реализацию федеральных целевых программ развития туризма; - защитой прав и интересов туристов, обеспечением их безопасности; - созданием благоприятных условий для инвестиций, налогового и таможенного регулирования; - содействием кадровому обеспечению туристской деятельности и развитием научных исследований в сфере туристской индустрии.
2.Основные инструменты государственного регулирования туризма. Существуют различные инструменты, с помощью которых государство осуществляет воздействие на индустрию туризма. Это экономическое, административное и правовое регулирование. К экономическому и административному воздействию можно отнести: - налоговые льготы, субсидии, дотации; - стимулирование внесезонного туризма путем различного рода скидок и льгот; - развитие и поддержку социального туризма; - усиление требований к обеспечению безопасности жизни, здоровья и имущества потребителя; - введение стандартизации и сертификации; - усиление мер, принимаемых государством по сохранению окружающей среды, культурного и исторического наследия, а также ряд других; - уменьшение паспортных и визовых ограничений при въезде в страну и выезде из нее. К правовому регулированию относят создание законодательной базы, регулирующей туристскую деятельность.
3.Правовые основы государственного регулирования туристского сектора в РФ. Систему нормативно-правовых актов по туризму можно классифицировать следующим образом: - в зависимости от уровней регулирования – международное законодательство и национальные нормативно-правовые акты; - по функциональному признаку – общие нормативные акты, документы по туристским формальностям, гражданско-правовые акты, документы по стандартизации, сертификации и лицензированию, документы по страхованию, по рекламной деятельности, по учету и налогообложению. Ныне действующее специальное законодательство, включающее нормативно - правовые акты различных уровней: 1.Федеральные Законы "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 14 ноября 1996г., "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" № 110-ФЗ от 18 июля 1998г. с изм. от 24 июня 1999г., «О государственной границе РФ» от 01 апреля 1993г. с изм. От 31 мая 1999г., «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10 декабря 2003г., «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30 марта 1999г., «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 26 ноября 2003г., «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ от 8 августа. 2.Указы Президента РФ «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» от 22 декабря 1995г. №1284, «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». 3.Постановления и распоряжения правительства РФ «Об упорядочении использования федеральной собственности в сфере туризма» 25 апреля 1994г. № 813, «Об утверждении «Федеральной программы развития туризма в России»», «О порядке оформления общегражданских паспортов» от 15 августа 1994г. № 960 с изм. От 06 марта 1996г., «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности» № 95 от 11 февраля 2002г, «О регистрации в Министерстве иностранных дел РФ организаций в целях оказания им консульских услуг» от 01 октября 1998г. №1142, «Правила выезда несовершеннолетних граждан РФ», «Об утверждении квалификационных требованиях (профессиональных стандартах) к основным должностям работников туристской индустрии» от 22 июня 1998г. (с изменениями от 10.10. 2002г.). 4.Организационая структура государственного регулирования туристского сектора Существуют различные уровни регулирования деятельности в сфере туризма. На международном уровне создана Всемирная туристская организация. На национальном уровне регулированием данной сферы осуществляет Федеральное агентство по туризму, которое является органом исполнительной власти и осуществляет государственное управление, межотраслевые и межрегиональную координацию в сфере туризма, реализацию государственной политики в области сохранения и развития курортных комплексов. На уровне субъектов федерации действуют областные министерства (департамент физкультуры, спорта и туризма). Управление также осуществляется на уровне туристских компаний и общественных организаций (например, РСТ, ТАСТ, РГА). При переходе к рыночной экономике важнейшей задачей эффективного развития туристской отрасли является не просто взаимосвязь, но взаимодействие различных уровней государственной власти и общественных организаций.
Рекомендуемая литература: 1.Федеральный Закон от 24 ноября 1996г. «Об основах туристской деятельности в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 2.Федеральный Закон от 9 января 1996г.№2-ФЗ "О защите прав потребителей"// Гарант-справочная правовая система. 3.Федеральный Закон от 22 декабря 2002 г. № 184 "О техническом регулировании"// Гарант-справочная правовая система. 4.Федеральный Закон № 128-ФЗ от 8 августа «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Гарант-справочная правовая система. 5.Указ Президента от 22 декабря 1995г. №1284 «О реорганизации и развитии туризма в РФ» // Гарант-справочная правовая система. 6.Постановление Правительства РФ № 95 от 11 февраля 2002г. «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности», // Гарант-справочная правовая система. 7.Положение от 22 июля 1998г. (с изм. от 10 октября 2002г.) «Об утверждении квалификационных требований» // Гарант-справочная правовая система. 8.Концепция развития туризма в Российской Федерации до 2005года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации № 954-р от 11 июля 2002 г. // Гарант-справочная правовая система. 9.Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебник.-М.: Аспект Пресс,2002.-470с. 10.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. - М.: Финансы и статистика, 2003-670с.
Контрольные вопросы 1.Какие основные причины обусловили введение жесткого административного регулирования туристской деятельности в 90-х годах? 2.В чем преимущества и недостатки административного регулирования туристской отрасли? 3. В чем состоит специфика правового регулирования отношений в сфере туризма?
Задание 1.Перечислите административные меры государственного регулирования туристского рынка. 2.Заполните предложенную таблицу.
Вопросы к зачету.
Рекомендации по подготовке к занятиям Date: 2016-02-19; view: 2685; Нарушение авторских прав |