Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о науке, классификация и структура научно-исследовательских работ





Наука - одна из форм общественного сознания, дающая объективную картину мира, система знаний о законах развития природы и общества.

Часто науку определяют как сферу исследовательской деятельности, направленную на производство новых знаний. Однако, любое производство возникает тогда, когда в нем имеется потребность. Чем же обусловлено историческое происхождение науки? Происхождение науки связано с запросами материальной практической жизни людей, постоянного накопления и обособления знаний о различных сторонах действительности.

Причиной прогресса науки в XV-ХVIII веке явилось развитие производительных сил и возникновение капиталистического способа производства. С этим периодом истории человечества мы связываем открытие Коперником гелиоцентрической системы мира, возникновение механики Ньютона и Галилея, рождение дифференциального и интегрального исчисления (Лейбниц, Ньютон) и др.

Следующий период развития науки связан с промышленным переворотом в конце XVIII века, обусловленным применением рабочих машин и парового двигателя. К выдающимся открытиям того времени относят: появление законов сохранения вещества (Ломоносов, Лавуазье) и сохранения и превращения энергии (Джоуль, Гельмгольц), а также разработка Менделеевым периодической системы элементов создание неэвклидовой геометрии Лобачевского, открытие электромагнетизма (Фарадей, Максвелл, Герц) и др.

XIX век отмечен открытием сложного строения атома, выделением электрона как его составной части, зарождением квантовой теории (Столетов, Планк и др.).

В XX веке происходит дифференциация и интеграция наук. Возникают теория относительности, кибернетика, квантовая механика, физическая химия и другие науки. Мир охватывает технологическая революция.

В настоящее время развитие производства невозможно без научного подхода. Повышается роль инженерного труда. Настало время, когда эффективность производства определяется не количеством затраченного труда, а общим уровнем научного решения конкретных производственных задач, внедрением достижений науки в практику.

Различают следующие функции науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов.

Обобщая эти функции можно сказать, что науке свойственны познавательная и практическая деятельность. В первом случае о науке можно говорить как об информационной системе, осуществляющей систематизацию ранее накопленных знаний, которая служит основой для дальнейшего познания объективной действительности, во втором случае, о системе реализации познанных закономерностей в практике.

Современную науку характеризуют: система научных знаний, научная деятельность и научные учреждения.

Система научных знаний запечатлена в научных понятиях, гипотезах, законах, эмпирических научных фактах, теориях и идеях, дающих возможность предвидеть события. Признаками научных знаний является:

- всеобщность, т.е. принадлежность всему человечеству;

- проверенность научных фактов, т.е. возможность проверки каждого факта и следствия из известных законов или теорий;

- воспроизводимость явлений, т.е. возможность повторения открытого явления другим ученым (что подтверждает существование определенного закона природы);

- устойчивость системы знаний, т.е. такая глубина проработки гипотезы, которая предотвращает быстрое старение знаний.

Научная деятельность, направленная на получение, освоение, переработку и систематизацию научных знаний характеризуется:

- новизной и оригинальностью, т.е. нечто уже объективно известное не может являться научным результатом;

- уникальностью и неповторимостью, т.е. каждый результат – единственный в своем роде и не нуждается в повторении, кроме случая проверки своей правильности;

- вероятностным характером и риском, т.е. невозможностью точно предугадать, будет ли получен предполагаемый результат;

- доказательностью, т.е. убедительностью результатов научной работы и их воспроизводимостью.

Научные учреждения характеризуются наличием научных сотрудников, занимающихся научной деятельностью; средств научной деятельности (научным оборудованием); объектов научного труда; информационного массива и соответствующих условий для научной работы.

Научные исследования в зависимости от своего целевого назначения, степени связи с природой или промышленным производством, глубины и характера научной работы подразделяют на несколько основных типов: фундаментальные, прикладные и разработки.

Фундаментальные исследования - получение принципиально новых знаний и дальнейшее развитие системы накопленных знаний. Цель Фундаментальных исследований - открытие новых законов природы, вскрытие связей между явлениями и создание новых теорий. Они составляют основу развития, как самой науки, так и общественного производства.

Прикладные исследования - создание новых либо совершенствование существующих средств производства, предметов потребления и т.п. Прикладные исследования, в частности в области технических наук, направлены на "овеществление" научных знаний, добытых в фундаментальных исследованиях. Объектом таких исследований обычно являются машины, технология и организационная структура.

Разработки - использование результатов прикладных исследований для создания и отработки опытных моделей техники (машин, устройств, материалов, продуктов), технологии производства, а также усовершенствование существующей техники. На этапе разработки результаты, продукты научных исследований принимают такую форму, которая позволяет использовать их других отраслях общественного производства.

Рассмотренная классификация во многом условна, т.к. границы между тремя формами научной деятельности подвижны, но их объединяет принадлежность к сфере науки.

Научно-исследовательскую работу (НИР) проводят в определенной последовательности. Структуру научного исследования можно представить в виде схемы (рис. I.I.).

В основе НИР лежит практика. Потребность практики в получении новых знаний рождает проблему, но особенностью исследовательской деятельности является необходимость постановки проблемы, т.е. правильного формулирования задачи исследования. Проблема, как правило, содержит в себе ряд вопросов, в которых концентрируются отдельные аспекты познания проблемы. Постановка проблемы и формулирование вопросов включает работу по сбору и обработке информации о методах и средствах решения аналогичных задач, о результатах других исследований в смежных областях. Такой поиск позволяет сформулировать конкретные цели и задачи исследования. В подавляющем большинстве случаев на основе четко сформулированной задачи исследования и критического анализа собранной исходной информации вырабатывается рабочая гипотеза. Для ее уточнения иногда приходится проводить предварительные эксперименты, которые позволяют более глубоко изучить исследуемый объект. Цель экспериментов различна. Она зависит от характера НИР. В теоретическом исследовании эксперимент подтверждает или опровергает количественную гипотезу, в экспериментальном - позволяет получить теоретические обобщения. В инженерном исследовании эксперименты обычно не проводят. Полученные таким образом следствия из принятой гипотезы представляют собой теорию, т.е. научно обоснованную систему знаний в пределах рассматриваемой проблемы. Полученная теория должна объяснять и предсказывать факты и явления, относящиеся к исследуемой проблеме. И здесь решающим фактором выступает критерий практики, для которой предназначена теория. Таким образом, НИР полностью замыкается на практику.

Date: 2016-01-20; view: 982; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию