Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Внимание. Внимание – избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Внимание – избирательная направленность сознания на определенные предметы и явления. В психологии принято выделять следующие критерии внимания: 1) внешние реакции – поворот головы, фиксация глаз, сосредоточенная поза, задержка дыхания; 2) состояние поглощенности и отвлечения от побочных условий и объектов; 3) увеличение продуктивности деятельности. Виды внимания: 1. Непроизвольное (возникает непреднамеренно под влиянием внешних причин: яркие краски, громкие звуки, резкие запахи). 2. Произвольное внимание (возникает в результате сознательных усилий при выполнении деятельности). Произвольное внимание вызывают только объекты: 1) связанные с выполняемой задачей, 2) имеющие значение для удовлетворения потребностей. 3. Послепроизвольное внимание возникает на основе произвольного При этом сознательно поставленная цель сохраняется, но волевые усилия становятся не нужны. Возникает в результате: 1) увлеченности задачей (состояние потока), 2) сформированной привычки сосредоточенно работать в определенном режиме. Свойства внимания: 1. Концентрация внимания – поглощенность и отвлечение от побочных условий и объектов. Возникает на основе рациональной организации труда в оптимальных условиях (тишина, освещение). 2. Распределение внимания – способность одновременно контролировать несколько независимых процессов. При этом хотя бы одно действие должно быть автоматизировано (доведено до уровня навыка). Например, легко совмещать просмотр фильма по телевизору и ручную работу. Труднее выполнять два вида умственного труда: обдумывать мысль и слушать рассуждения на другую тему. 3. Объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно. Объем внимания взрослого человека составляет в среднем 7 ± 2 элемента. Т. е. человек может одновременно воспринимать 5–9 визуальных объектов (единиц информации). 4. Переключение внимани я – сознательное изменение направленности деятельности в связи с постановкой новой цели. При высокой концентрации внимания переключение затрудняется → возникают ошибки рассеянности (черта великих ученых). Память Память – психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения информации. Функции памяти: 1. Организация прошлого опыта для повторного использования в деятельности. 2. Сохранение субъективного чувственного образа предыдущих восприятий. 3. Ни одна психическая функция не может быть осуществлена без ее участия памяти. Мнемические процессы: 1. Запоминание – процесс удержания материала в памяти. Запоминание улучшают: 1) понимание значимости, 2) эмоциональная окраска материала. Выделяют следующие способы произвольного запоминания: – группировка – деление материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. д.); – выделение опорных пунктов – классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе общих признаков; – схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах; – поиск аналогий – установление подобия с предметами и явлениями, – повторение – воспроизведение материала. 2. Сохранение – удержание в памяти полученных знаний. 3. Воспроизведение – актуализация сохраненных знаний. 4. Забывание – утрата четкости и уменьшение объема закрепленного в памяти материала. Забывается то, что не приобрело или утратило жизненное значение для человека. Причины забывания: 1. Ослабление следов – уменьшение со временем силы ассоциативных связей. Немецкий психолог Г. Эббингауз построил знаменитую кривую забывания, согласно которой основной объем информации забывается в первый час после запечатления. 2. Интерференция – тормозящее влияние на процесс запоминания нового материала предшествующей или последующей деятельности. 3. По З. Фрейду забывание – результат работы защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие и неприятные воспоминания. В первую очередь забывается то, что представляет угрозу целостности и самооценке личности. Большое значение для предотвращения забывания имеют активное повторение и включение материала в систему прошлого опыта. Классификация видов памяти: 1. По времени сохранения материала: – сенсорная память сохраняет информацию на уровне рецепторов в течение 1 секунды. – кратковременная память – механическое запечатление от 5 до 9 единиц информации в течение 20 секунд; – оперативная память обеспечивает сохранение материала на период решения задачи; – долговременная память – продолжительное сохранение материала, не ограниченное по времени и объему. 2. По характеру психической активности: – двигательная память – участвует в формировании практических (ходьбы, письма) и трудовых навыков. Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека. – эмоциональная память – память на пережитые чувства, включенные в опыт. Эмоциональная память сильнее других видов памяти. – образная память (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая). У большинства людей лучше всего развиты зрительная и слуховая виды памяти. – словесно-логическая память – память на термины, даты, цифры; – механическая память (зубрежка). 3. По характеру целей деятельности: – непроизвольная (спонтанная); – произвольная (стоит цель запомнить материал). Непроизвольно запоминаются: 1) незавершенные действия, 2) все, что связано с препятствиями, затруднениями в деятельности. 4. По использованным для запоминания средствам: – непосредственная память – прямое механическое запечатление событий и явлений (примитивный вид памяти, реализуется у детей); – внешне опосредованная памятью (на основе узелков на память, записей в книжке, фотографий, сувениров); – внутренне опосредствованная память (на основе внутренней речи). Date: 2016-01-20; view: 568; Нарушение авторских прав |