Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Полярность вашей психики
Древние восточные учения, а позже проницательные писатели, философы и психологи, отмечали двусторонний характер человеческой психики. Они видели различие между интуицией и рассуждением, воображением и анализом, артистичностью и критицизмом, подсознанием и сознанием, вдохновением и трудом. Академик И. П. Павлов пришел к делению людей на художественный и мыслительный типы: «Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех родах: писатели, музыканты, живописцы и т.д. - захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность без всякого дробления. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем самым как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временной скелет, затем только постепенно как бы снова собирают ее части и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается». Исследования головного мозга, осуществленные за последние два десятилетия, приближают нас к научному пониманию явлений, на которые обратили внимание и древние учителя Востока, и великий физиолог. Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них дает особый вид знания. В ведении левого полушария находятся такие виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, решение задач, требующие применения логики. Левое полушарие ведает рациональным, аналитическим мышлением. Правое же имеет прямое отношение к образному, синтетическому, «целостному» восприятию действительности без дробления. Полушария мозга соединяются мозолистым телом - пластом нервных волокон. Оно делает возможной коммуникацию между полушариями со скоростью, измеряемой тысячами импульсов в минуту, но когда решение стоящей перед мозгом задачи более эффективно может быть осуществлено одним из полушарий, связь прерывается. Доминация того или иного полушария определенным образом ориентирует человека, определяет направленность его устремлений. Различия можно выразить так:
Я вспоминаю далекие школьные годы, урок, на котором преподаватель вызвала Тимошу - мечтательного, всегда погруженного в себя мальчика по прозвищу Иллюзия - и попросила дать определение бесконечности. Тимоша долго мялся, переступая с ноги на ногу, и наконец сказал: «Ну, это как коробка с мармеладом». Класс содрогнулся от взрыва хохот». Тимоша попытался что-то объяснить, но дикий рев заглушил его слова. Смеялась и учительница. Когда мы немного успокоились, она задала все тот же вопрос отличнику Кокушу. Тот без запинки повторил написанное в учебнике: «Бесконечность есть ничем не ограниченное пространство, время или качество». Учительница одобрительно кивнула. На перемене мы, конечно, принялись донимать Тимошу насмешками. «Как вы не понимаете? - отбивался он. - Ведь на коробке изображен человек, который держит в руках такую же коробку, а на той коробке тоже человек с коробкой. И на той коробке тоже...» Мы смеялись: «Эх ты, Иллюзия». А вот сейчас я понимаю: прав был Тимоша. Он, «правополушарный», сумел представить бесконечность по-своему, отличник же всего лишь вызубрил определение. Особенности «правостороннего» восприятия действительности иллюстрирует и известный рассказ Карела Чапека. Единственным свидетелем ночного дорожного происшествия (мчащаяся машина сбила прохожую) оказался поэт, тут же запечатлевший увиденное в стихах: «В далекий Сингапур вы уносились в гоночной машине. Повержен в пыль надломленный тюльпан. Умолкла страсть. Безмолвие. Забвенье. О, шея лебедя! О грудь! О барабан и эти палочки - трагедии знаменье!» В момент происшествия поэт был «под мухой» и ничего более существенного, что могло бы помочь следствию, вспомнить не мог. Инспектор Мейзлик раскрыл преступление только благодаря Тому, что сумел перевести язык полушария поэта, видящего и думающего образами, на общепонятный язык: автомобиль преступников был коричневого цвета (в «далеком Сингапуре» живут смуглые малайцы), а шея лебедя, грудь и барабан означали (по сходству очертаний) 235 - номер машины. А вот противоположный пример, пример только «левостороннего» мышления. Психологи исследовали способности человека с поврежденным правым полушарием головного мозга. Оказалось, что речь его, в общем нормальная, имела две особенности: он мог отвечать лишь на вопросы, предполагавшие буквальное понимание, и говорил лишенным выражения «компьютерным голосом». Когда его попросили объяснить значение пословицы: «У семи нянек дитя без глаза»,- он мог сказать лишь: «Это значит, что если нянек, присматривающих за ребенком, много, то ребенок может остаться без глаза». Любой человек с нормальным интеллектом и правильно функционирующим правым полушарием всегда задумается и объяснит, что пословица может иметь отношение к воспитанию ребенка, дрессировке собаки, проектированию здания, созданию произведения искусства и т. д. В жизни функции двух полушарий дополняют друг-друга. Правое имеет преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного, нешаблонного. Левое - упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и неразберихи. У детей преобладает целостное, с участием обоих полушарий, восприятие, но к 9-12 годам, в ходе полового созревания мозолистое тело начинает в определенных ситуациях изолировать полушария друг от друга. Большинство школьных предметов требуют логического мышления, левое полушарие становится доминирующим. Правое же обычно не получает достаточных стимулов для развития, и дети - природные бегуны, поэты, художники - с возрастом утрачивают свой дар. Исключение составляют лишь те, кто от природы имеет исключительные способности и кто поддерживает их упражнениями. Да, увеличиваются наши интеллектуальные способности, но, сталкиваясь в окружении и в самом себе с тем, что трудно понять умом и нельзя объяснить логикой, мы игнорируем неясное, загоняем его в подсознание, отказываясь тем самым от важных источников информации. В результате часто принимаем далеко не лучшие, вынужденные решения, функционируем хуже и как личности и как организмы. Уникальная особенность медитации заключается в том, что при ней уравновешивается деятельность полушарий. Ученые, изучившие электрические явления (альфа-ритм) в коре головного мозга испытуемых, обнаружили, что в ходе йогических медитационных упражнений активность обоих полушарий была одинаковой. Этим исследователи, в частности проф. Д. Эберт из Германии, и объясняют изменения и состояния медитирующих. Надо думать, что дальнейшие исследования прольют свет на малоизученный пока феномен, на механизмы взаимодействия сознания и подсознания, делающие медитацию столь, эффективным методом саморегуляции. Date: 2015-12-13; view: 968; Нарушение авторских прав |