Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Танцевальное искусство якутов





Особенности хореографического творчества коренных жителей, населяющих север Сибири.

Курсовая работа

 

ПМ. 01 Художественно-творческая деятельность

Специальность 071501 (51.02.01) Народное художественное творчество

вид «Хореографическое творчество» (углубленная подготовка)

Обучающийся:

Веретнова Галина Павловна

Руководитель:

Остапенко Татьяна Николаевна

 

 

Минусинск, 2015

Содержание

Введение.

Особенности хореографического творчества коренных жителей, населяющих север Сибири ................................................................................ 2

a) Танцевальное искусство якутов.....................................................................4

b) Танцевальное искусство ненцев....................................................................8

c) Танцевальное искусство эвенков..................................................................14

d) Танцевальное искусство чукчей...................................................................21

 

Заключение..........................................................................................27

Библиографический список.............................................................30

Интернет источники..........................................................................31
Введение

В эпоху нарастания глобальных проблем человечества все большее значение приобретают взаимодействие и взаимопонимание различных культур, в том числе, постиндустриальных и традиционных. Народы Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, — природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой значимы для представителей любого другого этноса.

Сохранение и поддержка коренных народов является сегодня одной из актуальных проблем мирового масштаба. Важность ее решения подчеркивается многими документами, прежде всего, это «Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (2001 г.) и «Конвенция по вопросам охраны нематериального культурного наследия» (2003 г.), которая является дополнением к принятой в 1972 «Конвенции ЮНЕСКО по вопросам охраны мирового культурного и природного наследия»,концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока до 2015 года».



Исследование самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера имеет широкое предметное поле. От таких универсальных, как мифологии, ритуалы, до локальных обычаев и обрядовых практик, представляющих чисто этнографический интерес.

Арктическая цивилизация существует уже несколько тысячелетий, но только в XIX-XX вв. мировая наука открыла и сделала общедоступными выдающиеся явления культуры, созданные проживающими на Севере России народами. Каждый из них имеет свою мифологию, полную глубокой философии и поэтической образности. Эпические сказания насыщены символами и иносказаниями; в обряды и ритуалы включены песни и танцы, сопровождаемые игрой на уникальных музыкальных инструментах.

Танцевальная культура - неотъемлемая часть культуры народа, в народное танцевальное искусство вложен глубокий смысл, богатое содержание. Проблема сохранения и развития традиционной культуры сегодня стоит очень остро. Уходят из жизни знатоки и носители этой культуры, забываются танцы и танцевальные элементы, возникшие в лоне древних обрядов, вобравшие в себя нравственных и эстетических устоев народа. Их утрата была бы невосполнима, и нужно поспешить с фиксацией, реконструкцией. Только при этом условии можно ставить вопрос о сохранении и дальнейшем развитии народной культуры в целом и танцевального искусства в частности.

 

 

Танцевальное искусство якутов

В последние годы одним из национальных символов Якутии становится «Осуохай» - традиционный круговой хороводный танец якутов. Его активная пропаганда является одним из ярких примеров восстановления традиционных духовных ценностей и целой системы народных знаний посредством народного танца. Известно, что традиционный танец наравне с другими явлениями этнической культуры является объектом символизации. Круговой хороводный танец в ритуале вбирает в себя и отражает все его знаковые элементы. Специфика танца как элемента ритуала предполагает наличие участников, адресата, объекта ритуального воздействия, специального времени исполнения, ритуального места исполнения, ритуальных атрибутов, специальной одежды, песни или музыки. Как видно, в традиционном танце «Осуохай» изначально заложен механизм этнического воспитания. Произведение кругового обхода путем ритуального хождения-топтания на Ысыахе (традиционный праздник Нового года у якутов) вокруг сакрального центра освоенного пространства, символическим воплощением которого является Мировое дерево Аал Кудук Мас, выполняет функцию очищения - ограждения этого пространства от скверны Хаоса, а также моделирования нового "чистого" пространства. Благополучие достигалось на Ысыахе посредством ритуального жертвоприношения с обязательным исполнением кругового хороводного танца вокруг Мирового дерева. Считалось, что хороводный танец обладает магической способностью достижения удаленного "чужого" мира и поэтому одной из его ритуальных функций является "поднятие души" священного животного на небо. Итак, через призму сохранения и развития якутского хоровода хорошо прослеживается жизнеспособность и культурная целостность целого этноса в новых исторических условиях.



По своей традиционно образной и лексической структуре женские и мужские танцы полностью совпадают с пластически-образной характеристикой женских и мужских образов в древнем эпосе- олонхо. В зависимости от характера и содержания обрядов танцы представлялись более или менее развернутой форме, но пластика в них являлась неотьемлемой частью. Пластически-танцевальные действия в ритуально-магических обрядах сопровождались ритмизованным речитативом, песнопением. Отсутствие музыкального сопровождения обрядовых танцев свидетельствует об их глубокой архаике.

У якутов множество танцев, отражающие окружающую их природу, рассказывающие об их близости и нерасторжимости с ней. Наиболее архаичными и широко распространенными в прошлом у саха были танцы «Орел» («Хотой ункуутэ»), «Стерх» («Кыталык ункуутэ»). Существуют много танцевальных движений , взаимосвязанных из наблюдений в природе- «куобах» (заяц), «кырынастыыр» (горностай), бег сохатого, бег оленя и тд. Также распространены якутские танцы ,отражающие красоту природы, природные явления: «Эрэкэ - дьэрэкэлэр» - духи- хозяева растений, трав, цветов: «Сайын» (лето); «Ньургуьуннар» (Подснежники); «Сардаана»; « Холорук ункуутэ» (Вихрь) и т.д. Во все эти танцы испокон веков народ саха вложил свое понимание природы и человека, как единого и нерасторжимого целого.

Основной род занятий саха- коневодство и скотоводство также нашли своеобразное отражение в традиционных танцах. «Влияние коневодства безусловно имеется как в культе, так и в танцах и играх» - писал П.А. Ойунский. Такие движения традиционного танца саха как «чохчоохой», «дьиэрэнкэй», «кулун-куллуруьуу», «ат буолан сырсыы», «ат сиэлиитэ» и т.д. подтверждают об их прочной связи с коневодством. В якутский танец интенсивно вошли элементы национальных спортивных игр.

По своей традиционной структуре якутские танцы сдержанны , спокойны. Женские танцы лишены наступательности. Их отличает плавность, изящество, грациозность, женственность. Для мужских танцев характерны основательность, ясность, и точность пластического рисунка, сила, ловкость, достоинство. Детские танцы эмоционально окрашены более ярко, динамичны, стремительны. В танцах саха, прежде всего привлекают внимание естественность, простота, чистота и разряженность пластического рисунка характерен размеренный ритм. Движения ног не превалируют над движениями рук, головы.

Якутский танец развивается обогощаясь , приобретая новые краски, новые выразительные средства. Однако при создании современных якутских танцев необходимо придерживаться его традиционной структуры, чтобы не нарушить его традиционные черты, которые конечном счете составляют его национальные особенности, его своеобразность и самобытность. Возникновение и успешное развитие Театра национального танца в Якутске обеспечивает качественно новый уровень исполнения и восприятия национального танца и, одновременно, является свидетельством подъема этнической культуры и укрепления этнического самосознания. По всей Якутии также успешно развиваются и пользуются широкой популярностью детские коллективы национального танца. Вместе с тем нельзя воспринимать развитие коллективов народного танца как целенаправленное и планомерное мероприятие по формированию только этничности. Безусловно, это и стремление творческого самовыражения, и наполнение досуга новыми культурными формами. В хореографической культуре современных якутов много "интернациональных" элементов, которые годами взаимодействовали с "национальными". В сложившейся ситуации очень важно сохранить бережное и уважительное отношение к танцевальному наследию - танцевальному фольклору, чтобы современная тенденция все превращать в шоу и тем самым ломать сложившиеся веками каноны не одержала верх и здесь.

Традиционные танцы – неотьемлемая часть духовной культуры народа. Традиционная танцевальная культура народов имеет ярко выраженную этническую окраску и в известной степени, является специфическим отражением его исторического развития. Традиционное танцевальное искусство якутов не теряет своего значения и в наши дни. Необходимо по новому осмыслить ,осознать , пронесенные через века духовные ценности, духовное богатство народа. В народное танцевальное искусство вложены глубокий смысл, богатое содержание. Мы должны воспринимать его как содержательное искусство, которое несет в себе высший смысл- красоту и добро.

Национальный театр танца Республики Саха (Якутия) им.С.А.Зверева – «Кыыл Уола» сохраняет и развивает национально- фольклорные традиции танца и другие жанры культуры и искусства народа саха. В репертуаре театра более 20-ти полнометражных спектаклей, 18-ти хореографических композиций, 5-ти концертных программ. Театр не только бережно хранит уникальные образцы народной музыкально-танцевальной культуры, но и является творческой лабораторией, в которой познается богатство эстетической мысли и духовности якутского народа. Одно из примечательных направлений в современном творчестве театра – обращение к фольклорным традициям, к истокам народной хореографии. Театр в поиске новых сценических форм – полноценных балетных постановок и спектаклей. Огромная роль коллектива в пропаганде и развитии танцевального искусства народов Якутии получила высокую оценку. Коллектив является лауреатом комсомола Якутии, международного фольклорного конкурса в г. Дижон (Франция).






Date: 2015-12-12; view: 1879; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию