Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития мировой социальной мысли





Содержание

Введение...................................................................................3

1.Основные этапы развития мировой социальной мысли....

2.Конт - родоначальник социологии.......................................

3.Социологические идеи М.Вебера.........................................

 

„R„„y„ƒ„€„{ „y„ƒ„„€„|„Ž„x„…„u„}„€„z „|„y„„„u„‚„p„„„…„‚„

„H„p„{„|„„‰„u„~„y„u

 

 

Введение

 

Я считаю, что изучение такой науки, как социология, является очень важным для современного общества и для каждого человека отдельно.
Социология имеет очень много определений, но все они сводятся к одному, что предметом и объектом социологии является общество и вся общественная жизнь, а знания в этой области, мне кажется очень важны для современного человека.

Но изучать что-либо, в частности науку, не зная её историю возникновения, развития - просто невозможно.

 

Цель исследования – рассмотрение и раскрытие вопроса об истории социологии

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• рассмотреть основные этапы развития мировой социологической мысли;

• раскрыть идеи Конта и М.Вебера.

Говоря о степени исследованности рассматриваемой темы, необходимо отметить, что данный вопрос на страницах специальной литературы довольно широко изучен.

Основу исследования составляет работы таких авторов как Кравченко А.И, Немировский В.Г, Тощенко Ж.Т, Харчева В.

Данная работа состоит из введения, из трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы.

 

Основные этапы развития мировой социальной мысли

 

С некоторой долей условности можно выделить четыре основных этапа в формировании и развитии социологии как науки. На каждом из этапов складывались и основные направления социологической мысли: позитивизм, марксизм, понимающая социология, социологизм, структурализм и социология действия, символический интеракционизм и этнометодология.

Первый этап – классический, охватывает время с 40-х годов до конца 19 века. Это период формирования двух крупных социологических теорий: позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).Возникновение социологии принято относить к 1839 году, когда был опубликован третий том важнейшей работы О. Конта «Курс позитивной философии», где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия на научную основу и явилось тем основным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии.На основании открытого О. Контом закона разделения и кооперации труда, социология призвана способствовать установлению согласия и солидарности.Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и пропагандистскую деятельность в то же время и при тех обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» Г. Спенсер (органическая школа), Э. Дюркгейм (функциональная школа) предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъёма они думают не над тем как разжечь пожар гражданской войны, а, наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.

Второй этап развития социологии - неклассический (модерн)датируется от 90-х годов 19 века и примерно до 20-х годов 20 века. Это период развития социологии, в основу которой было в основу познания не критерий объективности как в классической социологии, а постижение ценностных ориентиров, которые определяют социальное поведение. В эти годы определяют свои позиции школа понимающей социологии М. Вебера (рассмотрение человека как субъекта действия, которое принимается как начало социальной жизни – понимающая социология), аналитическая школа Георга Зиммеля (1858 - 1918) (рассмотрение общества как процесса социального взаимодействия и выработка адекватного метода познания - изучение «чистых» форм социальности) и формально-аналитическая школа Фердинанда Тённиса (1855 - 1936), рассматривавший понятия «община» и «общество» как парные дихотомические термины.


Третий этап – неоклассический этап (неопозитивизм)с 20-х годов 20 века до средины 60-х годов - бурный этап развития социологии как эмпирической дисциплины, этап широкого распространения и совершенствования методов и техники конкретных социологических исследований.На первый план выходит американская социологическая школа. Повсеместное признание получает структурно-функциональная теория Т. Парсонса.Парсонс разработал общую систему действия человека, в которую включил три подсистемы: культурную (символизм, то есть наличие символических механизмов регуляции: язык, ценности и т.п.), социальную (нормативность, то есть зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), личностную (волюнтаристичность, то есть известная иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимости от «субъективных «определений ситуаций»).В этот период получили развитие теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, теория человеческих отношений Элтона Мэйо, теория бихевиоризма П. Лазерфельда, Э. Торндайка, Д. Уотсона; социологический плюрализм П.А. Сорокина.

Четвертый этап-развития и функционирования социологии постмодерна начинается с середины 60-х годов 20 века. На этом этапе ясно вырисовывается глубокий разрыв между социологической теорией и конкретными социологическими исследованиями. Кризис социологии приводит к появлению новых социологических ориентаций - социологии действия, символического интеракционизма и этнометодологии. Особое внимание привлекла «новая социология» Ч. Миллса. С точки зрения Миллса центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определенную роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ, фактически он заложил основы политической социологии. Миллс выделил и определил критерии содержания таких категорий, как «новый средний класс» и «властвующая элита», рассматривая последнюю как совокупность экономической, политической и военной «верхушек», обладающих наибольшим влиянием при принятии важных решений. Основные направления, тенденции развития современной социологии: 1. Стремление к целостному охвату социальных процессов, исследованию различных типов цивилизаций.

2. Расширение объектного диапазона исследований.

3. Появление междисциплинарных наук типа экономической социологии, социальной географии, социобиологии и др.

4. Интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов.

5. Психологизация и философикация социологии, т.е. использование методов психологии, социальной психологии и философии, истории для анализа социологических фактов.

6. Усиление интереса к прикладной социологии.

7.Широкая популяризация социологического знания.

 

 

2.Конт ― родоначальник социологии

Огюст (Август) Конт (1798–1857) считается родоначальником социологии. После опубликования в 40-х гг. XIX в. его труда «Курс позитивной философии» социология была признана в качестве отдельной специальной науки. Необходимость появления нового знания О. Конт пытается объяснить поступательным развитием истории. Он считает, что общество в своем развитии прошло три стадии,которые характеризуют степень познаваемости человечеством окружающего мира: 1) теологическую 2) метафизическую; 3) позитивную, или научную.


На первой стадии человек объясняет явления сверхъестественной силой; вторая характеризуется поиском абсолютного знания о мире с помощью абстрактных сущностей, которые скрыты за всеми явлениями окружающего мира. На третьей стадии человек сосредоточивает свое внимание на позитивном опыте, получаемом из частных наук. О. Конт призывает сконцентрировать свое внимание на мире явлений, который доступен эмпирическому познанию.

О.Конт делит социологию на две части.К первой он относит общественные институты (семья, государство и т. д.),ко второй– развитие представлений человечества об окружающем мире. Его труд является первым исследованием общества с помощью научных методов.

Изначально социология трактовалась как позитивная наука.Социология, по мнению О. Конта, – наука, которая в будущем должна обеспечить знаниями и методами политические структуры, что приведет к позитивному развитию государства. Позитивизм в социологии привел к тому, что появилась социальная статистика, внимание сосредоточилось на динамике процесса, появились схемы развития общества. Позитивисты утверждали, что каждый общественный процесс подчиняется причинно-следственным связям. На рубеже XIX–XX вв. произошло разграничение естественных и гуманитарных наук. С открытием электрона под сомнение было поставлено утверждение о том, что только естественные науки являются позитивными.

 







Date: 2015-12-13; view: 1252; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию