Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Танцевальное искусство чукчей





Воссоздать историю народной хореографии чукчей довольно сложно. Дореволюционные источники не содержат сколько-нибудь значительных описаний этой стороны жизни народа. Мы располагаем лишь отрывочным, разрозненным материалом. Судя по описаниям этнографов, путешественников, традиционное танцевальное искусство чукчей входило в состав обрядов и праздников, игравших важную роль в их общественной жизни.

Где-то в 30-е г.г. прошлого столетия начали образовываться самодеятельные фольклорные ансамбли на основе уже имеющихся самобытных фольклорных групп в чукотских и эскимосских общинах. Изначально как таковых фольклорных групп не наблюдалось, сбор различных танцовщиков и песенников происходил во время значимых для селения события. Обычно это были традиционные праздники , во время которых помимо ритуалов, обрядов и угощения, проходили конкурсы и просто групповые и сольные выступления любителей. С приходом советской власти и в силу ряда причин в появившихся домах народного творчества стали образовываться специализированные фольклорные группы, которые были уже частично оторваны от традиционного образа жизни, выведены, так сказать, в отдельный культурный пласт. Одними из первых на Чукотке стали появляться самодеятельные коллективы Чукотского района («Белый парус», «Уэлен»), Анадырского района («Марковские вечорки») и другие.

Развитие и поддержка народного песенно-танцевального творчества коренных малочисленных народов Чукотского автономного округа особенно активно проходили в 60-е г.г. ХХ века. Этому способствовали специалисты по фольклору М. Я. Жорницкая, Т. Ф. Петрова-Бытова, Е. А. Рультынэут и многие другие. В то время появилось уже большинство из ныне существующих фольклорных коллективов.

Характерной особенностью фольклорного песенно-танцевального искусства народов Чукотки является его деление на прибрежное и тундровое народное творчество. К прибрежным народам можно отнести эскимосов и приморских чукчей (анкальыт); к тундровым — тундровых чукчей (чавчыват), эвенов, юкагиров и других. Танцевальное искусство эскимосов и прибрежных чукчей близки, так как эти народы тесно взаимосвязаны в повседневном труде, образе жизни и отражают промысловую морскую тематику. У тундровых чукчей танцы и песенная культура отражают их образ мышления, они более свободны и импровизационны, в отличие от прибрежных.



Танцевально искусство береговых чукчей, живущих на северо-восточной оконечности Чукотки в районе Берингова пролива, сложилось по традициям хореографического искусства эскимосов, их объединяла общность морского промысла. Танцы эскимосов — подражательные. Среди них различались женские,мужские,смешанные;сольные и групповые. Все танцы представляют собой законченные танцевальные миниатюры.

Танцевальная миниатюра состоит из зачина, двух частей и концовки. В среднем длительность этих танцев 1—2 минуты. Сзади танцоров сидели певцы, исполнявшие в унисон мелодию танца, кроме того мужчины, в отличие от женщин, синхронно отбивали ритм на бубнах (саяках — жители Наукана, сагуяках — жители Сиреников, ярарах — чукчи)».

Для чукотских танцев, в отличие от эскимосских, была характерна свободная импровизация вне строгой музыкальной структуры. Темп зависел от темы и настроения танцора и его темперамента. Как отмечает Екатерина Рультынэут в своей книге: «Для чукотского танца, особенно женского, очень характерна пластика рук, плавные переходы одного движения в другое, поэтичность, напевность».

Песенное творчество для прибрежных жителей полуострова неотделимо от танцев и от праздников, и как таковых отдельных песен у них нет. Для тундровых жителей танцы также были присущи праздничному времени, а вот песни исполнялись всегда. В личных чукотских песнях пелось об охоте, о каком-то ярком событии, о рождении олененка и т. д.

Фольклорное самодеятельное творчество Чукотки впитало в себя праздничные исполнительские традиции приморских и тундровых жителей. Оно развивалось и крепло. Со временем, конечно, творчество утрачивало свою аутентичность, приобретая черты современной хореографии и вокального исполнительства. Но на протяжении всего времени сохраняли и бережно передавали песенно-танцевальные, обрядово-ритуальные и языковые традиции чукчей и эскимосов народные творцы, самобытные композиторы-песенники и хореографы.

Следует оговориться, что термином "танец" пластику обрядов и праздников можно назвать лишь условно. Это скорее пляски-пантомимы, в которых подражательные элементы занимают ведущее место. Почти все праздники годового цикла оленных чукчей содержат древние представления о роли дикого оленя в жизни народа, сопровождаются театрализованными действиями, изображающими повадки оленя, различные моменты охоты. Некоторые танцы исполняются под своеобразный аккомпанемент - горловое пение. Такого рода танцы называются «пичгъэйнен» (горлом кричать). В обрядах и праздниках оседлых чукчей, также имевших промыслово-магический характер, чаще фигурировали морские животные, но общие закономерности проявлялись и здесь.



Другой тип танцев исполнялся под аккомпанемент бубнов. Если «пичгъэйнен» не имели стабильной формы, то в танцах с бубнами уже существует деление на две группы, определены места для танцоров и музыкантов, аккомпанирующих на бубнах. Аккомпаниаторы должны стоять спиной к входу, напротив них - пляшущие женщины. В.Г. Богораз отмечал, что такой способ танцев у чукчей носил название «ветчальыт» (стоящая), так как исполнители танцевали, почти не сходя с места.

Третий тип танцев, характерный для обрядов благодарения, назывался «тевляыргын» (стряхивание). В религиозно-культовой традиции чукчей большое место отводилось мистическим приемам защиты от злых духов. Одним из них был «тевляыргын».

Наиболее древние черты плясок-пантомим сохранились в празднике "воскресения" зверей, где мужчины изображали охотников, а женщины - имитировали повадки зверей. Танцующие изображали успешную охоту, "заверяли" зверя, что к нему отнесутся с подобающим почтением. Судя по тому, что первые исследователи чукчей подчеркивали обязательность этого раздела ритуалов, можно предположить, что раньше эти пантомимы были центром всего празднества. Своеобразны танцы "с гримасами", на которые обратил внимание Ф.П. Врангель, отмечавший, что главное достоинство пляски чукотских женщин - мимика. В некоторых пантомимах она доминировала над всеми элементами. К сожалению, по имеющимся данным трудно составить представление о смысловой и целевой направленности этих танцев.

Кроме плясок-пантомим, входивших обязательными элементами в сюжетную канву обрядов и праздников, существовали и такие, которые носили скорее развлекательный характер. Исполнялись они соло или парами под аккомпанемент бубна. Эти импровизации, не теряя традиционной формы и сюжета, обрастали новыми оттенками, что придавало им скорее развлекательный, нежели магический характер. Показателем перехода плясок-пантомим от обрядовых к зрелищным может служить юмористическая оценка изображаемого.

Танцы чукчей - яркое и самобытное явление, корни которого затерялись в глубине веков. С достоверностью сказать можно лишь то, что в основе пластики чукотских танцев - подражание, имитация поведения животных, являвшихся основным объектом охоты. В изображении животных и птиц чукчи достигли подлинного совершенства, умея одним-двумя движениями передать точное представление о звере. Танцы чукчей не отличаются подвижностью. Более активна верхняя часть туловища. Исполнители почти не сходят с места, раскачиваются из стороны в сторону, приседают, вытягиваются, двигают плечами и руками. Передвижения по площадке незначительны. Если танцуют одновременно несколько человек, движения их не согласуются. Исполнялись танцы довольно продолжительное время - 12-14 часов. Хореографическую часть обрядов и праздников начинали обычно их устроители, хозяин и хозяйка яранги.

Современное танцевальное искусство чукчей, сохраняя свои национальные особенности, обогатилось новыми формами и содержанием. При этом одной из эффективных форм отображения современности по-прежнему является пляска-пантомима. Наиболее многочисленны танцы промысловой тематики: "Охота на моржа", "Охота на песца", "Охота на уток" и т.д. Наблюдательность, великолепное знание животного мира, изумительная точность в пластическом воспроизведении поведения зверя отмечают эти танцы-пантомимы.

Появились и новые формы коллективного исполнения танцев - национальные самодеятельные танцевальные ансамбли "Олененок", "Солнышко", "Белый парус", "Чукотские зори", "Ракушка" и др. Создание народных коллективов помогает сохранять богатства традиционного музыкального фольклора. В 1968 г. был создан первый профессиональный чукотско-эскимосский музыкально-хореографический ансамбль "Эргырон" ("Рассвет"). Ансамбль был создан в целях сохранения и преумножения вокально-хореографического наследия народов Чукотки. Ансамбль является единственным в Чукотском автономном округе профессиональным коллективом, носителем и хранителем национального вокального, хореографического и декоративно-прикладного искусства не только чукчей и эскимосов, но и других малочисленных народностей Крайнего Северо-востока России: коряков и чуванцев, эвенов, алеутов и эвенков. В «золотой фонд» ансамбля вошли многочисленные национальные песни, танцы и миниатюры: «Полёт чайки против ветра», «Забой оленя», «Сбор яиц на скале», а также балет «Легенда о Вороне», опера «Девушка и Смерть», мюзикл «Сказка о Добре и Зле». Всего в репертуаре ансамбля более 70 произведений вокального и хореографического искусства. Ансамбль является Лауреатом Премии Ленинского Комсомола; Дипломантом Всероссийского конкурса ансамблей песни и танца; Всемирных фестивалей молодежи и студентов, Международного конкурса «Голос Азии», Международных фестивалей фольклорной музыки в Монтере и Монтиньяке (Франция), многочисленных Международных фестивалей фольклорной музыки народов Севера.

 

 

Заключение

Актуализация внимания к проблемам народов Севера во многом связана с активной деятельностью Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которая, завоевав авторитет как внутри страны, так и на международном уровне, приобрела богатый опыт ведения переговоров и организации самоуправления, решения многих текущих проблем во взаимодействии с государственными структурами, промышленными корпорациями, многочисленными союзниками. Поднимаемые Ассоциацией проблемы народов Севера уже не могут игнорироваться ни органами власти, ни общественностью. Наконец, существенное значение имеют новые планы грандиозного промышленного освоения Арктики и Северного Ледовитого океана, которое неизбежно затронет территории проживания многих коренных малочисленных народов и окажет существенное влияние на все стороны их жизни.

Надо сказать, что в последнее время изменилось отношение к народам Севера. На международном уровне приняты важные нормативно-правовые документы, защищающие интересы и права коренных народов; работает Постоянный форум коренных народов мира; в Конституции РФ особо выделена статья, посвященная гарантиям прав народов Севера в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; приняты несколько федеральных законов, непосредственно касающихся народов Севера; на федеральном уровне неоднократно утверждались государственные программы их социально-экономического развития; принята соответствующая концепция; в утвержденной Правительством РФ «Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» среди приоритетов развития предусмотрены сохранение культуры народов Севера и повышение качества их жизни; при полномочном представителе президента в Сибирском федеральном округе 10 лет работает консультативно-экспертный совет по делам этих народов, ежегодно в разных регионах России 9 августа проводится установленный Генеральной Ассамблеей ООН Международный день коренных народов мира (International Day of the World's Indigenous People), одна из задач которого состоит в том, чтобы привлечь внимание общественности и органов власти к проблемам и правам этих народов и т. п.

В XXI веке обращение к танцу как виду искусства, в частности к танцу народному, должно быть настоятельной необходимостью, ибо осмысление богатейшего духовного и творческого народного опыта, запечатленного в танце, поможет человечеству стать нравственно и эстетически обновлённым. В значительной степени сказанное относится к танцевально-пластическому наследию народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, культура которых в конце XX века оказалась на пороге всемирного признания.

Тесная связь с природой играет важную роль в создании лексики танцев. На характерную, своеобразную пластику оказали и природно-климатические условия: строение тела, формирование корпуса и отдельно пластику рук и ног. Большое влияние на традиционную культуру коренных народов Севера оказывает вероисповедание. Будучи язычниками, вышеперечисленные народы имеют свои мифические, реальные представления о тотеме, того или иного народа. В процессе урбанизации были утрачены различного рода обряды, традиции и возможно даже повлияло на мировоззрение этих народов. Полученные результаты анализа танцев коренных народов Севера с точки зрения сюжета и лексики, а также характеристики танцевальной культуры могут быть полезны для специалистов-хореографов, этнографов, культурологов, а также для широкого круга лиц, интересующихся культурой этих народов.

Анализ конкретных подражательных танцев представляет интерес для самих носителей культуры. Танцевально-пластическая культура народов Крайнего Севера заслуживает самого серьёзного исследовательского внимания не только в историко-этнографическом плане. Такое исследование может серьёзно помочь в осмыслении современной культуры, для которой характерны сложные, разноуровневые этнокультурные контакты и взаимодействия.

 









Date: 2015-12-12; view: 1008; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию