Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения учения Роджерса





Согласно К. Роджерсу, люди постоянно, даже помимо своей воли, занимаются самопознанием. Для него наиболее важным является то, как человек воспринимает не внешнюю реальность, а свой внутренний мир. В этом, несомненно, сказывалось влияние экзистенциализма. Реальность, окружающий мир для Роджерса существуют только как символы; главное же, что формирует восприятие этого мира, заложено в самом человеке.
«Слова и символика так же относятся к миру реальности, — писал Роджерс, - как карта к территории, которую она представляет... Мы живем по воспринимаемой карте, которая никогда не есть сама реальность».
Самость. Большинство психологов используют термин самость для обозначения неизменной части личности. Для Роджерса самость - это представление о себе, которое постепенно меняется в процессе развития личности. «Самость -это организованный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования». Это только «стоп-кадр», искусственно выделенный из непрерывного процесса, который невозможно зафиксировать.
Идеальная самость — представление о себе как об идеале. Истинная самость отличается от идеальной. Степень этого различия определяет уровень дискомфорта личности и может вызвать невротическое состояние.
«Принятие себя таким человеком, каким ты действительно являешься, а не таким, каким ты хотел бы быть, — учит Роджерс, - есть признак душевного здоровья». Идеальная самость может быть конечной целью развития личности, но не причиной душевного конфликта. Наше идеальное Я чаще всего проявляется повышенной амбициозностью, обостренным самолюбием. Это может быть движущей силой в процессе развития личности, но может быть и причиной невротического срыва.
К. Роджерс вводит понятие условие ценности. Это своего рода мерило истинного Я. Гиперопека или гипоопека родителей — это прежде всего неправильный выбор условий ценности в отношениях со своими детьми.
Еще труднее определить условие ценности для самого себя. Но когда это удается, когда у человека хватает интуиции и мужества правильно оценить себя, свои возможности — это залог душевного комфорта и путь к дальнейшему развитию 1ичности. Часто же равновесие между самостью и реальностью нарушается, что ведет к усилению защитных реакций.
Терапия, центрированная на клиенте, стремится создать атмосферу, в которой факторы, деформирующие личность, могут быть устранены, а здоровые силы самости - прийти в равновесие и привести к выздоровлению.
Социальные отношения. Основное в учении Роджерса -это роль и значение межличностных отношений как в механизме развития невроза, так и в процессе выздоровления. Роджерс полагал, что только во взаимоотношениях с другими людьми человек в состоянии раскрыть и осознать свое истинное Я. Главное - умение найти в себе силы и возможность разрушить барьер, препятствующий межличностному контакту.
«Я полагаю, — писал он, — что основной барьер, мешающий общению между людьми, — это наша естественная тенденция судить, оценивать, одобрять или не одобрять утверждение другого человека или другой группы».
Семья - одна из форм межличностных отношений. Роджерс полагал, что в семье действуют те же законы, что и в эн-каунтер-группе.
Отношения в браке, по Роджерсу, основываются на четырех основных условиях: постоянно поддерживаемых обязательствах друг перед другом; выражении чувств; неприятии специфических ролей (искренность); способности понять и разделить внутреннюю жизнь партнера. _
Поддерживание обязательств. Партнерство рассматривается не как контракт, а как динамический процесс, направленный на удовлетворение не только своих потребностей, но и потребностей партнера по браку. Семья — это работа ради своих и общих целей. И только совместные усилия в этой нелегкой работе обогащают любовь и укрепляют семью.
Выражение чувств. Роджерс настаивает на полной открытости в выражении чувств и в интимной жизни. Но речь идет не о любых чувствах, а именно о чувствах, оказывающих поштивное воздействие на партнера. Это труднее, чем просто «выпустить пар» или быть «правдивым, честным человеком».
Неприятие ролей. Развал семьи очень часто происходит от попыток навязать одному из супругов (или обоим) ту роль, которая сформирована как стереотип в семье родителей. Роджерс учит супружескую пару «жить по собственному выбору, с наибольшим организмическим чувствованием, на которое вы способны, а не формироваться под влиянием понятий, правил, рамок, которые другие хотят вам навязать».
Способность понять и разделить внутреннюю жизнь партнера. Основана на умении понять и принять самого себя таким, каков ты есть на самом деле. Но одной правильной самооценки для семьи мало — нужно в той же мере понять и принять своего партнера по браку. Тогда появляется возможность осознать и разделить его внутреннюю жизнь. Сказанное касается не только супругов, но в еще большей степени - взаимоотношений родителей и детей.
Терапия, центрированная на клиенте*. Основные положения нового подхода в психотерапии, предложенного Роджерсом, сводятся к следующему.
• Сам клиент всегда стремится к выздоровлению. Карл Менингер достаточно точно подметил, что «роджерсовское утверждение относительно врожденного стремления к здоровью содержит большую половину истины». Роль терапевта, считает Роджерс, заключается в том. чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.
• Терапия акцентируется в большей степени на эмоциональных аспектах, нежели на интеллектуальных.
• Терапия больше опирается на непосредственную конкретную ситуацию (по принципу здесь и теперь), а не на прошлый опыт индивидуума.
• Терапия ориентирована на инициативу самого клиента и помогает человеку разрешить свою проблему с минимумом участия со стороны терапевта.
Терапия называется центрированной на клиенте потому, что он сам определяет и осуществляет те изменения в своем поведении и состоянии, которые ему представляются необходимыми, и настолько, насколько ему самому это кажется необходимым. Новый подход, по мнению Роджерса, заключается как раз в том, что клиент сам в состоянии осознать свои проблемы и решить их. К. Роджерс неоднократно подчеркивал, что нередко «вмешательство компетентного профессионала любого рода враждебно личностному росту». Конечно, это утверждение спорно. Есть заболевания, где прямое вмешательство врача просто необходимо (неотложная помошь), но что касается пограничных нервно-психических расстройств, то здесь использование резервных возможностей пациента, да еще и при активном его участии - наиболее короткий и верный путь к выздоровлению.
Личность терапевта. «Ключи к исцелению, — писал Роджерс, _ находятся у клиента, но терапевт должен обладать определенными личностными качествами, способными помочь клиенту научиться использовать эти ключи».
Ученый вводит еще одно понятие: терапевт, центрированный на клиенте. Чтобы обрести доверие клиента, учит Роджерс, врач должен быть тем, что он есть на самом деле, а не играть роль терапевта.
Это близко тому, что Маслоу называет «даосской любовью» — любовью, которая не предлагает, не ограничивает и не определяет. Это обещание принимать клиента таким, каким он кажется. Такое отношение (терапевт — клиент) подобно отношению учителей восточных школ, которые, видя божественное в каждом человеке, относятся ко всем с одинаковым уважением и состраданием.
Терапевт, центрированный на клиенте, должен уметь поддержать в нем уверенность в его внутренних силах, способностях к самосовершенствованию. А для этого, утверждал Роджерс, нужно чувствовать внутренний мир клиента, как свой собственный.
Энкаунтер-группы. В некоторых источниках это понятие переводится как группы столкновения, хотя более приемлемый перевод — группы встреч.
Переход Роджерса от теоретических концепций терапии, центрированной на клиенте, к энкаунтер-группам был естественным и неизбежным. Его утверждение о том, что выздоровление клиентов зависит от них самих, а не от терапевта, привело к созданию групп, способствующих самоизлечению.
Организацию энкаунтер-групп смело можно считать началом нового направления в практической психотерапии. До сих пор многие думают, что групповая психотерапия возникла в результате дефицита времени у врача и финансовых расчетов и что в искусственно созданных группах пациентов применяются те же методы, что и при индивидуальной психотерапии. На самом деле это не так.
Заслуга Роджерса в том, что он одним из первых раскрыл механизм воздействия группы на личность и личности на группу. Он ввел понятие процесс встреч и изложил свое понимание механизма этого процесса в монографии «Карл Роджерс об энкаунтер-группах».
Контакт в группе начинается с общего знакомства, «хождения вокруг да около». Когда выясняется, что члены группы сами должны определить, чем они будут заниматься, наступает период разочарования. Этот период межличностных отношений проявляется сопротивлением самовыражению и самораскрытию. Согласно Роджерсу, члены группы стремятся показать друг другу свое «публичное Я», и лишь постепенно, боязливо и амбивалентно они предпринимают шаги, чтобы обнаружить нечто из своего «приватного Я». Сначала члены группы более склонны обсуждать события и переживания из прошлого, и только позже переходят на настоящее. Роджерс считает, что прошлый опыт безопаснее и менее подвержен критике или сочувствию, чем настоящий.
Когда группа начинает работать по принципу здесь и теперь, вначале почти всегда проявляются негативные чувства. К. Роджерс полагает, что глубокие позитивные чувства выражать гораздо труднее и опаснее, так как они менее защищены, чем негативные. Сказать «я вас люблю» всегда сложнее, чем «я вас ненавижу».
Когда этап негативизма прошел и группа при этом не распалась, начинает формироваться климат доверия. Члены группы начинают идти на осознанный риск, появляется лично значимый материал. Они становятся способными доверять друг другу свои истинные чувства, как негативные, так и позитивные.
Реакция группы на искреннее раскрытие одного из пациентов чаще всего бывает неоднозначной, но всегда несет в себе, по принципу обратной связи, исцеляющий потенциал. То, к чему опытный терапевт идет долгие месяцы, группа может сделать в течение одной встречи.
«Этот род способности, — писал Роджерс, — проявляется столь определенно в группах, что они привели меня к чувству, что способность к исцелению или терапии гораздо более распространена в человеческой жизни, чем мы предполагаем».
По принципу групповой обратной связи человек в ответ на реакцию группы в состоянии лучше осознать свои чувства свои поступки, свое отношение к окружающим.
Постепенно в группе возникает нетерпимость к неискренности. Иногда деликатно, а то и прямо группа начинает требовать, чтобы каждый ее член был самим собой, не скрывал своих истинных чувств и намерений. Общение на таком уровне ведет к вскрытию бессознательного, формированию и отреагированию гештальтов. Другими словами, общение на таком уровне ведет к исцелению. Группа чаще всего не понимает механизмов исцеления, а идет к этому интуитивно.
Крайнюю (полюсную) форму групповой обратной связи Роджерс называл конфронтацией. Она может быть как негативной, так и позитивной. За конфронтацией обычно следует катарсис. Ученый считал, что «каждая волна негативных чувств, каждая вспышка страха вызывает вслед за собой выражение позитивных чувств и поддержки».
Если группа поддерживает своего члена даже в том случае, когда он высказывает негативные чувства, то это говорит О" ее зрелости. Такая группа в состоянии оказать на своего члена воздействие, изменить его мнение о себе, лучше осознать себя. В свою очередь, если группа успешно демонстрирует возможности принимать и осознавать негативные чувства, не отстраняя человека, который их выражает, то члены группы становятся более открытыми, у них повышается способность к самоосознанию, саморегуляции, а это уже путь к исцелению.




Метод энкаунтер-групп, созданный Роджерсом, положил начало широко распространенной сейчас групповой недирективной психотерапии.
Карла Роджерса по праву можно считать одним из родоначальников гуманистической психологии и психотерапии. Как труды И.П. Павлова или 3. Фрейда нашли в свое время широкий отклик среди ученых и общественности, так как отвечали насущной потребности понять внутренние механизмы человеческой природы, так и работы К. Роджерса сейчас особенно созвучны времени, потому что ориентированы не на авторитарность, а на демократические, гуманистические идеи в психиатрии и психотерапии.







Date: 2016-02-19; view: 975; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию