Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье





Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

· единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

· главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

· писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

· высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

· весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

· деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

· правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

· на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина;

· особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право.

К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.

Данная семья характеризуется следующими признаками:

 основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

 ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

 на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего, в судебном порядке;

 главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;

 нет кодифицированных отраслей права;

 отсутствует классическое деление права на частное и публичное;

 широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

 юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

· главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;

· источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;

· весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;

· особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;

· отсутствует деление права на частное и публичное;

· нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

· судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

· во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Японии, Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

 доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

 обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

 обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

 нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше;

 судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

 судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность;

 юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ;

 архаичность многих ее обычаев и традиций.

Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе.

2. Правовое воспитание: понятие, формы, методы.

Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание носит системный характер, его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения – молодежь, военнослужащие и т.д.); содержание воспитания – передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

К основным организационным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т.п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т.д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям – носителям субъективных прав и свобод.

3. Способы и объём толкования правовых норм.

Способ толкования – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для урегулирования конкретной жизненной ситуации.

Различают грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический способы толкования.

Грамматический позволяет установить смысл правового предписания с помощью правил грамматики (существенное значение имеет каждый знак препинания, союз и другие орфографические и синтаксические особенности построения текста). Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два предложения. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Смысловое содержание предложения может измениться в зависимости от употребляемой синтаксической формы. Так, в отличие от выражения «и он является собственником жилья», допускающего наличие других собственников, в словосочетании «и собственником жилья является он» содержится императивное утверждение о том, что только он является собственником жилья.

Логический основан на непосредственном использовании законов и правил формальной логики (устанавливается логическая связь структурных элементов нормы, возможные логические противоречия, взаимоисключающие суждения и т.п.).

Систематический состоит в сопоставлении текста толкуемого правового предписания с содержанием иных видов нормативных предписаний, институтами и отраслями права. Устанавливается его место в системе действующего законодательства.

Историко-политический связан с анализом историко-политической обстановки, в условиях которой было принято толкуемое предписание; устанавливается, какие цели при этом стремился достичь правотворческий орган. Иногда наряду с историко-политическим выделяют функциональный способ толкования, который, отражая изменения в объекте познания, выражает связь нормы с внешней средой (политикой, моралью, правосознанием) не на момент ее принятия, а на момент ее применения.

Социально-юридический способ основан на исследовании технико-юридических средств изложения юридических норм. При этом изучаются особенности юридических конструкций, их отраслевая специфика, смысловое содержание терминов и т.д.

При толковании по объему следует учитывать возможное несовпадение смыслового содержания и словесного выражения правовых предписаний. В связи с этим различают буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное толкование.

При буквальном толковании текстуальное, словесное выражение и смысл нормы права совпадают.

При ограничительном толковании текстуальное, словесное выражение шире, чем смысл предписания («дети должны содержать своих нетрудоспособных родителей» - возникает вопрос: какие дети?).

При расширительном толковании текстуальное, словесное выражение ýже, чем смысл правового предписания («судьи независимы и подчинены только закону» - возникает вопрос: а подзаконным актам?).

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

Date: 2016-01-20; view: 472; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию