Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Матрица компетенций
Таблица 2
Этапы практики
| Виды самостоятельной работы студентов
| Компетенции
| (ОК-4)
| (ОК-6)
| (ПК-3)
| (ПК-8)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| Организа- ционный
| 1. Описать базовую организацию (название и месторасположение организации, назначение, структура организации).
|
|
| +
|
| 2. Представить управленческую структуру и указать место психолога в ней.
|
|
| +
| +
| 3. Выявить специфику деятельности практического психолога / психологической службы организации, определить роль в функционировании организации.
| +
|
| +
|
| Основной
| 4. Описать функции практического психолога / психологической службы организации, решаемые задачи.
| +
|
| +
| +
| 5. Изучить методы и инструменты практической работы психолога.
| +
|
| +
|
|
Окончание табл. 2
1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
|
| 6. Проанализировать должностную инструкцию практического психолога.
|
|
| +
| +
| 7. Участие в подготовке и проведении какого-либо психологического мероприятия под руководством профессионального психолога (тренинг, консультация, тестирование и пр.).
|
| +
|
| +
| Отчетный
| 8. Разработать рекомендации по внесению изменений в деятельность практического психолога с целью повышения ее эффективности.
| +
|
|
| +
|
| Ведение дневника практики
|
| +
|
|
| 9. Формы промежуточной аттестации
Не позднее, чем через неделю после окончания учебной практики студенты должны сдать и защитить отчет руководителю от выпускающей кафедры (в форме ответов на вопросы преподавателя).
Критерии оценивания: соответствие целям и задачам практики, логичность и последовательность в изложении материала, реализация навыков планирования и управления собственным временем при прохождении практики, обоснованность выводов и рекомендаций.
Структурные элементы отчета:
1. Титульный лист (см. приложение 1).
2. Оглавление (см. приложение 2).
3. Введение (описание целей и задач учебно-ознакомительной практики, время прохождения).
4. Основная часть (общие сведения о предприятии, описание содержания работы практического психолога в организации, представление результатов наблюдения и беседы с психологом (в том числе, используя карту наблюдений (см. Приложение 3)), описание психологического мероприятия, в котором участвовал практикант, выводы).
5. Заключение (приводятся основные выводы и рекомендации по итогам практики, отмечаются возникшие трудности, особое внимание следует уделить описанию закрепленных и приобретенных навыков, знаний, опыта в ходе прохождения учебно-ознакомительной практики).
6. Список литературы.
7. Приложения (дневник прохождения практики, карта наблюдения за профессиональной деятельностью психолога, должностная инструкция психолога организации, итоговая анкета практиканта (см. приложение 4)).
10. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Вачков И.В. Введение в профессию «психолог» [Текст]: учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гришпун, Н.С. Пряжников. – М.: Изд-во МПСИ, 2007. – 464 с.
2. Климов Е.А. Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи [Текст] / Е.А. Климов // Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / Сост. В.А. Бодров. – М.: ПЕР СЭ; Логос, 2007. – С. 209–214.
3. Павлова Т.А. Введение в профессию: Психолог [Текст]: учеб. пособие / Т.А. Павлова. – М.: Аспект-Пресс, 2007. – 136 с.
4. Романова Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы [Текст]: учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 464с.
5. Шмелева И.А. Введение в профессию: Психология [Текст]: учеб. пособие / И.А. Шмелева. – СПб.: Питер, 2007. – 253 с.
Дополнительная литература:
1. Гарбер Е.И. Методика профессиографии [Текст] / Е.И. Гарбер, В.В. Козача. – Саратов: Изд-во СГУ, 2010. – 200 с.
2. Иванова Е.М. Психологическая системная профессиография [Текст] / Е.М. Иванова. – М.: ПЕР СЭ, 2003.
6. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности [Текст] / Л.А. Регуш. – СПб.: Питер, 2010. – 178 с.
7. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации [Текст] / М.Ю. Шайнис. – Самара: Бахра-М, 2005. – 224 с.
3.
Интернет-ресурсы:
Электронная библиотека http://psylib.myword.ru
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ практики
Персональный компьютер, принтер.
Приложение 1
Карта наблюдения за профессиональной деятельностью практического психолога
Название и адрес организации:
Профиль (подчеркнуть): медицинский, образовательный, производственный, другой
Даты начала и окончания наблюдения:
Подразделение:
Стаж работы психолога:
| 1. Взаимодействие с субъектами трудовых отношений
| 1.1. Администрация
| При оценке успешности в работе апеллирует к мнению руководства относительно результатов работы
| 1 2 3 4 >4 раз
| Мнение руководства относительно результатов работы не рассматривает как значимое по сравнению с другими показателями
| 1 2 3 4 >4 раз
| Регулярно, в соответствии с графиком предоставляет информацию о результатах проделанной работы
| 1 2 3 4 >4 раз
| Инициирует продуктивное взаимодействие с представителями административного персонала организации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Избегает взаимодействия с представителями административного персонала организации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Участвует в разработке и реализации кадровой политики организации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Участвует в разработке перспективных программ психологической работы в организации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет воздействие с помощью убедительности доводов (ссылки на факты, логику рассуждений) при взаимодействии
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет научно обоснованные прогнозы для влияния на решения административного персонала организации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет эмоционально-личностное воздействие при взаимодействии с административным персоналом
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет элементы суггестии при взаимодействии, апеллирует к авторитету психологии
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
|
1.2. Персонал и сотрудники организации
| Дифференцирует сотрудников по индивидуальным личностным качествам
| 1 2 3 4 >4 раз
| Дифференцирует сотрудников по статусным и организационным признакам
| 1 2 3 4 >4 раз
| Проявляет инициативу в выявлении психологических затруднений сотрудников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Избегает информации о психологических затруднениях сотрудников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Целенаправленно знакомится с содержанием и средствами профессиональной деятельности сотрудников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Информацию о содержании и средствах деятельности сотрудников получает из случайных источников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Игнорирует информацию о содержании и средствах деятельности сотрудников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Сотрудничает с небольшим количеством специалистов, отказывается от контактов с другими
| 1 2 3 4 >4 раз
| Успешно вступает во взаимодействие с разными специалистами по их инициативе
| 1 2 3 4 >4 раз
| Проявляет инициативу в совершенствовании условий труда работников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает значимые для работников решения на основании общих данных, без дополнительного психологического обследования
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает значимые для работников решения на основании самостоятельно собранных индивидуальных данных
| 1 2 3 4 >4 раз
| 1.3. Пациенты в организациях медицинского профиля
| Проявляет инициативу в выявлении психологических затруднений пациентов
| 1 2 3 4 >4 раз
| Успешно вступает во взаимодействие с разными пациентами по их инициативе
| 1 2 3 4 >4 раз
| Проявляет инициативу в выявлении потребностей бывших пациентов в психологической поддержке
| 1 2 3 4 >4 раз
| Отказывается предоставлять психологическую поддержку пациентам в период после проведенного лечения
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает профессиональные решения на основании общих данных, без дополнительного психологического обследования
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает профессиональные решения на основании самостоятельно собранных индивидуальных данных
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет элементы суггестии при взаимодействии
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания (п.п. 1.2 и 1.3):
|
1.4. Обучаемые в организациях образовательного профиля и их родители
| Сотрудничает с небольшим количеством обучаемых, отказывается от контактов с другими
| 1 2 3 4 >4 раз
| Успешно вступает во взаимодействие с разными учащимися по их инициативе
| 1 2 3 4 >4 раз
| Инициативен в выявлении индивидуальных затруднений и оказании поддержки обучаемым в критических ситуациях
| 1 2 3 4 >4 раз
| Действует по плану мероприятий, игнорируя индивидуальные критические ситуации учащихся
| 1 2 3 4 >4 раз
| Систематически информирует родителей об учебно-профессиональных склонностях и способностях обучаемых
| 1 2 3 4 >4 раз
| Инициирует взаимодействие с родителями неуспевающих учеников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Позитивно откликается на просьбы в оказании психологической помощи при решении семейных проблемных ситуаций
| 1 2 3 4 >4 раз
| Отказывается оказывать психологическую помощь при решении семейных проблемных ситуаций
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает профессиональные решения на основании общих данных, без дополнительного психологического обследования
| 1 2 3 4 >4 раз
| Принимает профессиональные решения на основании самостоятельно собранных индивидуальных данных
| 1 2 3 4 >4 раз
| Применяет элементы суггестии при взаимодействии
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
| 1 2 3 4 >4 раз
| 2. Взаимодействие с предметом труда
| 2.1. Психопрофилактика
| Организует мероприятия по снижению психоэмоционального напряжения работников (преподавателей, администраторов)
| 1 2 3 4 >4 раз
| Обучает сотрудников (нуждающихся обучаемых, пациентов) приемам аутотренинга
| 1 2 3 4 >4 раз
| Систематически осуществляет работу по психологическому просвещению
| 1 2 3 4 >4 раз
| Планирует и проводит мероприятия по улучшению психологического климата в профессиональных коллективах (учебных группах)
| 1 2 3 4 >4 раз
| Обеспечивает регулярное функционирование кабинета психологической разгрузки
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
| 1 2 3 4 >4 раз
|
2.2. Психодиагностика
| Поддерживает и обновляет комплекс диагностических мероприятий, используемых при отборе кадров
| 1 2 3 4 >4 раз
| Комплекс диагностических мероприятий обновляется несистематически, материалами из случайных источников
| 1 2 3 4 >4 раз
| Внедряет психодиагностические методы в проекты и реализацию процедур аттестации кадров
| 1 2 3 4 >4 раз
| Вырабатывает рекомендации по формированию кадрового резерва на ключевые должности организации на основе результатов психологической диагностики
| 1 2 3 4 >4 раз
| 2.2I. Психодиагностика в учебных заведениях (дополнительно к предыдущему)
| Проявляет инициативу в проведении диагностических мероприятий по выявлению причин отклоняющегося поведения обучаемых
| 1 2 3 4 >4 раз
| Поддерживает и обновляет систему диагностических мероприятий, используемых при определении учебно-профессиональных способностей обучаемых
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
| 2.3. Психологическое консультирование
| Осуществляет консультирование руководителей по вопросам разрешения служебных конфликтов
| 1 2 3 4 >4 раз
| Разрешение служебных конфликтов осуществляется, без участия психолога
| 1 2 3 4 >4 раз
| Регулярно проводит индивидуальные психологические консультации по профессионально обусловленным вопросам
| 1 2 3 4 >4 раз
| Индивидуальное консультирование по профессионально обусловленным вопросам носит случайный характер
| 1 2 3 4 >4 раз
| Разрабатывает и реализует систему групповых консультаций работников по вопросам профессионального развития
| 1 2 3 4 >4 раз
| Избегает проведения групповых консультаций работников по вопросам профессионального развития
| 1 2 3 4 >4 раз
| Проявляет инициативу в проведении индивидуальных обследований (консультаций) специалистов, меняющих профессию или должность
| 1 2 3 4 >4 раз
| Инициативен в организации психологического сопровождения молодых специалистов на этапе адаптации
| 1 2 3 4 >4 раз
| Избегает проведения индивидуальных консультаций сотрудников, находящихся на кризисных или переходных этапах развития
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
|
2.3I. Психологическое консультирование в учебных заведениях
(дополнительно к предыдущему)
| Осуществляет консультирование преподавателей по вопросам разрешения учебных конфликтов
| 1 2 3 4 >4 раз
| Осуществляет консультирование учащихся по вопросам разрешения учебных конфликтов
| 1 2 3 4 >4 раз
| Разрешение учебных конфликтов — стихийное, без участия психолога
| 1 2 3 4 >4 раз
| Разрабатывает и реализует программы адаптации обучаемых к учебному заведению
| 1 2 3 4 >4 раз
| Другие замечания:
| 1 2 3 4 >4 раз
| 3. Взаимодействие со средствами труда
| Применяет тренинговые методы
| 1 2 3 4 >4 раз
| Активно ищет источники для пополнения и совершенствования психодиагностического инструментария
| 1 2 3 4 >4 раз
| Использует случайные источники для пополнения и совершенствования психодиагностического инструментария
| 1 2 3 4 >4 раз
| Самостоятельно разрабатывает систему диагностических мероприятий с учетом поставленной задачи
| 1 2 3 4 >4 раз
| Решает поставленные задачи при помощи стандартной системы диагностических мероприятий
| 1 2 3 4 >4 раз
| Высказывается о том, что профессиональное самосовер- шенствование — важная составляющая качественного труда
| 1 2 3 4 >4 раз
| Высказывается о том, что внимание к профессиональному самосовершенствованию ухудшает «текущие» показатели труда
| 1 2 3 4 >4 раз
| Регулярно проходит повышение квалификации (на основании опроса)
| нет да
| Другие замечания:
| Предложения практиканта по совершенствованию карты и процедуры наблюдения:
| Приложение 2
Итоговая анкета практиканта
|