Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Граница физического и духовного в ремесле





Л.Н.Гумилев: «Предметы хозяйственные, оружие и продукты можно получать или заимствовать (как образцы) у кого угодно, потому что эти вещи необходимы и никак не влияют на психику. А без предметов искусства вроде бы и можно обойтись, но дороги они без всякой предвзятости. Ведь без искренности невозможно ни творчество, ни восприятие, а искренняя симпатия (или необъяснимая антипатия) к чьему-либо искусству определяет комплиментарность с соответствующим знаком».

Пример1: хунны (великий кочевой народ Евразии, известный историкам с 4 в. до н.э. – за 1500 лет до появления на той же сцене монголо-татар Чингисхана) для тела предпочитали китайские (их самых ненавистных врагов) ткани, зеркала, просо и рис, а для души – предметы скифского звериного стиля. (Скифы как этнос существовали с 10 до 3 в. до н.э., когда были уничтожены сарматами). Пермский звериный стиль – бляхи, подвески, – отголоски скифского.

Пример2: Есть территории в Азии, где определенные памятники искусства прошлых заселявших этносов великолепно сохранились, и есть соседние территории, где такие же образцы варварски обезображены в далеком прошлом отрицательно комплиментарными к ним племенами.

Пример3: Древние римляне, покорив Элладу ко 2 в. до н.э., переняли искусство (каноны, образцы) эллинов.

 

Критерии красоты и полезности в античном мире; Сократ, Иктин, Парфенон, ордер, Триада Витрувия.

Принципы дизайна Древней Греции:

Техне – умение делать хорошо, т.е. искусство. «Всё, что стоит сделать, стоит сделать хорошо». «Кто не может сделать красиво, делает богато». Ведущий принцип периода классики (5 в. до н.э.): «Ничего лишнего».

Гармония – соединение в согласии.

Пифагор (6 в. до н.э.): Гармония – организованность вопреки хаосу; «Все вещи суть числа»; созвучие молотов в кузнице (2/1 = октава; музыка как игра с дробями); геометрия в основе всего («Космос – мир, прекрасно устроенный» – отсюда рукотворная красота «косметика»); ученик Пифагора Филолай: «В число никогда не проникает ложь, потому что она противна и ненавистна его природе, истина родственна числу».

Сократ: Любой предмет может быть прекрасным только в своем роде. «У борца своя красота, у бегуна – своя». И бессмысленно сравнивать, кто прекраснее – девушка или ваза.

Прекрасное и полезное неразделимы. Чтобы называться прекрасной, вещь должна прекрасно выполнять свою функцию (Разговор Сократа с учеником Аристипом о прекрасной навозной корзине и безобразном золотом щите) и быть подогнана по мерке к потребителю (Сократ и ученики в гостях у панцерщика Пистия). Но полезное не обязательно прекрасно».

Дизайн древнегреческой керамической посуды наглядно иллюстрирует заветы Сократа. Её формы до сих считаются прекрасными, поскольку функциональны и подогнаны к потребителю. 350 типов посуды было у эллинов, в частности: - кувшин; - гидрия – для доставки девушками питьевой воды в дом, с тремя ручками, высоким центром тяжести и вогнутостью ножки по форме головы; - кратер – сосуд для хранения воды в доме (устойчивый, с широким горлом для вливания); - килик – для приема жидкой пищи, с двумя ручками; амфора – веретенообразная и прочная при транспортировке тара для жидких товаров; - арибал – носимый на поясе сосуд для нанесения масла на тело равномерным слоем (гигиена после фитнеса); - гуттус – сосуд для кормления младенцев (горловина имеет форму ложки, а ручка простирается вокруг центра тяжести, чтобы точно дозировать подачу пищи); - лекиф – для масла, прототип современных пузырьков для духов, имеет заострённый край для отрыва капли, чтобы не стекала по стенке.

«Человек – мера всех вещей» (философ Протагор, 5 в. до н.э.).

Платон: «Гармония есть основа прекрасного». «Нет красоты ни в чем без гармонии». «Умеренность и соразмерность всюду становятся красотой и добродетелью». «Прямые и плоскости, а также тела, образованные из них, обладают не относительной красотой, а красивы сами по себе, всегда и абсолютно».

Аристотель:

- «Гармония – единство в многообразии» [составляющих предмет частей].

- «Красота состоит в соразмерности и правильном расположении».

- «Искусство учит человека правильно радоваться».

- «Каждое сооружение или вещь имеет только одно лучшее решение». Прекрасное произведение должно быть художественно единым и законченным, в композиции частей не допустима случайность.

Золотая середина = «золотая аналогия» Пифагора = «золотая пропорция» Цицерона (1 в. до н.э.) = «золотое сечение» Леонардо да Винчи (500 лет назад) = «божественное сечение» Кеплера (1:0,618=1,618:1).

Колесница, в идеале эллинов, должна распасться в один прекрасный момент, назначенный мастером.

Ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей каменного стоечно-балочного каркаса, их конструкция и художественная композиция. Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции; три ордера получили название от двух племен и области: дорический, ионический, коринфский. Римляне добавили два: тосканский и композитный – но применяли ордера не как каркас, а как рельефный декор на стене.

В древнегреческом ордере существует ясный и стройный порядок, согласно которому друг с другом сочетаются три основные части постройки: основание «стереобат», несущие опоры «колонны» с капителями и несомая конструкция «антаблемент», который составляют архитрав, фриз и карниз. Композиция из треугольного фронтона, колонн и стереобата называется «портиком» (его прототип – дом ахейцев «мегарон»).

Др. греки (правильнее «эллины»): «Для профессионального занятия художественным творчеством необходимы фантазия, интуиция, энтузиазм и, главное, природное дарование, для раскрытия которого требуется обучение и постоянная практика».

Витрувий Марк (древнеримский архитектор, в трактате об архитектуре, 19 г. до н.э.): «Всё следует создавать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту» (– «триада Витрувия»). [Везувий – вулкан, законсервировавший пеплом города Помпеи и Геркуланум].

 

Общие принципы развития «ремесленного дизайна» в доиндустриальную эпоху при всех различиях культур.

Общий принцип развития ремесленного дизайна в доиндустриальную эпоху при всех различиях культур – постепенная эволюция традиции (делай, как мастер научил).

Почему каменные мосты через ущелья в горах делаются выгнутыми? – «против дьявола, который может двигаться только по прямой и потому сам срывается в пропасть».

Английский мастер начала XIX века свидетельствует в своем тексте, что он и его коллеги обходились без чертежей и знания законов Ньютона: «... мы точно знали особые нужды наших заказчиков. Изготовляя телегу или тачку, водовозку или плуг, мы выбирали такие размеры, такие формы кривых для каждой деревянной детали, чтобы они соответствовали особенностям почвы на определенной ферме, крутизне того или иного холма, темпераменту хозяина и его лошади» – и это без чертежей! Если бы мы с вами спросили у них, зачем колесо имеет вид чаши, или зачем колесам придан развал – они ничего вразумительного не ответили бы, а ведь делали все правильно! Это была интеллектуальная деятельность на основе коллективного, не научного, но практического знания, накопленного многими поколениями мастеров. Совершенствование кустарного изделия происходило в результате бесчисленных проб, неудач и редкостных успехов – по принципу «проб и ошибок» на новом изделии. Эту составляющую деятельности ремесленника методологи дизайна называют «ремесленным проектированием».

 

В средневековой Руси способом передачи мастерства иконописцев были т.н. «подлинники» – руководства для художников. Вот цитата на современном языке: «Его борода – как у Василия Кесарийского, но покороче», «Феодосий сидит как Владимир, но борода короче Владимировой».

Храмы строились без чертежей, по образцу прежней постройки, хотя и с целью превзойти её. Как Иван Грозный вознаградил Барму и Постниказодчих храма Василия Блаженного?

Российские мастера перенимали веяния Европы творчески. Европейская мебель барокко была очень красивой, но крайне неудобной. Российские же образцы «дворцовой» меблировки характерны именно своей необычайной комфортностью.

Русская живописная вывеска. Императрица Елизавета Петровна в 1753 повелела снять все вывески с центральных улиц столицы. Но кампания закончилась через несколько дней, хотя никто и не выступал против...

1782 – Указ Екатерины Второй: дать большую свободу торгово-промышленному люду (ради налогов, конечно).

В 1830-х Николай-I, удрученный несовершенным дизайном вывески одной мелочной лавки, распорядился написать «образцовую» вывеску. Новый дизайн утверждался лично императором. На «образцовой» пририсовали даже римскую цифру «I», как знак одобрения самого Николая-I, но ее потом при копировании всегда воспроизводили (на всякий случай, не думая, ведь российское начальство не любит думающих).

Теофиль Готье (1835): «Невский проспект красив и пользуется своей красотой. На этой фешенебельной торговой улице чередуются дворцы и магазины. Нигде, может только ещё в Берне, вывеска не выполнена столь великолепно, как здесь. Её почти нужно было бы считать одним из ордеров архитектуры, прибавив её к пяти ордерам по Виньоле. Золотые буквы выводят свой рисунок на голубом фоне, на черных или красных панно, вырисовываются на сквозном фоне. Они выписаны на стёклах витрин, повторены на каждой двери, для них используют углы улиц. Надписи круглятся по аркам, тянутся вдоль карнизов, не пропускают и выступов подъездов, сбегают по лестницам в подвалы и вообще изыскивают решительно все способы привлечь взгляд прохожего».

В России вывесочному ремеслу надо было долго учиться. В ученики на срок от 3 до 5 лет отдавались мальчики из крестьян, мастеровых, мелких чиновников. Обучение проходило по традиционной схеме. Сначала мальчик выносил мусор, затем учился делать грунт, растирать краски, прописывать рисунок по образцу, выписывать шрифты – и никаких лекций, объяснений, пособий. Только наблюдать за работой мастера и помогать. Профессией овладевали «изнутри». После этого ученик сдавал экзамен и зачислялся в подмастерья. В этой квалификации надо было поработать ещё 10 лет, после чего разрешалось сдать экзамен цеховому начальству в Ремесленной управе. После успешной сдачи экзамена его записывали мастером и он получал право открыть свою мастерскую и иметь собственную вывеску: «Вывескный живописец».

Курьезные вывески в Санкт-Петербурге XIX века: «Живописец вывесок, одобренный начальством и экзаменованный и производит всякое художество»; «Продажа разных мук».

В России ремесленный дизайн главенствовал до конца 17 века; реформы Петра-I поставили и начали решать проблемы личностного отражения веяний жизни, творческие задачи «новое небывалое рождать». К середине 18 века «сферой приложения силы искусства и мысли был в первую очередь дворец, игравший роль и политического, и культурного центра, и вельможно-дворянского клуба, и храма монархии, и театра, на котором разыгрывалось великолепное зрелище, смысл которого заключался в показе мощи, величия, неземного характера земной власти... Поэзия, вообще художественная литература в это время существовала не сама по себе, она фигурировала как элемент синтетического действа, составленного архитектором, мебельщиком, портным, живописцем, церемониймейстером, актером, пиротехником, академиком, поэтом».

Итак, первыми проектировщиками были охотники неолита, рисовавшие на стенах пещер 8 тысяч лет назад сцены предстоящей охоты. Проект – это план, замысел общего дела, например, рисунок как охотиться на бизона или страуса, переодевшись под него.

Создателями искусственной среды в течение нескольких тысяч лет были ремесленники – самое многочисленное сословие в любом древнем городе среди торговцев, воинов, знати и рабов. (Кстати, Древний Рим был вовсе не городом рабов, а городом мастеров разных ремесел и искусств). Суровые законы выживания в войнах и на рынке побуждали ремесленников уважать канон – проверенные практикой образцы ремесла, по сути, проекты каждого нового изделия. Но следование канону не было механическим тиражированием, ведь вещи из века в век улучшались. И инициаторами изменений в искусственной среде были не мудрецы, а ремесленники. Сохранившиеся в музеях шедевры ремесла настолько красивы и сложны, что их можно принять за плод деятельности дизайнера высшей квалификации: и гребное судно викингов, и русский топор, и английская телега…

Очень медленно, но неуклонно предметный мир развивался в гармонии со всеми сторонами жизни, достигнув в Европе вершины в век готики и проторенессанса.

Однако обществу свойственны перемены. Век Ренессанса вызвал кардинальные изменения в Европе: новая точка зрения на мир и место человека в нем, реформа церкви и морали, становление буржуазного способа производства на принципе разделения труда, замена единого ремесленного производства-проектирования на машинное тиражирование и чертежное проектирование, разделение труда вплоть до «расчленения самого человека-созидателя» (как выразился Джон Рёскин, английский искусствовед в середине XIX века) – вот что принес с собой капитализм, потеряв по пути гармонию вещи и жизни. Новое «индустриальное» общество столкнулось с так наз. «проблематикой дизайна».

 

© поиск, проверка, компиляция: А.Ю. Наместников, 1998-2012. Только для моих студентов. Файл: Тема2.rtf

Date: 2015-12-13; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию