Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возрастаМладший школьный возраст именуют вершиной детства. В нынешней периодизации развития психики человека этот период определяется временными рамками от 6-7 до 9-11 лет. В период младшего школьного возраста ребенок претерпевает серьезные изменения в его жизни. Ему предъявляют новые особые требования, он играет новую для себя социальную роль, в его нынешней деятельности преобладает совершенно новый вид – учебная деятельность, постепенно отодвигая на второй план игру. Мотивация в учебной деятельности принимает весьма значимое значение. Благодаря ей формируется общее отношение ребенка к осуществляемой деятельности. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. В.С. Мухина отмечает следующее: «В данный период у детей наблюдается активный физический рост. Нервно-психологическое же развитие ребенка переживает менее активное развитие по сравнению с физическими показателями. В результате этого нервная система на некоторый период времени ослабляется. Наблюдаются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях»[1]. Кроме того, наблюдаются следующие изменения в жизни детей младшего школьного возраста. 1) Происходит смена референтной группы. 2) Происходит смена распорядка дня. 3) Укрепляется новая внутренняя позиция. 4) Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. Рассмотрим более подробно развитие таких психических познавательных процессов, как мышление, речь, восприятие, внимание, память и воображение у младших школьников. Мышление у детей младшего школьного возраста делается преобладающей функцией. Словесно-логический характер мышления сменяет наглядно-образный, который господствовал в период дошкольного детства. Г.С. Абрамова утверждает, что «в конце начальной школы у детей начинает явно выражаться склонность к тому или иному виду мышления. У одних складывается теоретическое мышление, другие будут склонны к философии, а третьи проявляют задатки творческого мышления»[2]. В процессе обучения формируются научные понятия (основы теоретического мышления). Память формируется в двух направлениях – произвольности и осмысленности. В процессе учебной деятельности у детей возникает необходимость заучивания учебного материала. В результате самопроизвольно начинают развиваться различные виды памяти: долговременная, кратковременная и оперативная. Основным видом внимания у детей младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание, но также дети учатся концентрировать внимание на нужном объекте. Активация внимания возможна при волевых усилиях и высокой мотивации. Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия наблюдаются уже в дошкольном возрасте. Восприятие учащихся начальной школы характеризуется слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства). В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны, формы цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение базируется на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выдвигается слово, дающее простор фантазии. По мнению Е.Е. Сапоговой, «младший школьный возраст – сензитивный период для постижения норм морали (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению»[3]. Речь ребенка развивается при помощи лингвистических способностей, его способности чувствовать язык. Кроме того, в младшем школьном возрасте дети прислушиваются к звучанию слов. По их звучанию он способны дать слову оценку: можно ли произносить это слово часто, или оно очень плохое, что его даже стыдно произносить вслух. В.С. Мухина заметила, что третьеклассники активно используют в речи уже 7 – 10 тысяч слов, среди которых существительные, глаголы, местоимения, прилагательные, числительные и соединительные союзы. Кроме того, третьеклассник уже может использовать в речи различные выразительные средства языка и фразеологические обороты, так как в данном возрасте дети приучаются к чтению художественной литературы[4]. При правильном объяснении закономерностей языка и речи учащийся начальной школы сможет в рамках игровой деятельности анализировать свою речь и речь окружающих. Главная функция речи – это общение, передача информации или коммуникация. Речь третьеклассника способна передать описание того, о чем говорится. Ее можно понять без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Младший школьник в состоянии пересказать историю, услышанную из уст своего сверстника или взрослого человека, или составить собственный рассказ о случившемся. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Письменная речь предъявляет свои требования к написанию слов. Ребенок должен научиться тому, что «пишется» совсем необязательно как «слышится» и что нужно разделять то и другое, запоминать правильное произношение и написание. Ребенок овладевает письмом вместе с овладением письменной речью. Освобождаясь от напряжения, связанного с овладением исполнительских действий письма, ребенок начинает осваивать саму письменную речь. Его учат переписывать, а затем и пересказывать тексты[5]. Кроме развития когнитивной сферы личности (психических познавательных процессов), в младшем школьном возрасте отмечается развитие психо-эмоциональной сферы личности ребенка. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками также характеризуются некоторыми особенностями. Дело в том, что, общаясь между собой, учащиеся начальной школы обладают сформированными в различной степени волевыми качествами и культурой речевого и эмоционального общения. П.П. Блонский установил: «Это становится результатом выраженного проявления некоторых форм поведения, таких как плаксивость, агрессивные реакции, двигательная расторможенность»[6]. Что касается мотивации общения со сверстниками, многие психологи придерживаются мнения, что мотивы выбора партнера для общения в младшем школьном возрасте остаются теми же что и в дошкольном детстве: а) Потребность в игровом общении б) Положительные личностные качества выбираемого в) Способность к какому-либо конкретному виду деятельности. Начиная с 9 – 10-летнего возраста у ребенка возникает еще и потребность в одобрении со стороны своих сверстников, что является главным условием для формирования детского коллектива[7]. Психо-эмоциональное развитие младшего школьника во многом определяется взаимоотношениями со взрослым, а именно учителем. От того, как учитель преподносит материал, разбираемый на уроке, как он выражает свою оценку прочитанного или рассказанного произведения, зависит формирование эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру. Усиленно формируется самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом. Значительную роль играет семейное воспитание, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей вырабатывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников регулярные неудачи и низкие отметки понижают уверенность в себе, в своем умственном и физическом потенциале. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность. Она характеризуется наличием результата, произвольностью и обязательностью. Основы учебной деятельности закладываются как раз в первые годы учебы. Учебная деятельность должна, с одной стороны, организовываться с учетом возрастных возможностей, а с другой – должна обеспечить их нужной для последующего развития совокупностью знаний. Е.Е. Сапогова выделяет мотивы учения: 1) познавательные (приобретение и усвоение знаний, самостоятельная работа, знания в различных областях деятельности (наука, музыка, культура и т.д.); 2) социальные (ответственность, осознание общественной важности учения, склонность к занятию определенного места в взаимоотношениях с окружающими, добиться их одобрения); 3) узколичные – получить хорошую отметку, заслужить похвалу[8]. Обучение в школе характеризуется особой общественной важностью деятельности ребенка, соблюдением правил, общих для всех, постижением научных представлений, а также тем что отношения со взрослыми носят опосредованный характер (при помощи образцов и оценок). Результатом учебной деятельности в младшем школьном возрасте следует считать возникновение следующих психических новообразований: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать). Учет этих психологических особенностей учащихся младших классов может во многом помочь педагогу в выборе эффективных методов обучения иностранному языку не только на уроках, но и при организации и проведении внеурочной деятельности.
|