Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные проблемы охраны труда в Российской ФедерацииСовершенствование законодательства об охране труда. В настоящее время основополагающим законом в области охраны труда является Трудовой кодекс Российской Федерации [1]*. Этот законодательный акт и другие федеральные законы [2-7]* заложили фундамент, социальной защищённости работников от возможного проявления неблагоприятных факторов производственной среды и подтвердили, что общество объективно заинтересовано в создании надлежащих условий труда, сохранении жизни и здоровья своих членов. Введение в действие Трудового кодекса вызвало необходимость принятия ряда новых и пересмотра действующих нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда работников. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства Российской Федерации и иные акты федеральных органов исполнительной власти, а также нормативными правовыми актами, содержащими государственные нормативные требования охраны труда, разработка которых осуществляется в соответствии «Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда», утвержденными постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 года № 80. Совершенствование законодательства по охране труда в 2003 г. было связано в основном с принятием законов о страховании [8-12]* и подготовкой предложений по внесению изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации [13-14*] и принятием мер для реализации требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», вступившего в силу с 1 июля 2003 г. Исполнение законодательства по охране груда. В целях обеспечения государственной защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда органами Федеральной инспекции труда в 2003 г. осуществлялись системный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. Было проведено более 264 тыс. различных проверок, в результате которых выявлено и устранено свыше 2,19 млн. нарушений, реально восстановлены трудовые права сотен тысяч работников, предотвращено еще большее количество нарушений трудовых прав и требований по охране труда. По вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда женщин [15-20]* проведено более 5,3 тыс. проверок, выявлено и устранено свыше 30,8 тыс. различных нарушений; соблюдения законодательства о труде и охране труда работников в возрасте до восемнадцати лет [21-25]* проведено почти 2,6 тыс. тематических проверок, выявлено и устранено свыше 9,2 тыс. различных нарушений; коллективных договоров и соглашений проведено более 2,3 тыс. проверок, выявлено и устранено свыше 23,5 тыс. нарушений трудового законодательства. * Здесь и далее по тексту см. Приложение Продолжилось осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Всего было проведено 157,3 тыс. проверок (каждая третья - совместно с органами госгортех-надзора, госэнергонадзора, госпожнадзора, Госсанэпиднадзора, другими государственными органами надзора и контроля и общественного контроля), выявлено 1619,7 тыс. нарушений, работодателям выдано более 168 тыс. предписаний. Объектом проверок явилось соблюдение требований: ст. 212 и 225 ТК РФ в части организации и проведения обучения, инструктажа и проверки знаний работников по охране труда (более 8,8 тыс. проверок, выявлено и устранено свыше 207,9 тыс. нарушений, отстранены от работы более 108,2 тыс. должностных лиц и работников организаций); ст. 212 и 221 ТК РФ об обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (4,9 тыс. проверок, выявлено свыше 61,3 тыс. нарушений); обеспечения соответствия строящихся и реконструируемых производственных объектов разработанной проектно- технической документации и требованиям охраны труда (более 8,4 тыс. проверок, выявлено и устранено свыше 35,7 тыс. отступлений от проектов, ухудшающих условия и охрану труда работников, и иных нарушений государственных нормативных требований охраны труда, в результате чего в отчетный период ряд законченных строительством производственных объектов не был принят в эксплуатацию, была приостановлена работа в 7,1 тыс. производственных подразделений организаций и эксплуатация свыше 85,7 единиц различного оборудования). В целях исключения случаев нарушения прав работников, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, было проведено свыше 31,6 тыс. проверок соблюдения работодателями установленного порядка расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, выявлено более 103,7 тыс. правонарушений, включая около 3,7 тыс. (322 со смертельным исходом) фактов сокрытия от расследования несчастных случаев на производстве. По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве госинспекторами труда 8 установленном порядке было направлено в органы прокуратуры свыше 23 тыс. материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц, по которым было возбуждено 1000 уголовных дел и осуждено судом 80 виновных лиц в соответствии со ст. 143 УК РФ. По итогам проведенных в 2003 г. органами федеральной инспекции труда проверок в целях устранения и предупреждения выявленных нарушений работодателям было выдано около 240 тыс. обязательных к исполнению предписаний. За грубые нарушения законодательства о труде (в т.ч. об охране труда) госинспекторами труда в истекшем году было оштрафовано более 73 тыс. руководителей и других должностных лиц организаций на общую сумму более 80 млн. рублей. По требованию госинспекторов труда привлечено к дисциплинарной ответственности свыше 24,9 тыс. должностных лиц, в т.ч. отстранено от должности или уволено более 700 человек, в вышестоящие органы направлено более 2,2 тыс. представлений об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и их предупреждении. По фактам наиболее грубых нарушений законодательства о труде и охране труда направлено в суды более 800 протоколов для привлечения к ответственности лиц, виновных в допущенных административных правонарушениях; судами принято решений о привлечении к административной ответственности - 309, в том числе 212 - на дисквалификацию лиц, ранее подвернутых административному наказанию, принято 52 решения о дисквалификации. Руководствуясь ст. 365 ТК РФ, органы Федеральной инспекции труда активно взаимодействуют с другими органами и организациями. Совместно с органами прокуратуры проведено более 15 тыс. проверок, с органами Госгортехнадзора - 4,2 тыс., с органами Госэнергонадзора - около 4 тыс., с органами Госсанэпиднадзора - 5,5 тыс., с органами Госпожнадзора - 5,3 тыс., с органами по труду субъектов Российской Федерации -около 22 тыс., с профсоюзными органами - более 15 тыс., с другими органами - около 14 тыс. проверок. Организация работы государственной экспертизы условий труда и система сертификации работ по охране труда в организациях. В субъектах Российской Федерации работа по государственной экспертизе условий труда проводилась специализированными подразделениями органов исполнительной власти, как правило, входящими в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведающими вопросами охраны труда. Численность кадрового обеспечения служб, осуществляющих государственную экспертизу условий труда, в 2003 г. по сравнению 2002 г. изменилась незначительно и составила 524 специалиста (324 штатных государственных экспертов и 199 работников органов исполнительной власти). Всего за 1995-2003 гг. государственные эксперты выполнили более 69 тысяч проверок по различным видам деятельности, причем в 2003 г. - 4571, что на 7% больше, чем в 2002 г. Государственная экспертиза условий труда проводилась по следующим направлениям: профилактические средства в области охраны труда (лицензирование отдельных видов работ - 17820 экспертиз, проектирование, строительство и реконструкция производственного назначения -3431); социальная экспертиза решений об условиях труда работников, предшествующих наступлению несчастного случая на производстве или профессионального заболевания - 1620; проверка правильности предоставления работникам, занятым на работах в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда, различных видов компенсаций - 9265 экспертиз (дополнительных отпусков, сокращенного рабочего дня, соответствующих доплат к тарифной ставке, лечебно-профилактического питания и выдачи молока); контрольные проверки (7538) соблюдения трудовых прав работников в части правильности применения Списков № 1 и 2, дающих право на пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет; аттестация рабочих мест по условиям труда. Из общего количества всех проведенных экспертиз условий труда более 80% экспертиз выполнялись по запросу организаций (работодателей).
По результатам проверок в 2003 г. государственными экспертами направлены для рассмотрения в судебном порядке 1054 представления о ликвидации организации или его подразделения при выявлении нарушений требований охраны труда (наибольшее число представлений в суд приходится на Астраханскую, Воронежскую, Костромскую, Московскую, Мурманскую области, Санкт-Петербург и Ставропольский край); выявлено 496 фактов незаконного предоставления организациями 11908 работникам компенсации и 4855 случаев незаконных отказов 23536 работникам в предоставлении компенсации; направлены 3626 предписаний по вопросам предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) и опасными условиями труда, не соответствующих действующему законодательству (чаще всего их направляли в организации Алтайского края, Республики Дагестан, Иркутской области). Выборочные проверки качества проведения аттестации рабочих мест в организации показали, что в 2003 году аттестация по условиям труда проводилась на более чем 2,5 млн. рабочих мест. Для реализации проведение экспертизы условий труда, аттестация рабочих мест и сертификация работ по охране труда была создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), определены Центральный орган сертификации и держатель реестра ССОТ (ГУ «Всероссийский центр охраны труда»), научно-методический центр (НИИ охраны труда ФНПР г. Иваново), аккредитовано 213 органа по сертификации (ОС) и 236 испытательных лабораторий (ИЛ); создано 7 центров по подготовке экспертов по сертификации, которыми в 2003 году подготовлено более 800 экспертов. Активизировались работы по созданию отраслевых подсистем сертификации работ по охране труда (Минсвязь России, железнодорожный транспорт, Минатом). За 2003 год органами по сертификации выдано более 100 сертификатов безопасности предприятиям. Наибольшее число выданных предприятиям сертификатов приходится на Волго-Вятский и Западно-Сибирский регионы. Принято решение о частичной оплате расходов на проведение аттестации рабочих мест по условия труда, а также сертификация работ по охране труда в организациях за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Социальное партнерство в области охраны труда. Механизмом согласования интересов работодателей и наемных работников, имеющих несовпадающие цели своей деятельности, является социальное партнерство, документальное выражение которого заключается в подписании соглашений и договоров между взаимодействующими субъектами [26].* В настоящее время действует Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы. Региональные соглашения, которыми охвачено 82 субъекта Российской Федерации, заключаются между государственными органами исполнительной власти субъекта, объединениями профсоюзов и работодателей. По состоянию на конец 2003 г. в 76 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы «О социальном партнерстве», в соответствии, с которыми во всех соглашениях и договорах имеются разделы по формированию социально-трудовых отношений в сфере охраны труда. Контроль за выполнением соглашений осуществляют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в субъекте Российской Федерации. На уровне предприятий заключаются коллективные договоры. По данным Департамента по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнёрства Минтруда России, по состоянию на конец 2003 г. на федеральном уровне действовало 66 отраслевых соглашений (14 из них заключены в отчетном году). В организациях всех форм собственности действовало более 6 тыс. соглашений (на 35 % больше, чем в 2002 г.), из них: 78 региональных, 3636 отраслевых, заключенных на региональном и территориальном уровнях; 1152 территориальных и 405 иных соглашений. По данным субъектов Российской Федерации, в 2003 году на предприятиях и в организациях всех форм собственности действовало 196 тыс. коллективных договоров, что на 11 % больше, чем в предыдущем году. Коллективными договорами было охвачено свыше 28 млн. человек, что составило 58 % от общей численности работников, занятых в реальном секторе экономики. Охват всех предприятий составляет всего 5%. Основными причинами, сдерживающими заключение коллективных договоров, остаются: неустойчивое финансовое положение организаций; отсутствие на многих предприятиях профсоюзных организаций; нежелание работодателей в условиях экономической и финансовой нестабильности брать на себя конкретные обязательства по улучшению условий и охраны труда; социальная пассивность работников. Экономические трудности предприятий зачастую приводят к тому, что обязательства коллективного договора по разделу «Охрана труда» выполняются не в полном объеме. 3. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный уровень. Деятельность Минтруда России и других органов по труду по реализации государственной политики в области охраны труда на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации в 2003 г. базировалась на выполнении межотраслевой целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2003 год» и соответствующих региональных программ. В рамках программы было выполнено 234 научно-исследовательских, опытно-конструкторских и других работ на общую сумму около 51,5 млн. рублей, в том числе: подготовлены предложения по совершенствованию федерального законодательства по труду; разработаны новые средства индивидуальной и коллективной защиты; приборы контроля вредных и опасных производственных факторов для предприятий различных отраслей экономики; совершенствовалась система непрерывного образования; доработана и впервые издана Российская энциклопедия по охране труда (в двух томах). Министерством с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации был подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии условий и охраны труда в Российской Федерации в 2002 году и мерах по их улучшению. Минтрудом России' принят ряд постановлений по охране труда, в том числе по предоставлению компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, и по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты [27-33].* По заданию Минтруда России ГУ ВЦОТ разработаны и изданы «Временные рекомендации по разработке локальных нормативных актов». Минтрудом России подготовлены, согласованы, утверждены и зарегистрированы в Минюсте России и распространены среди организаций, выполняющих соответствующие виды работ, 4 новых межотраслевых правил и 8 межотраслевых типовых инструкций по охране труда и ряд других документов. Утверждены 7 Межотраслевых правил по охране труда и 3 сборника Межотраслевых типовых инструкций по охране труда (всего - 161 инструкция), согласованы 45 проектов Отраслевых правил по охране труда и 14 проектов Отраслевых типовых инструкций по охране труда. Выпущено 5 буклетов по охране труда. Подготовлены проекты изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, касающиеся учёта расходов в сфере охраны труда; в Трудовой кодекс и другие, законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие условия и охрану труда. Большая работа выполнена в области обучения по охране труда: утвержден «Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» [34]* и примерные программы обучения по охране труда для отдельных категорий застрахованных [35],* организовано обучение по охране труда работников за счет средств бюджета Фонда социального страхования. По вопросам социального страхования Минтруд России принял участие в подготовке ряда постановлений и проектов постановлений Правительства Российской Федерации [36-38];* совместно с Фондом социального страхования Российской Федерации разработана Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [39].* Проведен ряд международных и всероссийских выставок и совещаний: 4-я Международная выставка «ТЕЛОГРЕЙКА-2003» (Москва); VII Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда - 2003» (Москва). Организован российский стенд «Индустрия средств охраны труда России» на Международной выставке «А+А 2003. Охрана труда, гигиена труда, защита'труда» (Дюссельдорф, Германия); III Всероссийское совещание «Проблемы охраны труда на современном этапе развития трудовых отношений и пути их решения» и др. Региональный уровень. В регионах России продолжалась работы по совершенствованию правовой базы управления охраной труда и усилению организационных аспектов управленческой деятельности. В законы об охране труда субъектов Российской Федерации вносятся изменения и дополнения с целью приведения их в соответствие с положениями статей Трудового кодекса Российской Федерации. В 25 регионах России действуют положения о государственном управлении охраной труда, в 16 регионах подготовлены проекты таких положений. Особое внимание уделялось созданию электронной база законодательных и подзаконода-тельных актов субъектов Российской Федерации. Принимались меры по кадровому обеспечению отделов (департаментов) охраны труда администрации исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, численность которых зачастую ниже рекомендованной (2-3 человека на 100 тыс. занятых в экономике). Почти во всех субъектах Российской Федерации созданы Межведомственные комиссии по охране труда, в состав которых входят представители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, в том числе надзорно-контрольные органы, а также представители региональных отделений Фонда социального страхования Российской Федерации, объединений работодателей и профсоюзов, научных учреждений, выполняющие роль координаторов работы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области охраны труда в регионе. Важнейшим документом, координирующим деятельность по охране труда в субъектах Российской Федерации, являются целевые программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств предприятий и средств Фонда социального страхования. Ограниченность финансовых средств приводит к тому, что многие мероприятия носят организационный характер и не оказывают существенного влияния на улучшение условий и охраны труда. Муниципальный уровень. В последние годы осуществляется целенаправленная политика перенесения центра тяжести работ в области охраны труда на муниципальный уровень [40].* Организационно это выражается в создании в отделах по труду администрации органов местного управления службы охраны труда, введении должности специалистов по охране труда или возложении этих обязанностей на имеющихся работников. Создаются межведомственные комиссии (координационные советы или комиссии) по охране труда, которые организуют сотрудничество и взаимодействие всех заинтересованных структур (федеральных органов исполнительной власти, надзорно-контрольных органов, работодателей и их объединений, профсоюзных организаций) муниципального образования в целях снижения производственного травматизма и профессиональных заболеваний на всех предприятиях, расположенных на территории муниципалитета. На территории муниципальных образований создается инфраструктура управления охраной труда: учебно-методические центры, центры по оказанию услуг предприятиям по про- блемам охраны труда, организации по производству и продаже средств индивидуальной защиты. В целях создания правовой базы управления охраной труда в муниципальных образованиях в субъектах Российской Федерации принят ряд правовых актов и нормативных документов органов местного самоуправления. В этих законах в той или иной степени детализированы полномочия органов местного самоуправления. В целом же становление муниципального управления охраной труда идет медленно и трудно вследствие недостаточности правового обеспечения, связанного во многом с особым статусом органов местного управления, не входящих в систему государственной власти и не обладающих, поэтому полнотой полномочий по управлению охраной труда, передать которые можно лишь законодательным путем. В настоящее время порядок передачи полномочий по охране труда в основном выполнен в Иркутской и Читинской областях и Кабардино-Балкарии, принявших соответствующие законы. Работу по наделению полномочиями органов местного самоуправления по управлению охраной труда в соответствии с положением ст. 85 Федерального закона от 6 октября 2003 г.№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» необходимо осуществить до 1 ноября 2005 г. В связи с переходом к новым бюджетным, налоговым и юридическим отношениям предстоит большая работа в области финансирования мероприятий по охране труда. Для прекращения распыления ресурсов конкретного объекта самоуправления, исключения дублирования и повышения эффективности мероприятий за счет комплексного решения проблем, целесообразна интеграция работ по охране труда с решением вопросов здравоохранения, экологии и других смежных направлений. Отраслевой уровень. В 2003 г. продолжилась работа по совершенствованию отраслевых систем управления охраной труда, связанная в значительной степени с обновлением нормативных правовых актов. Лучше всего эта работа поставлена в МПС, МЧС, Минтрансе, Минсвязи, Минэнерго, Минсельхозе России. Госгортехнадзор России практически пересмотрел, а также зарегистрировал в Минюсте России около 80% существующих ранее нормативных правовых актов по безопасности производственных процессов и работ повышенной опасности. Среди государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов по состоянию на 1 июля 2003 года действовало 253 СанПиН, СП, ГН, СН, из них 25 документов приняты и зарегистрированы в 2003 г. Серьезная работа проведена Госстроем России. Только за последние два года подготовлены и переизданы более 30 нормативных актов по охране и безопасности труда в энергетике. Минсельхоз России в 2003 г. подготовил, утвердил и зарегистрировал в Минюсте России 19 отраслевых правил по охране труда. Среди федеральных органов исполнительной власти медленно ведётся пересмотр нормативных документов в Минэкономразвития России, Минпромнауки России и ряде других ведомств. На предприятиях отраслей экономики, уделяющих серьезное внимание вопросам охраны труда, начинают разрабатывать и применять сис- темы управления охраной труда с учетом рекомендаций МОТ. Лидерами здесь являются РАО ЕЭС России, ОАО «Газпром», ОАО «Лукойл», ОАО «Северсталь» и некоторые другие.
|