Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одеяние деревянных домов





 

«Что город, то норов»

 

Существование настолько удивительно, настолько прекрасно, что художники непрестанно рисуют невероятные картины потрясающего их Мира: кого-то ослепляет луч света на оконной раме, кто-то растворился в безднах космоса, изображает зарождающиеся вновь галактики… композиторы бесконечно сочиняют тихие лирические песни, игривые пьесы и сумасшедшие симфонии… учёные давно говорят о том, что просто-напросто не увидеть, не услышать и не почувствовать, но «Оно» также реально как укус комара летом, желтопёрые цыплята на зелени, пескари на мелководье, детская улыбка… — всё восхищает поэта, откликается в живой душе каждого человека.

 

Оно непредсказуемо и нет Ему границ, об этом невозможно закончить восторженно говорить, однажды начав!

 

В этом разноголосье свой особый язык — стиль работы и украшения домов — в Мезени у Полярного круга. Здесь он прост. Размеры домов, огромные брёвна в них, не теряются в необозримых северных просторах и не загромождают пространство. Природная структура материалов, её волокна, вкрапления, окраска, меняющаяся в течении дня, года, жизни и накладная резьба причёлин да филёнчатые ставни с обязательным присутствием на доме куриц, водостоков и коней на охлупнях или оленей с ветвистыми рогами, самое распространённое одеяние здешних построек. Редко, но всё же можно тут неожиданно увидеть расписной тёсанный фронтон с заморскими зверями, совсем казалось бы, неуместными здесь львами, павлинами и птицами, очень походящими на птиц с фресок египетских пирамид. Можно встретить незатейливую геометрическую роспись подшивных карнизов. Обшитых тёсом или вагонкой домов почти нет, так как это всегда было дорогим удовольствием из-за огромных размеров домов. Ведь для обшивки их требуется много материалов. Поэтому для тепла и долговечности старались заготавливать на сруб брёвна большого диаметра и располагали постройки так, чтоб прикрывать ближайшие от ветра. Порядка в планировке, как такового, в этих деревнях нет.

 

Похожие дома и деревни, почитай по всему Беломорью — от Поноя до Онеги и Пустозёрска.

 

Поменьше по размерам и количеству хозяйственных построек, покучнее в ряду и уже шитые тёсом или вагонкой в деревнях у поморов в устье Северной Двины. Отсюда близко до столицы Севера — Архангельска — средоточия культурных связей с центром России и многих заморских государств. На домах в деревнях давно прорезные железные дымники, некоторые крыши крыты кровельным железом, на фасадах красуются водосточные трубы с ажурными водосточными воронками, у козырьков крылец встречаются кованые детали.


На соседней Пинеге, что немного южнее Мезени, порядок домов стройный. Дома на улицах деревень здесь сравнивают с людскими хороводами на праздниках. Здесь много лесов, поэтому местные жители не так страшатся ветров. Фасады чаще украшены балахонами (балконами), имеющими в основном декоративное значение, поэтому без дверей со светёлок (верхних комнат). На фронтонах, называемых тут скосками, нередки ветреницы (кисти, киси) — резные доски, часто заканчивающиеся солнцем (в знак поклонения свету дня и мудрости), свисающие от охлупня, закреплённые на стыке причёлин. Больше появляется полотенец — резных досок, свешенных с торцов последних продольных брёвен стен — консолей (это знак поклонения чистоте рук и помыслов). Избы на Пинеге поменьше мезенских, ниже подклеты. В последнее время стали появляться обшитые тёсом и вагонкой. Такие дома стоят почти в два раза дольше: за счёт каркаса, стены под обшивкой проветриваются, брёвнам в срубе ничего не делается.

 

Поднимаясь по реке Онеге с севера от Белого моря на юг, можно наблюдать, как по мере приближения к центральным районам страны, переменой ландшафта и растительности, украшения на крестьянских домах и других постройках становятся живописней, как бы расцветают, пышнеют, разнообразятся. Появляется больше резьбы на всех элементах дома: водомётах, курицах, огнивах. Вместо традиционного конька можно увидеть, к примеру, зайца, просто волнистую гриву, и резьба здесь совмещается. В Каргополье удачно сочетается накладная и пропильная или ажурная резьба, на ставнях цветы и веточки с ягодами, выполненные в глухой (плоскорельефной) резьбе. Есть мнение, что некоторые мастера специально строили дома с мезонинами для большего простора в проявлении своего украшательского мастерства.

 

Жители с реки Кокшеньга на границе Архангельской и Вологодской областей украшали свои дома ещё и «кутошками» или «лебёдушками» — резными фигурками птиц поверх «стамиков» — крепёжных элементов охлупней на коньках крыш. Стамики называли ешё «солдатиками», а знакомые нам курицы именовали «куричинами». На фронтонах под карнизом помещали резные подзорные доски или подзоры, чаще выделанные в манере простой пропильной резьбы. На них узор расположен у нижнего края. Здесь основа у всего «чтоб баско было». Красиво! Недаром Кокшеньга была когда-то краем царских плотников.


 

У известных в прошлом корабелов с реки Сить на Ярославщине, продававших на ярмарках в Питере по весне свои суда, рубленые старым и малым в зиму у себя дома, дома и вовсе отличаются от прочих пышными украшениями. Здесь давно отошли в прошлое самцовые крыши с бревенчатыми фронтонами. Последние обшивают досками по брусчатым каркасам, как впрочем, и все стены вместе с цоколем и углами. Из-за изменения конструкции крыши появились дополнительные украшения вокруг светличных окон, больше по площади становится резьба подзоров, вместе с наличниками на фасаде доминирует красная или лобовая доска (фриз, тяга — у неё много названий), появляются широкие резные пояса от низа окон до цокольной части. Углы превращаются в стильные барочные пилястры (полуколонны в массе стены) с накладными узорами и капителями (расширением вверху). Резьба здесь в основном ажурная, пропильная, совмещённая с накладной. Глухая плоскорельефная резьба без сквозных отверстий (её называют корабельной, так как впервые она использовалась при украшении судов) из-за своей трудоёмкости постепенно исчезает — отошёл в прошлое отхожий плотницкий промысел из этих мест, откуда раньше расходились по всей Руси большие артели резчиков.


Глухая резьба без окраски чаще украшает фасады костромских домов. Здесь орнаменты с изображениями растений и животных идут вокруг всего дома по карнизам. Резьба очень сложная, занимающая большую площадь — далеко не каждый сможет её выполнить. Балахоны в этих местах встречаются крайне редко. Вместо полотенец на консолях видим розетки, в карнизе и фронтоне — «слухи», окошечки.

 

Здесь ощущается определённое влияние древних строительных традиций Нижнего Новгорода: похожи пропорции фасадов, планировка домов. Разница резьбы тут и там — в красках. В Нижнем Новгороде не скупились на яркие разноцветные масляные краски, зелень там откровенно зелёная, цветы большие белые или красные, стены старых домов синие и белые оконные рамы.

 

В Карелии в Обонежье множество лесов, живописна природа, леса полны зверья и боровой дичи, много полезных ископаемых. Край примыкает к исконно русским землям когда-то крепкой Новгородской республики, здесь издавна ощущается влияние и близость Петербурга. М.В. Ломоносов связывал многие открытия и великую помощь в процветании России с богатством этих земель. Повидимому благодаря этим положительным моментам народная архитектура сих мест вобрала в себя всё лучшее, что было накоплено веками на Руси. Здесь можно встретить почти все виды планировок домов и их конструктивные элементы, все виды крылец и украшений. Один лишь уже ранее упоминавшийся дом Ошевнева на Кижах, которому 150 лет и он в прекрасном состоянии, украшен разнообразнейшей резьбой: накладной, ажурной, глухой, обьёмной. Лобанки (или очелье) — верхние части наличников окон украшены причудливыми узорами в стиле барокко. На колонках балкона вырезан толстый жгут, с ними прекрасно гармонируют точёные бутылочки балясин, прорезной подзор подвески, большая и малые арки балкона. Огромный дом (каких сейчас нет даже у нуворишей, а в советские времена в домах такого размера проживало до двадцати семей) опоясывает гульбище — характерная деталь построек в этих местах. И ничего во всём этом нет лишнего, всё соразмерно и академически выверено!


 

Таковы вкратце характерные особенности оформления старых русских деревянных домов, имеющих много общего и в то же время наделённых мастерами заметными отличиями, отражающими характер народа и природные условия. Используя опыт дедов и прадедов, хозяин теперь может выбрать милые сердцу формы и соответствующие месту постройки элементы. Стоит иметь ввиду ещё, что наши учителя-предки внутреннее пространство дома стремились избавить от излишеств, а внешний его вид старались согласовать с окружающей природой, чтобы постройка стала её составной частью, не забывая, однако, проявить свою индивидуальность, сложить свою благодарственную молитву Существованию.


 

Детали

 

«Красота без разума пуста»

 

А теперь несколько конкретных секретов мастеров, как всё это делать.

 

Дом обшивают не раньше, чем через год-полтора после постройки, когда он основательно осядет. До тех пор можно вырезать, лучше из сосновых досок, причёлины-крылья, ветреницу с солнцем и подкрылья-полотенца. Одновременно заготавливаются наличники и ставни на окна, вырезаются подзоры (подвески к крыльцу или гульбищу), заказываются точёные балясины столяру профессионалу или токарю.

 

Говорят, когда столяр умирал, он простил всем, только еловому сучку не простил. Уж больно ель привередлива. Еловые сучки называют стеклянными, а сосновые сахарными. На торцовых еловых сучках проверяют лезвия режущих инструментов. Если оно проскакивает легко, когда проводишь по заготовке, значит нормальный металл, если лезвие встало или появилась выщербина — неважный. По толщине доски усыхают до 10-ти процентов, по длине вообще не изменяются. Поэтому рекомендуется на внешней отделке использовать воздушно-сухие доски.

 

Снизу карниз крыши подшивают тёсом или вагонкой. От этого дом станет теплее и не будет задувать снег на чердак, а также закроются неостроганные концы слег. Желательно, чтобы поверхность обшивки была ровной. Для этого проверяют на глаз, на каком уровне относительно крайних решетин находятся средние. Можно пользоваться длинной доской с ровной кромкой. Приложив её к решетинам снизу, сразу замечают, где необходимо подтесать, а где подложить дошечку.

 

Начинают подшивку от стены. Отмечают на доске рисунок её примыкания к брёвнам и топором вырубают его — тогда не будет больших щелей. Если доски широкие, желательно гвозди вбивать подальше от кромки, ближе друг к другу по ширине. От этого они не так колются при короблении. Хорошо, если эти доски соединяются меж собой в четверть или в шпунт. Обязательно их нужно острогать. Впрочем, сделать это надо со всем материалом, идущим на отделку дома. Доски так лучше сохраняются, меньше вбирают в себя влагу.


 

Острогать доску можно в несколько приёмов. Вначале проходят рубанком с полукруглым лезвием (шерхебелем), затем рубанком с двойным ножом (один нож обычно называется железкой, а второй, ломающий стружку — горбыльком). Стружка подламывается, поэтому у сучков не остаётся задиров. Горбылёк устанавливается на расстоянии 0,5–2 мм от режущей кромки железки. Строгать лучше, держа рубанок не прямо по движению, а немного наискосок — так лезвие приёмистей цепляет стружку. Чем она тоньше и длиннее, тем красивее получается поверхность. Потом её стоит поправить фуганком. Лезвия ножей вовремя подтачивают, следят, не выщерблена ли кромка, хотя это сразу бросается в глаза. Рубанком можно обрабатывать боковые и даже торцевые поверхности. Тут надо быть аккуратней, чтобы не сделать скол. Предупредить его можно, «заовалив» утлы доски.

 

Чтобы щели между крайней доской карниза и бревном не бросались в глаза, их закрывают подзорами, заодно украсив ими стены. Подзор — это доска толщиной 20–30 мм с простым пропильным узором, к примеру, «городком». Для пропиливания орнамента применяются обычная поперечная ножовка по дереву, у которой зуб имеет форму равнобедренного треугольника, и мелкозубая поперечная ножовка, а также нож или топор для скола лишнего материала и снятия фасок, коловорот с пёрками, разметочные угольники, метр. Угольником или малком (с шарниром в углу) размечаются горизонтальные и косые параллельные линии. Выпиливают осторожно, чтобы излишне не трясти доску. Отверстия сверлятся в два приёма. Сначала с лицевой стороны на 2/3 глубины, а потом с обратной, ориентируясь по маленькому отверстию от жала пёрки. В противном случае получаются срывы волокон, выщерблины — доска портится. Под конец желательно удалить ножом все неровности или задиры и сделать небольшие фаски. Перед установкой в подзорах сверлят отверстия для гвоздей — так меньше опасность, что доски расколются. Чтобы со временем не появились ржавые подтёки, некоторые мастера проваривают гвозди в олифе, предохраняя их заодно от коррозии.

Многие не покрывают олифой и не красят свои подзоры, но есть места, где это делают искусно, расчитывая продлить срок их службы. Так под Нижним Новгородом есть на домах просто неподражаемые разноцветные орнаменты.

 
 

Причелины изготовляют примерно так же, как и подзоры, но делают их более живописными, часто в несколько рядов узоров. У охлупня причелины соединяются впритык на угол, а внизу выступают за свес кровли красивой кистью. Они сравнимы с перьями птицы, из-за чего в некоторых местах причелины называют «крыльями». На кисти часто вырезают восьми или шестнадцатилучевое солнце, порой ещё и со спиральными лучами. Тогда создаётся впечатление, будто эти колёса крутятся. Ещё где-то хозяева, желая украсить и одновременно обезопасить своё жилище, помешают православный животворящий крест в сферах. Кто-то причёлинам придаёт форму волн, на досках нижнего ряда резцом вырезает «изюминки» — мелкие продолговатые углубления — как бы капли дождя, символизирующие «небесные хляби» — это оберег плодородия. А под конёк, на стык причёлин помещают солнце — основной источник жизни. Эти формы — своеобразная молитва крестьянина, оберегающая семью и дом от неудач и несчастий.

 

Причелины закрывают торцы слег и свободное пространство между кровлей и подшивкой карниза. Крайние доски кровли чуть выступают, образуя едва приметный козырёк. Если волокна подготавливаемой доски прямые, то отесать её по отбитой линии (с помощью прямой доски) можно на месте. Когда доска с множеством сучков и свилевата, делают по всей длине её запилы. Затем осторожно скалывают эти участки. Чем привередливее структура доски, тем больше приходится делать запилов. Прибивают причелины к торцам решетин. И когда в первом слое задуманной причелины не хватает одной ширины доски, дополнительно набивают недостающую без узоров. Следующий накладной ряд уже первого и т.д. Один узор выступает из под другого как бахрома. Есть такие, кто включает в оформление причёлин трёхгранно-выемчатую резьбу. Это вид глухой резьбы с геометрическим орнаментом. При ней производится частичная выборка материала из массы заготовки. Резец, начиная движение с трёх разных точек, заканчивает его каждый раз в одной и той же точке. Резьба всегда выполняется по заранее нанесённому на поверхность доски рисунку.

 

Чтоб сделать сквозные прорезы сложной формы, в доске внутри контура предполагаемых вырезов делают необходимое количество отверстий сверлами или пёрками разного размера (для облегчения). Надрезают с той и другой стороны соответствующие промежутки между отверстиями. Что-то после этого выкалывают, что-то выпиливают ножовкой с узким гибким полотном, и затем уже свободно подбираясь, поправляют контуры острым резаком.

 

Покрытие олифой предохранит причелины от дождя и мороза. Она бесцветна и не скрывает красивую фактуру дерева.

 







Date: 2015-12-12; view: 332; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.022 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию