Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы специального образования
Принцип педагогического оптимизма основывается на современных научных знаниях о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными· потребностями (опирается на идею Л.С.Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы), на знаниях о современных педагогических возможностях абилитации и реабилитации детей и· взрослых с нарушениями в развитии (необучаемых детей нет, педагогическое искусство и современные коррекционно-образовательные технологии, любовь к ребенку, терпение и настойчивость могут творить чудеса). на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо· от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс (право на освоение любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой жизнедеятельности). Человека с особыми образовательными потребностями это неущербный, социально малоценный индивид, это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество, если оно может обеспечить для этого необходимые условия Принцип ранней педагогической помощи. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно- педагогической помощ Современная наука обладает необходимыми диагностическими и коррекционно- педагогическими технологиями, позволяющими предотвратить негативные тенденции развития детей раннего возраста, имеющих различные нарушения - сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные, двигательные, речевые.. Многие сензитивные периоды, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. Например, у ребенка с рождения отсутствует или нарушен слух и не предпринимались своевременно специальные педагогические меры для создания условий для речевого развития в первые месяцы и годы жизни, то сензитивный период развития речи проходит у него3 впустую, а начатая в более поздние сроки коррекционно-педагогическая работа уже не будет столь эффективной. Кроме того, нарушение процесса формирования и развития речи замедлит развитие познавательных процессов, вызовет своеобразное развитие всей психической деятельности, негативно скажется на процессе общения и взаимодействия с окружающими, отразится на развитии личности ребенка в целом Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма. В специальной педагогике существует мощный арсенал компенсаторных подходов, позволяющий оказывать педагогическую помощь человеку в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, возвращая его в образовательное пространство (незрячие люди могут научиться читать с помощью кончиков пальцев; неслышащие - понимать по губам говорящего Принцип социально-адаптирующей направленности специального образования позволяет сформировать социальную компетентностность (помочь освоить воспитанником необходимые· нормы поведения и жизнедеятельности, выработать элементарные гигиенические, бытовые навыки психологическую подготовленность к жизни в окружающей человека социокультурной среде,· преодолеть «социальное выпадение», овладеть нравственно-этическими, философскими, социокультурными и иными взглядами и убеждениями,. помочь найти ту социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничение возможностей· максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни. Принцип развития мышления, речи и общения как средств специального образования Традиционное обучение в массовых образовательных учреждениях адресовано детям с развитой словесной речью. Обычный ребенок приходит в школу уже обладая системой житейских понятий, во взаимодействии с которой постепенно формируются научные понятия, развивается словесно- логическое мышление. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени на основе словесной речи регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка и мышления, и речи, и умения общаться. Для всех категорий детей с ограниченными возможностями важнейшей образовательной потребностью является потребность в коррекционно-педагогической помощи по развитию речи, мышления и общения. Это необходимое условие реализации специального образования и успешной социокультурной адаптации человека с ограниченными возможностями Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом. У детей с отклонениями в развитии отсутствуют или недостаточно развиты такие имеющиеся у нормально развивающегося ребенка структуры, как житейский опыт, соответствующие житейские представления, понятия и практические умения. Специальная педагогика организует образовательный процесс на основе предметно-практической деятельности. Предметно-практическая деятельность позволяет: развивать сенсомоторную основу высших психических функций (языка и мышления),· компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта,· создавать естественные условия для развития навыков общения (ситуативно-деятельностного и· других видов общения) обеспечивать устойчивую мотивацию общения и деятельности в процессе обучения,· овладевать навыками социального взаимодействия. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Индивидуальный подход направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков, работоспособность, умение учиться, мотивацию, уровень Принцип необходимости специального педагогического руководства Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии нуждается в особой организации и способах ее реализации, т.к. в большинстве случаев вследствие глубокого своеобразия развития детей их самостоятельная учебно-познавательная деятельность затруднена или не возможна. В содержание и способы учебно-познавательной деятельности детей необходимо вносить специфические изменения. - нарушения перцептивной деятельности вызывают необходимость перекодировки или особого структурирования учебной информации в соответствии с познавательными возможностями детей; - нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в кото Date: 2016-02-19; view: 1040; Нарушение авторских прав |