Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Руководителю





По должностям

Один из способов ведения группового хозяйства

 

Методиздание предназначено для туристов начального уровня и содержит основы организации самодеятельного клубного туризма.

 

Руководителю

 

Итак, уважаемый, все начинается с тебя, точнее с твоей идеи, в которую ты вкладываешь:

 

1. Как? Т.е. цель похода, совмещая: спортивность, общение в группе, поиск нового, отдых на природе и др. Отсюда вытекают задачи к этому походу: категорийность, укрепление и завязывание отношений и пр.

2. Куда? Т.е. район похода. Для этого лучше перелопатить тематические (вид туризма) отчеты в нашем и других клубах, интернете, книжках и методичках.

3. Когда? Т.е. сезон вроде бы как определен, нужно определить примерные сроки, которые зависят от района (благоприятная погода) И возможности, желания группы.

 

После чего, на первых сборах будущей группы, подробно рассказывается ей вышеизложенное с возможными изменениями.

Затем нужно заявиться на правлении Клуба («Романтик») и чем раньше, тем лучше, но не позднее Оргсреды (см. далее), для чего нужно подготовить ответы:

 

1. Район планируемого похода и вид туризма (может быть смешанным).

2. Категория сложности, чему должен соответствовать ты сам и будущая группа (см. Правила Спортивного Туризма).

3. Подтвердить свою квалификацию справками либо присутствием хотя бы одного твоего руководителя (для ПВД и 1 к.с.). А для 2 к.с. и более – кроме того, наличие удачных завершений предыдущих походов, где ты являлся руководителем.

4. Примерные сроки похода.

5. Другие менее важные.

 

После твоего утверждения правлением Клуба, тебе необходимо заявиться (по тем же вопросам) на Оргсреде.

Оргсреда - общеклубовское мероприятие, где руководители грядущего сезона заявляют себя и свои планы на поход перед всем Клубом, после чего потенциальные участники выбирают своих фаворитов из числа представленных руководителей (для тебя это означает набор группы), обмениваются координатами и договариваются о следующей встрече (тренировка или др.).

Иногда бывают случаи, когда группа ищет под себя руководителя или же группа сформировалась до Среды, но это не освобождает тебя от Заявки на ней.

Теперь мы имеем все предпосылки для подготовки и проведения похода.

 

С тренировок начинается сколачивание групповой семьи-коллектива, и они бывают:

 

1. Физические, как правило, 2 раза в неделю (вторник, четверг), чем можно и не ограничиваться. На берегу моря, в зале или на открытой площадке – выбирайте, цельтесь и подбирайте оптимальное для всех время. Бывают и общеклубовские, тогда подстраивайтесь под Клуб. Можно определить физорга, совместно с которым планировать и проводить тренировки (для чего просмотреть соответствующую литературу). Иногда полезно контролировать посещаемость.

2. Технические, как правило, проводятся реже (но это твой выбор). Могут проводиться в помещении (теория, вязание узлов и др.), в парке (работа с веревками, ледорубом, техника хождения на лыжах, использование «морковки» – спасательной веревки, сборка-разборка судов, основы гребли и др.), а также на спецвыездах (может даже минипоходах). Цель этих тренировок – максимально подготовить группу к специфике удаленного похода.

3. Культурные. Походы в театр, кино, на футбол, пляж, отмечание дней рождения, клубовские мероприятия и многое др., что очень важно для внутригрупповой атмосферы.

 

Другие мероприятия:

 

1. Сборы группы, которые могут проводиться во время вышеописанных мероприятий. На одних из первых сборах нужно распределить “Портфели министров” (должностные обязанности в группе), для начала лучше не в принудительном порядке:

 

1) Заместитель руководителя (совмещается с др.).

2) Финансист.

3) МПС – министр путей сообщения (логично совмещается с финансистом или др.).

4) Завхоз (по возможности не совмещать).

5) Медик (по возможности не совмещать).

6) Зам по общегрупповому снаряжению.

7) Зам по личному снаряжению (легко совмещается с общегрупповым).

8) Ремнаборщик (по возможности не совмещать).

9) Костровой, примусятник (удобнее в одном).

10) Печник (не совмещать с костровым).

11) Политорг (совмещается с др.).

12) Фото-видеооператор (совмещается с др.).

13) «Зеленый» -любитель природы (совмещается с др.).

14) Физорг (совмещается с др., особенно с заместителем руководителя).

15) Дежурный (переходящая должность)

 

Для нормального проведения похода необходимы и, в общем-то, достаточны четыре должности:

 

1) Руководитель.

2) Завхоз.

3) Медик.

4) Ремнаборщик.

 

Эти должности не должны совмещаться друг с другом и обязательно должны быть в любой нормальной группе.

Все остальное – главным образом служит для занятости всех членов группы, их сплочению во время подготовки к походу и облегчения жизни четырем основным.

 

2. Подготовка, починка снаряжения.

3. Общеклубовские мероприятия (уборка, соревнования, слеты и др.).

4. Лекции. Клуб проводит тематические сезонные лекции для групп на темы: районы, опасности, медицина, снаряжение и др., которые читают опытные туристы.

5. Семинары, чем-то схожи с лекциями, только узконаправленны, могут быть с практикой и в режиме диалога.

6. Клубовские правления, на которых работают: председатель и его команда, руководители групп, выездов, сборов; др. озадаченные и вы, в качестве жаждущего действий или поддакивающего зеваки.

7. Общеклубовские сборы и выезды, которые организует Клуб с вашим участием, поставляя туда опытных инструкторов.

8. Физический и технический зачеты, на которых Клуб (с МКК – маршрутно-квалификационная комиссия – вышестоящая областная организация) контролирует способность группы осуществить намеченный поход.

9. Другие соревнования, слеты др. клубов и пр.

 

В процессе этого, но не позднее, чем за месяц до выхода на маршрут, нужно тщательно проработать нитку маршрута (см. далее), копаясь в отчетах, описаниях интернетовских, книжных и мозговых (опытных “старичков” много, их только раскрутить). Причем планов лучше наметить слегка больше, чем способна твоя группа осуществить – это не даст скучать на маршруте, а в случае неуспевания, отказаться от каких-либо. Результатом чего должна быть маршрутная книжка – официальный документ туристов (бланки есть в МКК, на сайте нашего Клуба). Оформить выпуск в МКК, для чего подготовить:

 

1. 2 заполненных экземпляра маршрутной книжки;

2. карты (схемы или лоции);

3. найденные описания сложных участков маршрута (перевалов, порогов и др.) лучше с рисунками и фото;

4. справки с предыдущих походов по данному виду туризма всех участников группы;

5. медсправки;

6. страховки на период похода;

7. др. по требованию МКК.

 

Один экземпляр маршрутки остается в МКК, другой едет с группой в поход.

Кроме проработки самого маршрута следует ознакомиться с особенностями политической, этнографической, природной (флора, сауна, погода) обстановками; историей края и др. это поможет снизить некоторые риски и обогатить путешествие, подготовить необходимые документы (например, выезжая за пределы города, необходимо иметь паспорта (свидетельства о рождении); за пределы Украины – загранпаспорта (провозные документы с доверенностями от родителей на руководителя), визы, а на месте – регистрация в МВД (полиции), у пограничников и др.

Поскольку безопасность стоит всегда на первом месте, а незнание не освобождает…, рекомендую ознакомиться с описаниями несчастных случаев в данном виде туризма за последние годы и, лучше, в данном районе.

В процессе подготовки, а так же по решению Клуба или МКК, план похода может несколько измениться (в большинстве случаев упроститься). А в случае критического состояния группы, по решению Клуба или МКК, поход может быть и вовсе запрещен. Тот же результат будет с группой, количество участников которой меньше безопасно допустимого (см. Правила Проведения Спортивных Походов).

Во время подготовки к походу, вы, мой друг – “папочка” для группы, который жестко контролирует выполнение поставленных вами, Клубом и МКК задач.

Но кроме группы у вас есть Клуб, в котором вы – участник и получатель заданий и где вы – согласующее звено Клуб – руководитель – группа и обратно.

 

После прохождения вышеописанных инстанций с “зачетами”, можно паковать свой “чемоданчик премьер-министра”, в котором:

 

· Вы, как уже “папочка-мамочка”, так как вся ответственность за людей в группе с момента выезда до момента приезда домой лежит ЦЕЛИКОМ на вас.

· Группа, как набор министров-“отличников”, у которых все есть.

· Маршрутка (см. выше).

· Карты: крупная (1:1000000 или около того) политическая или др., на которой видны все возможные подъезды на месте (после поезда или др.) и подробные (1:200000 или подробнее) 1-3 штуки (могут быть схемы, кроки, лоции и др.), по которым вы и будете ходить.

· Компаса 2 штуки (второй у зама).

· GPS (по возможности).

· Описания сложных участков с рисунками и фото.

· Блокнот с карандашом (пишет в любых условиях).

· Часы (лучше с будильником) и другой будильник у дежурных.

· Другие официальные и неофициальные общегрупповые документы.

· Мобильная связь (по возможности).

· Свисток (лучше в каждой подгруппе или экипаже) – очень чудная вещь с западной практики, особенно зная условные сигналы.

· Другие шмотки как у обыкновенного участника (см. зам по личному снаряжению).

 

Поезд тронулся, пароход отчалил или первый взмах крылом

 

Необходимо бы напомнить группе о том, что с этого момента руководитель несет полную ответственность, вплоть до уголовной, за их жизнь и здоровье, а потому, признавая право группы на обсуждение любых вопросов, связанных с походом, последнее слово остается за руководителем и требует беспрекословного подчинения после окончания общего обсуждения.

С этого момента вы, как руководитель, обязаны знать ВСЕ, что происходит с группой и в группе, а так же с отдельно взятым участником (например, животик у когось болит, медик с руководителем это уже знают; кто-то отлучился – руководитель в курсе).

По возможности в одиночку не отпускать и в любой малой группе назначать “старшего”, которому назначать контрольное время.

Если я, как руководитель, окажусь не прав - участники могут высказать свои претензии на разборе похода или разборе ходового дня, но не раньше.

Проблемы, неприятности, предусматривая их, вы будете поддерживать благоприятный климат в группе. Итак, человеческий фактор – топ в пирамиде безопасности. Советую прочесть Психологический Климат Группы (методичка есть в библиотеке Клуба и на сайте).

По прибытии в район, нужно оформить необходимые документы (как например, регистрация в МВД, у пограничников). Встать на учет в районной КСС (контрольно-спасательная служба) или КСО (отряд), заявившись лично с маршрутными документами или, на крайний случай, телеграммой, указав:

 

1. Ф.И.О. руководителя.

2. Количество человек в группе.

3. Номер и дату выдачи маршрутки, какой МКК выдана.

4. Даты выхода и завершения маршрута.

5. Краткую нитку маршрута с запасными и аварийными отходами.

 

Кроме этого, телеграммой известить свою МКК о выходе на маршрут (группа Иванова МК номер такой-то вышла маршрут), где МК – маршрутка.

Желательно позвонить-успокоить родителям, друзьям, сообщив об удачном начале и дать это сделать группе. На обратном пути повторить эту процедуру.

После прощания с последним транспортом, поход считается начатым. И так как он проработан на “5”, не нужно “гнать кобылку” без нужды, получайте от похода удовольствие.

Никогда не пускайте на самотек, возникающие в группе конфликты, тем более не вступайте в них за одну из сторон. Ваша задача разрешать эти конфликты.

Дневной режим, по большей части, зависит от сезона, района похода и грядущих препятствий. Но в любом случае, вставать желательно пораньше (особенно зимой с коротким днем) так, чтобы основная часть группы вставала с рассветом (дежурные соответственно раньше) или же с рассветом группа выходила. А организовывать бивуак лучше за 1-3 часа до наступления темноты. Сюда же можно заложить разведку-подготовку к следующему дню. Так, например, в день преодоления перевала (особенно длительного или камне-лавиноопасного) можно покидать место стоянки в 3-5 часов утра.

Вечером дежурные, получившие задание к такому-то времени приготовить завтрак, а может быть предварительно-будительные: чай, кофе (занятость горячим ускоряет процесс подъема), намечают собственное время подъема. Иногда требуется общий подъем, когда дежурные заняты своим делом, а группа в это время пакует бивуак, при этом ты озадачиваешь лентяев.

Переходы. Продолжительность их зависит от местности, состояния группы, необходимости и др. При этом есть добрая оправданная традиция Клуба двигаться кучно, не растягиваясь, в любом виде туризма, что страхует, исключает незамеченность каких-либо эксцессов или элементарного блуждания (потеря времени и безопасности). Так переход по горизонтальной дороге может длиться 45-90 мин со скоростью движения пешком до 5-7 км/час, на велосипедах – до 40 км/час, на лыжах по хорошей лыжне – до 10 км/час, по быстрой свободной воде – до 20 км/час. А с увеличением крутизны склонов, наличия препятствий, без лыжни и др. длительность переходов уменьшается до 5-10 мин для коротких передышек. Так дневная норма при благоприятных условиях может быть:

 

· Для горных и пеших походов до 15-30 км

· Велопоходов - до 60-120 км

· Лыжных – до 20-40 км

· Водных – до 30-60 км

 

Можно назначить ведущего и замыкающего, из числа наиболее опытных участников. Ведущий прокладывает путь и контролирует последующих, не давая им растягиваться. Замыкающий контролирует последних, подгоняя их и, при надобности, приостанавливает группу. Таким образом, каждое звено ”скрепляет” впереди и сзади идущих. А если отставание постоянно, руководитель перераспределяет содержимое рюкзаков, судов или каким-либо другим путем, корректно обходясь со слабой стороной.

Во время несложных переходов в игру может вступить политорг со своими развлечениями (например, “Контакт” или др.), но в любом случае задействован фото-видеооператор.

Если группа заблудилась, не стоит лезть в эту дыру дальше (чревато нахождением большой проблемы). Нужно организовать разведку или вернуться в точку, где ориентиры установлены.

Если же случилось так, что потерян один или несколько участников. Первое, лучше вернуться к месту, где был потерян контакт с группой. Если это не возможно – к месту последнего привала. Если же и это не возможно, потерявшиеся останавливаются на видимом из далека месте, желательно вблизи тропы, дороги и помечают путь к этому месту с тропы каким-либо образом, а на месте организуют световую, звуковую или др. сигнализацию (дымный костер, пр.). При необходимости, устраиваются на “холодную” ночевку. Группа же организует несколько поисковых команд, одна из которых – на место последнего контакта, а затем последнего привала, другая (или другие) – по предположению руководителя с четким указанием пути следования и контрольного времени (для всех поисковых команд). Одна команда остается с вещами, как правило, физически и технически менее подготовленные, которые по необходимости разжигают огонь, раскладывают бивуак. С утра же поиски возобновляются (если были прекращены по каким-либо причинам). Если поиски не увенчались успехом, потерявшиеся движутся к ближайшему селению, уведомив там местные официальные власти. Можно применять и др. варианты, но в группе должен быть заранее оговорен и утвержден ОДИН, что позволяет предвидеть действия обеих сторон.

В любых действиях на первом месте должна стоять безопасность, а в случае спасработ – безопасность спасателей!

В сложных критических ситуациях нужно продумывать каждый шаг, а иногда без конфликтов передать правление участнику с большим туристским и жизненным опытом.

 

Привалы. В это время группа должна восстановить силы, решить какую-либо задачу (например, разведка). Для восстановления сил нужно 5-20 мин.

Во время привалов:

 

Общая цель, конечно же, отдых после переходов, во время которых:

1. Руководитель совместно с группой отслеживают по карте пройденное, и намечает предстоящее, проводит мониторинг состояния группы, отсылает в разведку, определив старшего, задание и контрольное время; ведет собственный дневник, в котором указываются подневно:

 

· от-через-до (подробное описание: названия населенных пунктов, рек, перевалов, порогов и др., применяя географические ориентиры), что, в идеале, должно соответствовать намеченному дома;

· километраж пройденный;

· время (чистое ходовое без учета привалов);

· погодные условия (температура, солнце или облачность, дождь, снег и др.);

· подробные технические описания локальных препятствий (рек, перевалов, порогов и др.) с зарисовкой и фото-, с указанием применяемого снаряжения. В особенности при первопрохождении или отсутствии описаний;

· свои выводы и рекомендации.

 

2. Завхоз раздает привальные.

3. Медик контролирует состояние группы.

4. Ремнаборщик, при надобности, достает ремнабор.

5. Политорг заботится о ведении дневника и поднимает боевой дух.

6. Фото-видеооператор не на “скорую руку” делает свое дело.

7. Зеленый организует чистоту природы.

Смотри подробности в министерских портфелях.

 

Во время обеденного привала, кроме вышеописанного, организуй группу в помощь дежурным, пока они готовят, намеченные с утра, продукты к обеду, а костровой разводит огонь. Т.е.: собрать дрова, принести воды и др. (особенно критично в холод или в экстримальных ситуациях).

Так как этот привал самый продолжительный, то именно сейчас лучше произвести разведку, более тщательно поработать медику, ремнаборщику и др.

Не скупитесь во время привалов на культурный, моральный, плодово-ягодный отдых группы.

Если есть необходимость послать кого-то с важным поручением, старшему вручается ЗАПИСКА с заданием, контрольным временем, а так же выдается необходимое снаряжение на случай дождя, холода, ночевки и др.; документы, деньги, карта, компас, часы и др.

 

Ночевка. Место для нее нужно начинать высматривать за 1-2 часа до оптимального времени остановки, а может и раньше, если местность не кишит таковыми или позже (если путь абсолютно безопасен и ясен) и это место должно удовлетворять:

 

1. Безопасности (от возможных лавин, камнепадов, грозы, наводнения, падения деревьев, ветра и др.).

2. Удобству (наличие места для палаток или шатра, кострища, столовой, близость воды, дров и др.).

3. Эстетике (природные красоты, исторические памятники и др.).

 

Кроме, описанной предобеденной подготовки, причем более полной и тщательной, необходимо поставить палатки или шатер, печку, примус, переодеться, высушить вещи и др. Причем приоритет ставить на более необходимые, продолжительные занятия (чтобы не делать этого по темну). В случае дождя, сначала поставить тент или палатки, или шатер. Временной приоритет имеют так же общегрупповые задачи перед личными, кроме случаев дождя, холода, медпроблем; когда нужно заменить одежду на сухую, теплую; заклеить, замазать мозоли, ссадины (что сулит большими проблемами). И чем, кстати, не стоит злоупотреблять! И только после всего этого можно немного расслабиться, рассказать группе, что пройдено, сделано за день, а что нет и почему.

Постарайся довести до группы закон: если есть задача, но при этом кто-либо отдыхает, значит, что-то не так, значит, группа работает не эффективно.

Вечером же происходит подготовка к утру:

 

1. Организуется разведка, может с зарисовкой схемы для обсуждения с группой, навешивания перил, переправы и др.

2. Завхоз выдает задание дежурным на утро.

3. Подготовка группового и личного техснаряжения.

4. Фото-видеооператор ищет возможность зарядить батареи.

5. Прочее.

 

Во время ужина и после него можно приступить к культурной программе (игры, гитара и др.).

 

Ночь. Теперь нужно крепко спать.

 

Полудневки, дневки и вынужденные отсидки (из-за погоды и пр.). Чтобы это не превращалось в тягомотину, во время них можно как-то поактивничать. Причем, по возможности, составить план (пойти на экскурсию, произвести разведку, радиальное восхождение, построить баню, починить снаряжение и пр.).

Если группа отстает от графика (из-за непогоды, не точного расчета или др.), существуют запасные 1-2 дня, но не стоит злоупотреблять ими пока поход не закончен, распределив нагрузку на несколько последующих дней.

 

По завершении похода, необходимо сняться с учета в КСС или КСО (можно телеграммой или звонком), дать телеграмму в свою МКК: маршрут окончил Иванов МК номер. Но не расслабляйтесь, помните об ответственности.

В последний вечер похода перед какой-нибудь станцией, во время движения домой или же в первое время после возвращения, избегая посторонних ушей, желательно организовать разбор похода (для помощи каждому участнику расти как туристу), на котором каждый министр рассказывает, что сделано им, что нет и почему, а другие участники конструктивно рассказывают, что понравилось и что можно было бы улучшить, затрагивая министерские и личные качества экзаменуемого. При этом задача руководителя ни в коем случае не допустить конфликта.

Так же организовать написание отчета о походе в течение полугода после возвращения (см. методичку Правила Проведения Спортивных Походов) для защиты и передачи опыта следующим группам.

Затем защитить поход в МКК (итогом чего будут справки о походе всем участникам), для чего приготовить:

 

1. Отчет о походе, подробность которого назначает МКК.

2. Маршрутка с собранными перевальными записками или др.

3. Карта с нанесенным маршрутом, местами ночевок и датами.

4. Фотографии сложных участков, технические (где видна работа группы на них), характерные (показывают уникальность данной местности и отображают группу на ней).

5. Заполненные бланки справок на каждого участника.

6. Прочее, по требованию МКК

 

Кроме этого нужно защитить поход на разборе сезона в Клубе, на который пригласить всю группу.

А так же проконтролировать выполнение министрами:

 

· Финансистом – подведение финансовых итогов и сведение баланса похода к “0”

· Замом по групповому и личному снаряжению – возврат всего заимствованного снаряжения в должном состоянии.

· Политоргом – организации дописания дневника и группы на отмечания сезона в Клубе и похода в группе.

· Фото-видеооператором – печати фото- для защиты и участникам группы, а так же показа фильма на отмечании.

· Всеми министрами – написания своих отчетов, выводов и рекомендаций для отчета о походе.

 

После принимается участие в отмечании сезона в Клубе и похода группой по инициативному сценарию.

Теперь этот коллектив способен сам организовывать какое-либо клубовское мероприятие, а каждый участник на порядок повысил свой опыт.

 

Date: 2016-01-20; view: 238; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию