Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доктор технических наук, профессор.Достияров Абай Мухамедиярович





(р.1951 с. Демьяновка Узункольского района Костанайской обл.). Д.т.н (2000), профессор (2001). Работает в сфере высшего образования республики Казахстан: в 1975-1990 гг. в Алматинском энергетическом институте: ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, деканом теплоэнергетического факультета;

в 1991-1994 гг. в Алматинском автодорожном институте: доцентом, деканом автотранспортного факультета;

1995- 1996 г. в Министерстве образования РК начальником отдела вузов и университетов; с 1996 г. проректор по учебной работе Южно-Казахстанского государственного университета имени М. Ауезова. Награжден Почетной грамотой за лучшую научную работу молодых ученых МВТУ, Почетными грамотами Казахстанского отделения Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) и Министерства высшего и среднего специального образования КазССР, нагрудными знаками "Изобретатель СССР" и "Отличник образования РК". Окончил МВТУ им.Н.Э. Баумана в 1975 г. энергомашиностроительный факультет по специальности "турбостроение".

10. Запасы углеводородов в мире велики, но не безграничны. Энергия, добываемая из возобновляемых источников, будет вытеснять «нефтяную» и «угольную». В ближайшее время специалисты по альтернативной энергетике будут весьма востребованы. Производство солнечных батарей, производство кремния, главным потребителем которого является солнечная энергетика, выпуск термоэлементов и другие проекты. Всем создаваемым предприятиям потребуются кадры — от управленцев и инженеров до рабочих. Энергетическая безопасность – существенная, если не главная составляющая экономической безопасности страны. Следовательно, для обеспечения энергией дальнейших экономических преобразований в стране необходимо создание системы мониторинга энергетической безопасности страны. Кроме того, необходимо проводить политику диверсификации источников энергетических ресурсов, отдавая предпочтение отвечающим экологическим требованиям.

11. - умение проведения теоретических и экспериментальных исследований в области теплоэнергетики;

- умение проектировать строительство и монтаж технических средств теплоэнергетических систем;

- умение проводить эксперименты и исследования с целью создания новых перспективных теплоэнергетических и теплотехнических установок;

- знание необходимых мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности и охране окружающей среды при производстве, строительстве и эксплуатации теплоэнергетических установок и систем;

- умение разрабатывать эксплуатационную документацию;

- умение проводить испытания и определение работоспособности установленного и ремонтируемого оборудования;

- знание и применение методов анализа, синтеза и оптимизации процессов;

- владение компьютерными технологиями для обработки результатов измерений, использование приемов стандартизации и проведение сертификации продукции;

- умение внедрять новые технологии реконструкции и модернизации предприятий;

-умение анализировать производственную и финансовую деятельности предприятий теплоэнергетики,компьютеризировать управленческие и экономические задачи;

-владение моделированием и оптимизацией теплотехнологических процессов, установок;

- умение оценивать производственные и непроизводственные затраты на обеспечение заданного уровня качествапродукции;

- способность осуществлять технический контроль испытаний и управление качеством в процессе

производства;

- способность проводить расчеты производства смет, удаленных расходов энергоресурсов;

- умение анализировать производственную и финансовую деятельность предприятия;

- умение проводить мероприятия по экологической безопасности предприятия;

- умение вести контроль над соблюдением производственной и трудовой дисциплины,требований безопасности жизнедеятельности;

- знание требований к качеству воды и водяного пара как технологическим продуктам, о принципах и методах водоподготовки, об использовании технологических процессов подготовки и очистки воды с их аппаратурным и схемным оформлением на тепловых электростанциях и промышленных предприятиях;

12. Особенности развития современных теплоэнергетических отраслей состоят в том, что, с одной стороны, истощаются ресурсы естественных энергоносителей, происходит удорожание их добычи и переработки. Актуальными с другой стороны, являются проблемы экологии.

В этой связи проблема рационального, в том числе экономного использования природных энергоносителей, а в равной степени и проблемы энергосбережения становятся ключевыми вопросам современной экономики.

Составляющие энергосбережения в теплоэнергетике складываются из рационального потребления тепловой энергии с одной стороны и сокращения энергозатрат при использовании ее.

Сокращение энергозатрат, при использовании тепловой энергии подразумевает, в частности:

  1. Повышение к.п.д. и надежности агрегатов, генерирующих тепловую энергию
  2. Использование качественных топлив, совершенствование процессов их переработки и очистки.
  3. Оптимизацию процесса их сжигания, связанную с сокращением или нейтрализацией вредных выбросов
  4. Создание перспективных с точки зрения экономии технологий сжигания традиционных топлив.
  5. Увеличение доли качественно новых энергоагрегатов, позволяющих существенно снизить затраты газообразных или жидких топлив.
  6. Применение нетрадиционных и возобновляемых видов энергии (ветровой, солнечной, энергии малых и микро-ГЭС, энергии биомассы, тепловых насосов, и низкопотенциальной энергии, энергии приливов и отливов, волновой и геотермальной), позволяющих существенно снизить применение углеводородных топлив и так далее.
  7. Применение альтернативных топлив (искусственных жидких и газообразных, искусственного водорода и так далее)
  8. Применение перспективных материалов в том числе с использованием нанотехнологий.

Проиллюстрировать можно примером. По оценкам специалистов, снижение потребной температуры в помещении, на 1 градус по конкретному объекту может обеспечить сокращение энергозатрат на 10%. Если рассмотреть отдельно взятую, к примеру, бойлерную, то еженедельная регулировка ее агрегатов может сэкономить до 10% традиционного (углеводородного) топлива.

Кстати говоря, нельзя обойти стороной и вопросы, касающиеся сбережения уже произведенной тепловой энергии у потребителя (например, в строительстве).

Интегральный учет вышеназванных факторов позволил бы в кратчайшие сроки сэкономить десятки миллиардов гигакалорий тепловой энергии, которые жизненно необходимы в широтно-климатических условиях России.

Очевидно, что для реализации программы по рациональному использованию тепловой энергии необходимо привлечь интеллектуальные ресурсы, так как вопросы привлечения финансовых ресурсов в значительной мере будут зависеть от того, как будет реализовываться сама программа.

14. Современную жизнь невозможно представить без таких основополагающих благ, как электричество и тепло. Весь комфорт, который окружает нас сегодня, и технологический прогресс связан с изобретением человечеством электричества. Энергетика - величайшее достижение цивилизации, которая в современном мире энергетика играет важную роль.

В то же время, именно энергетическая проблема является одной из глобальных проблем, вставшей перед человечеством. Каждый достигающий земли луч солнца, каждое дуновение ветра, каждый всплеск морской волны исправно производят свою порцию энергии. Но мы только учимся пользоваться ею, придумывая новые источники энергии и совершенствует уже известные.

Энергетическая отрасль предлагает огромное количество профессий. Энергетика страны - это многочисленные электростанции различных типов, диспетчерские управления, километры электрических и тепловых сетей, лаборатории и научно-исследовательские институты. Бесперебойная работа заводов, больниц, магазинов, офисов, уличное освещение, тепло домов - все это требует ежедневного труда десятков тысяч представителей профессии.

Современные инженеры-теплоэнергетики обучаются в технических университетах. Основной предмет исследования теплоэнергетики - теплопередача, в одних случаях ее интенсификация повышает эффективность установки, в других снижением теплопередачи достигается экономия тепла. Специальность теплоэнергетика дает знания, как наиболее эффективно использовать имеющиеся энергетические ресурсы, в т.ч. атомная энергетика, возобновляемые источники энергии и другие привлекательные технологии будущего.

Современный электроэнергетический комплекс России включает около 600 электростанций. Наибольшая доля в производстве электроэнергии и генерирующих мощностей приходится на тепловые электростанции. Теплоэнергетика является отраслью техники, где производится преобразование тепла в другие виды энергии - механическую, электрическую - с помощью тепловых двигателей, электрических и других машин, а также устройств прямого преобразования тепла в электрическую энергию. Этот огромный теплоэнергетический комплекс по всей стране должен работать надежно, безаварийно, независимо от погодных или других природных явлений, так как это влияет на стабильную работу всей национальной экономики, ее развитие и благосостояние людей, и, в конечном счете - настроение и здоровье каждого человека.

На выборпрофиля теплоэнергетика, в которой я хотел бы развиваться, оказали влияние несколько причин.Так, в первую очередь, то что в нашем городе расположена Красноярская ГРЭС-2, на которой работают и мои родственники.Еще в школьные годы, мы посещали с экскурсиями ГРЭС-2 и мне там понравилось. Поэтому я долго не колебался, когда пришло время выбирать будущую профессию.

Выбор профессии связан с большой ответственностью, и чтобы сделать его, нужно иметь хотя бы приблизительное представление о профессии. В число распространенных энергетических специальностей входят инженер-энергетик, инженер-теплоэнергетик, инженер-механик, инженер-электрик и инженер по промышленной автоматике. Эти специалисты нужны и на электростанциях, и в других предприятиях отрасли. Они участвуют в проектировании и установке энергетического оборудования, следят за бесперебойным энерго- и теплоснабжением различных объектов, осуществляют регулярную проверку работы энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей и газопроводов, организуют их ремонт и устраняют различные неполадки. Кроме инженерского состава на предприятиях и станциях работают машинисты, диспетчеры, операторы, аппаратчики, контролеры...Чтобы представить, чем же занимаются все эти специалисты, совершим небольшое путешествиепо теплоэлектростанции (ТЭС).

ТЭС состоит из нескольких цехов: топливно-транспортный, химический, котлотурбинный, электротехнический, цех тепловой автоматики и измерений и ремонтно-строительный цех. Сердцем станции можно назвать ее энергоблок, а мозгом - щит управления. Начну свое исследование с самого первого звена технологической цепи производства электроэнергии - топливно-транспортного цеха (ТТЦ). Для работы тепловой электростанции требуется большое количество топлива. Поэтому на станции сооружаются разгрузочные устройства, размещается оборудование топливоподачи, организуются топливные склады, нефтехранилища. Переработка топлива требует его быстрой доставки и разгрузки. В топливно-транспортном цехе трудятся работники разных специальностей, но главную роль здесь играют машинисты топливоподачи, контролирующий работу автоматических устройств, обеспечивающих безотказную подачу топлива, выявляет неисправности, устраняет их, ухаживает за обслуживаемыми механизмами.

Поддерживать в рабочем состоянии оборудование топливоподачи машинисту помогают слесари по ремонту оборудования. В их обязанности входит разборка, чистка, ремонт, смазка и сборка механизмов топливоподачи, замена неисправных деталей. Для того чтобы выполнить слесарные и монтажные работы, они должны знать устройство агрегатов топливоподачи, принципы их работы, основы слесарно-ремонтного дела, свойства металлов.

Один из главных элементов тепловой электростанции - это котельный агрегат, находящийся в котлотурбинном цехе, который вырабатывает пар для производства электроэнергии или нагревает воду, циркулирующую в системе отопления. Управляют котлами машинисты. Рабочее место машиниста котлов - это щит управления, оборудованный приборами, датчиками и регуляторами. Управлять процессами машинисту котла помогают автоматические устройства, позволяющие вести заданный режим работы. Машинист совершает обход своего участка, отслеживая подготовку котла к растопке, пуску, остановке и ремонту.

Современным мощным оборудованием в котлотурбинном цехе управляют инженеры-теплоэнергетики. Представьте себе, давление перегретого водяного пара в котлах достигает 240 атмосфер при температуре более 500 градусов, а размеры среднего парового котла соответствуют размерам 16-этажного жилого дома. Паровые турбины имеют мощность, которую обычный человек не может даже представить в уме. Так, небольшие ТЭЦ турбины имеют мощность от 25 до 300 000 кВт, а завод - до одного миллиона киловатт. Для работы этих мощных машин, необходимо обеспечить запас топлива и воды, удаление продуктов сгорания в атмосферу и отвода тепла, которые не могут быть использованы в ближайшем водоеме или в атмосфере.

Инженер-теплоэнергетик должен знать теорию теплофизических процессов, разбираться в вопросах проектирования и эксплуатации теплотехнического оборудования. Ему потребуются знания по высшей математике, физике, химии, термодинамике и другим техническим предметам.Не менее важным компонентом производства электроэнергии является вода. Прежде чем поступить в котел, где она нагревается до состояния пара, а затем в турбину, вода должна быть предварительно очищена механическим и химическим способами. Ее смягчают и обессоливают. Процессом очистки руководит аппаратчик водоочистки, который работает в химическом цехе. Аппаратчик следит за показаниями контрольно-измерительных приборов и проводит химический анализ технической воды.

Сердцем любой электростанции является машина - генератор. Она приводится в движение специальным двигателем - турбиной. Сердце тепловой электростанции - парогенератор и турбоагрегат, которые и производят электричество. Эти сооружения вместе с электрическим генератором, повышающим трансформатором, вспомогательным тепломеханическим и электрическим оборудованием образуют единый энергетический блок, которым управляет машинист энергоблока. С блочного щита он следит за насосами, задвижками, регуляторами, приборами и автоматическими устройствами. Большое панно-схема наглядно показывает состояние оборудования станции. Пульт управления энергоблока напоминает кабину современного авиалайнера, и машинист блока, как пилот, умеет в считанные секунды решать сложнейшие технические задачи по управлению порученным ему оборудованием.

Работники электрического цеха обеспечивают бесперебойную работу его оборудования. Электромонтер должен следить за работой оборудования, вовремя выявлять и устранять неполадки. Совершая обходы по всем цехам станции, слесарь по ремонту и обслуживанию автоматики контролирует работу и состояние средств измерения технологических параметров (температуры, давления, расхода, частоты вращения).

Под пристальным вниманием специалистов цеха тепловой автоматики и измерений находятся устройства автоматических систем регулирования теплотехнических процессов, технической защиты и сигнализации теплоэнергетического оборудования, схемы и устройства дистанционного управления.

Немаловажным в выборе профессии сыграл и тот факт, что эту специальность выбрали мои родственники и уже давно работающие на предприятии теплоэнергетики. Вот как мой дядя отзываются о своей работе: «Работа очень творческая, постоянно приходится сталкиваться с различными проблемами. Занимаюсь обследованиями технологических объектов и выдачей рекомендаций по эффективному использованию тепловой энергии. Мне она интересна тем, что приходится изучать новое оборудование, которое монтируется на установках. Всегда есть, над чем поломать голову, прежде чем будет найден хороший вариант решения. Сегодня на производстве одна из самых актуальных проблем - энергоэффективность. В связи с этим применяются новые технологии, разрабатываются решения, которые позволяют в дальнейшем использовать энергоресурсы более экономично».

Кроме того, важно и то, что энергетика, будучи реальным сектором экономики нашей страны, обладает солидной государственной поддержкой. Так, после глобальных изменений в ходе реформ энергетической отрасли в России, произошедших в начале 2000-х годов, крупнейшие электростанции объединились в семь оптовых генерирующих компаний. В дополнение к этому важнейшим игроком энергетического рынка страны стал атомный концерн «Росэнергоатом», десять атомных станций которого производят до половины потребляемой в России электроэнергии. Развитие технологий, строительство новых объектов, модернизация станций -все это объекты многих государственных и коммерческих инвестиционных проектов. Поэтому и стабильный карьерный рост в этой области молодым специалистам обеспечен. Активное развитие энергетической отрасли России обеспечивает повышенный спрос на молодых специалистов. Диплом инженера-теплоэнергетика гарантирует тебе не только конкретное трудоустройство, но и достаточно широкий выбор места будущей работы на самых различных предприятиях (от крупной атомной электростанции до районной котельной).

Еще один важный фактор в выборе - будущая зарплата,даже в начале трудового пути зарплата не ниже 10 тыс. руб. Важным при этом является и то, что «лестница карьеры» дает существенную прибавку в зарплате. Так что, если специалист хорошо подготовлен профессионально, работоспособен, честолюбив, добросовестен и готов работать творчески, то и зарплата растет.

В то же время хочется отметить, что для профессионалов деньги в работе не являются главным аргументом - очень важен творческий характер профессии. Теплоэнергетика открывает и здесь огромные возможности. На любой тепловой или атомной электрической станции, не говоря уже о конструкторских бюро, проектных фирмах и организациях, возникает большое число творческих задач. Это связано с тем, что генерация электрической и тепловой энергии происходит в результате реализации такого сложного комплекса физических и химических процессов, аналогов которому нет ни в одной другой отрасли промышленности. Поэтому инженеру-теплоэнергетику, если он любит, умеет и хочет думать, есть, где проявить свой творческий (креативный) потенциал, свой интеллект.

Таким образом, я считаю, что это направление предоставляет много возможностей, которые помогут стать успешным в дальнейшем, как в выбранной профессии, так и в любом другом роде занятий. Иными словами, при выборе будущей профессии я руководствовался разными аргументами: возможности карьеры, заработной платы, но, прежде всего, своим интересом, так как считаю очень важным получать удовольствие от любимого дела. Интерес позитивно влияет на образ жизни человека и помогает выбрать правильный путь к достижению своих целей.

15. понятие конкурентоспо­собности будущего специалиста подводит к наиболее сложной проблеме: какие же способности, характеристики, качества, знания и умения обеспечивают, а еще лучше гарантируют, конкурентоспособность специа­листа - выпускника вуза? В идеальном варианте для этого вузы и другие учебные заведения, т.е. система образования в целом, должны иметь обобщенную модель конкурентоспособного специалиста, на основе которой каждый уровень образования проектировал бы свою подмодель. При таком подходе они (модель и подмодели) выступали бы в качестве цели функцио­нирования образовательных структур и выполняли бы функцию системообразующего фактора. Понятие «конкурентоспособности» специалиста, на наш взгляд, обладает доста­точной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности. При этом за основополагающие свойства следует принять:

  • Четкость целей и ценностных ориен­тации.
  • Трудолюбие.
  • Творческое отношение к делу.
  • Способность к риску.
  • Независимость.
  • Способность быть лидером.
  • Способность к непрерывному самораз­витию.
  • Способность к непрерывному про­фессиональному росту.
  • Стремление к высокому качеству конеч­ного продукта.
  • Стрессоустойчивость.

Конкурентоспособность специалиста ассо­циируется с успехом как в профессиональной, так и личностной сферах. Действительно, главное психологическое условие успешной деятельности в любой области - это уверен­ность в своих силах. К основным составляю­щим, по которым вырабатывается уверенность в себе, относится:

  • Освоение и совершенствование профес­сионального мастерства.
  • Адекватное поведение в различных ситуациях человеческого общения.
  • Поддержание и укрепление здоровья и работоспособности.
  • Создание благоприятного внешнего облика, собственного имиджа.

Эти рекомендации ориентированы на повышение индивидуальной конкурентоспо­собности, что весьма актуально в условиях, когда альтернативой для каждого может стать безработица. Рабочая сила сейчас - реальный товар на рынке труда, где все больше утверж­дается принцип конкуренции, и этот товар, чтобы соответствовать спросу, должен быть конкурентоспособным, т.е. иметь хорошее качество, хорошее оформление и хорошую рекламу (или саморекламу).

Итак, в основе подхода подготовки конку­рентоспособного специалиста лежит единая концепция. Ее суть - формирование у обучаемого трех групп навыков:

  • технологических
  • коммуникативных
  • концептуальных.

Технологические навыки связаны с освоением конкретной профессии. Коммуника­тивные - имеют непосредственное отношение к общению с различного рода людьми и с самим собой. Концептуальные - это искусство прогнозировать события, планировать деятель­ность больших групп людей, принимать ответ­ственные решения на основе системного анализа.

Особое внимание в процессе подготовки специалиста уделяется развитию такого качества, как целостность мышления. Во многом это объясняется принципиальными изменениями в подходе к работникам, что проявляется, в частности, в использовании принципов социального менеджмента. Наметилась тенденция перехода от «homo sapiens» (человека мыслящего, разумного) к «homo integrans» (человеку целостному). Предприятиям, в частности, вменяется в обязанность, т.е. они несут социальную ответственность за развитие работника, его самосовершенствование, например за овладение им социокультурными технологиями. Анализ такого подхода дает основание предполагать, что система подготовки специалистов должна ориентироваться на такой заказ общества и обеспечивать развитие подобных качеств во время учебы. В конечном итоге это и обеспечит выпускникам конкурентоспособность.

Конкурентоспособная профессиональная компетентность выпускников вузов на рынке труда в свете международных требований может быть достигнута при условии существенных преобразований системы высшей профессио­нальной школы, включающей следующее:

  • Целенаправленность. В условиях неопределенности социального заказа и отсутствия в полном объеме стандартов цели высшего профессионального образования могут казаться расплывчатыми, без ясных ориентиров и может быть нечетким управление. Однако социальный заказ определяется рынком. Каждое учебное заведение, осуществляя подготовку специалистов, выбирает для себя требования профессиональной подготовки, которые должны быть не ниже, а возможно даже выше приведенных в государственных образователь­ных стандартах. В соответствии с этими требованиями профессиональной компетент­ности выпускников вуз предусматривает для себя методическую и кадровую обеспеченность, нормативы, характер учебной и научно-производственной деятельности.
  • Обеспечение прогностического (опере­жающего) управления. Прогноз - вариант будущего состояния. Только на основе прогноза можно определить концепцию развития вуза. Именно на основе нормативного прогнози­рования, учитывающего анализ тенденций развития вуза, тенденции социально-экономи­ческого развития общества и мировых тенден­ций, возможно определить пути достижения запрограммированных результатов ценности, позволяющей удовлетворять и развивать духовные потребности личности. Практическая реализация этой тенденции невозможна без постоянного повышения профессионально-педагогического уровня профессорско-препода­вательскою состава, их общей эрудиции и воплощения в повседневную деятельность оптимального сотрудничества с обучающимися. В настоящее время в центре внимания стоят и такие вопросы, как требования к уровню компетентности и образовательным стандартам и конкурентоспособности выпускников, форми­рование нового типа личности с высокими нравственными качествами, открытого к сотрудничеству и др.
  • Инновационная деятельность, в том числе создание новых типов учебных заведений. Здесь речь идет не о смене вывески, некотором изменении структуры управления и частичном совершенствовании обучения, а о качественно новом типе учебного заведения, обеспечиваю­щего опережающее высшее профессиональное обучение и конкурентоспособность выпуск­ников.

 

Date: 2016-01-20; view: 1150; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию