Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение 2 page. Город –социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве,занятого преимущественно
Город – социальная территориальная общность, характеризуемая высокой концентрацией населения на сравнительно небольшом пространстве,занятого преимущественно вне сферы сельского хозяйства. С возникновение городов (4-3 тыс. лет до н.э.) для них были характерны: административная, торговая, производственная, транспортная, образовательно-культурная, военная и др. функции. С середины 20 века в городах возросла роль непроизводственной сферы. В национальных законодательствах устанавливается критерий численности, по которому населенный пункт может считаться городом: от 250 человек в Дании до 30 тысяч человек в Японии. В РФ, Украине населенный пункт может быть отнесен к городу, если численность его населения не менее 12 тысяч человек. Город – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, некая универсалия всемирной истории, всегда имевшая устойчивые признаки, отличавшие ее от догородских поселений. Город - исторически сложившаяся, территориально локализованная форма организации жизнедеятельности общества, в основе функционирования которой лежит механизм городского устройства, выражающий способ взаимосвязи подсистем. Города социальная инфраструктура - (от лат. infra - под; букв. – «подструктура») - созданная человеком подсистема городского устройства, выполняющая функции жизнеобеспечения и воспроизводства населения города. Г.С.И. представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания. Это - пассажирский транспорт, коммунально-бытовые объекты, учреждения образования, здравоохранения, досуга и т.д. Деятельность этих объектов в их совокупности направлена на удовлетворение материальных и духовных потребностей городского населения, что создает необходимые условия для его развития. Г.С.И. возникла в конечном счете благодаря действию социально-экономического закона разделения труда. С конца 19 в. вследствие урбанизации все шире разворачивается процесс обобществления условий жизнедеятельности человека. Из семейной жизнедеятельности начинают в большей или меньшей степени выделяться такие бытовые функции, как приготовление пищи, изготовление предметов обихода, частично отделяется воспитание детей и т.д. Индустриализация порождает массовое производство предметов потребления и услуг, а урбанизация создает массового потребителя. Закономерным является возникновение системы, обеспечивающей совместную жизнедеятельность и воспроизводство большого, и все возрастающего, числа людей, проживающих на ограниченной территории, а применительно к современной ситуации - в ограниченном пространстве. Таким образом, возникновение и развитие Г.С.И. - объективный социально-экономический процесс, протекающий в русле развития общего механизма городского устройства. В контексте индустриального развития общества Г.С.И. является, с одной стороны, системой, развитие которой доминируется производственной инфраструктурой города (призванной обеспечить производство необходимыми ресурсами в больших объемах, чем их воспроизводится на данной территории естественным образом), а с другой стороны, на нее возлагаются функции, способствующие развитию последней (например, функция привлечения рабочей силы в тот или иной район). При переходе от индустриального к постиндустриальному обществу самостоятельное значение Г.С.И. возрастает, а организация ее оптимального функционирования становится одной из главных задач городского планирования социального развития. Города социальная морфология - 1) социально-пространственная подсистема механизма городского устройства, определяющая дифференциацию мест проживания горожан в зависимости от их положения в социальной стратификации городского населения; 2) аналог понятия «социально-пространственная структура города». На формирование Г.С.М. в той или иной мере оказывает влияние огромное количество факторов - экономических, политических, этнических, экологических, религиозных и т.д. Так или иначе, Г.С.М. является исторически сложившейся системой расселения различных социально-экономических групп и слоев городского населения в границах социально-пространственной сферы города. Понятие «Г.С.М.» связано с понятием города социальной инфраструктуры. С одной стороны, складывающаяся Г.С.М. определяет соответствующую ей специфику социальной инфраструктуры каждого района. С другой стороны, изменение характеристик социальной инфраструктуры, произошедшее, к примеру, под влиянием изменений производственной инфраструктуры, неизбежно влечет за собой повышение или понижение престижности соответствующих районов города, что рано или поздно скажется на изменении всей Г.С.М. Г.С.М. - исторически динамичная система, претерпевающая с течением времени значительные изменения. К примеру, развитие системы городского транспорта и все большая доступность личного автомобиля делают более привлекательными для жизни окраины города, оставляя за внутренними районами, как правило, менее благополучными в экологическом плане, роль промышленного и административного центра. Следствием этого является формирование вокруг больших городов «пояса» индивидуальной застройки, в котором расселяются представители верхней части среднего класса и высших прослоек городского населения. В зависимости от целей исследования, различные участки территории города можно классифицировать по разным основаниям, например: выделять промышленные, административные, «спальные» районы; районы новой или старой застройки и т.д. Комплексный анализ социально-территориальных связей выделенных районов позволяет строить наглядные модели социальной морфологии конкретного города, которые помогают в решении задач городского планирования социального развития. Город-герой - в бывшем СССР высшая степень отличия, присвоенная за массовый героизм и мужество, проявленные в Великой Отечественной войне. Город-государство - форма доиндустриального государства, основанного на единичном городе, например, греческий полис. В наиболее ранних своих формах (многочисленные города-государства Ближнего Востока и Средиземноморья) эти государства были маленькими. Однако они представляли значительный шаг вперед в концентрации политической и экономической власти по сравнению с предыдущими обществами. Это обусловлено их способностью к расширению своей гегемонии на окружающие области, иногда становившейся основой таких крупных империй, как Афины и Рим. Для некоторых городов-государств характерным было то, что они опирались на демократическое сообщество граждан (например, в Афинах - на всех способных носить оружие). Они также являлись главным источником важных «современных» политических идей и идеологий. Город как текст истории - это вся архитектоника городской среды – совокупность исторических событий, опредмеченных в материальных носителях. Город пенсионеров - город, как правило, с благоприятным климатом, в который переезжают люди, вышедшие на пенсию. Город-спутник – город или посёлок городского типа, развивающийся близ более крупного города и тяготеющий к нему как к центру в производственном, хозяйственном и культурно-бытовом отношении. Город штаб-квартира - город, исполняющий роль координатора в международном разделении труда, штаб-квартира мировой финансовой и торговой системы. Городское культурное пространство - сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция которой состоит в воспроизводстве и обновлении городского образа жизни. Г.К.П. характеризуется рядом количественных и качественных показателей. К количественным показателям относятся: величина городского населения, размеры и возраст города, число учреждений культуры (учебные заведения, библиотеки, информационные центры, театры, музеи, кинотеатры, дворцы культуры и т.д.), к качественным - статус города (районный центр, областной центр, столица), развитость города социальной инфраструктуры, разнообразие городского населения социального состава. Основываясь на комплексном анализе названных показателей, можно судить о таких характеристиках Г.К.П., как степень его разнообразия - однообразия, интегрированности - дезинтегрированности, динамичности - статичности. Г.К.П. выступает ареной взаимодействия множества различных субкультур, носителями которых выступают соответствующие слои городского населения. Это позволяет городской культуре отбирать среди передаваемых из прошлого в настоящее и из настоящего в будущее ценностей, норм, образцов поведения те, которые наилучшим образом способствуют воспроизводству городского образа жизни. Вместе с тем, внутри городской культуры возникают новые элементы, которые обогащают содержание Г.К.П. и обеспечивают непрерывное обновление городского образа жизни. Таким образом, Г.К.П. является пространством, в котором действует городская культура, выполняя три основные функции - трансляционную, селекционную и инновационную, реализация которых выступает необходимым условием воспроизводства и обновления городского образа жизни. Городское социальное движение — местное движение, возникающее в ответ на увеличивающуюся политизацию проблем, касающихся предоставления социального обеспечения, включая жилье, транспорт и образование. Ограничения на коллективное потребление вызванное, например, тенденцией финансового кризиса в капиталистическом государстве, расцениваются как существенные источники роста этих движений в последние десятилетия. Городского населения социальная стратификация - это, с одной стороны, объективно сложившаяся подсистема механизма городского устройства, создающая условия для его стабильного функционирования, с другой - система признаков и критериев социального расслоения, определяющая социальную структуру городского населения. Различают «одномерную стратификацию», когда критерием выделения групп выступает один признак и «многомерную стратификацию», определяемую совокупностью признаков. Все многообразие конкретных видов Г.Н.С.С. можно свести к трем основным формам: экономическая, политическая и профессиональная стратификация. Обычно, все эти формы тесно взаимосвязаны: горожанин, занимающий высокое положение по какому-либо одному критерию, как правило, обладает таким же высоким статусом и по другим параметрам, и наоборот. Термин «Г.Н.С.С.» тесно связан с понятием социальной мобильности, согласно которому как в обществе в целом, так и в рамках социально-пространственной общности города в частности, неизбежно существует неравенство в той или иной его форме, а также более или менее свободное перемещение горожан в системе Г.Н.С.С. в соответствии с их объективными возможностями и субъективными усилиями. Последнее обстоятельство позволяет Г.Н.С.С. выполнять стабилизирующую функцию по отношению к механизму городского устройства, обеспечивая его устойчивую работу. Существуют количественные и качественные методы анализа Г.Н.С.С. Первые позволяют определить высоту и профиль социальной стратификации городского населения, вторые - оценить внутреннюю структуру и цельность «социального здания» горожан. Определение качественных и количественных различий Г.Н.С.С. у разных городов и в различные исторические периоды представляет большой научный интерес, а изучение закономерностей флуктуаций конкретных социальных стратификаций городского населения с выходом на моменты прогнозирования выступает ключевой проблемой городского планирования социального развития. Городская социология - изучение социальных отношений и структур в городе. Именно на эту поддисциплину повлияли дебаты об отличительности ее предмета, готовность ученых принять междисциплинарные подходы и социальная прикладная ориентация, которая вызвала к жизни работы вне главного направления интеллектуального развития в социологии. Ранние произведения о городе помещали городской контекст в рамки более широких границ социологического теоретизирования. Теннис, Зиммель и Вебер в 1890-е гг. обращались к характерным формам ассоциации и социальной жизни в городской среде, к роли городского развития в социальном изменении. С учреждением Чикагской школы в 1920 г. городские проблемы стали отдельной областью изучения. Сосредоточившись на вопросе социального порядка и организации, члены школы провели эмпирическое исследование социальных характеристик различных районов в пределах города. Например, работы по переходной зоне (области, ограничивающей центральный деловой район и характеризующейся высокими уровнями миграции, социальной разнородности бедности жилищного фонда) были посвящены отношениям между воздействием таких проблем, как преступность, душевные заболевания, алкоголизм, и социальной сплоченностью. Городская социология продемонстрировала, что (а) социально-экономические факторы более существенны, чем географические или окружающая среда, в порождении этих проблем, (б) какой-то социальный порядок все же существует в районах с явной дезорганизацией (см. Книгу У. Уайта о мальчиках улиц Бостона, "Общество на углу улицы", 1955). Хотя Чикагская школа создала богатую эмпирическую традицию, ее теоретические недостатки привели к закату городской социологии между 1940—1960 гг., за исключением ряда исследований, показавших, что городские окрестности имели формы ассоциации, обычно связываемой с сельскими общинами (Кане, 1962, назвал их «городскими деревнями»). Теоретическая скудость сельско/городских типологий и агломерация городов с прилегающей территорией сделали эту поддисциплину неотличимой от социологического анализа промышленно развитых капиталистических обществ. Однако в конце 1960-х гг. она возродилась под влиянием нового поколения ученых-последователей Вебера М. и Маркса К. Дж. Рекс и Р. Мур издали книгу об обеспечении жильем и расовых отношениях в Спаркбруке, Бирмингем ("Раса, общность и конфликты, 1967), соединив представление Берджесса о динамике переходной зоны с идеями Вебера о социологическом значении целенаправленной деятельности индивидуумов. Эта работа восстановила место городской социологии в рамках главного социологического направления и стимулировала обсуждение стратификации Вебера через концепцию жилищного класса. Поскольку рынок жилья структурируется вокруг различных форм владения, он вызывает появление статусных групп или классов потребления, чьи интересы не обязательно совпадают с экономическими классовыми интересами. Жилье есть дефицитный ресурс, на распределение которого влияет политическая группа, которую Пал назвал городскими менеджерами. Степень их автономии по отношению к центральной власти, частному капиталу и местному потребителю социальных товаров — эмпирический вопрос, но, согласно Палу, их действия вызывают формы социального неравенства и политическую борьбу, независимые от сферы производства. Марксистское изучение города началось с критического анализа городской социологии с точки зрения идеологии. Лефевр (1967) утверждал, что городская социология была второсортной дисциплиной, потому что не смогла ответить на вопрос, каким образом в действительности создается и распределяется пространство в капиталистическом обществе, являясь само по себе дефицитным и отчуждаемым товаром. Противоречия между прибылью и потребностью, меновой и потребительной стоимостью, индивидуумом и коллективом иллюстрируются необходимостью капитала в эксплуатации пространства ради прибыли и в ущерб социальным нуждам людей. Кастельс, хотя и марксист, начинает свой анализ («Городской вопрос», 1977) с проявления обычного интереса к пространственно значимым социальным явлениям и не относится к пространству как к теоретически важной задаче. Что действительно существенно, так это роль городской системы в способе производства. Кастельс концентрируется на воспроизводстве рабочей силы, которая, по его мнению, все более концентрировалась в пределах особых пространственных единиц, где предоставление социальных благ и услуг зависит от государства. Централизация услуг венчается коллективизацией потребления. Он представляет город важным элементом в борьбе против капитализма, поскольку городские кризисы размывают классовые границы и вызывают социальные движения с определенно городской основой, создавая, в свою очередь, Условия для новых политических союзов. Эти идеи стимулировали дискуссию о коллективном потреблении, непроработанном понятии в работах Маркса, а также о политической экономии жилищного обеспечения и ренты. Городского населения социальный состав - система показателей, отражающая исторически сложившееся на территории города качественно-количественное соотношение различных социально-демографических групп, составляющих структуру городского населения. Критериями выделения групп, в зависимости от задач описания Г.Н.С.С., могут выступать: пол, возраст, национальность, образование, семейное положение и т.д. Население любого города имеет свои особенности, отражающиеся в специфике социальной и этнической структур, характере города социальной морфологии. В то же время основные черты Г.Н.С.С., определяемые существующей в стране в целом общественно-политической системой и уровнем ее экономического развития, будут одни и те же для различных городов, несмотря на относительные различия в численности отдельных групп или слоев социального состава населения в каждом конкретном случае. Г.Н.С.С. в историческом смысле весьма подвижен и изменяется в зависимости от того, как изменяются существующие общественные отношения - производственные, социально-классовые, политические, семейно-бытовые, идеологические, национальные и т.д. Г.Н.С.С. выступает комплексной характеристикой, описывающей одну из сторон механизма городского устройства, которая определяет "наполнение" социальной структуры населения города. Другую сторону названного механизма, определяющую иерархию социальной структуры, описывает новое для отечественной науки понятие городского населения социальная стратификаци. Изучение Г.Н.С.С., отслеживание и прогнозирование происходящих в нем изменений - неотъемлемые задачи городского планирования социального развития. Городское планирование социального развития - комплекс мер по упорядочению работы механизма городского устройства путем регулятивного воздействия преимущественно на социальные подсистемы названного механизма. Конечной целью Г.П.С.Р. является оптимизация функционирования всех подсистем механизма городского устройства во имя наиболее полного выполнения городом своих функций. Данная цель достигается путем решения ряда задач, среди которых: формирование перспективной города социальной инфраструктуры, обогащение и развитие городского культурного пространства, целенаправленное регулирование городского населения социального состава. Критериями типологизации Г.П.С.Р. выступают: субъект планирования (городские, районные, местные органы исполнительной власти); объект планирования (социальная инфраструктура города, городское культурное пространство, социальный состав населения города и др.); масштаб воздействия (в границах города, района, микрорайона); сроки планирования (на долго-, средне- или краткосрочную перспективу); ожидаемый эффект (качественные изменения в функционировании механизма городского устройства, количественные изменения в работе подсистем); объем и источники финансирования запланированных мероприятий (из государственного бюджета, за счет муниципальных средств, из фондов общественных организаций). В зависимости от целей описания рассматриваемого феномена и задач планирования могут быть использованы другие критерии выделения типов Г.П.С.Р. Роль планирования социального развития значительно повышается в периоды трансформации городов, когда естественные социальные механизмы регулирования общественно значимых отношений в среде горожан по тем или иным причинам не работают или работают с большими социальными издержками. В этих условиях Г.П.С.Р. призвано обеспечить необходимый запас прочности в работе механизма городского устройства с целью создания достаточного потенциала выживания и развития социально-пространственной системы города. Значимость Г.П.С.Р. заметно повышается с развитием процесса урбанизации и, как следствие, обострением проблем городской экологии. Повышение эффективности Г.П.С.Р. связано с соотнесением и увязыванием в единую программу мероприятий по социальному развитию с планами производственного, транспортного, архитектурного и т.д. развития города. Такая программа является основой для создания комплексной модели города как целостного социально-экономического образования, планы развития которого органично вписываются в стратегию развития района, области, государства в целом. Городской образ жизни - исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города. Наряду с индивидами, субъектами Г.О.Ж. выступают демографические, образовательные, профессиональные группы и т. д. Особенности образа жизни данных групп являются следствием разных условий жизнедеятельности людей, принадлежащих к этим группам. С одной стороны, феномен Г.О.Ж. является следствием процесса урбанизации и выступает способом организации жизни индивидов и социальных групп, который позволяет последним выживать, взаимодействовать и развиваться в социально-пространственной среде с высоким уровнем социосубъектной, материально-предметной и информационной плотности. С другой стороны, Г.О.Ж. выступает комплексной характеристикой, позволяющей синтезировать количественные и качественные показатели, характеризующие различные стороны жизни горожанина. К первым показателям относится уровень жизни, характеризующий степень удовлетворения различных потребностей индивида, как правило, выраженных в их количественном измерении (например, в денежных единицах). Ко вторым - показатель качества жизни, представляющий комплексную характеристику, включающую всю палитру социальных ценностей. Эта характеристика отражается в оценке социального качества условий жизнедеятельности и возможностей использования этих условий для реализации и воспроизводства важнейших потребностей индивида. Традиционно выделяют три компонента Г.О.Ж.: объективные условия жизнедеятельности, сами формы жизнедеятельности и общественное сознание городских жителей. Взаимосвязь этих компонентов состоит в том, что, с одной стороны, объективные условия жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж. определяют соответствующие им формы жизнедеятельности последних, и эти формы находят свое отражение в общественном сознании горожан; а с другой стороны, изменения, происходящие в общественном сознании под идеологическим, культурным или религиозным влиянием, являются фактором изменения форм жизнедеятельности субъектов Г.О.Ж., что неизбежно влечет за собой более или менее существенное изменение самих объективных условий жизнедеятельности. При таком методологическом подходе Г.О.Ж. предстает «живой», реально функционирующей в рамках механизма городского устройства системой, а одним из ключевых направлений для социологии города становится разработка проблем изучаемого феномена применительно к задачам городского планирования социального развития. Градостроительная деятельность -деятельность по развитию территорий, в т. ч. городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий. Гуляй-город - полевое подвижное укрепление из деревянных щитов с прорезанными в них бойницами, применявшееся русскими войсками в 16 в. Щиты гуляй-города перевозились за войсками в обозе, который назывался «град-обоз».Г.Г. как род башни на колесах, которая придвигалась к стенам при осаде города, впервые использовалась при осаде Казани 1530. Город как социокультурный феномен представляет собой единство и взаимопереход территории, социокультурного пространства, образа жизни и типа личности. Город есть взаимопроникновение техногенных, социогенных и ментальных аспектов человеческой деятельности. Город-сад -небольшой город с разряженной застройкой; с обилием открытых озелененных пространств; и с ограниченным числом жителей. Тип образцового города, разработанный в конце 19 - начале 20 вв. в Англии. Возникновение идеи строительства города-сада было связано с резким ухудшением санитарно-гигиенических условий жизни в крупных капиталистических городах. Город федерального значения - в федеративном государстве город, не входящий в состав какого-либо субъекта федерации, а наделенный статусом субъекта федерации. Городское поселение — населенное место, имеющее определенную (не ниже официально установленного уровня) людность, жители которого выполняют специфические, преимущественно несельскохозяйственные функции. Городские системы - предмет изучения, ставящий во главу угла отношения между городом и окружающим его регионом. Городские сообщества - объединения людей на основе общности проблем и образа жизни. Городской климат -местный климат крупного города. От климата окружающей местности городской климат отличается: температурами и загрязненностью воздуха; ослаблением солнечной радиации; увеличением облачности и осадков летом, туманов - зимой. В городах распределение основных климатических характеристик, направление и скорость ветров в значительной мере зависят от расположения улиц, площадей, зеленых зон и других местных условий. Дезурбанизация (контрурбанизация) — процесс размывания, сокращения численности городов (процесс противоположный урбанизации). Дискурс – семиотическая конструкция коммуникативного пространства, она создаётся людьми сознательно и бессознательно, целенаправленно и произвольно. Джентрификация - реконструкция и обновление строений в прежде нефешенебельных городских кварталах либо согласно программе запланированного городскрго восстановления, либо в результате решений, принимаемых «беловоротничковыми» профессионалами и управляющими. Независимо от того, запланирована или не запланирована джентрификация, беднейшие секторы общины часто переселяются, а их потребности не принимаются в расчет. Этот процесс иногда называют городской рециркуляцией. Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институциализацию социологии во Франции. Основные сочинения: «Элементы социологии» (1889), «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912), «Социология и философия» (1924) и др. Продолжая традиции О. Конта, Д. испытал также влияние Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, И.Канта, Спенсера. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Д. отстаивал специфичность объекта социологии - социальной реальности, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему «принудительной силой». Д., являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории «социального факта», «социального познания», «социальной сплоченности», «функционального анализа», «разделения труда», «самоубийства», «социологии религии» и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Д., основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки - объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление – «принудительная сила». Д. подразделял социальные факты на: а) морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между индивидами; наличие путей сообщения; характер поселений и т.п.), и б) духовные, нематериальные факты («коллективные представления», составляющие в совокупности коллективное или общее сознание). Д. исследовал, главным образом, роль коллективного сознания, его различные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теоретико-методологическую основу всей концепции Д. составляет социологизм (одна из разновидностей социального реализма). Опираясь на этот принцип, Д. наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидом. По Д., человек есть существо двойственное. В нем - два существа: существо индивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает деятельность; и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности интеллектуального и морального порядка - общества. Без общества, по Д., не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни экономических учреждений. Согласно принципу «социологизма», Д. требовал объяснять «социальное социальным», что вело к недооценке других факторов в жизни общества. Вторым теоретико-методологическим принципом учения Д. является «социальная сплоченность». Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени социальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников. Различаются два его варианта: 1) механический и 2) органический. Механическая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возможностей для развития своих способностей. Органическая солидарность характерна для современного общества. Здесь обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства социального организма, формирования чувства солидарности. Последнюю Д. рассматривает как высший моральный принцип, высшую универсальную ценность. В современных условиях для развития солидарности, по Д., необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капиталом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе. Весьма существенное значение в развитии общества Д. придавал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия - естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австралийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Д. убедительно доказал, что «реальный» и «подлинный» объект всех религиозных культов - общество, а главные социальные функции религии - воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Д. подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверждении «позитивной солидарности», «гуманного права». В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не «божественной», а «социальной». Наибольшую популярность во всем мире принесла Д. его книга «Самоубийство». Отвергая существовавшие концепции об исключительно психологической основе самоубийства, Д. доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-нормативный характер, определенная интенсивность социальных связей. Он выделил три типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социальной группой; 2) альтруистическое самоубийство, вызываемое существующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата «во имя Родины», самоубийство родителей, чтобы облегчить жизнь детей и т.п.); 3) аномическое самоубийство, представляющее собой протест против существующих общественных порядков (тирании, фашизма и т.п.). Опираясь на огромный фактический материал, Д. доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические разработки, методика исследования самоубийства, разработанные Д., используются и ныне социологами, изучающими эти проблемы. Созданные Д. социальная философия и социологическая теория покоятся на всесторонне разработанном категориальном аппарате. Д. полагал, что поскольку категории являются концептами, то не трудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. «Истинно-человеческая мысль, - писал Д., - не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это - идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достигнем». Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Д. не отрицал их объективное содержание. «Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности построены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности». Д. оставил не только великое литературное наследство, оригинальную социологическую теорию, но и большую социологическую школу. Date: 2016-02-19; view: 751; Нарушение авторских прав |