Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современные концепции государства. Классификация современных государств
Происходящие в мире интеграционные процессы (создание ЕС) не ведут к утери государствами национального суверенитета. ЕС, созданный в 1992 году в результате подписания договора в голландском городе Маастрихт, основан на принципах субсидиарности, который предполагает, что все вопросы, которые можно решить на национальном уровне, не должна выносится на уровень союза. Идея создания в Европе супер государства возникла после Второй мировой войны. Ее родоначальником был А. Спинелли. Эта идея не получила поддержки у европейцев. Подлинным основателем интеграционного процесса в Европе стал Жан Моне. Целью интеграции он считал усиление Европы за счет сложения потенциалов государств. С 1994 по 2004 год количество стран, входящих в ЕС, изменилось с 12 до 25. В этих условиях механизмы согласования интересов, существующие в ЕС, стали не эффективны. Наиболее остро кризис проявился в 2005 году когда на референдумах в Нидерландах, во Франции провалился проект единой Европейской концепции. Новые участники ЕС пытаются использовать его авторитет для реализации своих национальных интересов (Польша и Прибалтика – в интересах с Россией). Страны, стремящиеся войти в ЕС, в немалой степени рассчитывают, прежде всего, на материальную поддержку со стороны ЕС. В будущем ЕС возможно трансформируется в более гибкое объединение, главной целью которой будет торгово-экономическое сотрудничество. Основным условием существования ЕС является гарантия суверенных прав государств и совершенствование механизмов урегулирования принятия решений. Со второй половины 19 века возникают 2 основные концепции государства: - классический подход; - представление об общечеловеческой сущности государства. Вторая концепция имеет больше сторонников, т.к. общечеловеческая ценность государства неоспорима. Более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей человечество пока не изобрело. Существует множество классификаций современного государства в зависимости от их критерия, который берется в основу этой классификации: - правовое и деспотическое; - социальное и монетарное; - по отношению государства к религии: атеистическое, светское, клеренальное, теократическое. Если концепция социального государства была общепринятой во второй половине 20 века, то в конце 20 - начале 21 века в связи с огромным ростом государственных расходов появляются представления о государстве, которое исходит из того, что оно должно брать на себя только минимум основных задач – малозатратные государства. Разновидностью этого подхода является концепция, которая рассматривает государство как партнера с бизнесом и обществом. Попыткой синтеза перечисленных подходов является концепция активирующего государства. Именно она легла в основу реформы государственного управления, которая проводится в настоящее время в большинстве западных стран. Государство инициирует процессы решения общественных проблем, выступает в роли посредника и определяет пределы ответственности тех структур, которые участвуют в решении этих проблем. Формы государства в современном мире. Принцип разделения властей. 3 формы государства: - монократическая; - поликратическая; - сегментарная. Монократическая – фактически отсутствие разделения властей, узурпация власти или одним человеком или партией, отсутствие гарантий прав человека и отсутствие МСУ. Поликратическая – (полная противоположность монократической) принцип разделения властей, власть не принадлежит партии или одному человеку, гарантия прав человека и гарантия МСУ. Сегментарная – сочетание двух предыдущих. Характерна для авторитарных режимов. В настоящее время классическая схема определения формы государства, исходя из формы правления, формы государственного устройства и политический режим претерпело значительные изменения, т.к. стираются грани между монархиями и республиками, унитарными и федеративными государствами, поэтому предлагаются новые классификации формы государства. Исходя из двух основных критериев характеризующих форму правления: - ответственность правительства и способ выбора главы государства; - способ взаимодействия главы государства, парламента и правительства. Единственный пример полупарламентской республики – Швейцария. Ученые выделяют также форму демократического правления. К первой форме относят помимо республик, также конституционные монархии. Ко второй абсолютно дуалистическая монархия, авторитарные режимы. По форме государственного устройства помимо унитарных и федеративных государств выделяют регионализированные государства. Разделение властей является основополагающим принципом существования поликратического государства. Современными тенденциями разделения властей являются следующие: - усиливается взаимозависимость и взаимопроникновение различных ветвей власти; - происходит постоянное усиление исполнительной власти за счет остальных; - появляются новые центры власти (например: президентская власть); - в Конституциях многих стран помимо 3 основных ветвей власти вошли новые понятия о ветвях власти (учредительная, контрольная, избирательная). Система разделения властей по-разному функционирует в зависимости от принадлежности страны к той или иной правовой семье (англо-саксонская или континентальная), а также от существующей формы правления. Англосаксонское право признает верховным носителем власти – парламент, который делегирует часть своих полномочий другим ветвям власти. Поэтому в этих странах система разделения властей считается «мягкой», т.к. полной независимости исполнительной и судебной ветвей власти от законодательной нет. Напротив, континентальное право, которое исходит из теории французский просветителей и, прежде всего идей Шарля Монтескье («О духе законов»). Все 3 ветви власти должны быть абсолютно независимы друг от друга и равны в своих правах. В этих странах, особенно в президентских республиках, система разделения властей – «жесткая». Наиболее полным воплощением жесткого разделения властей является американская Конституция 1787 года. Она построена на следующих принципах: - все 3 ветви власти формируются независимо друг от друга и не вмешиваются в полномочия друг друга; - не могут прекратить полномочия друг друга; - существует система сдержек и противовесов, не позволяющая чрезмерно усилиться одной из ветвей власти. Система сдержек и противовесов включает следующее: - Президент выбирается всенародно; - вся исполнительная власть принадлежит Президенту; - вся ответственность за выполнение внешней и внутренней политики лежит на Президенте; - Президент не обладает правом законодательной инициативы, не имеет права вмешиваться в дела Конгресса. 1) Конгресс имеет право утверждать наиболее ответственных лиц президентской администрации. 2) Конгресс имеет право импичмента, как по отношению к Президенту, так и по отношению к руководителю его администрации. 3) Свобода исполнительной власти в области международной политики ограничена правом Конгресса, принимать решения о закономерности действий Президента в области введения чрезвычайного положения и введение войск за пределами территорий США. Эти права Конгресс получил после 1973 года, когда правление Никсона привело как к введению необъявленных войск в Индо – Китае и «Отторгейскому скандалу». 4) Президент имеет право вето по отношению к законам, принимаемым Парламентом. 5) Не имея права законодательной инициативы, Президент по Конституции обязан несколько раз в год выступать с докладом перед Парламентом, в котором подробным образом выражаются законодательные предложения администрации. 6) Бикамерализм (двухпалатный парламент). 7) Судебная власть является важным элементом в системе сдержек и противовесов, т.к. зачастую от нее зависит принятие окончательного решения. В большинстве стран с полупрезидентскими и парламентскими формами правления в системе разделения властей важную роль играет: - партийный состав парламента; - взаимоотношения между исполнительной властью и законодательной (принадлежат ли они к одной партии или разной); - права главы государства. В этих странах в том случае если возникает конфликт между исполнительной и законодательной ветвями глава государства имеет право или распустить правительство или наоборот оставить правительство распустить парламент. В этом случае новые парламентские выборы ведут или к отставке правительства (если его партия не набирает большинство) или к подтверждению его полномочий. Современные модели государственного устройства. Проблема децентрализации в современных унитарных странах. Регионализированные страны. Унитарные страны делятся на простые и сложные. Простые состоят только из административно-территориальных единиц, сложные включают в свой состав еще и автономии, обладающие большими правами, чем административные единицы. По уровню централизации управления унитарные страны делятся на централизованные, относительно централизованные и децентрализованные в зависимости от прав местных администраций и контроля за их деятельностью.
Date: 2016-01-20; view: 1144; Нарушение авторских прав |