Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Благополучная семья
В семьях подобного типа дети — источник радости в жизни родителей. Они стимулируют здоровый образ жизни, предприимчивость, удовлетворенность жизнью. Такие семьи заинтересованы в высоком качестве знаний, получаемых детьми, и создают для этого необходимые условия с учетом материальных возможностей, которыми она обладает в данный момент. Привычная ориентация администрации образовательного учреждения на работу с проблемной семьей оставляет в стороне семью благополучную на том основании что на успешно решает вопросы обучения и воспитания детей. Но благополучная семья — самый строгий заказчик и самый строгий «эксперт» в оценке деятельности школы. Семья подобного типа создает репутацию школы, формирует общественное мнение. В решение проблемы усиления ответственности родителей семья подобного типа может внести большой вклад. Укрепляя и развивая контакты с «благополучной» семьей, школа расширяет свое влияние на «проблемные» семьи; предупреждает негативные тенденции в семье, связанные со снижением благополучия; создает условия для реализации прав ребенка, способствует его полноценному развитию; содействует формированию потребности родителей в повышении своей общей и воспитательной культуры. Самое важное, что есть у ребенка, — это родители. Отдать ему большую часть самих себя, по-видимому, лучший способ решения его проблем. Не назойливая опека, а дружеское, горячее, живое участие, благодаря которому он почувствует, что родители — СВОИ люди. Только в этом случае у ребенка притупится чувство враждебности и он сможет найти способ излить неизбежную агрессивность социально приемлемым образом. Еще недавно считалось, будто детская преступность — наследственная болезнь. Некоторые социологи предложили использовать так называемое игровое поле и, к всеобщему изумлению, доказали, что когда у ребенка появляется возможность проявить свою потребность в активной деятельности, то сразу же резко падает и коэффициент преступности. Хорошо организованная семья способна предложить ребенку бесконечное количество вариантов выражения его активности без нарушения общественного порядка. Только в том случае, если ребенок почувствует, что родители любят его и он по-настоящему любит их, он захочет быть таким, как они, и подражать им. Никакие призывы к ограничению желаний, разумеется, не воздействуют на него. И если ребенок действительно захочет быть похожим на родителей и заслужит их расположение, он станет понимать пользу контроля своих поступков. Вот почему так важно, чтобы он был хорошего мнения о родителях. Иначе он останется непослушным. Не чувствуя опоры, поддержки и уверенности в себе, которые дает ему родительская любовь, он вынужден будет красть то, что не может приобрести естественным путем. Вещи, которые ворует ребенок, сами по себе не имеют для него никакого значения, но они как бы олицетворяют то другое, что ему отчаянно хочется иметь. Дети в семьях, где не принято выражать свои чувства и где ценятся сдержанность и сила, испытывают дефицит любви, тепла и понимания. Типичная проблема в семьях бизнесменов — детское домашнее воровство. Среди психотерапевтов существует метафора, что дети таким образом «воруют любовь». Это форма протеста против холодного, рационального мира взрослых. «Мои сыновья должны быть такими же сильными, как я, иначе они мне не нужны», — говорит настоящий мужчина, обратившийся в семейную консультацию по поводу воровства своего ребенка. При изучении неблагополучных семей, обладающих теми или иными криминогенными характеристиками и способствующих формированию у детей аморальных, а подчас и противоправных ориентации, было установлено что около 75% родителей из них сами воспитывались в нравственно и социально неблагоприятных семейно-бытовых условиях, аналогичных тем, в которых затем оказались их дети. Отношение к семье в ходе взросления ребенка меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей, или, как говорят некоторые специалисты, происходит «обесценивание» родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Имеются данные, что, хотя родители, как центр ориентации и идентификации, действительно отступают в этом возрасте на второй план, это все-таки относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, в психологическом исследовании было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка служит, прежде всего, мать, а затем в зависимости от ситуации, в разной последовательности отец, подруга или друг. Старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом. Однако отвечая на вопрос: «с кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?» и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Это общая, нормальная тенденция поведения в подростковом и юношеском возрасте. Однако проблема состоит в том, что многие так называемые «уличные дети» и «подростки группы риска» не имеют таких нормальных семейных отношений и таких нормальных родителей, к которым они могли бы обратиться в сложных, проблемных жизненных ситуациях. Последние данные, полученные в ходе социально-психологических исследований современной молодежи, подтверждают идею о важнейшей роли родителей и уровня семейного доверия в нормальном развитии личности — как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Как правило, семьи с высоким уровнем доверия отличаются следующими особенностями: ü в них не бывает домашних краж или они случаются крайне редко; ü дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги; ü дети открыто высказывают свои потребности в деньгах; ü дети получают честные, исчерпывающие ответы на свои вопросы, связанные с деньгами, эта информация не является закрытой; ü дети рано узнают, как добываются деньги и чего они стоят; ü дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода. В исследовании «Преступность несовершеннолетних: тенденции и перспективы» М. Раттер и Д. Гидлер (1998) указывают на четкую связь между особенностями раннего детского развития в семье и последующей степенью послушания индивида, но утверждают, что механизмы такого влияния семьи по-прежнему неясны. Авторы исследования отмечают корреляцию между социальными переменами и ростом преступности, вновь подчеркивая недостаточность знаний относительно механизмов этой связи. На примере несовершеннолетних исследователи приходят к заключению, что для преступного поведения существуют множественные причины, включая влияние семьи, групп сверстников, социального контроля и социального научения, биологических и ситуационных факторов. Поэтому абсурдно искать единственное объяснение или единую стратегию профилактики девиантного поведения детей и подростков и, в частности, его наиболее распространенной формы — воровства. Таким образом, ранняя профилактика девиантного поведения детей должна, по существу, начинаться с первых же дней рождения ребенка. Она заключается в правильной организации систематического, целенаправленного воспитательного воздействия, которое осуществляется в основном в семье.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ: 1. Объясните психолого-педагогические причины вызывающие семейное неблагополучие в отношении ребенка. 2. Опишите модели девиантного поведения детей в семье и приведите конкретные примеры. 3. Объясните, в чем особенности формирования девиантного поведения ребенка из неполной семьи. 4. Дайте определение «проблемной семье» и опишите виды отклоняющегося поведения у детей в таких семьях. 5. Объясните особенности «некомпетентной семьи» и дайте классификацию нарушений в воспитании детей в подобных семьях. 6. Объясните, почему в «благополучных семьях» могут быть неблагополучные в поведении дети? Date: 2015-12-13; view: 553; Нарушение авторских прав |