Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ показателей рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия





Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Она более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициента).

Показатели рентабельности объединяют несколько групп:

1) показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли (по данным формы №2 бухгалтерской отчётности).

1. Рентабельность затрат характеризуется отношением прибыли от продажи продукции к полной себестоимости реализованной продукции (общая сумма затрат на производство и реализацию продукции) , %:

= ·100%

или

= ·100%.

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

2. Рентабельность продаж измеряется отношением величины прибыли к объёму продаж. 1. Рентабельность затрат характеризуется отношением прибыли. Объём продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

а) как отношение прибыли от продажи к выручке от продажи , %:

= ·100%;

б) как отношение прибыли до налогообложения к выручке от продажи, %:

= ·100%;

в) как отношение чистой прибыли к выручке от продажи, %:

= ·100%.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию, по отдельным видам продукции.

3. Коэффициенты рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей.

При расчёте коэффициентов используется прибыль до налогообложения , прибыль от обычной деятельности , чистая прибыль .

В зависимости от вида капитала различают следующие показатели рентабельности:

а) рентабельность всего имущества (совокупных активов) , %, рассчитывается как отношение прибыли предприятия до налогообложения к среднегодовой стоимости имущества предприятия:

= ·100%,

где – среднегодовая стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, руб.

Соответственно среднегодовая стоимость имущества рассчитывается:

= ( + )·0,5,

где , – валюта баланса (стоимость имущества), которая равна сумме итогов раздела I и II актива баланса соответственно на начало и конец отчётного периода.

Коэффициент показывает, сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества (активов) независимо от источников привлечения средств;

б) рентабельность основных средств , %, – это отношение прибыли до налогообложения предприятия (или прибыли от обычной деятельности, или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости основных средств предприятия:

= ·100%

где – среднегодовая стоимость основных средств предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина основных средств на начало и конец анализируемого периода, руб.

Формула для расчёта среднегодовой стоимости основных средств:

= ( + )·0,5;

в) рентабельность производственных фондов , %, исчисляется как отношение прибыли предприятия до налогообложения (или прибыли от обычной деятельности, или чистой прибыли) к среднегодовой стоимости производственных фондов предприятия:

= ·100%,

где – среднегодовая стоимость производственных фондов предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина основных средств ОС и запасов З на начало и конец анализируемого периода, руб.:

= [( + ) + ( + )]·0,5;

г) рентабельность собственного капитала , %, исчисляется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного (акционерного) капитала:

= ·100%

где – среднегодовая стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) на начало и конец анализируемого периода, руб.:


= ( + )·0,5.

Коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки акций акционерных компаний на бирже.

Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются все источники финансирования, включая внешние, а во втором – лишь собственные.

Если заёмные средства приносят больше прибыли, чем уплата процентов на этот заёмный капитал, то отдача может быть использована для повышения отдачи собственного капитала. Однако в том случае, если рентабельность активов меньше, чем проценты, уплаченные на заёмные средства, влияние привлечённых средств на деятельность предприятия должно оцениваться отрицательно.

д) рентабельность инвестиционного капитала , %, исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного и долгосрочного заёмного капитала:

= ·100%

где – среднегодовая стоимость инвестированного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных источников средств предприятия (итог III раздела пассива баланса) и долгосрочных заёмных средств (итог IV раздела пассива баланса) на начало анализируемого периода, руб.:

= ( + )·0,5.

е) рентабельность финансовых вложений , %, исчисляется как отношение доходов по ценным бумагам и от долевого участия чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного и долгосрочного заёмного капитала:

= ·100%

где – среднегодовая стоимость финансовых вложений предприятия, определяемая по данным актива баланса как среднеарифметическая величина долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений на начало и конец анализируемого периода, руб.:

= ( + )·0,5.

Анализ показателей рентабельности проводится на основе данных бухгалтерской отчётности (формы № 1, 2) с помощью аналитической табл. 2.2.

Таблица 2.2. Динамика коэффициентов рентабельности

Показатели Предыдущий период Отчётный период Изменение (+, -)
       
Исходные данные, тыс. руб.
1. Выручка (нетто) от продажи продукции      
2. Полная себестоимость реализованной продукции      
3. Прибыль от продажи продукции      
4. Доходы по ценным бумагам      
5. Прибыль до налогообложения      
6. Чистая прибыль      
Коэффициенты рентабельности, %
7. Рентабельность затрат      
8. Рентабельность продаж по прибыли от продажи      
9. Рентабельность продаж по прибыли до налогообложения      
10. Рентабельность продаж по чистой прибыли      
11. Рентабельность совокупных активов по прибыли до налогообложения      
12. Рентабельность основных средств по прибыли до налогообложения      
13. Рентабельность производственных фондов по чистой прибыли      
14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли      
15. Рентабельность инвестиционного капитала по чистой прибыли      
16. Рентабельность финансовых вложений      
                 

 


Динамика рентабельности также должна быть представлена и графически. На рис 2.1 приведён пример такого построения для конкретного предприятия.

Рис. 2.1. Динамика рентабельности

Затем проводится анализ данных табл. 2.2 и рис. 2.1 и делаются соответствующие выводы.

Анализируется изменение всех показателей. Характеризуется изменение рентабельности затрат и продаж и какова причина таких сдвигов.

В курсовой работе при отсутствии баланса за предыдущий год при расчёте показателей 11–16 использовать данные актива, капитала на конец соответствующего года.







Date: 2016-02-19; view: 657; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию