Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение 5 page





Переходная зона - область города, которая с учетом городской экологии окружает центральный деловой район. Хотя социально-экономическая структура такой зоны постоянно меняется из-за процессов роста городов и переселения, для нее характерны следующие факторы: высокий уровень миграции (поскольку бедные люди и вновь приехавшие вселяются сюда, а состоятельные переезжают в «лучшие районы» предместий), социальная разнородность, перенаселенность, широкие масштабы известных социальных проблем типа преступности, душевных заболеваний и алкоголизма. Совпадение этих проблем с сокращением жилищного фонда и распространением трущоб увенчалось в недавнем прошлом программами сноса непригодных зданий и строительства высотных домов. Конечно, материальная ткань окружающей среды считается важной, но специалисты по городской экологии утверждают, что отсутствие социальных связей и чувства общности, наблюдаемое в таких районах, - главная причина социальной патологии. Сравнительно недавно данный термин уступил свое место внутреннему городу, отмечающему рост устроенных общин людей, происходящих из меньшинств и эмигрировавших для работы в город, а также их потомков, которые испытывали дискриминацию, относительную депривацию, имели низкий социально-экономический статус и которых можно рассматривать как подкласс в капиталистическом обществе.

Постмодерн – эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторической потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

Постмодерн и постмодернизм - взаимосвязанные термины, означающие, что постмодерн - это культурная и идеологическая конфигурация, заменившая или заменяющая модерн; а постмодернизм - теории (включая новые движения в архитектуре и искусстве, а также социальные концепции, в частности, постструктурализм), объясняющие замену модерна (и модернизм) постмодерном. Определяемый по-разному, с различными аспектами общего явления, подчеркнутыми различными теоретиками, «постмодерн» характеризуется следующими особенностями: мир «прилива, отлива и фрагментации», без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; замена эмпирических теорий изображения и истины; усиление акцента на важности подсознательных, свободно плавающих знаках и образах; множественностью точек зрения. Его теории анализируют явление и одновременно способствуют ему. Ассоциируемые также с идеей «постиндустриальной эры» теоретики (Бодрияр (1983) и Лиотар (1984) ставят в центр переход от «производственного» к «воспроизводственному социальному порядку», в котором подражание и модели - в более широком значении знаки - все более лишают мир различия между видимостью и «реальностью». Лиотар считает отличительной чертой замену любой великой доктрины более локальными «оценками» действительности. Бодрияр говорит о «триумфе знаковой культуры». При выявлении новой характерной для постмодернизма ориентации, по сравнению с изображениями модерна как эры или определенного периода, появление постмодерна часто представляется как «настроение» или «расположение духа». Если модернизм в качестве движения в литературе и искусстве отличается реакцией на акцентировании представления, то постмодернизм ведет это движение на следующую стадию. Другую его особенность некоторые теоретики видят в том, что границы между «высшей» и «низшей» культурами имеют тенденцию разрушаться, например, в кино, джазе и рок-музыке. Согласно многим теоретикам, постмодернистские культурные движения, которые часто перекликаются с новыми политическими и социальными тенденциями в современном обществе, особенно тесно переплетаются с возрастающим значением новых классовых фракций, например, «экспрессивных профессий» внутри класса сферы услуг. Утверждая, что социология постмодерна - с ее опровержением «истины» - противоречива в терминах, Бауман в «Признаках постмодерна» (1992) доказывал, что социология постмодернизма - важная задача для социологии. Другим критиком является Энтони Гидденс, предпочитающий термины «высокий модерн» или «поздний модерн». Для него «проблемы, поднятые постмодерном, более интересны, чем предложенные постмодернизмом». Тем не менее постмодернистские социология и философия поднимают серьезные проблемы, открытые для дискурсивной оценки, даже если их опровержения «истины» иногда кажутся парадоксальными или противоречащими самим себе. Быть может, существуют две стороны постмодернизма, с которыми следует разобраться: «обнадеживающая» - совместимая с «рациональностью продолжения» и прогрессом (хотя и в радикально измененных формах), и «менее обнадеживающая» - без надежды избежать отклонений и беспорядка. Первая противопоставляется догматическим версиям рациональности и вызывает уважение за различные традиции по мере увеличения возможностей индивидуальной самореализации и творческого потенциала; вторая способна поддерживать потенциал релятивизма и нетерпимости.


Приматная городская система — городская система, где один город, как правило, национальная столица, концентрирует непропорционально большой объем населения и экономической активности.

Пространственно-временная конвергенция - процесс, вследствие которого расстояния «уменьшаются по времени», так как скорость транспортных средств увеличивается.

Пространство – 1. Свойство реальности, выражающееся в ее протяженности, структурности, сосуществовании и взаимодействии ее элементов.2. Совокупность субъектных аспектов жизненной среды – место жизни, существования человека как личности, индивидуальности в её социальном, культурном (мировоззренческом, ценностном и т.п.), коммуникативном, ментальном (личностно-историческом), метафизическом (идеально-фантастическом) измерениях.

Пространство социальное 1. Поле социальной деятельности, включающее совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении. 2. Представления индивида или группы о своем месте в обществе.

Политико-административное основание города - подходит к понятию города с правовой точки зрения и признает городом поселение с определенной территорией, которому государственной властью присвоены особые административные права.

Породнённые города – города различных государств, установившие между собой постоянные дружественные связи для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой, во имя достижения лучшего взаимопонимания.

Потребность – это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека, это рассогласование фактического и необходимого состояния: противоречие между «есть» и «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным.

Противоположность между городом и деревней (марксистское понятие)- антагонистические противоречия между городом и деревней, присущие всем классово-антагонистическим общественно-экономическим формациям и находящие выражение в уровне развития производительных сил.

Район города - часть территории города, выделенная в целях рациональной организации управления городским хозяйством, улучшения обслуживания населения города и приближения органов местного самоуправления в городе к населению.

Ратцель Фридрих (1844-1904) - немецкий мыслитель, наиболее крупный представитель социогеографии в социологии. Социологическая концепция Р., которую он называл «антропогеография», раскрывала связь природной среды и деятельности человека. Р. также сформулировал идею (но не термин) диффузионизма: заимствование и распространение культуры, каналы этого процесса; фактически проанализировал этногенез разных народов. Р. принадлежит формулирование семи законов «пространственного роста государств», основное содержание которых сводилось к неизбежности экспансии государств с целью выживания и улучшения своего географического положения.


Регион метрополии - большой ареал, испытывающий культурное и экономическое влияние метрополии. Р.М. больше, чем ареал метрополии, и простирается значительно дальше пригородов метрополий.

Резервный город - в США - один из 12 городов, где расположены федеральные резервные банки.

Сбалансированная городская система — городская система, где каждый город в городской иерархии относительно слабее стоящего выше его и относительно крупнее, стоящего выше.

Сегрегация — пространственное разделение жителей города на основании экономических, социальных, расовых признаков.

Село – аграрный сектор и сельское население в течение многих десятилетий выполняют роли ресурсного донора в плане перелива финансовых средств в другие отрасли экономики и поставщика трудовых ресурсов для города.

Сельско-городской континуум - концепция, согласно которой между сельскими и городскими общинами имеется не столько простой контраст, сколько градация типов общины с точки зрения их размера, плотности населения, степени разделения труда, изоляции, смысла общинной солидарности, темпов социального изменения и т.д. Концепция была представлена в 1920 г. Сорокиным и Циммерманом. Позднее Редфилд переименовал термин в народно-городской континуум, но с тем же значением. Данное понятие полезно, ибо контраст между сельскими и городскими общинами весьма значителен в разных обществах и в разные времена. Исторически, например, он был больше, чем в современных развитых странах, где в основном сельские общины имеют тесные отношения с городами и проникнуты городскими ценностями.

Сельские города – поселения,скрывающие под городским статусом свою во многом сельскую сущность. Широко практиковалось преобразование в города сельских поселений, обычно начинавших выполнять некоторые городские функции, чаще всего являясь административными центрами районов. Подобные процессы имеют давнюю историю. В ходе административной реформы 1775-1785 годов в правление Екатерины II путем преобразования из сел было учреждено 165 новых городов. Преобразование сел в города на протяжении XX в. шло постоянно, и в некоторых районах страны такие «сельские» города, сохранившие во многом сельские черты, составляют значительную часть городов. Нередко их происхождение выдает типично сельское имя, которому «не догадались» придать городское звучание - Алексеевка, Рузаевка, Зуевка и т.п. Развивая и наращивая городские функции, такие поселения не отказываются и от прежних сельских. Они сохраняют сельские черты в планировке, застройке, образе жизни обитателей. Это интересный симбиоз села и города, причем обе составные части - сельская сельскохозяйственная и промышленная городская - имеют активную динамику и развиваются в тесной взаимосвязанности. Промышленно-городское здесь не вытесняет сельское, а, как правило, основывается на нем и способствует его росту. Развитые растениеводство и животноводство обеспечивают сырьем многоотраслевую пищевую промышленность - мясомолочную, плодо- и овощеконсервную, винодельческую, мукомольную. Преобладает усадебная застройка с обильными садами, виноградниками, огородами.


Сети роста — ключевое понятие социопространственного подхода к изучению города, часто временные ассоциации людей (агентств), но не только структур власти, объединенных ради необходимости городского роста.

Сверхкрупный город – город с численностью населения свыше 3 миллионов человек.

Синойкизм -в Древней Греции - слияние, объединение нескольких ранее обособленных поселений в единое целое (полис).

Сообщество (community) — группа людей, объединенная географически, разделяющая общую культуру, ценности, обладающая общими расовыми, национальными, социальными признаками.

Социальный интерес - социологическая категория, обозначающая все то, что имеет какое-либо значение для удовлетворения социальных потребностей людей, а также сами потребности людей. С. И. классифицируют по группам: 1) по социальной структуре - индивидуальные, групповые, классовые, национальные, общегосударственные, общечеловеческие; 2) по сферам общественной жизни - экономические, политические, духовные; 3) по тенденциям общественного развития - прогрессивные, консервативные, реакционные; 4) по уровню отражения общественной жизни - реальные, абстрактные, мнимые, стихийные, осознанные.

Социальные ожидания - компоненты системы регуляции социального поведения, взаимодействия в группах, обществе, обычно неформализованные; система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей. Членам группы (общества), занимающим ту или иную социальную позицию, выполняющим ту или иную роль, другие взаимодействующие с ними представители группы предъявляют принятые в данной группе требования, касающиеся форм социального поведения, отношений, установок и т.п. Эти требования, предписания приобретают форму ожидания определенного поведения. Так, от матери окружающие ждут, что она будет заботиться о своем ребенке, от работника - что он будет добросовестно выполнять свои трудовые обязанности и т.п. С.О. представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличие от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе С.О. носят неформальный и не всегда осознаваемый характер. Вместе с тем С.О. не являются произвольными, они отражают степень обязательности, необходимости для группы (общества) предписываемой формы поведения, отношений, без которых группа (например, семья) не может успешно функционировать. Две основные стороны С.О. - право ожидать от окружающих поведения, соответствующего их ролевой позиции, и обязанность вести себя соответственно ожиданиям других людей. С.О. формируются на основе процессов антиципации - предвосхищения, предвидения, упреждения событий, реакций, отношений, результатов действий - и обеспечивают прогнозируемость поведения, а также санкций и ответных реакций на него. Основные функции С.О. состоят в упорядочении взаимодействий, повышении надежности системы социальных связей, согласованности действий и отношений между членами группы, общества, в повышении эффективности процессов адаптации и оценивания.

Социальный порядок - философско-социологическое понятие, представляющее объяснение того, каким образом социальные системы и их элементы связаны во времени и пространстве. В широком смысле концепции «С.П.» призваны ответить на вопрос: «Как возможно общество?». В более узком контексте понятие «С.П.» используется в философии, социологии, политологии и других социальных науках для обозначения установленных образцов, постоянных структур, процессов и изменений, присущих социуму, отражающихся на поведении и взаимодействии индивидов и на функционировании социальной системы в целом. Часто употребимыми также являются близкие по смыслу С.П. понятия «моральный П.» и «нормативный П.». Последний представляет собой систему правил и разделяемых ожиданий, которые регулируют частные социальные ситуации. Идея существования некоей всеобщей формы - С.П. - бытия социума возникает в философии античности (Платон, Аристотель). Однако в качестве понятия и конструирующих его концепций «С.П.» формулируется только в эпоху Просвещения в теории общественного договора. Наиболее известные социально-философские концепции ее принадлежат Т. Гоббсу, Дж. Локку и Ж.-Ж. Руссо. По утверждению Гоббса, безопасность и П. в обществе могут быть достигнуты только посредством заключения договора, согласно которому каждый гражданин уступает свою индивидуальную власть в пользу центральной власти (суверена), получая взамен защиту своей жизни и собственности. Альтернативную концепцию предлагал Локк. «Социальный договор», предложенный им, основывается на «природных законах» - стяжательстве и личном интересе. Руссо представлял «социальный контракт» как основанный на выражении «всеобщей воли» и требующий полного равенства индивидов и возможности демократического участия. Теории «социального договора», предложенные эпохой Просвещения, оказались достаточно привлекательными и плодотворными, разрабатываясь впоследствии (хотя и в существенно измененном виде) гораздо более поздними авторами. Так, Спенсер трактовал С.П. в индустриальном обществе, как основанный на совместимых личных интересах и договорных отношениях; к анализу проблематики С.П. через условия общественного договора подходили Поппер и Хайек. С некоторой степенью условности можно выделить два классических направления анализа С.П. Первое связывают с именами Дюркгейма, Парсонса и социально-философской традицией функционализма. Дюркгейм исходил из критики утилитаристских концепций, в том числе концепции социального договора. Он постулирует центральность морали и духовности в объяснении процессов социальной интеграции и П. Продолжая данное рассуждение, Парсонс определил С.П. в обществе как основанный на поддержании и принятии социальных норм и ценностей. Различие концепций Парсонса и Дюркгейма в том, что последний не отрицает наличия и необходимости конфликтов и других деструктивных элементов, особенно в периоды быстрых социальных изменений. Парсонс, напротив, ставит во главу угла социальную солидарность и гармонию как необходимое условие С.П. Само понятие «С.П.» в теории Парсонса является антитезой «дезинтеграции». Последовательная позиция Парсонса в наделении социального консенсуса и солидарности решающим значением в концепции С.П. справедливо подвергалась резкой критике со стороны теоретиков социального конфликта и социальных изменений. Второе направление анализа С.П. развивалось в рамках марксистской традиции. Акцентуируя неравенство материального положения и политической власти в капиталистическом обществе как источник постоянного всеобъемлющего конфликта, Маркс определяет С.П. как поддерживаемый насильственно, за счет экономического, политического и правового принуждения в обществе. Впоследствии в данную материалистическую трактовку С.П. привносится и ценностный нормативный элемент - доминирующая идеология. Наиболее интересные современные концепции С.П. не обнаруживают тенденции строгого следования одному из заданных направлений, скорее - напротив. Например, Бурдье основывает теорию С.П. на понятии воспроизводства «современной культуры, которая благоприятствует интересам находящихся у власти через дифференцированную систему дистрибуции знания, через образовательные институты», что, по сути, представляет собой оригинальное соединение классических подходов. С критикой обоих направлений выступает в своей работе «Солидарность и раскол» (1992) Д. Локвуд, демонстрируя, что и Маркс, и Дюркгейм оказались не в состоянии удовлетворительно решить поставленную задачу, поскольку использовали в своих доказательствах категории, дополняющие друг друга. Как правило, концепции С.П. представляют собой теории макроуровня, но существует ряд социально-философских направлений, анализирующих воспроизводство и реализацию С.П. на микроуровне (теория символического интеракционизма, теория социального обмена и т.п.).

Социология города - специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей; а предметом изучения - механизм городского устройства как способ взаимосвязи и взаимодействия подсистем и их свойств, которые составляют структуру социально - пространственной системы города. Это производственная инфраструктура города, города социальная инфраструктура, городской образ жизни, городская культура, городского населения социальный состав, городского населения социальная стратификация, города социальная морфология. Специфика взаимодействия названных подсистем выступает фактором, определяющим состояние экологии города. Город - доминирующая в настоящее время социально-пространственная форма существования общества, которая отличается высокой степенью организации среды жизнедеятельности, большим разнообразием форм и видов деятельности населения, динамизмом социального развития, архитектурным разнообразием, значительной автономностью и относительно законченной социальной структурой, почти адекватной структуре общества (государства). Возникновение С.Г. на Западе связано в первую очередь с работами М. Вебера, Г. Зиммеля, О. Шпенглера. В своей книге «Город» (1905) Вебер дал характеристику города как социального института. Становление С.Г. в США в середине 1920-х традиционно связывается с именами социологов - представителей Чикагской школы - Р. Парка, Э. Бёрджесса, Л. Вирта, которые в этот период выпустили свою программную книгу «Город», где описали механизмы пространственной организации города. Существенный вклад в развитие С.Г. внесли Н.А. Аитов, Э.К. Васильева, Г.М. Лаппо, М.Н. Межевич, Э.А. Орлова, И.Ю. Родзинская, В.О. Рукавишников, О.И. Шкаратан, О.Н. Яницкий, З.А. Янкова и др. В круг проблем, изучаемых С.Г., традиционно входят: определение места и роли города в обществе; выявление факторов появления и развития городов; изучение подсистем механизма городского устройства и взаимосвязей между ними; определение социальных факторов и следствий миграции городского населения; построение типологии городов; поиск путей и методов научно обоснованного управления развитием городов. Среди проблем, стоящих перед С.Г. в настоящее время, наиболее актуальна проблема городской экологии. Бурно разворачивающийся процесс урбанизации породил острое противоречие между стремительным ростом городов, потребляющих ресурсы из окружающей среды, и возможностями природной среды восполнять эти ресурсы. Не менее острой проблемой является проблема социальной экологии города. Тотальное распространение городского образа жизни на все общество, помимо связанных с этим процессом позитивных моментов, зачастую опережает психологическую готовность людей к непосредственному погружению в далеко еще не совершенное, бесконечно разнообразное и поразительно «плотное» городское культурное пространство. Следствием этого является высокий уровень подсознательной (а иногда и сознательной) агрессии, различные виды деструктивного, девиантного поведения и т.д. Разрешение этих противоречий - одно из непременных условий дальнейшего развития общества. С.Г. относится к группе специальных социологических теорий - социология села, социология малых групп, социология молодежи, социология народонаселения, - которые исследуют соответствующие социально-территориальные общности. Специфика подхода С.Г. к исследованию своего объекта заключается в том, что эта специальная социологическая теория описывает не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере социально-пространственной общности города, и даже не просто взаимосвязи между ними, а нечто значительно более сложное: механизм городского устройства, который порождает и регулирует эти взаимосвязи. Такая трактовка предмета изучения С.Г. позволяет определить ее как объяснительную теорию, главная задача которой заключается в раскрытии сущности изучаемого объекта путем установления связей и отношений, определяющих его существенные черты. Данная задача решается посредством изучения закономерностей функционирования механизма городского устройства, фиксирующего эти связи и отношения. В философском смысле под механизмом городского устройства понимается самодостаточное средство воспроизводства и регулирования социально пространственной системы города. В социологическом - способ взаимосвязи подсистем, составляющих структуру этой системы. Охарактеризуем основные черты механизма городского устройства. Основной функцией названного механизма является воспроизводство и регулирование городской системы как основной формы расселения людей, отвечающей современным потребностям развития общества. 1) в качестве субъектов механизма городского устройства, за счет активности которых этот механизм может функционировать, выступают различные социальные группы городского населения. 2) рассматриваемый механизм базируется на совокупности социальных норм и культурных образцов, определяющих устойчивые формы социального поведения, воспроизводящие городской образ жизни. 3) в состав механизма городского устройства входят явления, относящиеся к общественному бытию и общественному сознанию. Первые составляют материально-предметную сторону городской системы, вторые включают как научное, так и обыденное сознание жителей города, выражающееся в их общественном мнении, социальных ожиданиях, установках и настроениях. В описываемом механизме содержатся как управляемые, так и слабо или совсем не управляемые элементы. К первым относятся, например, правовые элементы работы механизма, они изменяются сравнительно быстро под воздействием субъекта управления. Ко вторым - элементы, подверженные влиянию естественно-исторических процессов (например, демографических). Системный характер механизма городского устройства проявляется, во-первых, в наличии внешних функциональных связей города с обществом и, во-вторых, внутренних связей между элементами, образующими механизм. Раскрытие закономерностей функционирования описанного механизма - главная задача С.Г. Решение этой задачи обеспечивает в каждом конкретном случае научно обоснованное городское планирование социального развития и развития города в целом.

Способность – это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества. Социаль­ность способности человека выражает ее социокультурную обусловленность, зависимость от социального опыта человече­ства. Даже биологичес­кие способности человека осоциалены, окультурены.

Средний город -в Украине - город с численностью населения от 50 до 100 тысяч человек.

Стиль жизни социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации. Стилевые особенности жизнедеятельности носят локальный и индивидуальный характер. Совокупность образцов поведения индивида или группы (устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности), ориентированные преимущественно на повседневную жизнь.

Столица – главный город государства, административно-политический центр страны. Обычно столица является местом пребывания центральных правительственных, парламентских и судебных учреждений.

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов.

Транснациональная городская система — городская система, определяемая городами в различных государствах, связанными различными экономическими связями, главным образом в сфере услуг и финансов.

Тенис Фердинанд (1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете. Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: «Община (общность) и общество» (1887); «Маркс. Жизнь и учение» (1921); «Социологические очерки и критика» (т. 1-3, 1925-1929); «Введение в социологию» (1931) и др. Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии. Т. остается, несмотря на «тённисовский ренессанс» в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов «общества» и «общины» («общности») не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии. « Gemeinshaft» и «Geselshaft» community коммуны (сообщества) и общества (ассоциации) — ключевые понятия концепции Ф. Тенниса. Первые характерны для традиционных, патриархальных, вторые — для современных, индустриальных обществ. В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа «общины» («общности») как первого возможного типа социальности – «сущностная воля» (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является «самость». Основа «общества» как второго возможного типа социальности – «избирательная воля», определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект «избирательной воли» задается формально-юридически как «лицо». В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, «избирательная воля» связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, «сущностная воля» - с остальными типами действия (ценностно-рациональным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В «общине» социальное целое предшествует частям, в «обществе» - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие - суть различие между «органикой» и «механикой» (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие «статуса», характеризующего естественное («общинное») состояние, и «контракта», характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние («общество»). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение («общество») или «взаимослияние» («община»). Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. «Волеизъявление» - это условие «взаимоутверждения» людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина «волюнтаризм»). «Сущностная» воля «разумна», но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными («полуинстинктивными») отношениями. «Избирательная воля» изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это – «расчетливый разум»). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между «индивидуальными лицами» - индивидами как «автономными отдельностями», свободными в целеполагании и выборе средств, и их «производными» - «искусственными лицами». В силу «конструируемости» субъектов отношений обмена возможно появление «фиктивных лиц». Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему «усмотрения», направляющую и контролирующую «созидательное единение» на основе «согласия». Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя «общину», и общество в широком смысле, включающее в себя «общину». В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от «общины» к «обществу» в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа «общественного» начала над «общинным» (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние («вещные») и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать. Кроме концепции «общины» - «общества», Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления «чистых» форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний. Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), «натурализма» (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач «момента»). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение «общинного» и «общественного», а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам, социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в «чистой» социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в «прикладной» социологии, 3) исследование фактов - в «эмпирической» социологии (социографии). Эти три уровня конституируют «специальную» социологию, помимо которой Т. выделял еще и «общую» социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение «всех форм существования людей»).







Date: 2016-02-19; view: 394; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию