Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Производство по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц (статьи 447-452 УПК)





 

1. Согласно ст. 447 УПК отдельные категории лиц, в нашем контексте это:

- члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;

- судьи Конституционного Суда РФ, судьи федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъекта РФ, а также присяжные и арбитражные заседатели в период осуществлением ими правосудия;

- Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ;

- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ;

- прокуроры;

- председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

- руководители следственных органов;

- следователи;

- адвокаты;

- члены избирательных комиссий и комиссий референдума;

- зарегистрированные кандидаты в депутаты Государственной Думы;

- зарегистрированные кандидаты в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

2. Конкретное содержание особых условий уголовного преследования и гарантий неприкосновенности различных категорий лиц из числа вышеуказанных различен.

В этом отношении в первую группу можно выделить членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Возбуждение уголовных дел в отношении данной категории лиц характеризуется двумя особенностями:

- решение о таком возбуждении может принять только одно должностное лицо - председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ;

- для возбуждения уголовного дела требуется согласие соответственно Совета Федерации или Государственной Думы (п. 1 части первой ст. 448 УПК).

Во вторую очередь в целях оптимального изложения учебного материала можно назвать судей Конституционного Суда РФ, процедура возбуждения уголовного дела в отношении которых обставлена аналогичными особенностями: такое возбуждение допускается только по решению председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и только с согласия самого Конституционного Суда РФ (п. 3 ч. 1 ст. 448 УПК).

В третью очередь можно объединить судей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, окружного (флотского) военного суда. Возбуждение уголовного дела в отношении указанных лиц допускается лишь по решению председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ, и с согласия Высшей квалификационной коллегии судей (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК).

К четвертой группе можно отнести всех иных судей (федеральных, в том числе военных, а также мировых), возбуждение уголовного дела в отношении которых допускается лишь по решению председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ и с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей (п. 5 ч. 1 ст. 448 УПК).

В следующую, пятую, группу можно объединить депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления, членов избирательных комиссий и комиссий референдума, возбуждение уголовного дела в отношении которых допускается лишь по решению руководителя следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ (п. 9 и 11 ч. 1 ст. 448 УПК).

В шестую группу следует включить всех лиц, особый порядок возбуждения уголовного дела в отношении которых выражается только в том, что решение о таком возбуждении может быть принято только одним должностным лицом - председателем Следственного комитета РФ (при отсутствии иных особенностей). Это:

- Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы Счетной палаты РФ (п. 6 ч. 1 ст. 448 УПК);

- Уполномоченный по правам человека в РФ (п. 7 части первой ст. 448 УПК);

- Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты РФ (п. 8 ч. 1 ст. 448 УПК);

- члены Центральной избирательной комиссии РФ и председатели избирательных комиссий субъектов РФ (п. 12 ч. 1 ст. 448 УПК).

Путем такого дальнейшего анализа содержания части первой ст. 448 УПК можно выделить и полностью обособить Генерального прокурора РФ (п. 2 ч. 1 ст. 448 УПК), председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ (п. 2 части первой ст. 448 УПК), а в отдельные группы прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов (п. 10 ч. 1 ст. 448 УПК) и зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы и в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 13 и 14 ч. 1 ст. 448 УПК). Для каждой из этих категорий лиц указанными пунктами ч. 1 ст. 448 УПК установлен свой собственный порядок начала уголовного преследования.

3. Если же уголовное дело возбуждено не в отношении конкретного лица, а по факту деяния, содержащего признаки преступления, все вышеуказанные особенности действуют при решении вопроса о привлечении в качестве обвиняемого. Это значит, что:

- предъявить обвинение члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы может только председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ при обязательном согласии на это соответствующей палаты Федерального Собрания РФ;

- предъявить обвинение судье Конституционного Суда РФ может только председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ при наличии согласия самого Конституционного Суда РФ и т.д.

Согласно ч. 4 ст. 448 УПК при рассмотрении вопроса о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо на привлечение его в качестве обвиняемого Совет Федерации или Государственная Дума, установив, что производство указанных процессуальных действий обусловлено высказанным им мнением или позицией при голосовании или связано с другими его законными действиями, соответствующими статусу члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, отказывает в даче согласия на лишение его неприкосновенности. Такой отказ является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу.

Согласно ч. 6 ст. 448 УПК изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном настоящей ст. для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого. Таким образом, в тех случаях, когда судебная власть по закону контролирует само начало уголовного преследования, она контролирует и формулировку обвинения, а также ее юридическую оценку (уголовно-правовую квалификацию содеянного), не позволяя без ее (судебной власти) ведома изменить, скорректировать инкриминируемое деяние в сторону, ухудшающую положение обвиняемого.

4. Согласно ст. 449 УПК член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудитор Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении преступления в порядке, установленном ст. 91 Кодекса, за исключением случаев задержания на месте преступления, должны быть освобождены немедленно после установления их личности. Иначе говоря, по поводу фактического задержания указанных лиц формальный протокол задержания составлен быть не может, помещение их в изолятор временного содержания задержанных недопустимо, и речь идет, таким образом, о задержании для выяснения личности; исключение составляют случаи (по терминологии п. 1 ч. 1 ст. 91 УПК), "когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения". Но тогда следует признать, что в подобных ситуациях-исключениях уголовное преследование таких лиц начинается минуя особые процедуры, т.е. в обычном порядке, потому что задержание может иметь место только по уголовному делу, а задержанный приобретает статус подозреваемого (п. 2 ч. 1 ст. 46 УПК).

5. Согласно ч. 1 ст. 450 УПК после возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого в порядке, установленном ст. 448 настоящего Кодекса, следственные и иные процессуальные действия в отношении такого лица производятся в общем порядке с изъятиями, установленными ст. 449 и 450 УПК. А согласно ч. 1 и 2 ст. 450 УПК судебное решение об избрании в отношении судьи Конституционного Суда РФ, судей иных судов в качестве меры пресечения заключения под стражу исполняется с согласия Конституционного Суда РФ или квалификационной коллегии судей, а судебное решение об избрании в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, уполномоченного по правам человека в РФ в качестве меры пресечения заключения под стражу или о производстве обыска исполняется только с согласия Совета Федерации или Государственной Думы.

6. Согласно ст. 451 УПК в случае, если уголовное дело было возбуждено либо привлечение лица в качестве обвиняемого состоялось в особом порядке, установленном для лиц данной категории, то после окончания предварительного расследования уголовное дело направляется в суд, которому оно подсудно, на общих основаниях и в общем порядке. Исключение опять-таки составляют дела по обвинению парламентариев: согласно завершающей главу 52 ст. 452 УПК уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ.

 

* * *

 

Глава 52 УПК, вмещающая совокупность норм об особенностях уголовного судопроизводства в отношении политиков, судей и др., - явление в нашем законодательстве новое и спорное. Специалисту-правоведу важно знать и не упускать из виду, что по своему происхождению эти нормы являются не процедурными (уголовно-процессуальными), а политико-правовыми, потому что касаются конституционного принципа равенства перед законом и судом. Согласно ст. 19 Конституции РФ перед законом и судом равны все, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (курсив наш. - Б.Б.), а согласно ст. 98 Конституции РФ члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, по общему правилу, могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску только при условии, что соответствующая палата Федерального Собрания РФ приняла решение о лишении данного лица личной неприкосновенности.

Согласно ст. 122 Конституции РФ неприкосновенны также судьи. Никто другой больше в данном контексте в Конституции не упоминается. Таким образом, и принципиальное правило, и исключение из него установлены на конституционном уровне, т.е. вопрос решен всецело в рамках Основного закона, и выводить его из этих рамок, опуская на более низкий уровень иерархии правовых актов (федеральный закон), теоретических предпосылок не имеется. "Подправлять" Конституцию РФ Уголовно-процессуальный кодекс не может, тем более что этим Кодексом не просто расширено понятие личной неприкосновенности, т.е. особых условий применения мер процессуального принуждения (задержание, арест, обыск), но и само начало уголовного преследования поставлено в зависимость от особых условий (инициатива высокопоставленного руководителя следственного органа, согласие соответствующей палаты Федерального Собрания или Конституционного Суда, т.е. учреждений, не имеющих отношения к уголовной юстиции, либо соответствующей квалификационной коллегии судей, тогда как эти коллегии вообще не являются органами государства. Для подобных привилегий в Конституции РФ вообще нет предпосылок. Это значит, что нормы УПК на эту тему юридически ничтожны.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 321-ФЗ число особенностей уголовного судопроизводства в отношении отдельных категорий лиц сокращено путем внесения существенных изменений в ст. 448 УПК. Однако и оставшееся нагромождение таких особенностей, и существование огромного отряда наших сограждан, которые вопреки Конституции собственной страны не равны со всеми перед законом и судом, способно породить сомнение в том, что в объявленной им войне с коррупцией государство готово действительно пойти на самые решительные меры.

 

Date: 2016-01-20; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию