Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные черты демократического режима, недолгий опыт демократии в России с февраля по октябрь 1917 г





Самодержавие пало в результате февральской революции 1917 г. 2 марта 1917 г. Николай II отрекся от престола. Как же охарактеризовать политический режим, существовавший в России с конца февраля по октябрь 1917 г., вплоть до прихода к власти партии большевиков во главе с В. И. Лениным?

Несмотря на неполные восемь месяцев существования, можно говорить о первом в российской истории опыте установления демократического режима.

Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. Термин «демократия» происходит от слов «demos» – народ и «kratos» – власть. Существует множество вариантов истолкования понятия демократия, которые можно свести к двум главным подходам. В первом случае предусматривается приоритет большинства над меньшинством, общего над частным; во втором – на первый план выходят права личности, требующие согласования интересов различных групп в обществе.

Демократический политический режим основан на прямом или косвенном участии народа в осуществлении государственной власти: народ избирает представительные (законодательные) органы власти, участвует в принятии государственных решений и осуществляет контроль над исполнительной властью

Как политический режим демократия характеризуется следующими отличительными признаками:

- суверенитет народа, когда единственным и высшим источником власти признается народ;

- самый важный признак демократии: гарантии прав и свобод человека;

- приоритет прав и свобод гражданина над правами государства;

- наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих, свободных и справедливых выборов;

- верховенство закона во всех сферах жизни общества;

- построение государственной власти по принципу «разделения властей»;

- признание политического равноправия граждан;

- сочетание правления большинства и защиты прав меньшинства, уважение большинством права меньшинства на оппозицию;

- политический плюрализм; наличие конкурентной партийной системы, являющейся основным механизмом формирования воли народа и влияния на правительство;

- публичность власти.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, демократия делится на прямую и представительную формы. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая практика существовала в древнегреческих полисах.

В основе второй формы лежит принцип делегирования народом своих полномочий суверена власти избранным и ответственным перед ним представителям. Существуют различные модели и теории демократии: классическая либеральная (представительная) демократия; элитарная (правление элит с согласия народа); плюралистическая теория демократии, когда демократия – это правление народа, действующего через конкурирующие групповые интересы; теория полиархии Р. Даля о существовании разнообразных центров власти, ни один из которых не обладает монопольной властью, и др.

Февральская революция 1917 г. проходила под демократическими лозунгами. В результате революции были созданы два органа власти, руководствовавшихся демократической идеей, но по-разному её себе представлявших. 27 февраля в Петрограде образовался Временный комитет Государственной Думы во главе с председателем Думы М. В. Родзянко, а также Петроградский Совет рабочих депутатов. В результате переговоров между ними после свержения самодержавия формально власть перешла к сформированному Временному правительству во главе с известным земским деятелем князем Г. Е. Львовым. Петроградский Совет, пользующийся поддержкой широких масс, в составе которого преобладали представители умеренных социалистических партий, меньшевиков и эсеров, в целом поддерживал деятельность Временного правительства.

В то же время 1 марта 1917 г. Петроградский Совет опубликовал «Приказ №1 по гарнизону Петроградского округа», согласно которому воинская часть в своих политических выступлениях подчиняется не офицерам, а своему выбранному комитету и Совету. Таким образом подрывался принцип единоначалия в войсках в период военного времени.

Вслед за Петроградом Советы начали возникать повсеместно, сначала в больших и малых городах, а по мере развития крестьянского движения и в деревнях. В итоге сложилась достаточно организованная система рабочих, солдатских и крестьянских Советов.

Временное правительство с самого начала заявило о своей приверженности принципам демократии, отменило систему сословий, национальных ограничений, провозгласило амнистию по политическим делам, декларировало отмену смертной казни. Были расформированы полиция и жандармерия, функции охраны безопасности были переданы создававшейся народной милиции. 4 марта была учреждена Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных действий бывших министров и высших чиновников. 15 апреля 1917 г. Временным правительством было принято Положение о выборах в новые органы местного самоуправления, согласно которому провозглашалось всеобщее и равное избирательное право для российских граждан, включая женщин, военнослужащих и представителей всех национальностей.


Произошла реорганизация системы местного управления – вместо губернаторов были назначены комиссары Временного правительства, создавались земские органы власти на волостном уровне. Органы местного самоуправления стали формироваться на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права.

Но при этом решение аграрного и других важных вопросов, определение формы правления государства было отложено до созыва Учредительного собрания, сроки которого постоянно отодвигались. Россия была объявлена республикой только 1 сентября 1917 г.

Временное правительство настаивало на необходимости довести войну до победного конца. И это решение было крайне непопулярно в народе, требовавшем мира. Именно продолжение войны, неудачные наступления на фронтах явились причиной череды кризисов Временного правительства. После июльского кризиса во главе правительства встал эсер А. Ф. Керенский.

Временному правительству так и не удалось наладить продовольственное снабжение и шире осуществить действенное регулирование экономики, необходимость которого диктовалась нуждами военного времени. Одной из причин его неудач стало отсутствие управленческого опыта государственного уровня у его лидеров.

Все ошибки и неудачи Временного правительства привели к его свержению в октябре 1917 г.

 

2.4. Советская Россия и СССР: формирование основных черт тоталитарного режима

В результате вооруженного восстания в Петрограде, 25 октября 1917 г. власть оказалась в руках партии большевиков, возглавляемой В. И. Лениным. Вечером того же дня открылся II Всероссийский съезд Советов.

Делегаты съезда от партии меньшевиков и правых эсеров требовали создать однородное социалистическое правительство, без преобладающего влияния большевиков, но депутаты съезда отвергли их предложение. Тогда в знак протеста меньшевики и правые эсеры покинули съезд. На следующий день съездом были приняты Декрет о мире, предлагающий всем воюющим странам мир без аннексий и контрибуций, и Декрет о земле, основанный на крестьянских наказах и близкий земельной программе партии эсеров. Этот декрет объявлял о конфискации всех частновладельческих и помещичьих земель и национализации всей земли, а также её уравнительном землепользовании на основе потребительско-трудовой нормы.

Первые декреты новой советской власти носили общедемократический характер и, следовательно, отвечали интересам значительного большинства населения страны. Помимо Декретов о мире и земле таким документом стала «Декларация прав народов России», принятая 2 (15 ноября по новому стилю) ноября 1917 г., которая провозглашала право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.


Затем съезд сформировал временное (до созыва Учредительного собрания) правительство – Совет Народных Комиссаров (СНК) во главе с В. И. Лениным – высший исполнительный орган власти. Состав его был исключительно большевистским. Вновь избранный состав ВЦИКа (Всероссийского центрального исполнительного комитета) возглавил Л. Б. Каменев, которого вскоре сменил Я. М. Свердлов. ВЦИК стал высшим законодательным органом власти. На большей части территории страны власть перешла к Советам к началу марта 1918 г.

После прихода к власти партия большевиков, действуя в соответствии со своей программой, начала формировать государство диктатуры пролетариата, а также проводить экономическую политику, нацеленную на изменение экономического базиса общества. Большевики отрицали принципы парламентаризма, разделения властей, классической представительной демократии, считая Советы лучшим вариантом для обеспечения народоправства. Но уже вскоре Ленин признал, что Советы, «будучи по своей программе органами управления через трудящихся, на самом деле являются органами управления для трудящихся через передовой слой пролетариата». При этом передовым отрядом пролетариата считалась сама партия большевиков.

Уже 27 октября (9 ноября) 1917 г. вышел Декрет о печати, запрещающий оппозиционную прессу.

24 ноября (6 декабря) СНК издал Декрет о суде № 1, который предусматривал замену старых судов новыми, причем в отношении применения существовавших прежде судебных законов следовало руководствоваться «революционным правосознанием».

7 (20) декабря была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Ф. Э. Дзержинским, в ведении которой находились розыск, арест, следствие, суд и приведение приговора в исполнение. В середине января 1918 г. создается Рабоче-крестьянская Красная Армия, первоначально основанная на принципе добровольности, а затем ставшая регулярной кадровой.

Для проведения в жизнь экономической политики новой власти, руководства государственным сектором экономики в декабре 1917 г. создается Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Национализация экономики началась с ноября 1917 г. Но весной 1918 г. в своей работе «Очередные задачи Советской власти» В. И. Ленин призвал приостановить «красногвардейскую атаку на капитал», поскольку необходимо было наладить учет и контроль в сфере государственного сектора экономики.

В ноябре 1917 г. в стране прошли намеченные выборы в Учредительное собрание. По их итогам большевики вместе с левыми эсерами получили менее 30 % голосов, хотя в обеих столицах, крупных промышленных центрах и на фронтах их позиции были наиболее сильными. В то же время эсеры, меньшевики, кадеты и другие политические партии получили более 70 % голосов. 5 (18) января 1918 г. в первый день работы Учредительное собрание отказалось признать законной власть Советов и заявило о своем намерении стать высшим органом законодательной власти. После этого депутаты-большевики и левые эсеры покинули заседание. А на следующий день Учредительное собрание, российский парламент, было разогнано.


Единственной социалистической партией, которая вошла в состав правительства советского государства наряду с большевиками, стали левые эсеры. Этот правительственный блок просуществовал с декабря по июль 1918 г., но уже фактически в марте 1918 г. левые эсеры вышли из состава правительства, протестуя против условий Брестского мирного договора с Германией.

Постепенно в России начинают формироваться черты тоталитарного политического режима. Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова «totalis», что означает «весь, целый, полный». Тоталитарный политический режим характеризуется абсолютным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии. Политическая практика тоталитаризма основана на насилии, но не ограничена им. Для осуществления господства власть активно использует различные методы, в том числе идеологического, пропагандистского воздействия.

Существуют общие признаки тоталитарного политического режима, характерные для его многочисленных проявлений. Они были сформулированы в 1956 г. американскими политологами К. Фридрихом и 3. Бжезинским.

1. Официальная идеология, обосновывающая легитимность существующего режима, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная направить энергию масс на достижение нового общества.

2. Однопартийная система, при которой происходит огосударствление правящей партии во главе с её харизматичным лидером.

3. Монополия партии на средства массовой информации как следствие существования жесткой цензуры, пресекающей любые проявления инакомыслия.

4. Система репрессий, террора и полицейского контроля над всем обществом. Власть получает законом не ограниченные и закону не подчиненные полномочия.

5. Монополия на средства вооруженной борьбы и организованного насилия. Силовые структуры государства – армия, полиция, спецслужбы используются властью в политических целях.

6. Экономика государства поставлена под централизованный контроль, управление в экономической сфере осуществляется через административно-бюрократическую систему.

Тоталитаризм как тип политического режима стал возможен только в XX в. Одной из главных предпосылок тоталитаризма является вступление человечества в индустриальную стадию развития, когда стала реальностью разветвленная система массовых коммуникаций, сделавшая возможным осуществление тотального идеологического и политического контроля над личностью.

В зависимости от господствующей идеологии и особенностей политической практики тоталитарные режимы подразделяют на «левый» и «правый». «Левый» вариант тоталитаризма сложился в СССР в конце 1920-х – начале 1950-х годов.

В период гражданской войны с весны 1918 г. до конца 1920 г., когда вооруженная борьба за власть между различными социальными классами и группами стала общенациональной, черты складывающегося политического режима приобрели отчетливые очертания. В обстановке войны идеологическая пропаганда только усиливалась, несмотря на недостаток кадров и средств. В 1920 г. для руководства этой работой был создан специальный орган – Главполитпросвет.

Советские органы власти все в большей степени оказывались под контролем РКП(б) (Российской Коммунистической партии большевиков). В условиях военного времени «красный террор» стал существенным элементом внутренней политики. В постоянную практику ВЧК входят аресты заложников, массовые расстрелы.

Экономическая политика большевиков периода гражданской войны, с середины 1918 по март 1921 г., получила название «военного коммунизма». Её характерными чертами стали: централизация уп­равления экономикой; жесткая регламентация производства и по­требления; свертывание рыночных механизмов; использование исключительно административно-репрессивных методов регулирования хозяйствен­ной жизни. К числу основных мероприятий этой политики можно отнести введение продовольственной диктатуры, продразверстки, государственного распределения продуктов по классовому признаку (карточная система); всеобщей трудовой повинности; уравнительного принципа в оплате труда, установление прямого продуктообмена между городом и деревней; натурализации хозяйственных отношений.

Эта политика, с одной стороны, носила вынужденный характер, обусловленный необходимостью мобилизации ресурсов в руках власти в период гражданской войны. Однако немаловажным было нетерпеливое стремление большевиков перейти к коммунистическому хозяйству, как они его себе представляли.

Результатом политики «военного коммунизма» стал серьезный экономический и политический кризис 1920 – начала 1921 гг. Начались многотысячные восстания крестьян в разных концах страны, в марте 1921 г. вспыхнуло восстание моряков в Кронштадте, в городах проходили стачки и демонстрации рабочих. Все популярней становится лозунг «Советы без коммунистов!», звучали требования отмены продразверстки, восстановления политических свобод в полном объеме.

В этой ситуации В. И. Ленин на X съезде РКП (б) в марте 1921 г. выступил с докладом о замене продразверстки продналогом, налаживании товарообмена между городом и деревней. Со временем стали ясны основные контуры новой экономической политики. Размер продналога был в два раза сокращен по сравнению с разверсткой и распределялся по классовому признаку. В деревне разрешалась аренда земли и использование наемного труда. Вместо прямого продуктообмена допускалась торговля. Началась денационализация мелкой и частично средней промышленности, привлечение иностранного капитала в форме концессий. Происходили изменения в сфере управления народным хозяйством за счет ослабления чрезмерной централизации, использования хозрасчета, экономических рычагов.

Это была попытка поставить на службу строительству социализма использование рыночных механизмов в ограниченных масштабах, при сохранении в руках государства «командных высот» в экономике.

В сфере политики и идеологии в годы НЭПа происходило дальнейшее ужесточение контроля со стороны правящей коммунистической партии. Не только не была ограничена, но укрепилась её монополия на власть, что вело к понижению роли полностью подконтрольных партии Советов различных уровней. Профсоюзы, другие массовые общественные организации также потеряли свою самостоятельность.

ВЧК было преобразовано в ГПУ (Главное политуправление) при НКВД РСФСР, а затем, в 1923 г. в Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ), подчиненное СНК СССР. Роль этих органов в государстве постоянно возрастала. Преследованиям подвергались представители всех альтернативных социалистических партий.

Согласно ленинскому плану строительства социализма его важнейшей составляющей становилась «культурная революция». Ставилась задача идеологизации культуры и искусства, создания новой социалистической интеллигенции. Несомненным плюсом этой политики стала ликвидация неграмотности в СССР, развитие системы образования, которое стало доступным для рабочих и крестьян.

Происходило ужесточение цензуры. Те, кто не разделял господствующую идеологию, высылались за пределы государства. Так, в 1922 г. из страны был выдворен цвет российской гуманитарной интеллигенции. В эти годы происходит усиление гонений на церковь, включая разрушение храмов, репрессии против церковнослужителей.

Резолюция X съезда РКП (б) «О единстве партии» запрещала создание в партии фракционных групп. Но это не помешало возникновению бурных внутрипартийных дискуссий об оп­ределении основных принципов внутренней и внешней политики Советского государства. Кончина Ленина в январе 1924 г. обострила борьбу за лидерство в РКП (б).

Поскольку для реализации тоталитаризма необходимо существование сложных тоталитарных структур, а они не образуются в одночасье, режим, который существовал в Советской России, а затем и в СССР до 1929 г., можно назвать дототалитарным вариантом авторитарного режима. В это время уже существовала сильная прототалитарная партия, но, особенно в период НЭПа, сложилась ситуация общественной неопределенности, когда не было уверенности в неизбежности тоталитарного движения, что выразилось в спорах о путях общественного развития в 1920-е годы, которые велись в самой правящей коммунистической партии.

Когда к середине 1920-х годов стало ясно, что в ближайшее время не приходится ждать победы мировой революции, часть партийных лидеров во главе с Н. И. Бухариным выдвинула идею построения социализма в отдельно взятой стране. В таком случае политика НЭПа становилась долгосрочной перспективой развития СССР. Многие, в том числе набиравший влияние Генеральный секретарь ЦК РКП(б) И. В. Сталин, выступали за свертывание НЭПа, возврат к административно-командным методам руководства экономикой. Приоритетной задачей в хозяйственной сфере становилась ускоренная индустриализация и создание современного военно-промышленного комплекса. Связанной с этой задачей должна была стать коллективизация сельского хозяйства. В этом случае должна была произойти ликвидация мелкобуржуазной стихии российской деревни, и последняя, в результате трансформации становилась надежным источником ресурсов для социалистической индустриализации.

Свертывание НЭПа в конце 1920-х годов предопределило окончательное установление в СССР тоталитарного режима. В своем завершенном виде он оформился в 1930-е годы прошлого века. Вот его главные черты:

1. Идеологический диктат коммунизма в редакции «Краткого курса истории ВКП(б)» настойчиво внедрялся в сознание советских людей через структурированный многочисленный идеологический аппарат. Одним из ключевых становится тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Инакомыслие искоренялось и жестко преследовалось, под предлогом усиления необходимой «революционной бдительности» поощрялось стукачество.

2. Коммунистическая партия (с 1925 г. ВКП(б)) являлась системообразующим центром тоталитарного режима в СССР, став своеобразной «партией-государством», в руках которой находились все руководящие рычаги. При этом ключевую роль играла партийно-государственная номенклатура, получившая возможность распоряжаться государственной собственностью. Во главе коммунистической партии находился её вождь, И. В. Сталин, культ личности которого целенаправленно формировался.

Массовые общественные организации: профсоюзы, комсомол, пионерия, творческие союзы – также находились под контролем Коммунистической партии.

3. Опорой сложившегося тоталитарного режима стали силовые структуры – армия и служба безопасности, НКВД (Наркомат внутренних дел) СССР, обладавший практически неограниченными полномочиями, находившийся с середины 1930-х годов под личным контролем И. В. Сталина.

4. Вся страна жила в страхе репрессий, жертвами массового террора стали миллионы человек. Никто не мог считать себя защищенным: партийные, советские, хозяйственные руководители, военные, рядовые члены партии, деятели науки и культуры, инженеры, рабо­чие, колхозники. Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения (ГУЛаг) в системе НКВД предоставляло власти многочисленную армию практически бесплатной силы, которая использовалась в строительстве, лесозаготовках, добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

5. Основой экономики являлась государственная собственность на средства производства. Колхозно-кооперативная собственность, упоминаемая в Конституции СССР 1936 г., на деле не отличалась от государственной. Директивная экономика управлялась через централизованную систему Госплана, Госснаба, отраслевых наркоматов, преобразованных в 1946 г. в министерства.

В период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. некоторые черты режима претерпели изменения. Так, в это время экономика приобретает мобилизационные черты. Репрессиям подверглись целые народы, которые были лишены государственности и сосланы: немцы Поволжья, калмыки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, крымские татары, балкарцы. Но в то же время в условиях смертельной опасности, нависшей над страной, власть обратилась к обществу, взывая к народному патриотизму. В годы войны прекратились преследования Русской Православной церкви, роль которой усилилась. Правящий режим начал переосмысливать и использовать в пропагандистских целях патриотическое наследие многовековой истории Государства Российского. В армии были восстановлены офицерские и генеральские звания, вводились погоны, награды, освященные именами героев прошлого, в войсках появляются гвардейские части.

В послевоенные годы И. В. Сталин проводил политику укрепления тоталитаризма, несмотря на то, что в это время в обществе проявлялись ожидания некоторой либерализации режима. Вновь возобновились политические репрессии, усилился тотальный контроль над духовной жизнью общества. Эти процессы были приостановлены только смертью И. В. Сталина 5 марта 1953 г.

 







Date: 2016-02-19; view: 392; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию