![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Особенности руководства внеклассным чтением
Лекция 6, 7 Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников 1.Подготовительный этап обучения работе с детской книгой. 2. Начальный этап обучения работе с детской книгой. 3. Основной этап обучения работе с детской книгой. Особенности руководства внеклассным чтением.
Тип правильной читательской деятельности – это сформированная у читателя (юного или взрослого) способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере его и после прочтения для осознания с их помощью того, что ему мило и необходимо, что нет; что интересно, что скучно, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Процесс эффективного педагогического руководства по становлению читателя младшего школьного возраста строится по этапам. Этапы связаны не с возрастом учащихся, они определяются уровнем общеязыковой и специальной читательской подготовки, которой владеют дети (класс), приступающие к обучению. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 3 этапа (подготовительный, начальный и основной) и 4 периода. Этапы различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) структурой урока; в) характером постановки и разрешения учебных ситуаций. Периоды характеризуются: а) количеством времени, которое отведено на классно-урочную форму работы с детской книгой; б) учебным материалом; в) объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной и индивидуальной читательской деятельности. Временные границы этапов, периодов и лет обучения (классов) совпадают лишь частично. На подготовительном этапе (1полугодие 1-го класса) главная цель обучения – пробудить интерес и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать «знакомые»; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – показать учащимся связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, помогающей настроить учащихся на восприятие произведения, затем произведение читается вслух учителем, после чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания учащихся. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате учащиеся убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям. Таким образом, рассматривание книг на подготовительном этапе осуществляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с ее внешними приметами. Работа по цепочке содежание – иллюстрция – название – автор. Занятие заканчивается рекомендацией учителя посмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия. Решению основной задачи подготовительного этапа внеклассного чтения поможет правильный отбор материала для этих уроков. Следует отметить основные требования к книгам, используемым на этом этапе. 1. В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных, о приключениях и волшебстве). 2. Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам. 3. Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык). 4. Отбирать необходимо те книги, которые нравятся самому учителю. 5. Книги и художественные произведения должны быть невелики по объему (3-7 минут чтения вслух). 6. Книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать: а) одно произведение; б) несколько произведений одного автора; в) произведения разных авторов. 7 Книги должны быть крупного формата, с четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом. Основная роль в занятии с детской книгой на подготовительном этапе отведена учителю: он отбирает учебный материал, готовит учащихся к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; он же демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Домашнего задания нет. Ученики на подготовительном этапе должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу услышанного, запомнить необходимые действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время. 2. На начальном этапе (2-ое полугодие 1-го класса) главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтения одной незнакомой книги. В уроке внеклассного чтения, который проводится 1 раз в неделю, - два обучающих центра: а) выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски; б) самостоятельное рассматривание и чтение незнакомой книги. На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности. В первой части урока учащиеся коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг; ориентируясь на название книги, фамилию автора и иллюстрации, выбирают книгу для чтения вслух учителем; слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении. Работая с книгой, учащиеся усваивают термины: обложка, переплет, корешок, страницы. Во второй части урока – самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги; принимают участие в беседе о прочитанном; по желанию во внеурочное время выполняют рекомендации учителя относительно чтения-рассматривания книг по теме следующего урока. Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя, А самостоятельно – только по желанию. Меняются требования и к учебному материалу. Для коллективной работы под руководством учителя привлекаются книги с осложненным оформлением: с графически осложненным начертанием надписей; с дополнительными надписями на обложке; с отсутствием надписей на обложке; с несколькими фамилиями авторов на обложке; с непривычным расположением надписей на обложке и т.п. На начальном этапе в качестве учебного материала используется детская художественная, научно-художественная и научно-познавательная книга по различным темам и разных жанров. Для самостоятельного чтения-рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемом 8 – 30 страниц, высота шрифта должна быть не менее 4,5мм, в книге должно быть много иллюстраций, занимающих 75% страницы; длина строки – 80 – 126 мм, не более. Для организации самостоятельной работы с книгами учитель должен иметь в классе несколько комплектов книг-коллективок: наборов книг одинакового издания по количеству учеников в классе. На начальном этапе рассматривание предшествует первичному чтению. Работа по цепочке: автор – название – иллюстрации – содержание. К концу начального этапа ученики должны уметь: - правильно назвать полюбившиеся книги; - перечислить несколько книг одного автора или одной тематики; - понять и пересказать небольшое произведение; - самостоятельно читать предложенную книгу, предваряя чтение ее рассматриванием. 3. На основном этапе (2,3,4-е классы) внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: учащиеся получают задание на дом, т.к. их читательские умения достигают порогового уровня, и они могут самостоятельно действовать с книгами и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов. Читательские интересы – это более высокая ступень читательской зрелости. Это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный не на книги в целом, а на книги определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, т.к. испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя. Учебные задачи этого этапа определяются следующим образом: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умение действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширять читательский кругозор детей. В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста – всех видов и типов (структур); детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль на уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно организуют книжную выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Однако это не означает, что роль учителя на этом этапе незначительна. Учитель должен позаботиться о создании для своих учеников поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке учитель организует обсуждение прочитанных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, рассказывая о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя читательский кругозор детей. Уроки внеклассного чтения в 3-ем классе проводятся 1 раз в неделю, а на завершающем этапе – 1 раз в две недели. В уроке основного этапа – три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль: 1) самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес; 2) обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе привлекаются все дети. 3) расширение читательского кругозора детей, осуществляемое учителем. На основном этапе рассматривание книги осуществляется учеником полностью самостоятельно до чтения с опорой на автора, название, предисловие, содержание. Тематику внеклассного чтения и рекомендательный список книг учитель дает заранее. Итак, к концу обучения в начальной школе дети должны владеть следующими знаниями: - виды доступной литературы – художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической; - возможные темы чтения; - виды возможной библиотечно-библиографической помощи; - внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации; - правила гигиены чтения. Должны обладать следующими умениями: - ставить для себя цель обращения к книгам; - обращаться к библиотечно- библиографической помощи; - пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения; - выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги; - выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели; - осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности; - соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения. Итогом занятий по внеклассному чтению должно стать понимание учеником основной заповеди читателя: читать книги не потому, что ты должен их «запомнить и отчитаться», а потому, что тебе нужно это самому, чтобы познать окружающий мир.
Умения и навыки общения с книгой формируются «ступенчато», качественно усложняясь от класса к классу. Это сказывается и в выборе книг (тематика, жанры, язык, размеры книг), и в интересе к их авторам, и в пользовании аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации и пр.), в ведении записей. Иными словами, в школе организована система руководства внеклассным чтением учащихся, предусматривающая не только углубление того, что дети читают сами, но и специальное обучение — сообщение строго очерченных знаний, умений инавыков. В настоящее время детская литература представляет собой самостоятельную отрасль литературы. Она славится такими именами, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.В.Михалков, Г.Скребицкий, В.Бианки, А. Барто. В круг детского чтения входят также произведения, специально для детей не предназначавшиеся, но доступные им: рассказы М. М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В.М. Пескова, стихотворения М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, С. А. Есенина. Одна из задач методики — отбор и рекомендация книг для внеклассного чтения учащихся. Каковы же методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям? Во-первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями. В круг детского чтения должны входить книги о нравственных проблемах, возникающих в семье, в быту, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране. Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор — сказки, загадки; книга и журнал, газета; произведения русских авторов и переводы. В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Отбор литературы — дело учителя, библиотекаря. Но рекомендация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя. Четвертый принцип отбора книг для детей - принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги. Самостоятельность не означает стихийность: самостоятельность воспитывают. Для воспитания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша. Пятый принцип: детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствам и. Тем не менее, далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по стилю и содержанию. Поэтому необходимо ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые выдержали проверку временем. Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которого детьми приведет к достижению цели.
Подготовка к уроку складывается из нескольких моментов. 1. Отбор материала к уроку. Учитель определяет тему урока, опираясь на рекомендации методической литературы и программ по внеклассному чтению. Согласно теме отбирает книги, соответствующие этапу обучения; основываясь на знании библиотечного фонда, составляет рекомендательный список. 2. Работа над планом урока. Учитель знакомится с методическими рекомендациями, имеющимися в литературе. Определяет место и время каждого этапа урока. Продумывает вопросы для беседы по прочитанным книгам, для чего сам прочитывает рекомендуемые детям книги. Отбирает книгу–коллективку и планирует работу по ней. Продумывает использование наглядности и дополнительных средств обучения. 3. Анализ проведенного урока. При оценке эффективности урока анализируются: а) посильность предложенной учащимся деятельности (нелегко, но выполнимо); б) доля участия младших школьников в работе на уроке или при подготовке к нему; в) полезность и увлекательность организованной учителем работы. Принцип наглядности на уроках внеклассного чтения реализуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация. - Книжная иллюстрация в большеформатных книгах изображает не только отдельные предметы, но и пейзажи, явления природы, сюжеты. Если иллюстрации отсутствуют, то именно на уроках внеклассного чтения следует использовать иллюстрации из других книг, соответствующих изучаемой теме. - Рисунок учителя используется в том случае, если не удается подобрать соответствующую иллюстрацию. В крайнем случае можно использовать рисунок художника, но к его подбору следует подходить очень осторожно, так как настроение рисунка может не соответствовать смыслу читаемого. - Плакаты-задания окажут помощь ребенку в подготовке к уроку внеклассного чтения. Они должны содержать: 1) тему урока; 2) список книг; 3) рекомендации к работе дома. - Уголок внеклассного чтения – это специально оборудованное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжными полками (классная библиотечка), стендом для плаката-задания, местом для рисунков и поделок детей, полкой для книжной выставки. Полезно в «уголке чтения» иметь конверты-карманы: «О чем ты хочешь узнать?»; «О чем ты можешь (собираешься) рассказать на следующем уроке внеклассного чтения?».Такой порядок обеспечивает обратную связь и ориентирует учителя в подготовке уроков внеклассного чтения. Следует помнить, что все материалы в «Уголке» должны располагаться так, чтобы с ними было удобно работать. В «Уголке внеклассного чтения» в конце 3-го класса можно поместить заповеди читателя, к которым можно обращаться, чтобы помочь детям читать и осознавать объемные книги. 1. Прежде чем читать, определи, о каком времени рассказывает книга, а, закончив чтение, установи, долго ли длились события. 2. Обрати внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, что описывается. 3. Используя иллюстрации книги, постарайся представить героев и обстановку. 4. Закрыв книгу, обдумай, что запомнилось, что взволновало, испугало, обрадовало, удивило, поразило. 5. Сразу выделяй все непонятное и пытайся найти объяснение. 6. Дочитав книгу, представь ее содержание в целом, вспомни героев, реши для себя, хороша ли книга и чем именно хороша. 7. Сопоставь прочитанное с тем, что тебе было известно ранее из других источников. Специфика занятий внеклассным чтением предполагает работу с книгой, что является основным в этой деятельности, поэтому на уроках не используются аудио- и видеозаписи.
Date: 2016-02-19; view: 3807; Нарушение авторских прав |