Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты внутреннего контроля в коммерческом банке, действующие в целях ПОД/ФТ





Специальное должностное лицо Коммерческого банка назначается приказом Генерального директора Коммерческого банка и подчиняется непосредственно Генеральному директору Коммерческого банка.

Ответственным за организацию в Обществе ПОД/ФТ является Генеральный директор.

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ функционирует в Обществе на следующих уровнях:

Генеральный директор;

Специальное должностное лицо;

Дирекция финансового мониторинга;

Руководители структурных подразделений;

Сотрудники структурных подразделений.

 

К Специальному должностному лицу Коммерческого банка предъявляются следующие квалификационные требования, установленные Указанием Банка России от 05.12.2014 №3470-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в некредитных финансовых организациях»:

наличие высшего профессионального юридического или экономического образования;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом не менее одного года;;

при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ или опыт руководства отделом не менее двух лет;

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа в соответствии с требованиями, установленными Указанием ЦБ РФ от 05.12.2014 №3471-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в некредитных финансовых организациях».

 

СДЛ считается не соответствующим требованиям при наличии:

неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти;

факта расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с п.7 ст.81 ТК РФ в течение двух лет, предшествующих дню назначения на соответствующую должность.

 

В период временной нетрудоспособности, отпуска (за исключением отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком), служебной командировки специального должностного лица исполняющим его обязанности назначается другой сотрудник при условии его соответствия квалификацонным требованиям к сотрудникам подразделения по ПОД/ФТ, установленным Указанием Банка России №3470-У.

В период нахождения специального должного лица в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, его обязанности исполняет другой сотрудник при условии его соответствия квалификационным требованиям к ответственному сотруднику, установленным Банком России.

Специальное должностное лицо может совмещать свою деятельность с осуществлением иных функций в Обществе, за исключением функций, осуществляемых контролером или службой внутреннего контроля, службой внутреннего аудита, а также при условии, что они не имеют права от имени Коммерческого банка совершать операции (заключать сделки) с денежными средствами или иным имуществом, подписывать платежные (расчетные), бухгалтерские и иные документы, связанные с возникновением и исполнением прав и обязанностей Коммерческого банка.

Общество информирует в письменной форме территориальное учреждение Банка России, осуществляющее контроль и надзор за деятельностью Коммерческого банка в сфере ПОД/ФТ, или уполномоченное структурное подразделение центрального аппарата Банка России, осуществляющее надзор за её деятельностью, о назначении специального должностного лица, а также о назначении (освобождении) другого сотрудника Коммерческого банка исполняющим обязанности специального должностного лица в период нахождения ответственного сотрудника в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком в течение трех рабочих дней со дня назначения (освобождения) таких сотрудников с указанием их фамилий, имен, отчеств (если имеются), должности и контактных данных (адрес электронной почты (при наличии) и рабочего телефона).

Для выполнения специальным должностным лицом возложенных на него функций определены следующие его права и обязанности:

право давать указания, касающиеся проведения операции (заключения сделки), в том числе о задержке её проведения (заключения) в целях получения дополнительной или проверке имеющейся информации о клиенте или об операции (сделке);

право запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы (документы по операциям (сделкам);

право снимать копии с полученных документов, электронных файлов;

право доступа в помещения подразделений Коммерческого банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы), компьютерной обработки данных и хранения данных на электронных носителях;

обязанность обеспечивать сохранность и возврат полученных от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка документов;

обязанность обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций.

 

В Обществе, для обеспечения реализации ПВК по ПОД/ФТ создано самостоятельное структурное подразделение по ПОД/ФТ – Дирекция финансового мониторинга, которое возглавляет специальное должностное лицо.

Подразделение по ПОД/ФТ не может состоять менее, чем из двух сотрудников Обшества.

К сотрудникам Дирекции финансового мониторинга Коммерческого банка предъявляются следующие требования:

 

наличие высшего юридического или экономического образования;

при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года;

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа.

 

 

Функции Дирекции финансового мониторинга, структурного подразделения, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

организация разработки и представления ПВК по ПОД/ФТ, внутренних нормативных документов по вопросам ПОД/ФТ, обеспечивающих реализацию требований, установленных законодательством на утверждение Генеральному директору;

принятие решений при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ, в том числе при возникновении сомнений в части правомерности квалификации операции как операции, подлежащей обязательному контролю, об отнесении операции клиента к операциям, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, о действиях Коммерческого банка в отношении операции клиента, по которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также в отношении клиента, совершающего такую операцию;

организация представления и контроль за представлением сведений в уполномоченный орган;

представление Генеральному директору Коммерческого банка текущей отчетности не реже одного раза в год;

представление, не реже одного раза в год письменного отчета, согласованного с Генеральным директором, о результатах реализации ПВК по ПОД/ФТ, рекомендуемыз мерах по улучшению системы ПОД/ФТ на Правление;

представление по запросам регуляторов информации по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

сопровождение проверок и запросов регуляторов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

 

Задачей Дирекции финансового мониторинга является непосредственное выявление и управление рисками и противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в Обществе для чего на Дирекцию финансового мониторинга возлагаются все функции, связанные с осуществлением внутреннего контроля в Обществе согласно настоящим Правилам и функции по обеспечению реализации ПВК по ПОД/ФТ. Работа Дирекции финансового мониторинга является постоянной, порядок организации её работы определяется настоящими Правилами через функции и полномочия, возложенные настоящими Правилами на СДЛ и сотрудников Дирекции финансового мониторинга.

На сотрудников Дирекции финансового мониторинга в рамках осуществления внутреннего контроля возложены следующие функции:

а) Методологическая работа:

разработка и актуализация Правил внутреннего контроля под руководством СДЛ и предоставление их СДЛ для проверки и предоставления на утверждение Генеральному директору Коммерческого банка;

б) Обеспечение реализации настоящих Правил, в том числе выполнения программ внутреннего контроля:

контроль за реализацией настоящих Правил и иных внутренних организационных мер в указанных целях сотрудниками Коммерческого банка, в том числе обеспечение идентификации клиента до приема на обслуживание, изучения клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателй, бенефициаров согласно соответствующей программе по идентификации;

сбор, анализ сведений о клиенте для целей оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма согласно соответствующей программе по управлению риском и последующее предоставление таких сведений СДЛ;

осуществление постоянного мониторинга с целью выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

обеспечение участия всех сотрудников Коммерческого банка, в рамках их компетенций, в выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, подозрительных операций и сомнительных сделок;

сбор и получение от сотрудников Коммерческого банка сведений о прочих операциях (сделках) Коммерческого банка, их анализ и последующий контроль, предоставление результатов анализа, результатов последующего контроля об операциях (сделках) Коммерческого банка СДЛ;

подбор и предоставление обоснований СДЛ для принятия решения о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в уполномоченный орган;

обеспечение представления сведений в уполномоченный орган: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представления всех необходимых сведений СДЛ для предоставления их в уполномоченный орган в соответствии с требованиями законодательства в области ПОД/ФТ;

обеспечение работы по приостановлению операций Коммерческого банка с денежными средствами или иным имуществом: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представление всех необходимых сведений и документов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором по приостановлению операций Коммерческого банка

обеспечение работы по отказу от выполнения распоряжения клиента о совершении операции: запрос и сбор у сотрудников Коммерческого банка, обработка и представление всех необходимых сведений и документов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором об отказе от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

обеспечение реализации программы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента, в том числе проведение проверок наличия среди клиентов Коммерческого банка организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества путем запроса и сбора необходимых сведений у сотрудников Коммерческого банка, предоставление отчетов СДЛ для передачи и принятия решения Генеральным директором по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества клиента Коммерческого банка;

документальное фиксирование информации, полученной в результате реализации Правил, в том числе фиксирование операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, подозрительных операций и сомнительных сделок, а также контроль за своевременным представлением указанной информации сотрудниками Коммерческого банка, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом клиентов в Дирекции финансового мониторинга и последующее предоставление такой информации СДЛ;

обеспечение учета и хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Закона, и сведений, необходимых для целей идентификации согласно программе по хранению информации;

обеспечение соблюдения всеми сотрудниками Коммерческого банка конфиденциальности информации в отношении мер, предпринимаемых при реализации настоящих Правил;

взаимодействие с СДЛ для обеспечения реализации программы по подготовке и обучению сотрудников Коммерческого банка, в том числе:

- разработка плана обучения сотрудников в соответствии с Программой обучения и предоставление его СДЛ;

- подготовка материалов для проведения СДЛ или организации СДЛ обучения сотрудников Коммерческого банка по вопросам ПОД/ФТ в соответствии с Программой обучения;

- участие в проведении проверки знаний сотрудников Коммерческого банка.

в) Взаимодействие с уполномоченными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Дирекции финансового мониторинга:

оказание содействия уполномоченным представителям Банка России, Росфинмониторинга при проведении ими проверок деятельности Коммерческого банка;

г) Подготовка отчетов:

подготовка предварительных отчетов и справок СДЛ для предоставления Генеральному директору, учредителям Коммерческого банка по вопросам реализации настоящих Правил и рекомендуемых мерах по улучшению организации и осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

д) Взаимодействие с другими структурными подразделениями Коммерческого банка:

оказание консультационной помощи сотрудникам подразделений Коммерческого банка по вопросам, входящим в компетенцию Дирекции финансового мониторинга;

участие в разработке документов, в т.ч. договоров по вопросам, затрагивающим деятельность Дирекции финансового мониторинга;

получение соответствующей информации и документации, необходимых для реализации ПВК по ПОД/ФТ.

е) выполнение указаний СДЛ в рамках обеспечения исполнения ПВК по ПОД/ФТ

Сотрудники Подразделения по ПОД/ФТ для выполнения указанных функций имеют право:

реализовывать указания СДЛ, касающиеся проведения операции, в том числе предписания о задержке проведения операции в целях получения дополнительной или проверки имеющейся информации о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах или об операции (в пределах срока, установленного законодательством Российской Федерации для проведения операции);

запрашивать и получать от руководителей и сотрудников подразделений Коммерческого банка необходимые документы, в том числе распорядительные и бухгалтерские документы;

снимать копии с полученных документов, в том числе получать копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах;

иметь доступ в помещения подразделений Коммерческого банка, а также в помещения, используемые для хранения документов (архивы);

разрабатывать проекты организационных, распорядительных и иных документов в разрезе выполнения своих функций, прав и обязанностей.

 

В филиалах Коммерческого банка может быть назначено Специальное должностное лицо филиала, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в филиале.

Порядок назначения Специального должностного лица филиала:

Решение о целесообразности назначения Специального должностного лица в филиале принимает директор филиала.

Специальное должностное лицо Коммерческого банка может рекомендовать директору филиала назначить Специальное должностное лицо филиала, исходя из численности работников филиала, объемов продаж и иных факторов.

Директор филиала до назначения Специального должностного лица филиала организует согласование его кандидатуры и его должностной инструкции со Специальным должностным лицом Коммерческого банка.

Специальное должностное лицо филиала назначается приказом директора филиала. В приказе указывается работник, который замещает Специальное должностное лицо филиала на время его отсутствия.

Должностной уровень кандидата на должность Специального должностного лица филиала должен соответствовать грейду 10. Требование к должностному уровню работника может быть изменено по согласованию со Специальным должностным лицом Коммерческого банка.

К Специальным должностным лицам филиала Коммерческого банка предъявляются следующие требования:

наличие высшего юридического или экономического образования;

при отсутствии высшего профессионального юридического или экономического образования – иное высшее образование;

опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее одного года;

прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в форме вводного (первичного) инструктажа.

В должностную инструкцию Специального должностного лица Коммерческого банка (филиала) включаются типовые положения согласно Приложению №1 к настоящим Правилам. Должностной инструкцией определяются полномочия, обязанности и функции Специального должностного лица.

Матрица ответственности по организации системы внутреннего контроля Коммерческого банка по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма представлены в Приложении №2 к настоящим Правилам.

Взаимодействие с органами исполнительной власти, организациями по вопросам ПОД/ФТ осуществляется при обязательном участии Специального должностного лица Коммерческого банка. Специальное должностное лицо оказывает содействие по вопросам ПОД/ФТ уполномоченным представителям Банка России при проведении ими проверок.

Специальные электронные технологии и специальное программное обеспечение используемое Коммерческим банком для осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ:

-личный кабинет на сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу, разработчик ФСФМ;

-АРМ Организация (версия 6.3.1), разработчик ФСФМ;

- автоматическая сверка в информационных системах Коммерческого банка клиентов с Перечнем организаций и физических лиц, в отношение которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму..

Порядок проверки осуществления внутреннего контроля за соблюдением Коммерческим банком её сотрудниками законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ, ПВК по ПОД/ФТ предусмотрен Программой осуществления проверки внутреннего контроля пунтк 13 ПВК по ПОД/ФТ.

Порядок хранения информации (документов), полученной (полученных) Коммерческим банком в результате реализации ПВК по ПОД/ФТ предусмотрен Программой хранения информации (документов) пункт 14 ПВК по ПОД/ФТ.

Порядок документального фиксирования информации (документов), полученной (полученных) Коммерческим банком при реализации ПВК по ПОД/ФТ изложен в пункте 10 ПВК по ПОД/ФТ.

Создание и отправка страхователем страховщику информации в электронной форме для заключения договора страхования, для получения страховой выплаты в случаях и впорядке, которые предусмотрены правилами страхования, осуществляются с использованием официального сайта Коммерческого банка в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» При этом указанный официальный сайт Коммерческого банка может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме.

В случае направления Коммерческим банком Страхователю - физическому лицу на основании его заявления страхового полиса, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью Коммерческого банка, договор страхования, составленный в виде электронного документа, считается заключенным Страхователем на предложенных Коммерческим банком условиях с момента уплаты Страхователем страховой премии или первого страхового взноса. Страхователь -физическое лицо уплачивает страховую премию (первый страховой взнос) после ознакомления с условиями, содержащимися в договоре страхования и настоящих Правилах, подтверждая тем самым свое согласие заключить этот договор на предложенных Коммерческим банком условиях.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем и Коммерческим банком при осуществлении добровольного страхования устанавливаютя правилами страхования и иным соглашением между указанными лицами с соблюдением требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Программами ПВК по ПОД/ФТ.

Требования с использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем и Коммерческим банком при осуществлении обязательного страхования, в частности, признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования с соблюдением требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» и Программами ПВК по ПОД/ФТ.

В Обществе осуществляется постоянный мониторинг законодательства в сфере ПОД/ФТ.

В случае внесения в Федеральный закон либо иные нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ изменений, Общество в течение 3 месяцев с даты вступления в силу указанных изменений либо вступления в силу нового нормативного правового акта вносит в Правила соответствующие изменения, если иное не установлено соответствующим нормативным актом.

 


 

В настоящее время существующие системы внутреннего контроля имеют ряд недостатков:
• формальный характер разработки нормативных внутренних документов, который сводится к копированию актов Банка России;
• несвоевременная актуализация, несоответствие внутренних нормативных документов требованиям Банка России;
• недостаточность методик оценки риска, в том числе устанавливающих критерии их оценки;
• выбор направлений деятельности службы внутреннего контроля во многом обусловлен стремлением высвободить ресурсы других подразделений, в частности бухгалтерии, а также ввести дополнительный контроль над видами операций, по которым наиболее часто допускаются ошибки;
• зависимость службы внутреннего контроля от менеджмента, результатом чего становится формальный подход к оценке результатов проверок;
• неэффективность системы планирования контрольных процедур;
• недостаточный кадровый потенциал действующей службы внутреннего контроля;
• отсутствие методологической базы осуществления контрольных процедур и низкий уровень автоматизации контроля.
Для решения имеющихся проблем необходимы планирование контрольных процедур и разработка методики проверок в соответствии со сложившимися условиями, а также формирование системы оценки эффективности внутреннего контроля.
В качестве одного из вариантов авторы предлагают методику проверки в соответствии с системно-рискоориентированным подходом. В основе данного подхода лежит такая модель контрольных процедур в банке, которая учитывала бы подготовку, осуществление проверки с анализом приемлемого уровня риска, принятого на себя кредитной организацией; документирование и реализацию; оценивала риски, в том числе операционные, и определяла бы оценку системы на основе конкретных показателей. Применяемые в настоящее время методики не могут всецело оценить действующую систему контроля кредитной организации.
Весь процесс проверки целесообразно разделить на четыре этапа:
1. Подготовка и планирование проверки.
2. Проверка СВК и оценка приемлемого уровня риска.
3. Выборочная проверка хозяйственных операций, сальдо счетов и данных регистров, документирование и оценка доказательств.
4. Обобщение и оценка результатов проверки, ее реализация.
Рассмотрим каждый этап проверки.
Этап I - подготовка и планирование. Этап подготовки целесообразно начать со сбора и анализа информации об объекте, подлежащем проверке, который включает в себя: анализ баланса банка (филиала); изменение внутренней и внешней среды.
Далее составляется алгоритм проверки. Алгоритм является одним из самых важных аспектов этапа подготовки, хотя наилучшим вариантом являются уже разработанные алгоритмы, в которых детально описано, что должно быть проверено и как проверяется тот или иной участок. Методологическая база службы внутрибанковского контроля практически находится на этапе зарождения. В связи с этим проверяющий должен сам выстраивать алгоритм проведения проверки, а для этого требуется время на изучение нормативной базы по проверяемому направлению.
В общем виде алгоритм проверки можно представить следующим образом (см. рисунок).
На этапе подготовки составляется программа проверки. Действующие программы проверок охватывают обычно одно направление деятельности в пределах одного участка. Как известно, наиболее эффективно в рамках одной проверки анализировать деятельность банка в комплексе. Это связано с тем, что при системной проверке наиболее развернуто видна вся деятельность данного банка. Существующая практика программ проверок ограничивается тем, что в каждый участок включены вопросы: персонала, бухгалтерии и исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ [1]. По мнению автора, наиболее качественно положение дел будет отражать проверка, осуществленная в комплексе или системе.
Алгоритм проверки финансово-хозяйственной деятельности кредитного учреждения
Важным моментом первого этапа является оценка операционного риска и анализ прошлых периодов. Итак, операционный риск - риск возникновения убытков в результате недостатков или ошибок во внутренних процессах, в действиях сотрудников и иных лиц, в работе информационных систем или вследствие внешних событий [3]. Процедуры контроля делятся на два вида: внешние и внутренние. Внутренние процедуры контроля основаны на следующих требованиях:
Разделение функций. Работники, ответственные за совершение операций (сделок), не должны проводить расчеты и вести бухгалтерский учет собственной деятельности.
Двойной ввод данных. Ввод информации должен дублироваться. Введенные данные от независимых источников автоматически сравниваются, и только при их совпадении совершается операция.
Сверка данных должна производиться между различными информационными системами, а также на различных этапах обработки данных. Это реализуется посредством сравнения детальной информации, либо итоговых сумм. Такая процедура контроля обеспечивает постоянство данных в системе.
Контроль исправлений. Внесение любых поправок к исходной информации должно подчиняться такому же контролю, как ввод первичной информации.
Процедуры внешнего контроля обеспечиваются независимыми организациями или экспертами.
На этапе подготовки проверяющий работник запрашивает доступ к программным продуктам, используемым в работе проверяемого подразделения, а также все организационно-распорядительные документы проверяемого подразделения. В момент проверки анализируется деятельность на возможность возникновения операционного риска.
Этап II - проверка СВК и оценка риска контроля. На данном этапе изучается деятельность службы внутреннего контроля по материалам проверок, оценивается, насколько эффективно она функционирует по уровню и количеству нарушений, выявленных внешними контролирующими органами. Однако наиболее интересным моментом данного этапа является подготовка выборки для оценки деятельности. В настоящее время применяются различные методы подготовки выборки и оценки уровня риска контроля. Автор предлагает свою модель. В табл. 1 представлена модель оценки уровня риска контроля.
Таблица 1
Модель оценки уровня риска контроля
Вид нарушения Выборка Оценка риска контроля
Зеленый Желтый Красный
1. Не передано сообщение об операции, подлежащей обязательному контролю в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ. 2. Подготовка кадров.... и т. п.
Анализируются выявленные ранее нарушения и ошибки, как правило, за последние три года, заполняются графы видов нарушений. Далее анализируются результаты по степени риска. Зеленый - нарушения, имеющие разовый характер, желтый - устраненные в ходе проверки, красный - нарушения, повлекшие штрафные санкции, возникновение операционного риска, в том числе случаи злоупотребления (мошенничества), либо нарушения, значительно повлиявшие на результат финансово-хозяйственной деятельности (недополучение доходов, несформированный резерв, превышение лимитов и т. п.). После проведенного анализа выявленных ранее нарушений, а также анализа деятельности банка (филиала банка) в целом определяется объем выборки. Итак, проверяющий может установить следующие объемы:
• сплошная проверка
• выборочная
• комбинированная.
Сплошная проверка предусматривает проверку финансово-хозяйственной деятельности путем изучения и анализа всех бухгалтерских документов и учетных записей организаций за проверяемый период. Как правило, к сплошным проверкам прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений. Выборочная проверка предусматривает проверку части документов и регистров бухгалтерского учета по намеченному плану. При выборочной проверке большую роль играют автоматизированные методы контроля, благодаря которым проверяющий еще до начала проверки может частично оценить положение дел в банке (филиале).
Таким образом, от того, насколько качественно проведен первый и второй этап проверки, зависит продуктивность третьего этапа.
Этап III - непосредственная проверка первичных документов, договоров, юридических дел и т. п. На данном этапе методы осуществления контрольных процедур играют первостепенную роль. В табл. 2 рассмотрены основные вопросы проверок и методы их осуществления. Как уже было сказано ранее, любой метод дает наибольший результат при минимальных затратах, если, во-первых, он заранее подготовлен (определена выборка), а во-вторых, если продуманы детали и комплексные аспекты (методы).
При проведении проверки оценивается, какая ошибка (нарушение) в отчетности проверяемого объекта является существенной. Каждый проверяющий оценивает
выявленное нарушение, по следующей схеме: Если факт нарушения не отражается на текущей хозяйственной деятельности объекта проверки, то его можно не признавать существенным. Если нарушение может повлечь за собой административную (уголовную) ответственность, штрафы и т. п. или привести к финансовым трудностям объект проверки, то это нарушение необходимо отнести к категории существенных.
Таблица 2
Виды и методы проверки хозяйственных операций банка (филиала) и внутреннего структурного подразделения
Вид Метод и его сущность
1. Общие вопросы деятельности Изучение и анализ: 1) документов, регламентирующих деятельность банка (филиала), внутреннего структурного подразделения (положения, учетная политика, должностные инструкции, распорядительные документы, планы деятельности, графики отпусков, планы обучения и т. п.); 2) документов, отражающих результаты деятельности (отчетность различных видов, аналитические материалы); 3) проверок, проведенных службой внутреннего контроля и внешними контролирующими органами; 4) планирования деятельности банка (филиала) - сметы, проекты реконструкций, строительства и т. п.; 5) оперативной и текущей деятельности (протоколы заседаний комиссий, советов, комитетов и т. п.); 6) первичного учета, инвентаризации имущества и обязательств
2. Внешняя и внутренняя среда Анализ: 1) экономических показателей деятельности банка (филиала), внутреннего структурного подразделения; 2) конкурентной среды, в которой функционирует кредитное учреждение
3. Система ведения бухгалтерского учета Автоматизированный контроль и анализ: 1) отдельных счетов бухгалтерского учета; 2) достоверности отчетности; 3) регистров бухгалтерского и налогового учета; 4) первичных документов
4. Клиентские операции банка Изучение и анализ: 1) пакета документов на открытие счетов (вкладных, расчетных, текущих, брокерских, депозитных, депозитарных и т. п.) юридических и физических лиц; 2) операций, подлежащих обязательному контролю в рамках исполнения требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ; 3) качества обслуживания клиентов банка (филиала), внутреннего структурного подразделения; 4) клиентских операций в рамках исполнения Письма Банка России № 161-Т; 5) первичных документов совершенных операций; 6) автоматизированный и документальный контроль ведения счетов физических и юридических лиц, включая депозиты и аккредитивы; 7) интервью с работником подразделения по обслуживанию клиентов по различным направлениями и операциям;
5. Отдельные вопросы фи-нансово-хо-зяйственной деятельности Расследование: 1) хищений или злоупотреблений; 2) рассмотрение жалоб от клиентов банка (филиала), внутренних структурных подразделений; 3) изучение и анализ деятельности банка (филиала) по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности; 4) опрос виновных лиц при расследовании отдельных аспектов деятельности
По результатам проверки составляется акт с выводами и предложениями. Он состоит из следующих частей: общей и аналитической.
Общая часть акта включает следующие сведения:
Состав рабочей группы с указанием фамилий и инициалов, должности, места работы каждого специалиста, обязанностей в ходе проверки.
Реквизиты объекта проверки.
Перечень должностных лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность объекта проверки.
Период осуществления проверки и проверяемый период.
Аналитическая часть акта содержит:
Оценку экономических показателей деятельности проверяемого объекта, анализ конкурентной среды.
Перечень выявленных отклонений, превышающих уровень существенности ошибок и обстоятельств, их обусловивших.
Оценку выявленных отклонений с точки зрения их влияния на финансово-экономические показатели работы объекта проверки.
Рекомендации по способам устранения выявленных нарушений.
Важным аспектом данного этапа является оценка эффективный деятельности системы внутреннего контроля.
Как известно, классическая модель системы внутреннего контроля состоит из следующих элементов: контрольная среда, регламентация, система бухгалтерского учета, контрольные процедуры, служба внутреннего контроля. Систему внутреннего контроля в банке можно оценить следующим образом. В табл. 3 приведена авторская система оценки эффективности внутреннего контроля.
Таблица 3
Оценка эффективности внутреннего контроля, балл
Оценка эффективности X 1 2 3 4
1. Контрольная среда:
1.1 Управленческая деятельность 1
1.2 Организация деятельности 2
1.3 Кадры 2
2. Регламентация: 2
2.1 Достаточность действующих внутренних документов 3
2.2 Разработанная методологическая база 3
3. Система бухгалтерского учета 3
4. Организация контроля 2
5. Деятельность СВК:
5.1. Мониторинг уровня рисков 2
5.2. Эффективность контрольных процедур 3
Примечание. 1 - да, соответствует всегда (в полном объеме); 2 - в основном (почти всегда в полном объеме); 3 - частично (отчасти да, но есть исключения); 4 - нет (никогда).
На основании полученных данных рассчитывается показатель эффективности функционирования системы внутреннего контроля:
^(баллхвес)
^баллов
Таким образом, система внутреннего контроля на проверяемом участке признается удовлетворительной, если оценка эффективности контроля составляет 2,3 балла или меньше, не удовлетворительной - при показателе ЭК больше, чем 2,3 балла.
Этап IV - реализация результатов проверки. На данном этапе составляется план мероприятий по устранению выявленных нарушений и предупреждению возникновения их в будущем. Кроме того, рассматривается вопрос ответственности виновных лиц. Впоследствии контролируется выполнение рекомендаций. В целях минимизации рисков ряд выявленных нарушений может контролироваться ежемесячно или ежеквартально.
В условиях кризиса пристальное внимание необходимо уделять финансовой устойчивости кредитной организации. Одним из факторов ее достижения является эффективная система контроля, применяемая в кредитной организации. Эффективный контроль является гарантом стабильной коммерческой деятельности кредитной организации и, как следствие, соблюдения прав и законных интересов вкладчиков, кредиторов и иных контрагентов кредитной организации.
Не менее важна эффективная система управления рисками. В настоящее время в российских банках ведется определенная работа в данном направлении, но предстоит еще многое сделать для создания эффективной системы управления и предотвращения возникающих рисков.

 


 

 

Заключение


Список литературы

1) Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (ред. от 05.05.2014г) // СПС «КонсультантПлюс»

2) Федеральный Закон от 02.12.1990г. (в ред. от 05.05.2014г.) №395-1 «О банках и банковской деятельности» // СПС«КонсультантПлюс»

3) Федеральный закон от 22.04.1996г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) «О рынке ценных бумаг» // СПС«КонсультантПлюс»

4) Федеральный Закон от 26.12.1995г. № 208-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) «Об Акционерных коммерческого банках» // СПС«КонсультантПлюс»

5) Федеральный Закон от 25.02.1999г. № 39-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»// СПС«КонсультантПлюс»

6) Федеральный закон от 11.03.1997г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»// СПС«КонсультантПлюс»

7) Федеральный Закон от 29.07.1998г. № 136-ФЗ(в ред. от 14.06.2012г.) «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» // СПС«КонсультантПлюс»

8) Федеральный закон от 11.11.2003 № 152-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) «Об ипотечных ценных бумагах» // СПС«КонсультантПлюс»

9) Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (в ред. от 12.03.2014) «Об инвестиционных фондах» // СПС«КонсультантПлюс»

10) Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (в ред. от 03.02.2014, с изм. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // СПС«КонсультантПлюс»

11) Федеральный закон от 27.06.2011г. № 161-ФЗ (в ред. от 05.05.2014г.) «О национальной платёжной системе» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.05.2014г.) // СПС«КонсультантПлюс»

12) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ (в ред. от 23.07.2013г.) «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СПС«КонсультантПлюс»

13) Федеральный закон от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ (в ред. от 28.12.2013г.) «О защите конкуренции» // СПС«КонсультантПлюс»

14) Положение Банка России от 20.03.2006г. № 283-П (в ред. от 03.12.2013) «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» // СПС«КонсультантПлюс»

15) Положение Банка России от 16.12.2003г. № 242-П (ред. от 05.03.2009г.) «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» // СПС«КонсультантПлюс»

16) Инструкция Банка России от 27.12.2013г. № 148-И «О порядке осуществления процедуры эмиссии ценных бумаг кредитных организаций на территории Российской Федерации» // СПС«КонсультантПлюс»

17) Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (в ред. от 25.10.2013) «Об обязательных нормативах» // СПС«КонсультантПлюс»

18) Письмо Банка России от 10.02.1992г. №14-3-20 (в ред. от 29.11.2000г.) «Положение "О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» // СПС«КонсультантПлюс»

19) Банковское дело: учебник/ под ред. Лаврушина О.И., Мамоновой И.Д, Валенцевой Н.И.- М.: Кнорус, 2009г. - 768с.

20) Банковское дело: учебник/ под ред. Коробовой Г.Г.- М.: Экономистъ, 2006г. - 766с.

21) Банковское дело: учебник/ под ред. Белоглазовой Г.Н., Кроливецкой Л.П.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2003г. - 592с.

22) Копытова, А. И. Банки и банковское дело: учеб. пособие. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. – 248с.

23) Костерина Т.М. Банковское дело: учебно-практическое пособие. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. –360с.

24) Свиридов О.Ю. Банковское дело: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс.2010г. - 256с.

25) Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник.—М.: ИНФРА-М, 2007. - 379с.

26) Никифорова В.Д. Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 160с.

27) Гуськова Н.Д., Русяев Я.В. Формирование портфеля ценных бумаг на основе результатов фундаментального анализа фондового рынка // Финансы и кредит. - 2013г. - №8. с. 14-23

28) Карлов А.М., Вольвач Е.А.Проблемы регулирования российского фондового рынка // Финансы и кредит. - 2013г. - №28. с.2-7

29) Мирошниченко О.С. Ценные бумаги в ресурсной базе и капитале коммерческого банка//Финансы и кредит. - 2012г. - №41. с. 68-79

30) Рожкова И.В., Азарян Н.А. Экономическая сущность деятельности институциональных инвесторов на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2013г. - №9. с.51-56

31) Русяев Я.В.Практика использования сравнительного и доходного подходов к фундаментальному анализу в прогнозировании рынка ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2013г. - №4. с.51-60

32) Банк России: [Электронный ресурс]. URL:http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 11.05.2014)

33) СФ упразднил такие формы юрлиц, как ОДО и ЗАО - принят новый блок поправок в ГК: [Электронный ресурс]. URL: http://pda.pravo.ru/news/view/104696/?=1398795872 (Дата обращения: 11.05.2014)

34) Investfunds группа Clouds: [Электронный ресурс]. URL: http://investfunds.ru/ (Дата обращения: 11.05.2014)

35) ФИНАМ: [Электронный ресурс]. URL: http://www.finam.ru/ (Дата обращения: 11.05.2014)

Date: 2016-01-20; view: 1075; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию