Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этнополитические процессы в современной России
Резкое изменение курса развития страны и распад СССР (1991 г.) обострили старые и породили новые проблемы в области национальных отношений. Федеративное устройство государства, которое формально было закреплено в Конституции СССР, потенциально содержало в себе угрозу сепаратистских тенденций. И когда центральная власть в лице КПСС стала слабеть, эти угрозы стали актуализироваться (Прибалтика, Грузия, Нагорный Карабах и т.д.) В целом эти проблемы касаются не только нашей страны. Современная история дает много примеров того, что в многонациональных странах, включающих в себя моноэтнические регионы, федеративный принцип устройства оказывается неэффективным. Один из последних примеров – распад Югославии, который произошел по самому жесткому сценарию – гражданской войны. В другом федеративном государстве – СССР – этот распад произошел в сравнительно мирных формах. Но Россия по-прежнему является федеративным государством, и проблемы федеративного устройства никуда не делись. Что это за проблемы? Если национальные меньшинства, проживающие по границам федеративного государства, ощущают реальную или мнимую ущемленность своих прав, они начинают ставить вопрос об отделении. Так было с Чечней в России, так это происходит в КНР с Тибетом и Синьцзянь-уйгурским автономным округом, со Страной басков и Каталонией в Испании. Центральное правительство обычно решает эту проблему двумя способами: или подавляет сепаратистские движения, или задабривает местные национальные элиты экономическими и иными преференциями. Первый пример – это две чеченские войны, подавление восстания в Тибете и Синьцзяне в Китае. Второй пример – это нынешняя политика федерального центра в Чечне, а также позиция, которую Мадрид занимает по отношению к Каталонии (притом, что Каталония, в отличие от Чечни, богатейшая провинция, но не она кормит Испанию, а Испания кормит ее, потому что боится ее отделения). В России этот вариант решения проблемы вызывает резкое недовольство и порождает националистические лозунги, типа «Хватит кормить Кавказ!» Страна стоит перед дилеммой: покупать лояльность деньгами или смириться с возможностью отделения. Цена преференций этническим окраинам не только экономическая, но и политическая. В этих регионах состав властных структур определяется прежде всего их этнической принадлежностью, а не их профессиональными и деловыми качествами. Они, как правило, поддерживают коррупцию, непотизм (кумовство) и пр. Характерно, что эти люди приходят к власти в результате демократических процедур, что говорит о серьезных издержках в организации и проведении последних. Существование и культивирование этнократии автоматически приводит к национальным требованиям, порождает национализм, провоцирует национальную напряженность в стране и, помимо прочего, снижает качество государственного управления. В России эти явления порождают национализм большинства, русские ощущают себя ущемленными, выступают с лозунгами «Россия для русских», и это приводит к порочному кругу, потому что национализм большинства усиливает тенденции к консолидации меньшинств и их враждебность к центральной власти, к русским. Поэтому так называемые «русские марши» ничего не решают, а лишь усугубляют проблемы, порождая еще более резкую реакцию окраин. Какие же решения существуют для гармонизации национальных отношений в федеративном государстве? Современная история демонстрирует два наиболее распространенных варианта. Первая альтернатива – создание единой гражданской нации, т.е. государства-нации. Это путь США, Франции и отчасти СССР, который Следующее положение. Сущность этнополитических процессов нельзя понять, если не учитывать экономические, социальные, политические и др. факторы. Системный кризис страны в постсоветский период затронул многие стороны жизни людей различных национальностей. Накал социального недовольства реформами переходного периода стал переводиться в русло межнациональных обид и конфликтов. Межнациональные же конфликты стали дополнительным фактором дестабилизации экономического и социально-политического положения, тем самым затрудняя проведение реформ. Очевидно, что преодоление социально-экономического кризиса, ошибок в проведении национальной политике, продуманная миграционная политика, успешная борьба с коррупцией поможет снять напряженность в национальном вопросе и гармонизировать национальные отношения.
Контрольные вопросы 1. Что такое «национальный вопрос»? 2. Определите основные принципы национальной политики. 3. Какие вы знаете проекты формирования союзного государства? 4. Каковы пути урегулирования этнических конфликтов? 5. Назовите основные причины этнополитических конфликтов. 6. В чем заключаются причины роста этнической 7. Что такое национализм? Какие вы знаете националистические идеологии? 8. Что такое «право наций на самоопределение»? Литература 1. Бавин П. С. Социальная география ксенофобии и толерантности // Полис. 2006. № 6. 2. Бызов Л. Русское самосознание и социальные трансформации. // Политический класс. 2007. № 1. 3. Галицкий В. Мигранты и проблемы экстремизма //Обозреватель. 2007. №4. 4. Задохин А. Самоопределение народов и территориальная целостность государств //Обозреватель. 2011. № 5. 5. Общая и прикладная политология: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Жукова, Б. И. Краснова. М., 1997. 6. Паин Э. А. Этнополитические условия гражданской интеграции российского общества //Общественные науки и современность. 2006. № 6. 7. Пальников М. С. Иммигранты, российское население и власть: специфика взаимоотношений // Актуальные проблемы Европы. 2010, № 4. 8. Этнос. Нация. Общество. Этнологический словарь. М., 1996. Date: 2016-02-19; view: 445; Нарушение авторских прав |