Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и отличительные черты управленческого решения, сферы принятия решения
Принятие решений, так же как и обмен информацией, это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности и является ее вершиной. Решение – результат экономических действий, мероприятий, предпринимаемых руководителями государства, областей, регионов, организаций в результате анализа нескольких вариантов. При этом указанные лица руководствуются соображениями целесообразности и учитывают имеющиеся в наличии ресурсы и факторы. Организационное решение – выбор, совершаемый руководителем, применяемый им в процессе реализации управленческих функций при разрешении организационных задач. Организационное решение способствует продвижению к поставленным целям. Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется на анализе ситуации и содержит программу достижения цели. Принятие управленческого решения – главное решение в технологическом цикле управления. Управленческое решение принимается полномочным линейным руководителем в пределах предоставленных ему прав, норм действующего законодательства и указаний вышестоящих органов управления. Отличительные особенности управленческих (организационных) решений заключаются в том, что они имеют следующие характеристики: · цели · последствия · разделение труда · профессионализм.
Управленческое решение – это определенный экономический процесс, совершаемый в рамках управления организацией, имеющий три этапа – п одготовки, принятия и реализации управленческих решений, которые включают в себя, помимо выявления проблемы, формулирования заданий, сопоставления альтернативных вариантов решения, еще и составление плана реализации решения и оперативное руководство реализацией решений. Объектом управленческих решений являются виды деятельности организаций: - техническое развитие организации; - организация основного и вспомогательного производства; - управленческая деятельность; - маркетинговая деятельность; - экономическое и финансовое развитие; - организация заработной платы и премирования; - социальное развитие; - бухгалтерская деятельность; - кадровое обеспечение и др. виды деятельности. Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам, например: 1. по времени управления (стратегические, тактические, оперативные); 2. по содержанию процесса, который подвергается управлению (социальные, экономические, технические и др.); 3. п о степени участия персонала (индивидуальные, корпоративные). Проблема – это несоответствие фактических или прогнозируемых значений параметров управляемой системы целям управления. К возникновению проблемной ситуации могут привести три причины: - отклонение фактических параметров от целевых; - возможности такого отклонения в будущем в случае неприятия каких-либо превентивных мер; - изменение целей управления.
3. Теории принятия решений: нормативная и психологическая. Концепция ограниченной рациональности.
Принятие решений - это особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор способа достижения поставленной цели. Психологическая теория решений - это система мотивационных утверждений, раскрывающих внутреннюю сущность деятельности людей в процессе подготовки и принятия решений. Опыт показывает, что структура задачи во многом определяет поведение человека, который ее решает. Вопросы, с которыми приходится сталкиваться руководителю, разнообразны, но в них можно выделить ряд общих черт, что позволяет описывать их структуру.
Классическая (нормативная) модель принятия решений основывается на экономических предположениях. Управленческое решение должно соответствовать экономическим интересам организации. В основе классической модели лежат следующие предположения: 1. Принимающее решение лицо стремится к достижению известных и согласованных целей. Проблемы определены и точно сформулированы. 2. Ответственный за выбор сотрудник стремится к определенности, получению всей необходимой информации, просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия. 3. Известны критерии оценки альтернатив. Лицо, принимающее решение, выбирает вариант, который песет наибольшую экономическую выгоду для организации. 4. Лицо, принимающее решение, действует рационально и логически подходит к оценке вариантов, расстановке приоритетов, его выбор наилучшим образом соответствует достижению целей организации. Классическая модель считается нормативной. Она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер, но ничего не говорит о том, как на самом деле происходит принятие решений. Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Например, многие высшие руководители полагаются исключительно на свою интуицию, принимаемые ими решения имеют индивидуальный характер. Классическая модель наиболее адекватна программируемым решениям, ситуациям уверенности или риска, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.
Герберт Саймон издал книгу: Модели человека где подробно обосновал свою концепцию ограниченной рациональности. Дело в том, что до выхода книги такие многие учёные считали, что человек – существо рациональное и в различных ситуациях всегда стремиться получить максимум. По мнению Герберта Саймона, более точное описание выглядит так: существует некоторый уровень устремлений, который конкретный человек считает для себя удовлетворительным, и к которому стремится. Или: человек принимает удовлетворительное, то есть относительно хорошее - вместо наилучшего — решение. Чтобы действительно найти оптимальное решение в сложной ситуации, нужно проанализировать много вариантов, от чего, как правило, люди отказываются… Во-первых, Г. Саймон признаёт, что ограничены сами мыслительные возможности конструирующего модель человека, и поэтому они далеко не всегда адекватны уровню неопределённости ситуаций и сложности проблем, возникающих в менеджменте, а также потребности глубокого анализа и оперативной оценки всех имеющихся альтернатив. Во-вторых, организации, как центры принятия решений, нечасто обладают всей нужной и качественно проработанной информацией для принятия эффективных решений. В-третьих, нет ясности в отношении тех целей и средств, ценностей и критериев, с помощью которых можно было бы оценить содержание и дизайн решения. Ведь организация состоит из людей, которые могут иметь различные интерпретации общих целей и обладать разными ценностными ориентирами. И наконец, в-четвёртых, принятие решений в реальной политике подвергается давлению социальной среды и поэтому не совсем походит на спокойную игру в шахматы в тихом месте. Часто под давлением различных социальных факторов происходят переформулировка и пересмотр содержания решения, причём даже после нахождения и утверждения его итогового варианта. В силу этих аргументов Г. Саймон предлагает вместо понятия «оптимального» (то есть наиболее эффективного и рационально обоснованного) решения ввести в оборот понятие «удовлетворительного», иначе говоря, предпочтительного по некоторым критериям решения».
Date: 2016-02-19; view: 3134; Нарушение авторских прав |