Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Из Интернета. Что вообще влияет на то, какими вырастут наши дети?
Что вообще влияет на то, какими вырастут наши дети? В первую очередь, конечно, генотип. Он будет во многом определять пол, склонности, характер. Второй фактор, не менее важный и столь же влиятельный — среда, в которой растет ребенок. Среда, как широкое социальное окружение (страна, социум в целом), так и как узкое окружение (школа, двор, семья). Будут оказывать влияние как широкий исторический контекст — сформированные модели поведения, устои, традиции страны, в которой живет ребенок, так и узкий контекст — особенности семьи, ее установки, послания, трансляции. С этой точки зрения, очень велика вероятность того, что ваши дети будут очень похожи на вас, и в отношении того, что вы им передали через генотип, и того, в какой атмосфере они выросли. И потому, если вам хочется поругать ваших детей, подумайте, к кому в первую очередь стоит направить свое недовольство. Очень часто родителю трудно понять, где начинается и где заканчивается его ответственность за то, каким вырос его ребенок. 5акон здесь прост: чем старше ребенок, тем больше ответственности на нем самом. Потому что ответственность — это не что иное, как способность отвечать. А у него появляется возможность отвечать тогда, когда появляются полномочия, то есть возможность распоряжаться собой. Если вашему «ребенку» за сорок, а вы до сих пор не отпустили его, у него мало собственной ответственности. Он отвечает лишь за то, что не сопротивляется вашему крепкому материнскому объятию, в котором вы его все еще держите. Все остальное, его радости и горести — ваша «заслуга». Но родительская психика уж так устроена, что многие из нас склонны приписывать все победы нашего ребенка своему влиянию, а все его ошибки и трудности — исключительно ему самому, мы не при чем. Мы же учили его «только хорошему». Есть, конечно, и те, что впадают в другую крайность: в постоянно живущую и всепроникающую родительскую вину за его любую ошибку, травму или промах. Вина всегда тесно связана с ответственностью. Вы не можете чувствовать себя виноватым за то, за что не взяли ответственность. Поэтому постоянная родительская вина — яркий показатель того, что кто-то слишком много берет на себя, лишая при этом собственного ребенка его части ответственности. Разобраться с такой непростой данностью, как родительская ответственность, непросто. Но уверяю вас, это стоит делать. Ведь на каждом этапе взросления вашего малыша вам предстоит снова и снова решать эту задачу: насколько и за что вы отвечаете, а также — когда, насколько и за что пора дать возможность вашему ребенку нести ответственность самому. Если ваш ребенок никак не проходит стадию своего постепенного отделения от вас, то вы несете ответственность за то, что так и не отдали ему «руль» управления его собственной жизнью, а он — за то, что не взял. Очень часто невозможна передача «руля» управления без конфронтации с вами. И неизбежно встанет вопрос: а как вы отвечаете на конфронтацию? Разрешено ли вашим детям спорить с вами, иметь свое мнение, совершать свои ошибки? Или за собственные чувства и желания неизбежно последует кара, ваша злость, возмущение, попытка пристыдить? «Мал еще свое мнение иметь», — часто говорят родители о пятилетнем, семилетнем ребенке, и даже о подростке. «А когда можно будет?» — спрашиваю я. В восемнадцать? А откуда оно появится? Откуда возьмется умение его формулировать, произносить и отстаивать? И почему так страшно для некоторых родителей, если ребенок имеет свое мнение и оно в корне отличается от мнения взрослых? Страх потери авторитета, контроля, собственной нужности? Или, быть может, страх собственной возможной неправоты? Еще три десятка лет назад от детей требовалось послушание, знание идеологии, соответствие принципам партии, это делало их жизнь успешной, позволяло максимально приемлемо адаптироваться к тому, что ждет от них общество. Диссиденты существовали во все времена, и в советские тоже. Но для того чтобы быть диссидентом в СССР, требовалась невероятная психологическая устойчивость, мужество, внутренняя убежденность и готовность «пойти на костер» ради своих идей. Это было под силу только настоящим профессиональным, людям, которые существуют во все времена, которые меняют историю, рискуя при этом собственной жизнью. Иметь свободное мышление в несвободной стране — рискованно, и тем не менее кто-то из родителей шел на этот риск, позволяя себе и своим детям иметь широкий взгляд и не совпадающее с линией партии мнение. Но большинству было удобно и подходило то, что предлагалось страной. И когда наступили времена перемен, лучше и быстрее приспособились к изменяющимся условиям те, кто имел более широкий взгляд, те, кто не был так «послушен» и «убежден» в единственно возможном социалистическом способе жизни. Сейчас обществом востребованы разные люди. Выращенные в послушании становятся хорошими исполнителями и находят себя в том, чтобы работать на государство или чей-то бизнес. Способные же нести ответственность, иметь собственное мнение, принимать взрослые решения становятся теми, кто управляет уже существующими структурами или создает свои. Поэтому если вы хотите, чтобы ваши сын или дочь встали во главе бизнеса, достигли высот в карьере или просто смогли успешно заниматься своим делом, вам стоит с раннего детства позволять им иметь свое мнение, следовать своим чувствам, учиться принимать свои решения, поступать по-своему и нести ответственность за свои поступки. У них также должна быть свобода выбора, возможность проявления себя, прекрасное умение формулировать свое мнение и способность отстаивать его. Всему этому будет непросто научить, если не умеете нсего этого сами. Она мать троих детей, и ей непросто. Она пришла ко мне вместе со средним ребенком, назовем его, к примеру, Петр. Ему пять, и она считает, что с ним почти невозможно сладить. Он обижает младшую дочь, все время в конфронтации со старшим. Если что не поего, он может ударить, раскричаться. Всех пытается подчинить своей воле. Ни уговоры, ни наказания не работают. · Правильно я поняла, что он очень отличается от других ваших детей? — Да, это так. Оба других моих ребенка совсем другие. Старший — спокойный и послушный. Он много занимается, старательный и добрый. Дочка — маленькая, милая, активная, как все маленькие дети. · И как вы реагируете, если ваша дочь что-то берет у вашего Петра, когда она, выражаясь нашим языком, нарушает его личност-ные границы? · Я, конечно, говорю ему, что она — маленькая и пока не понимает, что это его вещи. И прошу его учесть это, уступить ей. На что он всегда очень злится и в ответ может даже ее ударить. · И что вы делаете тогда? · Я могу остановить машину и сильно наказать его... Но это не помогает, через пять минут он снова может ударить ее. · Что вас больше всего пугает в этой ситуации? · Что у меня растет монстр, и я никак не могу с этим справиться. Мы поговорили о том, как трудно среднему ребенку справляться с тем, что он не первый и не главный, поскольку старшинство принадлежит не ему. Как непросто ему смирится с тем, что после появления младшей сестры он еще и лишен привилегий младшего ребенка. Говорили и о том, что именно Петру особенно важно ощущение собственного пространства и собственных вещей. И о том, что он острее, чем два других ребенка, чувствует детскую конкуренцию за мамино внимание и все время проигрывает в ней, поскольку чаще всего оказывается виноватым, плохим, провинившимся. Хотя всего лишь хочет быть любимым, важным для нее, принятым. · Судя по тому, как вам трудно с Петром, вы были совсем другим ребенком? · Конечно, я была правильной девочкой, успешно училась, делала, что говорят. И никогда не могла себе позволить возмущаться, качать права и, тем более, драться. · Так на кого он похож, по-вашему? Он же прирожденный лидер, человек, которому важно, чтобы все было так, как он это себе представляет. Он конкурентен и готов сражаться за свои цели, отстаивать то, что считает важным. Методы, конечно, пока выбирает не самые корректные. Ив нем действительно много накопленной злости за бесконечную несправедливость и постоянное ощущение собственной плохости и неугодности вам. Так в кого он у вас такая сильная личность, лидер? · Не знаю... ни в кого, наверное. · А ваш муж? — я смотрю на папу, который (вот счастье!) присутствует на нашей встрече, хотя по большей части молчит и наблюдает за тем, что происходит между нами. · Да... я был почти такой же, только братьев и сестер у меня не было, так что особенно не с кем было устраивать баталии. Но я не лидер. · А чем вы занимаетесь, кто по профессии? · Я держу авторемонтную мастерскую. · В смысле вы — ее владелец и управляющий? · Нуда... · И при этом вы — не лидер, — улыбаюсь я. — Да, Петр очень тянется к отцу, — снова вступает мама, — он готов не отходить от него ни на шаг, как только тот приходит с работы. Вот только он так редко бывает дома, сами понимаете, много дел... Типичная ситуация, действительно непростая для этой замечательной мамы — воспитывать человека, столь не похожего на нее саму, к тому же мальчика. Без более активного участия папы будет никак не обойтись. Ей удавалось справляться с воспитанием старшего сына, ведь он так похож на нее, такой же милый, тихий, спокойный, рассудительный, послушный. Но как же непросто ей с другим ребенком, который так сильно отличается от нее самой. Она пытается вставить его в собственные рамки и представления — и не может, потому что это вызывает в нем все возрастающую злость и возмущение. Не только потому, что он не таков, каким она мечтала бы его видеть, но еще и потому, что он ощущает себя в семье не таким, как все, отвергаемым, виноватым, плохим. Так как же вырастить из своего мальчика «настоящего мужчину»? Вопрос, безусловно, в том, что именно вы под этим понимаете. Допустим, в ваш материнский набор «настоящего мужчины» входит ум, доброта, чувство справедливости, корректность, вежливость, способность сопереживать и поддерживать. А ваш муж может считать, что сыну непременно нужно быть смелым, сильным, способным за себя постоять, успешным, активным, богатым. Тогда, если мальчика воспитываете, главным образом, вы, вам захочется его оберегать — и ему трудно будет стать смелым, вы будете запрещать ему проявлять агрессию (ибо это будет противоречить вашим представлениям о доброте) — ему будет трудно за себя постоять (ибо вы будете ждать от него корректности и справедливости), и ему будет трудно стать успешным и богатым. Ребенку тяжело находиться в противоречивости ваших посланий, он будет пытаться угодить и вам, и отцу, что очень нелегко, и ему будет почти невозможно в этой ситуации стать самим собой. Согласно концепции К. Юнга, вне зависимости от пола в нас присутствует и женская и мужская составляющая. Мальчик, у которого женская составляющая задавлена и сильно представлена мужская — силен, агрессивен, конкурентен настолько, что способен идти по головам, он готов уничтожить того, кто мешает достижению его целей, он может подавлять окружающих, не считаясь с их желаниями, быть смелым до полного бесстрашия, активен до грубости, рационален до занудства. Вряд ли он вырастет в «настоящего мужчину». Но если его мать — «настоящая женщина», то она всем своим существованием научит его заботиться о слабых, учитывать потребности и желания окружающих, понимать, как устроены другие люди, защищать того, кто нуждается в защите. Но, к сожалению, далеко не каждая, рожденная женщиной, становится таковой. И, как мы говорили, женщина может остаться только матерью, так и не воплотив то, что предусмотрено самой природой.И тогда ей трудно будет воспитать «настоящего мужчину», поскольку таковым его может сделать только «настоящая женщина». Женщина-мать, ставшая только матерью, часто делает что-то за сына, подстраивается под него, ущемляя ради этого саму себя, она жертвует собой, посвящает себя ему и при этом ждет благодарности и преданности, ожидает последующего служения ей и отдавания сыновних «долгов». Она подсознательно пытается стать настолько нужной и незаменимой для него, чтобы любая женщина потом проигрывала в сравнении с ее способностью угодить своему сыну и позаботиться о нем. Потому что в ее жизни он — главный и единственный «мужчина». И он навеки ее, она ведь столько ему отдала, столько вложила. Ее сила, воля и суперконтроль сами собой сделают его слабым, зависимым, подчиненным. Она, пожертвовавшая ради него всем, поневоле будет ждать жертвы и от него, и он сделает это — принесет ей на блюдечке всю свою нереализованную и не свершившуюся жизнь. Вся ее энергия, любовь, ожидания, надежды устремлены только к нему. Она так хочет вырастить из него «мужчину, которого она сама хотела бы иметь». Она так ждет, что вот-вот он сейчас реализуется, свершит великие дела... Но вместо этого ей так часто приходится быть недовольной им, поскольку он так редко соответсствует этому идеалу. Ведь если у нее нет мужа, а у ребенка отца, го на ней лежит вся ответственность, и по тому, каким он станет, будут судить о ней, так как она женщина-мать. Значит, он ни в коей мере не должен ее разочаровать, но... непременно сделает это, будучи не в силах заменить ей идеального мужчину, ибо он всего лишь ее сын. Он не совершит великих подвигов, потому что ему так и не удалось стать собой. Женщина-мать, способная быть еще и женщиной. У нее есть свой мужчина, она занята своей жизнью и рада тому, что у нее растет мальчик. Она дает ему то, что способна и готова дать, все остальное он учится просить, или требовать, или добиваться. Она ему иногда разрешает, иногда отказывает, когда считает нужным и правильным отказать. Она выдерживает его недовольство и злость по этому поводу еще и потому, что у нее есть мужчина, который может встать на ее сторону, защитить. Он учится уважать ее желания и ее пространство, и она платит ему тем же, разрешая устраивать жизнь по своему вкусу. Она верит в его способности справляться со своей жизнью и доверяет в принятии решений. От этого он, скорее всего, будет обращаться к ней за советом, приносить ей свои победы и приходить именно к ней за утешением, поскольку рядом с ней он понимает, что поражения временны и он по-прежнему хорош и любим, и она все также верит в него. Она не посвящает себя ему всецело, и ему хочется ее понять: она же такая другая, таинственная, непостижимая; и через нее он учится понимать других женщин. Она не тащит все на себе, и ему часто хочется ей помочь, ему, как правило, приятно это, потому что она всегда искренне и от души благодарит его за помощь. Ее слабость актуализирует в нем силу и желание защищать ее и заодно — всех тех, кто нуждается в защите. Ей нет необходимости гордиться им, потому что ей не так важны его результаты, ей лишь важно то, что он идет своим путем. Мужчина-отец, так и не ставший мужчиной. Где-то в глубине души он совсем не уверен в своих мужских качествах и потому подсознательно боится, что сын, которого он растит, тоже будет недостаточно силен (смел, активен, умен, успешен и т.д.). Страх заставляет его быть осуждающим, контролирующим, критикующим, что только усиливает в ребенке те самые качества, от которых желает избавить его родитель. Поскольку отец недостаточно верит в себя, он убежден, что сына ни в коем случае нельзя упускать из- под своего родительского контроля. Контроль делает мальчика зависимым, боящимся, неуверенным в себе, что только подтверждает версию отца о том, что его сын нуждается в постоянном курировании, отслеживании и понукании. Мужчине-отцу важно всегда чувствовать себя авторитетным также и потому, что он бессознательно конкурирует с собственным сыном, когда тот пытается встать на ноги или добиться чего- то. Такого рода поведение может быть расценено отцом как «попытка к бегству» из-под его могущественного покровительства или как попытка стать сильнее, успешнее, весомее, чем он сам. Кроме того, это чревато потерей контроля над собственным ребенком, а значит, возможной потерей власти, с которой ему так тяжело расставаться, ведь если у него не останется власти и мнимого авторитета, у него не останется ничего. Такой отец будет, с одной стороны, от всей души желать, чтобы его сын стал «настоящим мужчиной», а с другой, будет спокойнее и увереннее чувствовать себя рядом с несостоявшимся мужчиной, который всегда будет выгодно оттенять уже чего-то добившегося отца. Конкуренция с собственным сыном, конечно, архетипическая история, встречающаяся во многих мифах. Целая череда богов мужского пола в какой-то момент получают предсказание из надежных источников о том, что новорожденный сын, выросши, отнимет у них власть, свергнет с престола, возможно, убьет. Возмущенный бог предпринимает соответствующие меры по уничтожению новорожденного сына, но всезнающая мать вовремя спасает младенца, и он, вырастая, действительно, намеренно или случайно убивает своего отца. Конкуренция между отцом и сыном, безусловно, естественное явление. Она имеет под собой основание, потому что чем старше сын, тем больше у него сил, способностей, власти, и чем он старше, тем старее отец. И если стареющий отец не готов принять угасание собственных сил и постепенно переходить от переживаний собственного угасания к мудрости, которую готова дать старость, то ему непросто будет принять то, что у его только набирающего энергию сына больше власти и возможностей. Конкуренцию с собственным ребенком совсем непросто признать, так же как и факт постепенного ограничения своих возможностей. Поэтому наши мало осознающие себя отцы иногда так несправедливо критичны к своим сыновьям, они всегда недовольны и часто раздражены. Им кажется, что они делают великое дело — воспитывают «настоящего мужчину» из своего сына, бесконечно понукая его, вмешиваясь во все, что тот делает, комментируя и критикуя любой шаг, каждый раз подчеркивая свое превосходство и умение быстро решить ту проблему, которую их растущий ребенок решить не в состоянии. Отцам кажется, что это поможет ему становиться лучше, стремиться к тому, чтобы сделать что-то великое, дабы заслужить похвалу своего отца. И они ошибаются, потому что это убивает в сыновьях автономность, делает их зависимыми от чужой оценки, укрепляет в них неуверенность, выбивает из-под них опору. Все, чему обучается такой мальчик, — находить в своей жизни сильную фигуру и служить ей, изо всех сил добиваясь ее расположения. Мужчина-отец, ставший мужчиной. Он уверен в себе, уверен в своей власти и в том, что, даже старея, он сможет найти себе применение. Он по-настоящему силен, и потому ему не надо контролировать все окружающее, чтобы суметь отреагировать на то, что обстоятельства изменятся. Он всегда готов встретиться с чем-то новым, потому что не боится непредсказуемости и неопределенности. Он через многое прошел и многое понял, и поэтому знает: что бы ни случилось, он сделает все, что от него зависит, либо погибнет. Он уважает смерть, но не боится ее и не стремится к ней. Его бесстрашие всегда обоснованно и не граничит с безрассудством, ведь ему никому не надо доказывать, что он силен и смел. Он готов ко всему, что бы ни преподнесла ему жизнь, но предпочитает выстраивать ее такой, какой хочет видеть. В процессе жизни он создает свои смыслы и ценности, формирует свои позиции, обзаводится собственностью, создает свой дом, семью и всегда готов защищать все то, что ему дорого и важно. Он учит, а не поучает своих сыновей. Учится сам у своей жены понимать своих детей. Ему легко верить в их способность преодолевать препятствия, поскольку помнит, как делал это сам. Он приходит на помощь только тогда, когда его об этом попросят, не делая за сына, а делая вместе с ним. Он не контролирует, а поддерживает в ребенке способность и желание самоконтроля. Он не боится утратить авторитет, поэтому позволяет конфронтации случаться, понимая, что именно она помогает формироваться и проявляться позиции сына. Отец не мешает ему ошибаться, потому что знает, что любой самостоятельно полученный жизненный опыт — самый ценный, и на чужих ошибках нельзя ничему научиться. Не навязывая своего мнения, знания, способа жить, он становится для сына самой важной моделью того, каким бы он хотел быть. И при этом он всегда поддерживает своего мальчика в том, чтобы тот стал именно тем, кем призван стать. У такого отца нет необходимости в конкуренции с собственным сыном, поскольку он уверен в себе, уверен в нем, и ему не нужно доказывать миру и себе самому, что он чего-то да стоит, чего- то да добился в этой жизни. Он может стать живым примером, рядом с которым хочется расти и свершать подвиги. Теперь поговорим о девочках. Женщина-мать, ставшая только матерью, воспитывая свою дочь, как уже говорилось ранее, будет передавать ей ту же самую модель близких отношений. В результате, выросшая дочь будет становиться только-матерью не только своим детям, но и своим мужчинам, подругам, сослуживцам. Она будет покровительствовать, спасать, заботиться, контролировать, советовать и ухаживать. Отношения с мужчиной у ее матери либо идеализированы, и тогда, конечно, мало кто способен соответствовать ее идеалу, либо обесценены. Поэтому она, скорее всего, передаст дочери представление о мужчинах как о безобразных существах, оскорбляющих и осложняющих жизнь женщины, либо как об идеальных «принцах», которые встречаются только в сказках и обладают суммой качеств, не способных соединиться в одном реальном человеке. Такую дочь ждет либо постоянное разочарование в мужчинах, либо «уматерение» их с уже объясненными мною последствиями. Женщина-мать, лишившая себя радостей личного счастья, запретившая себе получать удовольствие от собственного тела, посвятившая себя воспитанию детей, будет всегда ждать от них воздаяния за принесенную ею жертву. Ей будет страшно потерять свое влияние на жизнь дочери, и она будет участвовать в ней с великим рвением, иногда заходясь от святости возложенной на нее задачи. Поэтому в глубине души ей совсем невыгодно, чтобы дочь устроила свое личное счастье, поскольку тогда влияние на ее жизнь придется делить с ее новоявленной семьей, а то его можно и вовсе потерять, если зять окажется «крепким». Женщине-матери свойственна неосознанная конкуренция. Расцветающая женственность и красота ее дочери может быть весьма опасной для ее собственнических планов, и она, порой невольно, начинает направлять к дочери послания о неказистости ее фигуры, непривлекательности вида, отсутствия вкуса и т.д. К тому же ей приходится признавать, что собственная красота увядает, так и оставшись практически невостребованной. Ее тело теряет былую привлекательность, так и не получив столько наслаждений, сколько ему полагалось. Ей становится обидно, когда дочь приходит со свиданий с горящими от удовольствия и возбуждения глазами, и обида быстро вуалируется под видом страха о дочерней безопасности, сохранности ее невинности. И если дочь все же решится последовать за своими желаниями, то она непременно будет застыжена, осуждена и раскритикована такой матерью. Ее скованность, стыд и страх вскоре непременно отразится на отношениях с молодым человеком, они поссорятся, и придет черед торжества той, что всегда говорила, что мужчинам нельзя доверять, «поматросят и бросят!», «лучше б матери помогала, чем по свиданиям шляться». Расцветающая женственность вскоре перейдет в зажатость, скованность и недоверие, и при полном отсутствии перед глазами внятной модели отношений между женщиной и мужчиной, девочка практически обречена на повторение материнской судьбы, если в какой-то момент жизни не начнет заниматься собой. Но... даже если начнет, при всем этом ей придется преодолеть практически непреодолимое сопротивление матери, которая, чувствуя, что теряет контроль над маленькой женщиной, будет стремиться всеми силами вернуть ее в прежнее, зависимое состояние. Женщина-мать, способная быть еще и женщиной, воспитывает свою дочь, радуясь и гордясь тем, что мир станет богаче на еще одно красивейшее, умнейшее и добрейшее существо. Она учит ее не только тому, как быть красивой и привлекательной, но и тому, как понимать себя, людей, мир. Как принимать различия, интересоваться новым, заботиться по-женски и принимать чужую заботу. Как понимать, видеть и создавать красоту во всех ее проявлениях. Любя своего мужчину, она неявно учит дочь этому искусству — любить мужчин, передавая ей бесценный опыт, который так важен и ценен для будущей молодой женщины. У нее нет страха или предубеждения перед мужским полом, потому что она знает о том, что достойные молодые люди всегда есть и уж ее дочь, конечно, выберет себе хорошего парня, из которого со временем получится настоящий мужчина (не без участия ее прекрасной дочери, впрочем). Ей нет необходимости вмешиваться в жизнь «молодых», поскольку она верит в то, что они разберутся со своими отношениями, что бы ни случилось. Если будет в том необходимость, она готова дать дочери мудрый совет, но никак не раньше, чем та о нем попросит. Ей нет необходимости конкурировать с дочерью, поскольку, став однажды женщиной, она точно знает, что невозможно перестать ею быть, сколько бы лет ни исполнилось. Она умеет оставаться привлекательной, желанной и любимой, какой бы свой юбилей ей ни пришлось бы справить. Мужчине-отцу, так и не ставшему мужчиной, трудно растить из собственной дочери будущую женщину. Он либо самоустраняется от воспитания и близкого общения, отдаляясь от дочери, дабы случайно не «наломать дров», либо воспитывает ее как мальчика, и в том и другом случае не помогая ей стать настоящей женщиной. Взрослеющая дочь вызывает, как правило, сложные чувства у такого отца. Он не знает, как с ней общаться, о чем говорить, как прикасаться к ней так, чтобы это не переросло в эротическое объятие. Испытывая неловкость и вину от ее расцветающей женственности, такие отцы часто нелепо шутят, отпускают язвительные замечания насчет фигуры, лица, внешности, одежды своей дочери, часто не отдавая себе отчета в том, насколько значимы их замечания, сколько боли и разочарования в самой себе они могут доставить и без того не всегда уверенной в своей привлекательности молодой женщине. Часто, уже истерзанные этими противоречивыми чувствами (поскольку одновременно молодая и красивая дочь им все-таки может очень нравиться), такие отцы вообще предпочитают уйти от этой скользкой темы, концентрируя дочь и самих себя на ее учебе, занятиях музыкой, карьере. Ее достижения — значительно более безопасная территория, и они могут чувствовать себя там увереннее и «при деле». Не ставший мужчиной отец, как мы помним, видит в других мужчинах конкурентов и отчаянно сопротивляется любым попыткам приблизиться к дочери «недостойным» особям мужского пола. Такого мужчину не удовлетворит ни один парень, поскольку тех, кто не достиг его уровня, он будет считать недостойной партией, а те, кто уже достиг, будут вдвойне опасны. Дочери такого отца приходится выходить замуж чуть ли не тайно, либо пройдя через период конфликтов и непримиримых конфронтации с собственным отцом. Дочь, которую отец воспитывал, как сына, будет обладать завидными мужскими качествами, такая как раз по Некрасову и «коня на скаку...», и в «горящую избу...», ибо смела, отважна, вынослива, активна. Она все будет нести на своих плечах, включая... собственного мужа, которого может выбрать по комплиментарному признаку — слабого, безвольного, но доброго. Либо выбрав себе в мужья мужчину, похожего на ее отца, она всегда будет с ним конкурировать, что, как вы понимаете, не будет укреплять семью, и в итоге муж может выбрать те отношения, в которых попроще и можно просто быть мужчиной, не участвуя в ежедневных сражениях. Она всегда будет немного презирать этих настоящих женщин в красивых платьях, с прическами, нежностью лиц и томностью в голосе. Они для нее скучны и опасны, поскольку обладают знанием и силой, которую этой «папиной дочке» никогда не постичь. Мужчина-отец, ставший мужчиной, многое способен дать своей дочери. И это не только знакомая нам модель отношений, которыми будет пропитана его жизнь по отношению к ее матери и своей жене. Это еще и восхищение дочерью как женщиной, которая ею способна быть «с младенчества до старости седой». Он знает, что женщина — это не возраст и даже не пол, это призвание, зов души и тела, на который всегда готово откликнуться все женское существо его дочери. Он растит ее как маленькую принцессу, балуя не столько подарками, сколько своим вниманием, восхищением, лаской. Он не пугается эротичности своих чувств, потому что им всегда есть возможность приложения — его жена, его женщина всегда рядом. Он рассказывает своей принцессе о ней самой и о том, как устроен мир, он познает его вместе с ней, защищая ее от напастей, поддерживая ее в исследованиях нового, загадывая ей загадки. Он учит ее ценить и уважать себя саму и других людей и своим жизненным примером показывает, как важно отстаивать то, что любишь, чем дорожишь. Он предлагает ей мир, как царство, в котором она — будущая королева, способная править им справедливо и мудро. Он признает ее красоту, тем самым закладывая в ней уверенность в том, что она красива. Он любит ее и ее мать, тем самым учит ее быть любящей и любимой. Его не пугают претенденты на ее руку и сердце, ему даже не надо устраивать «рыцарских турниров» для того, чтобы выбрать достойнейшего, она сама найдет себе такого, кто будет способен полюбить ее со всей силой и благородством своего мужского сердца. Во все времена мальчишки в детстве хотят быть героями, а девочки — принцессами. Мудрость сказки подсказывает им правильный архетип. Ведь недостаточно просто родиться мужчиной или женщиной, ими важно стать. И сказочные герои — смелые, сильные, умные, способные на подвиги и свершения, вырастая из своих сказок, готовы стать настоящими мужчинами, а сказочные принцессы — красивые, мудрые, милые, глубокие, любящие — настоящими женщинами. Но только при условии, если сказка будет правильная и если им помогут все это сделать те, от которых так много зависит.
Date: 2016-02-19; view: 334; Нарушение авторских прав |