Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ современного состояния социальной педагогики





Социальная педагогика в своём развитии прошла огромный путь. И её современное состояние на прямую зависит от исторических корней. И мы считаем, что необходимо провести анализ современного состояния социальной педагогики.

Мы выдели следующие критерии анализа современного состояния социальной педагогики:

1. Практическая деятельность;

2. Научно – исследовательская деятельность;

3. Научно – образовательная деятельность;

В своем качественном состоянии практической деятельности социальная педагогика обладает следующими свойствами.

Социальная педагогика заняла свое место в системе различных видов деятельности, направленной на решение социально-педагогических проблем (социальных и педагогических) различных групп населения. Разнообразие социально-педагогических потребностей населения привело к распространению социально-педагогической деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей, в различные сектора социальной сферы. К настоящему времени социальные педагоги успешно работают в системах образования и социальной защиты населения, культуры и досуга, физической культуры, спорта и туризма, силовых структурах, здравоохранения, молодежных и общественных организациях и др. Этот факт предоставляет довольно однозначный ответ на вопросы соотношения социальной работы и социально-педагогической деятельности: они близки, но не тождественны. [20;31]

В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь:

- Дети-инвалиды;

- Дети-сироты;

- Дети-правонарушители;

- Дети группы риска;

- Категория подростков, которая требует помощи в процессе социализации.

Это несовершеннолетние с психологическими, интеллектуальными, педагогическими и социальными отклонениями от нормы, а также те, что имеют физические, психические и умственные нарушения развития.

Подросток рассматривается как активный участник решения собственных проблем и обязательно выступает в роли субъекта. Социальный педагог и воспитанник в процессе деятельности вступают в объектно-субъектные отношения, которые характеризуются подвижностью. [15;26]

Специализация социального педагога определяется

· по месту работы или учреждению (школьный социальный педагог, социальный педагог в детском доме, социальный педагог учреждения дополнительного образовании и т.д.);

· по категории клиентов (по работе с инвалидами, сиротами, беженцами, переселенцами и т.д.);

· или по профилю деятельности (с семьей, детским объединением, валеологический, дефектологический, экологический, этнологический, физкультурно-оздоровительные и т.д.). [18;69]

За последние 10 лет определилась система учреждений и видов социально-педагогической деятельности по оказанию квалифицированной помощи детям, нуждающимся в поддержке. Созданы методологические основы развития системы социальной службы для молодежи. Вместе с тем происходит дальнейшее ее развитие.

Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает:

1. Учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.);

2. Учреждения и службы специализированных учреждений (дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в развитии, биржи труда и др.);

3. Социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи на дому и другие органы опеки);

4. Службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки, игровые площадки и др.);

5. Валеологические и физкультурно-оздоровительные службы, службы здравоохранения (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому);

6. Социальные службы предприятий, организаций, учреждений и их общежитий, коммерческих структур, творческих общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций, юстиции, правоохранительных и административно-территориальных органов; а также частная практика; [16;96]

Социально-педагогическая деятельность не имеет собственной вертикальной структуры, например, своего министерства или ведомства. С высочайшей долей уверенности можно утверждать, что не будет создано какое-либо "министерство социальной педагогики". Следовательно, специфика социально-педагогической деятельности заключается и в том, что эта деятельность строится "по горизонтали", обеспечивая межведомственное, межинституциональное взаимодействие социальных институтов.

При таком взаимодействии социальная педагогика направлена на гармонизацию отношений человека и социума: не только сам человек является ее объектом, а, прежде всего, его отношения с социальной средой; сама социальная среда как среда жизнедеятельности человека. Социальный педагог работает со всеми людьми, в том числе и с людьми, не имеющими никаких отклонений в социальной жизнедеятельности (например, с молодыми семьями). При этом, естественно, основное внимание направленно на раннюю диагностику социально-педагогической ситуации различных групп населения, на профилактику ее осложнений в целях предупреждения процесса перехода человека в юридический статус клиента социального работника. Именно в связи с этим преимущественным объектом внимания социального педагога становится не только сам человек как индивидуум, но его семья. [12;48]

В своем качественном состоянии научно-исследовательской деятельности социальная педагогика (как научная дисциплина) обладает следующими свойствами.

В результате проведенных научных исследований проблемное поле социальной педагогики определено достаточно полно: выявлены все основные субъекты социально-педагогической деятельности, в качестве которых названы практически все социальные институты государства и общества; при этом явно выражена тенденция значительного расширения номенклатуры этих субъектов. Сформировано понимание структуры и содержания социально-педагогических потребностей различных групп населения. Не прибегая к конкретным показателям, можно с уверенностью констатировать факт условного разделения населения на три значительные, но не равночисленные его группы: социально-проблемная, социально-стабильная и социально-перспективная группы.

Созданная база данных по проблемам социальной педагогики и социальной работы в настоящее время содержит 2325 диссертаций (непосредственно проблемам социального воспитания в прямой постановке этого термина посвящены 50 диссертационных исследований).

Значительно выросло количество исследований, посвященных историческим проблемам социальной педагогики, а также проблемам исследования теоретических идей и практической деятельности персоналий. Расширяется число исследований социально-педагогических проблем в различных странах мира. Появляются исследования, посвященные собственно проблемам социально-педагогической теории; анализируются различные дефиниции социальной педагогики, подходы к трактовке ее содержания, научные школы в области социальной педагогики. Они представлены такими учеными, как В.Г. Бочарова, С.А. Беличева, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, С.И. Григорьев, В.Н. Гуров, И.А. Липский, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Ф.А. Мустаева, В.А. Никитин, В.Д. Семенов, В.С. Торохтий, Г.Н. Филонов, В.А. Фокин и другие. Эти и некоторые другие характеристики социальной педагогики как области научного знания могут представить достаточно полную картину ее современного состояния. [5;65]

В своем качественном состоянии научно-образовательной деятельности социальная педагогика (как образовательный комплекс) обладает следующими свойствами.

В этом своем состоянии социальная педагогика к настоящему времени имеет своим объектом научные (результаты научных исследований) и научно-эмпирические (результаты обобщения опыта социально-педагогической деятельности) знания в области социума, социальных отношений в нем, собственно социально-педагогических отношений. Ее предметом в этом случае является научная социально-педагогическая картина социума, социальной познавательной, преобразовательной и образовательной деятельности ее субъектов.

Целью социальной педагогики как образовательного комплекса является формирование научной социально-педагогической картины мира у всех, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в разнообразных сферах и областях социума. [7;43]

К функциям социальной педагогики, выступающей в роли образовательного комплекса, относятся: формирование системы научных знаний социального педагога и социального работника (в зависимости от их назначения, содержания и сферы деятельности); развитие у них системы знаний, навыков и умений (также в зависимости от их функционального предназначения, содержания и характера деятельности); передача системы опыта (способов) репродуктивной и продуктивной (творческой) профессиональной деятельности в социальной сфере; формирование системы эмоционально-ценностного отношения к миру человеку и социуму, их взаимодействию и взаимоотношениям.[16;62]

Но, не смотря на положительные сдвиги в формировании социальной педагогики как науки, существуют и определённые проблемы. Например, такие как нехватка кадров, низкая заработная плата, широкий фронт работы социального педагога и т.д.

 

 

В 1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие пополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии. Понятие «социальный педагог» стало привычными вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику. Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований как в сфере деятельности новых кадров, так и в их подготовке. Последние годы характеризуются тем, что после 70-летнего перерыва Россия возвращается в мировое образовательное пространство. Изучается зарубежный опыт, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

В 1995 г. ВАК утвердил новую специальность – 13.00.06. «Теория и методика воспитания» (социальное воспитание), по которой защищено много диссертаций.

В Государственном образовательном стандарте второго поколения (2000 г.) социальная педагогика выделена как одна из составных частей педагогики.

Активно действуют Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ и Всероссийская ассоциация преподавателей высших школ социальной работы.

В конце 80-х гг. XX в. в России начинается новый виток в развитии социальной педагогики. Ряд исследователей расценили этот виток как процесс зарождения отечественной социально-педагогической науки. Связано это с особенностями социальной педагогики в частности и педагогики в целом. С точки зрения обыденного сознания педагогику трудно назвать наукой, так как она вбирает в себя элементы философии, психологии, медицины, и предмет ее выделить довольно сложно. Дифференциация педагогики по отдельным составляющим ее областям знаний привела к выделению из нее в качестве самостоятельных ряда научных дисциплин, таких как возрастная педагогика, дошкольная педагогика, педагогика школы, профессиональная педагогика, история педагогики, специальная педагогика, социальная педагогика и др.

В результате, как уже отмечалось ранее, в 1990 г. социальная педагогика была введена императивно, «сверху». Это привело к тому, что научная и практическая сферы социальной педагогики начали развиваться одновременно и в отрыве друг от друга: практика не могла опереться на научные знания, так как науки еще фактически не было, а науке нечего было осмыслять, поскольку сфера практической деятельности только начала формироваться.

Отразилось это и на становлении социальной педагогики как учебного предмета, которое также происходило одновременно со становлением области практической социально-педагогической деятельности и развитием науки. Несформированность и той, и другой обусловили то, что учебный предмет «Социальная педагогика» и сегодня еще включает много спорных, дискуссионных вопросов, различных точек зрения относительно сущности тех или иных категорий и понятий, даже самого предмета социальной педагогики.

Эти объективные обстоятельства являются факторами, тормозящими развитие социальной педагогики как науки. Однако потребности практики так остры и злободневны, что этой областью науки стали заниматься многие научные коллективы: Центр социальной педагогики Российской академии образования (РАО), Академия социального образования, научные коллективы педагогических университетов в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Омске и других городах. Созданы и активно работают, решая теоретические и прикладные вопросы социальной педагогики, различные общественные объединения и государственные учреждения.

Что же происходит в реальности? Во-первых, налицо дефицит кадров. Во многих школах эта должность не занята из-за отсутствия желающих. Чаще всего на эту работу идут люди, лишившиеся основной специальности, не имеющие педагогического образования. А специалисты, имеющие соответствующую подготовку, как свидетельствует статистика, уходят через год-два. Почему? О некоторых причинах было сказано выше. Добавьте к ним низкую зарплату и весьма невысокий (далеко не приоритетный) статус в педагогическом коллективе. Анализ деятельности социальных педагогов г. Москвы и Московской области показывает, что многие из них ограничивают свою работу лишь формальными действиями. Составляют списки и картотеки неблагополучных детей и их семей, налаживают связи с различными социальными учреждениями. Все это, безусловно, нужно, но главное в другом. Ведущими направлениями деятельности социального педагога как профессионала являются, во-первых, исследовательская, нацеленная на выявлении причин дезадаптации детей и подростков; во-вторых, профилактическая, связанная с предупреждением асоциальных поступков; в-третьих, специальная работа по адаптации и развитию детей и подростков «группы риска» [5].

Появление социальной работы в России было обусловлено значительными изменениями в экономической, политической и социальной жизни страны, которые углубили существующие и обозначили новые проблемы воспитания, развития и социального формирования подрастающего поколения. Социальная педагогика, сформировавшись к концу 80-х гг. как самостоятельная наука, была призвана обеспечить компетентность социальной деятельности, а социальный педагог должен был заполнить профессиональный вакуум социального воспитания.

Становление социальной работы происходит в России при доминирующей роли социальной педагогики, педагогических аспектов социальной помощи и защиты человека. Р.В. Овчарова подчеркивает, что «выращенный на прогрессивных традициях отечественной педагогики и зарубежного опыта, социальный педагог стал первопроходцем, пробившим дорогу новой профессии – социальная работа».

Попытки ввести специалистов, непосредственно ориентирующихся на социально-педагогическую работу (организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги-организаторы жилищно-коммунальных служб, работники внешкольных учреждений, общежитий, клубов школьника и др.) были предприняты еще в 60–70-е годы. На рубеже 70–80-х годов общественная потребность вывела проблему на новый уровень ее решения. В практике социально-педагогических и молодежных жилых комплексов, разновозрастных объединений, профильных клубов по месту жительства формировалась и укреплялась идея целенаправленного создания социально-педагогического опыта, развивались тенденции интеграции, межведомственного подхода в социальной деятельности, изменялся характер взаимодействия школы с другими социальными институтами.

Однако развитие сдерживалось отсутствием профессионально подготовленных кадров, специально ориентированных на социально-педагогическую работу. Функции социального педагога растворялись и распределялись между традиционно действующими учреждениями образования, здравоохранения, социального обеспечения, спорта, культуры, милиции, функционально крайне слабо связанными между собой.

Таким образом, нынешний этап можно охарактеризовать как переходный к качественно новому уровню развития социальной педагогики и социальной работы: от отдельных очагов передового опыта к государственному решению проблемы, к созданию системы социальных служб с разветвленной инфраструктурой их кадрового обеспечения.

И на сегодняшний день уже можно констатировать, что накопилось достаточно много эмпирических и теоретических знаний, которые требуют осмысления и систематизации, позволяют выделить приоритетные научные направления, т.е. создают условия для более интенсивного развития социальной педагогики, оформления ее как самостоятельной науки. Для дальнейшего развития социальной педагогики необходимо также перечитать и переосмыслить с новых позиций труды отечественных педагогов – как дореволюционного, так и советского периодов, чтобы отыскать ее истоки, отвечающие культурным и историческим традициям нашего народа. Немаловажное значение имеет и освоение зарубежного опыта с целью адаптации его применительно к нашей российской действительности.

 

Date: 2015-12-12; view: 388; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию