Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Современная правовая система России при всех ее особенностях более родственна именно романо-германской правовой семье
Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: · единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); · главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; · писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; · высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; · весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); · деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; · правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; · на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; · особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право. К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Данная семья характеризуется следующими признаками: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые, прежде всего, в судебном порядке; главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; нет кодифицированных отраслей права; отсутствует классическое деление права на частное и публичное; широкое развитие статутного права (законодательства), а юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридические доктрины, как правило, носят сугубо прагматический, прикладной характер. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: · главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; · источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов; · весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; · особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения; · отсутствует деление права на частное и публичное; · нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; · судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; · во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях). К семье традиционного права относятся правовые системы Японии, Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Признаками данной правовой семьи являются следующие: доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; архаичность многих ее обычаев и традиций. Таким образом, правовые семьи неоднородны. В каждой из перечисленных семей имеются свои отличительные особенности, одновременно неизбежно присутствуют и черты, присущие любому праву и любой правовой системе. 2. Правовое воспитание: понятие, формы, методы. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение. Правовое воспитание носит системный характер, его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения – молодежь, военнослужащие и т.д.); содержание воспитания – передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания. К основным организационным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду. Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека. Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т.п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т.д.). Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов. Методы правового воспитания – это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др. Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям – носителям субъективных прав и свобод. 3. Способы и объём толкования правовых норм. Способ толкования – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для урегулирования конкретной жизненной ситуации. Различают грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический способы толкования. Грамматический позволяет установить смысл правового предписания с помощью правил грамматики (существенное значение имеет каждый знак препинания, союз и другие орфографические и синтаксические особенности построения текста). Для того чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два предложения. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Смысловое содержание предложения может измениться в зависимости от употребляемой синтаксической формы. Так, в отличие от выражения «и он является собственником жилья», допускающего наличие других собственников, в словосочетании «и собственником жилья является он» содержится императивное утверждение о том, что только он является собственником жилья. Логический основан на непосредственном использовании законов и правил формальной логики (устанавливается логическая связь структурных элементов нормы, возможные логические противоречия, взаимоисключающие суждения и т.п.). Систематический состоит в сопоставлении текста толкуемого правового предписания с содержанием иных видов нормативных предписаний, институтами и отраслями права. Устанавливается его место в системе действующего законодательства. Историко-политический связан с анализом историко-политической обстановки, в условиях которой было принято толкуемое предписание; устанавливается, какие цели при этом стремился достичь правотворческий орган. Иногда наряду с историко-политическим выделяют функциональный способ толкования, который, отражая изменения в объекте познания, выражает связь нормы с внешней средой (политикой, моралью, правосознанием) не на момент ее принятия, а на момент ее применения. Социально-юридический способ основан на исследовании технико-юридических средств изложения юридических норм. При этом изучаются особенности юридических конструкций, их отраслевая специфика, смысловое содержание терминов и т.д. При толковании по объему следует учитывать возможное несовпадение смыслового содержания и словесного выражения правовых предписаний. В связи с этим различают буквальное (адекватное), ограничительное и расширительное толкование. При буквальном толковании текстуальное, словесное выражение и смысл нормы права совпадают. При ограничительном толковании текстуальное, словесное выражение шире, чем смысл предписания («дети должны содержать своих нетрудоспособных родителей» - возникает вопрос: какие дети?). При расширительном толковании текстуальное, словесное выражение ýже, чем смысл правового предписания («судьи независимы и подчинены только закону» - возникает вопрос: а подзаконным актам?).
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15 Date: 2016-01-20; view: 498; Нарушение авторских прав |