Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет социально-политической истории России. Предмет, методы и функции социально-политической истории





План семинара

Предмет, методы и функции социально-политической истории.

1.2. Влияние политической культуры и политических традиций России на развитие исторического процесса ХХ–ХХI вв.

Политические традиции и современность.

 

Предмет, методы и функции социально-политической истории

Понимание процессов, происходящих сегодня в России, невозможно без изучения ее исторического прошлого. Занимаясь социально-политической историей, необходимо видеть ее тесную связь с другими общественными науками, так как их объединяет общий объект исследования – жизнь общества во всем многообразии ее конкретных проявлений. Социально-политическая история России является интегративной дисциплиной, находящейся на стыке политологического, социологического и исторического знания. Она изучает процессы возникновения и функционирования различных политических и социальных институтов, общественно-политические процессы и движения, закономерности социально-политического развития общества.

Для определения специфики социально-политической проблематики в историческом процессе необходимо выяснить, какие функции осуществляет данная дисциплина, какие методы использует и каков ее понятийно-категориальный аппарат.

Как любая теоретическая наука, социально-политическая история использует общенаучные методы: анализ, синтез, дедукцию, индукцию, аналогию, абстрагирование и др. Используются и социологические методы: наблюдение, опрос. К наиболее распространенным методам исследования социально-политической истории следует отнести специально-исторические методы: историко-сравнительный, историко-генетический, системный, структурно-функциональный и др.

Опираясь на исторические методы, следует изучать социально-политическую жизнь общества в последовательном временном развитии, оценивать конкретные политические явления, процессы, события, факты с учетом времени, когда они происходили.

Сравнительный метод заключается в сопоставлении однотипных социально-политических явлений, что позволяет выявить наиболее целесообразные пути развития общества, рационально использовать передовой опыт различных стран и народов.

Системный метод дает возможность исследовать социально- политические явления, процессы как нечто целое посредством последовательного изучения большинства составляющих элементов в их тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

Структурно-функциональный метод позволяет исследовать структуры и функции составляющих политическую систему элементов. В этом плане он близок к системному методу, дополняет и развивает его.

Социологические методы помогают увидеть и выяснить тесные взаимосвязи между различными сферами жизни общества (экономической, социальной, политической, духовной), определить детерминанты общественного развития. Используются и другие научные методы.

Отражая многообразные связи, отношения в социально-политической сфере жизни, социально-политическая история выполняет определенные функции. Выделим наиболее важные.

Мировоззренческая функция формирует определенный взгляд на развитие общества, на место человека в социально-политической жизни, без чего невозможна сознательная деятельность индивида. Полученные в ходе изучения социально-политической истории знания способствуют формированию научного видения сложных и противоречивых социально-политических явлений.

Теоретико-познавательная функция связана с изучением явлений, процессов социально-политической жизни, выявлением особенностей, тенденций, закономерностей, действующих в общественной жизни, и отражением их в теоретической форме. Теоретико-познавательная функция заключается в познании исторического процесса, теоретическом обобщении социально-политических явлений, выявлении основных определяющих тенденций социально-политического развития общества. Происходит обогащение новыми знаниями о социально-политической действительности.

Методологическая функция основывается на использовании полученных знаний для дальнейших исследований социально-политического процесса, познания и преобразования социальной действительности.

Прогностическая функция проявляется в возможности, опираясь на научные знания, прогнозировать ход исторического развития, разрабатывать рациональные модели будущего социально-политического устройства общества, предлагать практические рекомендации по решению назревших проблем

Воспитательно-социализирующая функция выражается в формировании определенной культуры общества и отдельной личности. Знания социально-политической истории помогают человеку осознавать и реализовывать свои социальные и политические интересы, гражданские и политические права.


Основное содержание науки отражается в ее категориально-понятийном аппарате. К терминам социально-политической истории могут быть отнесены следующие: исторический факт, социально-политическое движение, революция и реформа, социальная структура, национальные интересы, партия, идеология и др. Социально-политическая теория несомненно опирается на категориальный аппарат всего обществознания.

По мере развития общества его социально-политическая жизнь усложняется и обогащается новыми явлениями и понятиями, которые необходимо осмыслить и объяснить. Роль социально-политической истории особенно возрастает в условиях кардинального реформирования общества, когда происходят серьезные изменения в структуре политической системы, в содержании социально-политического процесса, в деятельности социальных институтов.

1.2. Влияние политической культуры и политических традиций России на развитие исторического процесса ХХ–ХХI вв.

Сами по себе исторические факты ничего не объясняют, а только фиксируют, констатируют свершение определенного события. Поэтому необходима научная интерпретация, толкование исторического факта. Правильное понимание и объяснение любого исторического действия невозможно вне историко-культурного контекста. Поэтому важно определить специфику российской политической культуры и ее влияние на становление и развитие российской цивилизации. Она оказывает влияние на формы, функционирование и развитие государственных и социально-политических институтов, задает направление социально-политическому процессу, обусловливает политическое поведение широких масс. Культурные цивилизационные особенности консервативны по своей сущности и могут сохраняться неизменными на протяжении длительного времени. Они устойчивы к социально-политическим, экономическим и даже идеологическим потрясениям. Понимание социально-политической истории России невозможно без их учета.

Остановимся на некоторых особенностях российской политической культуры.

Характерной чертой российской политической культуры является ее патерналистский характер. Патернализм понимается как распространение родственных отношений на политические, когда государство рассматривается по аналогии с семьей. Отношения между правителями и подданными (позднее – гражданами) строились по аналогии с отношениями между главой семьи (отцом) и детьми. Патерналистский характер взаимоотношений между властью и народом можно проследить на протяжении всей истории России: «царь-батюшка» в царской России, «Сталин – отец родной» в советской России и т.д. Российский гражданин, как правило, не рассматривал себя в качестве самостоятельного политического субъекта, все надежды связывал не с собственной активностью, а с государством, уповая на него как на последнюю инстанцию, как на защитника. Отсюда вытекает этатистская ориентация политической культуры (этатизм – это направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития).

Эта черта напрямую связана со следующей особенностью российской политической культуры – ее властноцентричностью, которая оборачивается сакрализацией верховной власти, восприятием ее как особой всезнающей и всеумеющей. Сформировалось представление о том, что только правителем может быть принято верное решение, от него в первую очередь зависит правильный выбор пути развития общества.


Еще одна черта политической культуры России – преобладание ценностей коммунитаризма (общинности). Понимание мира как сообщества людей, как особой социальной структуры является своеобразием российского менталитета. Общинный коллективизм воплощал в себе приоритет интересов общества, класса, государства над интересами и ценностями отдельной личности.

Практически на всем протяжении истории политическая культура России носила религиозный характер. Данную особенность активно использовали в советское время. Известный русский мыслитель Н.А. Бердяев писал об этом в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма»: «Советское коммунистическое государство имеет большое сходство по своей духовной конструкции с московским православным царством»[1]. Формально провозгласив атеистическое государство, власть по сути использовала религиозность русского народа, предложив в качестве новой религии марксистско-ленинскую идеологию. Примеров может быть приведено множество. Посещение мавзолея вызывало ассоциацию с поклонением мощам святых. Советские демонстрации с несением портретов руководителей партии и правительства напоминали крестные ходы с иконами в руках верующих. Моральный кодекс строителя коммунизма по сути своей представлял свод христианских добродетелей. Коммунистическое общество предлагалось в качестве аналога рая на земле. Даже в государственных официальных правовых актах использовались положения, которые непосредственно отсылают нас к Святому Писанию. Так в ст. 12 сталинской Конституции 1936 г. записано: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу “кто не работает, тот не ест”». Часть этой статьи напрямую заимствована из Библии, Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам (Солунянам): «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

Являясь во многом преемницей Византийской цивилизации, Россия восприняла от нее и имперскую идею. Россия как многонациональное и многоконфессиональное государство не могла бы существовать без сильной центральной власти. Данное обстоятельство приводило к осознанию необходимости подчинения личности власти и государству. Поэтому идеализация сильного централизованного государства была характерной чертой российской ментальности.

Политическая культура современного российского общества внутренне противоречива. В ней одновременно сосуществуют различные культурные типы, которые взаимоисключают друг друга: демократизм и авторитаризм, принятие глобализации, стремление к изоляционизму, этатизм и анархизм.

Многообразие таких моделей говорит об отсутствии четких представлений о сущности происходящих в обществе перемен и возможностей прогнозирования путей будущего развития. Преодолеть существующее положение вещей возможно через изучение прошлого, использование исторического опыта.

И здесь важно рассмотреть, как влияют политические традиции на современный ход развития истории.

 








Date: 2016-02-19; view: 529; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию